Академик Российской Академии Искусств.
Пианист, педагог.
В 1966 году окончил Московскую консерваторию
(класс профессора Л.Н. Оборина). Народный артист России.
Профессор. Лауреат Международного конкурса им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже.
Музыкант, профессор Московской государственной консерватории Тигран Алиханов широко известен как превосходный исполнитель как симфонической, так и камерной музыки. «Исполнительской манере Тиграна Алиханова свойственна серьезность, бережное отношение к авторскому замыслу, тембровое богатство фортепианного звучания», - отмечает его коллега пианист Николай Петров. А композитор Эдисон Денисов называл Тиграна Алиханова одним из лучших пианистов, с которыми ему доводилось работать, ответственным музыкантом и настоящим тружеником.
Думается, что эти качества он унаследовал от своего отца, известного физика, лауреата трех Государственных премий СССР и Героя Социалистического Труда. Но при всей своей погруженности в науку Абрам Исаакович был тонким ценителем искусства, дружил с композиторами Дмитрием Кабалевским, Арамом Хачатуряном, в его доме любил скрываться от суеты повседневности Дмитрий Шостакович. И когда в 1960-е годы разгорелся не самый умный спор «физиков» с «лириками», о несостоятельности и даже откровенной глупости такой классификации первым в печати заявил именно академик Абрам Алиханов.
Однако его сын, выбрав стезю музыканта, по сути, пошел в свою маму, солистку Московской филармонии, лауреата Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей Славу Соломоновну Рошаль. Только вместо скрипки любимым инструментом для него стало пианино. А первым и безмерно уважаемым учителем - друг семьи Алихановых, один из столпов русской фортепианной школы Лев Оборин. «Когда он начинал в классе или во время уроков дома что-то рассказывать, от этого невозможно было оторваться, - впоследствии вспоминал о своем педагоге Тигран Абрамович. - Когда он произносил свою определенную, точную характеристику, она была настолько точной, настолько емкой и образной, что вы запоминали ее на всю жизнь».
Музыкальные критики называют оборинский класс того времени на редкость богатым талантливыми студентами. Пробиться среди своих сокурсников, завоевать право на участие в международных конкурсах Тиграну Алиханову приходилось в жесткой конкуренции. И он достойно ее выдержал, после окончания Консерватории получив премию на Международном конкурсе имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже. С этого момента начинается концертная деятельность Тиграна Абрамовича, который уже тогда обнаруживал незаурядную виртуозную хватку, владение фортепианной колористикой.
Понимание важности поддержки молодых талантов, которым еще только приходится вступать во взрослую жизнь, Тигран Алиханов пронес сквозь годы. Ею он руководствовался, когда принимал участие в восстановлении симфонического оркестра Московской консерватории, где талантливая молодежь выступала с самыми известными, выдающимися российскими музыкантами. Молодые дирижеры, объяснял Тигран Абрамович, должны учиться на оркестре, а не «под два рояля и перед зеркалом». Вместе с ним активное участие в отборе кандидатов принимал дирижер Геннадий Рождественский. А в итоге получился замечательный оркестр, который стал успешно выступать на сцене Большого зала Консерватории, вошел в плоть и кровь концертной жизни.
Московской консерватории Тигран Алиханов отдал около сорока лет. Как заведующий кафедрой камерного ансамбля и квартета он воспитал не одно поколение достойных музыкантов.
О его авторитете среди коллег можно судить по выборам ректора, когда он победил двух своих соперников с перевесом в 100 голосов. Тигран Абрамович сумел активизи-роватьтворческую энергию студентов, аспирантов и преподавателей. Прославленное учебное заведение качественно преобразилось. Заработал научный отдел, преобразовавший интернет-сайт в популярный портал, который ежедневно посещали 3500 человек. Создан научно-исследовательский центр «Наследие», открывший широкой публике малоизвестные архивные работы. Развернул свою деятельность Центр электроакустической музыки. Список ежегодных научных изданий Консерватории расширился до двадцати позиций. Все эти реформы были по достоинству оценены. Достаточно будет сказать, что уехавшие за рубеж преподаватели начали возвращаться в Московскую консерваторию.
Как ректор Тигран Алиханов видел свою главную задачу в том, чтобы сохранить достижения отечественного образования. «Консерватория является бастионом серьезного, глубокого искусства посреди засилья огромного количества низкопробных и убогих явлений в нашей культуре, - говорил он. - То, что мы имеем такие успехи и в области исполнительства, и в музыкальной науке, свидетельствует о жизнеспособности и правильной организации». Конечно, иногда Тиграну Абрамовичу приходилось заниматься и такими приземленными вещами, как поиски денег на ремонт зданий, но при этом он оставался пианистом, который хочет играть. По его словам, ректор, который превращается из творческой личности в чиновника, сильно роняет себя в глазах своих коллег, а этого допустить нельзя.
Тигран Алиханов с Людмилой Голуб и Эдисоном Денисовым
Любимым домом для Тиграна Алиханова много лет остается подмосковный академический поселок Мозжинка, что под Звенигородом. Здесь в детстве он любил бродить по Саввино-Сторо-жевскому монастырю. А с 1992 года в Мозжинке проходят фестивали камерной музыки, одним из организаторов которых стал Тигран Абрамович вместе с замечательным артистом виолончелистом Александром Рудиным и его оркестром Musica Viva. «В то время я был просто профессором Консерватории, - рассказывает Тигран Алиханов. - Когда стал исполнять функции ректора, решил продолжать это хорошее начинание». Динамичный в мышлении и действии, сегодня Тигран Абрамович готов помимо этого фестиваля организовать в Звенигороде и хоровой фестиваль.
Пианист, педагог, профессор Московской консерватории. Народный артист России (2002).
Родился в 1943 году в Москве в семье выдающегося ученого-физика, академика А.И.Алиханова и известной скрипачки С.С.Рошаль. В 1950-1961 годах учился на фортепианном отделении Центральной музыкальной школы при Московской консерватории (класс А.С.Сумбатян), в 1961-1966 годах - в Московской консерватории, в 1966-1969 - в аспирантуре в классе профессора Л.Н.Оборина. Лауреат Международного конкурса им. М.Лонг и Ж..Тибо в Париже (1967).
С 1966 года - солист Москонцерта, работал также в Бюро пропаганды советской музыки Союза композиторов СССР. С 1995 года - солист Московской государственной академической филармонии. Выступает с сольными концертами, в ансамблях и с симфоническими оркестрами в России и странах бывшего СССР, в Австрии, Алжире, Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Испании, Китае, Нидерландах, США, Франции, Чехословакии, ЮАР. Концертные программы Алиханова включают сочинения для фортепиано и камерных ансамблей различных эпох - от И.С.Баха до наших дней. Среди крупнейших его достижений - неоднократно исполненный им цикл «32 сонаты Бетховена» и ряд других монографических программ из произведений Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Брамса. Особое место в творчестве Т.Алиханова занимают сочинения композиторов XX века и наших современников. Со студенческих лет и по сей день он является неустанным пропагандистом и одним из лучших интерпретаторов фортепианных и камерных произведений Ч.Айвза, Б.Бартока, А.Берга, А.Веберна, О.Мессиана, Н.Рославца, А.Онеггера, С.Прокофьева, И.Стравинского, А.Хачатуряна, П.Хиндемита, А.Шёнберга, Д.Шостаковича, П.Булеза, Ю.Буцко, Э.Денисова, Ж.Дурко, Дж.Кейджа, А.Кнайфеля, Дж.Крамба, Д.Куртага, К.Хубера, А.Шнитке и многих других. Является первым исполнителем таких сочинений, как «Знаки на белом» и фортепианный квинтет Э.Денисова, скрипичная соната и фортепианное трио Ю.Буцко, трио-соната Г.Банщикова, фортепианный квинтет Г.Фрида, Соната № 3 П.Булеза, и ряда других. Также не раз знакомил зарубежных слушателей с произведениями русских композиторов.
Пианист неоднократно принимал участие в форумах современной музыки в нашей стране и за рубежом: «Московская осень» (1980, 1986, 1988), «Альтернатива» (Москва, 1988, 1989); фестивалях в Харькове, Таллинне, Софии, Тренто (Италия); фестивалях, посвященных музыке Шостаковича в Москве (1986, 1996) и во Франции. Лауреат премии венгерского Агентства по авторским правам (Artisjus) за пропаганду произведений венгерских композиторов (1985).
Значительную часть концертной деятельности Т.Алиханова составляют ансамблевые выступления. Его партнерами были Л.Белобрагина, В.Иванов, А.Любимов, А.Мельников, И.Монигетти, Н.Петров, В.Пикайзен, А.Рудин, В.Сараджян, В.Тонха, В.Фейгин, М.Хомицер, А.Чеботарёва. Выступал с ансамблем солистов ГАБТа под управлением А.Лазарева, Московским хором молодежи и студентов Б.Тевлина, Московским струнным квартетом, квартетами им. Шостаковича, Прокофьева, Глинки. Одним из постоянных партнеров Алиханова является его супруга, органистка Л.Голуб.
Более 40 лет отдал Тигран Алиханов педагогической работе. В 1966-1973 он преподавал в МГПИ им. Ленина, с 1971 года - в Московской консерватории на кафедре камерного ансамбля и квартета (с 1992 - профессор, заведующий кафедрой камерного ансамбля и квартета). С того же года преподает в Музыкальном училище (колледже) при Московской консерватории. Воспитал многих лауреатов Всесоюзных, Всероссийских и международных конкурсов, при этом большинство из них успешно проявили себя и как исполнители, и как педагоги. Среди них Ж. Аубакирова - ректор Алма-Атинской консерватории; П.Нерсесьян - профессор Московской консерватории; Р.Островский - доцент Московской консерватории; Д.Вейс, М.Воскресенская, А.Князев, Е.Попова, Т.Сипрашвили. С июня 2005 по февраль 2009 был ректором Московской консерватории.
Проводил мастер-классы в Москве, Кирове, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, в ряде университетов США, Испании. Неоднократно являлся председателем и членом жюри престижных конкурсов, в т.ч. международных конкурсов камерных ансамблей имени С.И.Танеева в Калуге и им. Н.Г.Рубинштейна в Москве; Всероссийского конкурса пианистов им. В.И. Сафонова в Казани; Международного конкурса камерных ансамблей и фортепианных дуэтов им. Д.Д.Шостаковича в Москве; Международного конкурса юных исполнителей «Новые имена» (председатель объединенного жюри); Международного конкурса пианистов в Цинциннати (США).
Заслуженный артист РСФСР (1990)
Народный артист России (2002)
Лауреат Международного конкурса им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1967)
Лауреат премии венгерского Агентства по авторским правам за пропаганду произведений венгерских композиторов (1985)
Родился в г. Москве в семье крупнейшего ученого-физика. Отец — Алиханов Абрам Исаакович (1904-1970), — академик, Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и государственных премий, создатель и первый директор Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ им. А. И. Алиханова), занимавшийся физикой атомного ядра и космических лучей. Мать — Рошаль Слава Соломоновна (р. 1916) — скрипачка, солистка Московской филармонии, лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1935).
В 1950-1961 гг. Т. А. Алиханов учился на фортепианном отделении Центральной музыкальной школы (класс А. С. Сумбатян), затем в 1961-1966 гг. — в Московской консерватории (класс профессора Л. Н. Оборина) и ассистентуре-стажировке (1966-1969).
Сразу по окончании Московской консерватории стал заниматься, наряду с исполнительской, и педагогической деятельностью: работал ассистентом кафедры музыкальных инструментов Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1966-1973), с 1971 г. преподает в Московской консерватории на кафедре камерного ансамбля и квартета (ассистент-почасовик — 1971 г., штатный работник — 1973 г., преподаватель — 1980 г., и. о. доцента — 1984 г.). В 1989 г. получил ученое звание доцента, а в 1992 г. — ученое звание профессора. С 1992 г. по настоящее время — заведующий кафедрой камерного ансамбля и квартета. С 1992 г. работает также в Музыкальном училище (колледже) при Московской консерватории.
Проводил мастер-классы в Москве, Кирове, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, в ряде университетов США, Испании, в музыкальной школе-десятилетке им. Гнесиных, ДМШ № 57 им. М. Л. Ростроповича (декабрь 1991 г.).
Многие из учеников Алиханова получили премии на всесоюзных, всероссийских и международных конкурсах, при этом большинство из них успешно проявили себя не только как исполнители, но и как педагоги. Среди них:
В классе Алиханова сформировались камерные ансамбли - лауреаты международных конкурсов:
Алиханов многократно участвовал в работе фестивалей и конкурсов, был членом жюри Всероссийского конкурса камерных ансамблей имени С. И. Танеева в Калуге (1996), Всероссийского конкурса им. В. И. Сафонова в Казани (1997), Международного конкурса пианистов в Цинцинатти (США), принимал участие в фестивалях современной музыки «Московская осень», «Альтернатива», Новогоднем фестивале современной музыки в Софии, музыкальном фестивале в Италии (Тренто).
Концертные программы Алиханова включают сочинения для фортепиано и камерных ансамблей различных эпох. Широкий и разнообразный репертуар исполнителя простирается от И. С. Баха до музыки композиторов XX века (И. Стравинский, П. Хиндемит). Особое место в нем занимают произведения современных композиторов — П. Булеза (его 3-я соната была исполнена в России впервые), Ж. Дурко, Дж. Кейджа, Дж. Крамба, Э. Денисова, А. Шнитке, Ю. Буцко и других. Постоянный участник музыкального фестиваля «Московская осень». Является первым интерпретатором в России многих сочинений, таких, как «Знаки на белом» и фортепианный квинтет Э. Денисова, скрипичная соната и фортепианное трио Ю. Буцко, трио-соната Г. Банщикова, фортепианный квинтет Г. Фрида. Ряд произведений русских композиторов впервые был представлен артистом зарубежной публике, среди них — фортепианный квинтет С. И. Танеева, исполненный Алихановым в Париже в конце 1980-х гг. совместно с Московским струнным квартетом. Значительную часть концертной деятельности музыканта составили ансамблевые выступления. Чуткий партнер, Алиханов играл с такими видными артистами, как, Л. Белобрагина, В. Иванов, А. Любимов, А. Мельников, И. Монигетти, Н. Петров, В. Пикайзен, В. Сараджян, В. Тонха, В. Фейгин, М. Хомицер, А. Чеботарёва. Прочные творческие связи установились у Алиханова с ансамблем солистов ГАБТа под управлением народного артиста РСФСР А. Лазарева, Московским хором молодежи и студентов Б. Тевлина, Московским струнным квартетом, квартетами им. Шостаковича, Прокофьева, Глинки. Одним из постоянных партнеров Алиханова является его жена, органистка Л. Голуб.
Алиханов является автором научно-методических работ, посвященных творческому наследию своего учителя Л. Н. Оборина. Деятельность Алиханова отражена в периодических изданиях: «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Советская культура» и других.
Алихановым осуществлено большое количество записей на радио, им была записана пластинка с произведениями И. С. Баха, Ф. Листа, А. Берга (Соната для фортепиано, первая запись в России), А. Хачатуряна. Участвовал в записях многих компакт-дисков. Московской консерваторией выпущены два диска с участием Т. Алиханова:
В 2005-2009 гг. — ректор Московской консерватории. Основные заслуги Т. А. Алиханова-ректора:
АЛИХАНОВ Тигран Абрамович (р. 22. I 1943)
Народный артист России (2002)
В 60-е годы оборинский класс в Московской консерватории был на редкость богат талантливыми студентами. Тем труднее было выдвинуться среди своих коллег, завоевать право на участие в том или ином международном конкурсе. Вскоре после окончания консерватории (1966) этого почетного права добился Тигран Алиханов: в 1967 году он получил восьмую премию на Международном конкурсе имени М. Лонг - Ж. Тибо в Париже. В этот период (до 1969 года) молодой пианист совершенствовал свое мастерство в аспирантуре Московской консерватории под руководством Л. Н. Оборина.
После этого и началась концертная деятельность Алиханова. Уже к тому времени его репертуар был достаточно разнообразен. В произведениях Бетховена, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, Дебюсси, Стравинского, Прокофьева он обнаруживал незаурядную виртуозную хватку, владение фортепианной колористикой, В практике пианиста нередко встречаются монографические программы, многие из которых посвящены бетховенскому наследию. "Слушая Т. Алиханова, - отмечал журнал „Советская музыка", - нельзя не оценить привлекательность, чарующую ласковость его туше. Звук пианиста неизменно красив, певуч, бархатист". Не склонный к лирическим ламентациям, Алиханов более силен в графических музыкальных построениях. Рационально вдумчивый подход к нотному тексту позволяет пианисту свободно ориентироваться в современной музыке. Еще в студенческие и аспирантские годы он проявлял интерес к сочинениям Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского (первое исполнение Речитатива и рондо). Позднее Алиханов обращается и к новым сочинениям других советских и зарубежных авторов. Так, он включил в свой репертуар Партиту Ю. Буцко, принял участие в исполнении Квинтета Б. Чайковского. Да и вообще артист все чаще выступает в камерных ансамблях. Содержательные программы, в частности, показало трио, где партнерами пианиста были скрипачка Е. Алиханова и виолончелист И. Монигетти; с последним Тигран Алиханов выступает и в сонатном дуэте. Кроме того, он исполнял виолончельную Сонату Франка совместно с М. Хомицером.
Тигран Алиханов - профессор Московской консерватории по классу камерного ансамбля. С 2005 года - ректор Московской консерватории.
Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.
При копировании материалов сайта активная ссылка на обязательна!
Тигра́н Абра́мович Алиха́нов (род. 22 января , Москва) - советский и российский пианист , музыкально-общественный деятель, педагог , профессор Московской консерватории (), ректор Московской консерватории ( -), народный артист России ().
Родился в семье учёного-физика Абрама Исааковича Алиханова (1904-1970) и скрипачки, солистки Московской филармонии Славы Соломоновны Рошаль (1916-1998).
В 1950-1961 годах обучался на фортепианном отделении Центральной музыкальной школы при Московской консерватории (класс А. С. Сумбатян).
В 1961-1966 годах обучался на фортепианном факультете Московской консерватории (класс профессора Л. Н. Оборина) и проходил там стажировку.
Заведующий кафедрой камерного ансамбля и квартета Московской консерватории (с 1992 года по настоящее время).
Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.