Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Презентация на тему "деепричастие". Деепричастие как особая форма глагола

Презентация на тему "деепричастие". Деепричастие как особая форма глагола

Слайд 1

Деепричастие
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №28 Кущяк О.Г.

Слайд 2

Деепричастие
Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, отвечает на вопросы как? что делая? что сделав? Егор говорил (глаг.) и улыбался (глаг.) мне Егор говорил, (как?) улыбаясь мне. Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное, выраженное глаголом-сказуемым, совершает всегда одно и то же лицо.

Слайд 3

признаки глагола признаки наречия
вид: совершенный (что сделав?) улыбнувшись; несовершенный (что делая?) улыбаясь 1. не изменяется по лицам, числам, родам, падежам.
переходность: переходное - скрестив (что?) руки; непереходное – дойдя (куда?) до реки в предложении связано со сказуемым (от сказуемого к деепричастию задается вопрос): отдыхал, (когда?) хорошо поработав
возвратность: возвратное – улыбнувшись невозвратное - увидев 3. в предложении является обстоятельством, отвечает на вопросы как? когда? с какой целью?
В деепричастии соединены признаки глагола и наречия.

Слайд 4

несовершенного вида совершенного вида
Обозначают незаконченное добавочное действие Обозначают законченное добавочное действие
Отвечают на вопрос что делая? Отвечают на вопрос что сделав?
Образовываются: основа глагола настоящего времени + суффиксы -а-, -я- (что делая?) слушая, думая, решая Образовываются: основа глагола неопределенной формы глагола совершенного вида + суффиксы -в- -вши- -ши- (что сделав?) прослушав, замахнувшись, испекши
Деепричастия

Слайд 5

Образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида
понять говорить видеть слышать смеяться влезать собираться работать

Слайд 6

Проверьте себя:
Понять – понимая - поняв говорить - говоря - поговорив видеть - видя - увидев слышать - слыша - услышав смеяться - смеясь - рассмеявшись влезать – влезая - влезши собираться-собираясь-собравшись работать- работая - поработав

Слайд 7

НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав. Кроме тех, которые без НЕ не употребляются: недомогая, недоумевая. За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? Не давши слово, крепись, а давши, держись. Не зная броду, не суйся в воду. Не убив медведя, шкуры не продают. Не поклонясь до земли, грибка не подымешь. Не вытащив невода, рыбою не хвались. Не поглядев на пирог, не говори, что сыт.

Слайд 8

Деепричастный оборот - деепричастие с зависимыми от него словами. Поглядев на небо, Алеша увидел одну только звездочку. Деепричастный оборот и одиночные деепричастия ВСЕГДА выделяются запятыми (обособляются). Не выделяются запятыми: Деепричастия, перешедшие в разряд наречий: нельзя читать лежа. Фразеологические обороты: засучив рукава (хорошо).

Слайд 9

Расставьте знаки препинания:
Я нисколько (не) стараясь узнавать окрестные места пошел прямо ориентируясь по звездам. Черная стена туч делалась все более плотной покрывая собой близлежащие окрестности. Блеснула молния на миг осветив все вокруг. Ветер внезапно налетев промчался. Солнце осветив землю снова скрылось за тучей.

Слайд 10

Проверьте себя:
Я, нисколько не стараясь узнавать окрестные места, пошел прямо, ориентируясь по звездам. Черная стена туч делалась все более плотной, покрывая собой близлежащие окрестности. Блеснула молния, на миг осветив все вокруг. Ветер, внезапно налетев, промчался. Солнце, осветив землю, снова скрылось за тучей.

Слайд 11

Расставьте знаки препинания:
Полумрак на всё ложится. Налетев со всех сторон С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон. Н. А. Некрасов. Перед дождем Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка Ласкаясь к солнечным лучам Летают облака! Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!.."

Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»

Цель

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока : обобщающий урок - путешествие с использованием ИКТ

Оборудование : записи на доске, компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа «Фраза»

Ход урока

I . Организационный момент (объявление темы, цели, задач урока)

(слайды 1 - 5)

Ребята, сегодня у нас урок необычный, поэтому мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и останьтесь такими до конца урока…

Руководствуясь картой, мы с вами совершим путешествие по городу «Деепричастие», посетим главные достопримечательности этого города.

Самое известное место города - проспект Теоретический. Здесь мы вспомним самые важные сведения о деепричастии, встретимся с местными жителями этого города. Зайдем на площадь Словообразования, где вспомним, как образуются деепричастия. Пройдем по главным улицам Орфографическая и Пунктуационная, вспомним необходимые правила. Последний пункт - площадь Стилистическая, здесь мы закрепим умение правильно употреблять деепричастия в речи.

Вместе с нами отправятся в путь Артур и его забавные друзья.

Итак, в путь!

II . Основная часть урока.

1 ) Проспект Теоретический (слайд 6)

Закончите фразы… (слайд 7)

Цель: проверка теоретических знаний учащихся.

Решите кроссворд. Впишите в клетки деепричастия (слайд 8)

Цель: проверка умения отличать деепричастие от других частей речи.

Деепричастия очень часто используют поэты в своих стихотворениях.

Прочитайте стихи, найдите деепричастия, докажите, что выбранные вами слова - деепричастия (слайд 9)

Какую роль играют деепричастия в поэтической речи?

2) Площадь Словообразовательная (слайд 10)

Для того чтобы не делать орфографических ошибок при написании деепричастий, необходимо понимать, как они образованы.

Расскажите, что вам известно о деепричастиях совершенного и несовершенного вида.

Распределительный диктант (по вариантам) (слайд 11)

Физминутка

3) Улица Орфографическая (слайд 12)

С какой орфограммой мы познакомились в теме «Деепричастие»?

(правописание НЕ с деепричастиями)

Задание всему классу: списать, раскрыть скобки, обозначить орфограмму (слайд 13)

4) Улица Пунктуационная (слайд 14)

Задание всему классу: найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, графически обозначить его (слайд 15)

Индивидуальная работа за компьютером 8 человек (по программе «Фраза»)

5) Площадь Стилистическая (слайд 16)

Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.

Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 17)

6) Выполнение теста (5 заданий)

Цель: проверка знаний и умений по изученной теме.

III . Итоги урока (слайд 18,19)

IV . Рефлексия.

Домашнее задание:

1)подобрать из поэтических текстов примеры с использованием деепричастий;

2)выполнить морфологический разбор 2 деепричастий;

3)индивидуальная работа по карточкам (слабым учащимся)

Самоанализ урока

Урок будет проведен в 7б классе. Большинство учащихся успевают по русскому языку на «4» и «5».

Тема урока : Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»

Цель : обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Задачи

Образовательные:

совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;

отработать практическое умение образовывать деепричастия;

совершенствовать навыки правописания деепричастий;

закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.

Развивающие:

закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;

развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, формы урока-путешествия, использования ИКТ.

Тип урока : обобщающий урок - путешествие с использованием ИКТ.

Оборудование : записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа «Фраза»

Этапы урока:

1.Оргмомент (приветствие, настрой на работу, объявление темы, цели, задач урока)

2.Основная часть (выполнение заданий на повторение и обобщение материала)

Закончите фразы… (лингвистический рассказ о деепричастии)

Решение кроссворда (работа по парам)

Работа с поэтическими текстами, нахождение в них деепричастий с доказательством

Распределительный диктант (по вариантам)

Повторение орфограмм деепричастий

Индивидуальная работа за компьютерами (выполнение заданий по «Фразе»

Повторение пунктуации при деепричастном обороте

Работа над умением правильно употреблять деепричастия в речи

Выполнение теста

3. Итоги урока.

Домашнее задание (дифференцированное)

Использованы следующие методы обучения:

Словесные

Наглядные

Практические

Метод контроля

Формы обучения:

Фронтальная работа

Индивидуальная

Групповая

Дифференцированная

На этапе контроля для проверки орфографических и пунктуационных навыков применяю программу-тренажер «Фраза»(правописание Не с деепричастиями, запятая при деепричастном обороте). По окончании работы компьютер выставляет ученику оценку.

Считаю, что применение ИКТ на уроке необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок. Это позволяет воспитывать информационную культуру учащихся.

Учитель русского языка и литературы Дубровская Ирина Петровна


Архип Иванович Куинджи « Лунная ночь на Днепре»


  • открывать, поднялся, манит, затягивая
  • высоко, изогнув, темно, вверху

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое


Деепричастие

как особая форма глагола


Цели :

  • получить представление о деепричастии как особой форме глагола;
  • понять, почему деепричастие является особой формой глагола, чем оно отличается от причастия, глагола и других частей речи;
  • каковы морфологические признаки деепричастия и его синтаксическая роль;
  • научиться находить деепричастия в речи и определять их признаки

Путешествие по страницам словаря

  • Деепричастие произошло от двух слов:дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)
  • Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

План изучения деепричастия.

  • Грамматическое значение.
  • Морфологические признаки.
  • Синтаксические признаки.

Узнал новое

! – удивило.



Какое слово является деепричастием? Объясните выбор.

1.поглядывая 3.умевший

2.взлететь 4.стремящийся

Найдите деепричастие несов.вида. Объясните выбор.

1.окутывая 3.набрав

2.одумавшись 4.не услышав


Выберите деепричастие несов. вида, невозвратное:

Уткнувшись, распустив, освещая.


1 вариант – выписать деепричастия несов.вида

2 вариант– выписать деепричастия сов.вида. Обозначить главное слово

1.ликуя от радости

2.набив ватой

3.дивясь ошибке

4.махая другу

5.выскочив раздетым

6.испекши булочки


Выпишите словосочетания: глагол+деепричастие

1.Медлительная, важная луна, опутав звезды сетью золотой, загадочно повисла над водой.

2.Сверкая, полная луна озаряет огромный простор.

3.Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.

4.Берез веселый хоровод, шумя, встречает нас поклоном.

5.Шумели листья, облетая, лес заводил осенний вой.


Самопроверка

1.нашел деепричастие правильно

2. нашел деепричастие неверно

3.вызвало затруднение:


Проверка

1 вариант 2 вариант

ликуя от радости набив ватой

дивясь ошибке выскочив раздетым

махая другу испекши булочки


Проверка

повисла опутав

озаряет сверкая

вошла ворча и оглядываясь

встречает шумя

Шумели облетая


1. Признаки каких частей речи объединяются в деепричастии? Подчеркните правильные ответы:

а) имени существительного

б) имени прилагательного

в) глагола

г) местоимения

д) наречия

2. Что обозначает деепричастие? Подчеркните правильный ответ:

а) признак предмета;

б) признак предмета по действию;

в) основное действие;

г) добавочное действие предмета.

3. Какие грамматические признаки деепричастие берет у глагола? Подчеркните правильные ответы:

в) склонение;

г) переходность (непереходность) ;

д) спряжение;

ж) возвратность (невозвратность).

4. Как изменяются деепричастия? Подчеркните правильный ответ:

а) по лицам и числам (спрягаются);

б) по числам и падежам (склоняются);

в) не изменяются вовсе.


Тест на определение уровня. КЛЮЧ

5. Каким членом предложения обычно бывают деепричастия? Подчеркните правильный ответ:

а) определением;

б) обстоятельством;

в) дополнением;

г) сказуемым.

6. Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида? Подчеркните правильный ответ:

а) а, -я;

б) – в, -вши;

7. Подчеркните в рядах глагольных форм деепричастия:

а) плачущий, плача, плачет, плачь;

б) отдохнув , отдохнувший, отдохну, отдохни;

в) прикасаясь, прикасался, прикасается, прикасайся;

г) испугавшийся, испугавшись, испугаешься, испугался;

д) сойди, сойдя, сойду, сойдёт;

е) указав, указавший, указал, указать;

ж) чувствуют, чувствующий, чувствуя, чувствуем.

8. Образуйте деепричастия несовершенного вида и совершенного вида от глаголов:

Касаться – касаясь, коснувшись,

Встретить – встречая , встретив.


Правильно выполненным считается вопрос, если задание выполнено полностью без ошибок.

Определите свой уровень:

I ур. – 1 задание

II ур. – 2-3 задания

III ур. – 4-5 заданий

IV ур. – 6-7 заданий

V ур. – 8 заданий


Рефлексия

  • Я знаю …….
  • Я умею …………
  • Я знаю и могу объяснить ……

Домашнее задание (по выбору)

  • Составить текст «Письмо другу», употребляя деепричастия (около 10 предложений) оценка «5»
  • Найти из художественной литературы 7-8 предложений, где встречаются деепричастия оценка «4»
  • Упр. 571 выпиши только деепричастия, обозначая суффикс оценка «3»

Деепричастие Выполнила: студентка группы 3 ПОБ НАЧ-кз Печёнкина Елена Юрьевна Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:

  • Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:
  • Сколько частей речи в русском языке?
  • Какую из форм - неопределённую форму глагола или деепричастие - считать начальной формой?
  • Каковы границы глагольного слова, сколько и каких форм имеет глагол?
Что такое деепричастие? Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
  • Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
  • Имеет грамматические признаки глагола и наречия .
Общая характеристика деепричастия
  • Значение: добавочное действие. Запомни, добавочное. Значит, есть и основное? Да. И оба действия осуществляются одним лицом или группой лиц.
  • Морфологические признаки. Особенность деепричастий в том, что они обладают признаками как глагола, так и наречия. Морфологические признаки глагола - это постоянные признаки: вид, переходность, возвратность.
  • Признаки наречия: неизменяемость и обстоятельственная роль в предложении.
  • Синтаксическая роль в предложении – обстоятельство.

К признакам глагола относятся вид (читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность (читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность (умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое жеуправление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым):Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов:игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

От глаголов на -чь: печь - пекя (печа );

От глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

От некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

От глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -пь я.

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типаувидевши, поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Образование деепричастий

  • Деепричастия бывают только у личных глаголов. Деепричастия бывают НСВ и СВ.
  • Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ: решать решая , читать читая , думать думая . Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а-, -я-: дышат → дыша, рисуют – рисуя.
  • Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ: решить – решив, купить – купив. Деепричастия СВ образуются от основы неопределённой формы глагола с помощью суффиксов: -в-, -вши-, -ши-: крикнуть →крикнув, крикнувши. Cуффиксы -в- и -вши- синонимичны, суффикс -вши- просторечно-разговорный. Принести → принесши.
  • Окончаний деепричастия не имеют. Поэтому синтаксическая связь деепричастия со сказуемым - примыкание.
Деепричастный оборот
  • Деепричастный оборот – это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением (представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу (сказуемому).
  • Отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав?
  • Как правило, в предложении деепричастный оборот выполняет синтаксическую роль обстоятельства и выделяется запятыми.
  • Простые предложения с деепричастными оборотами принято называть предложениями с осложненным обособленным обстоятельством.
  • В предложениях деепричастный оборот выделяется запятыми с двух сторон (обособляется) не зависимо от того, в какой позиции относительно глагола-сказуемого он находится. Кроме того, деепричастные обороты в предложении всегда отделяются от союзов запятыми.
Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он не выделяется запятыми. Примеры: Я бежал сломя голову . Они работают спустя рукава .
  • Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он не выделяется запятыми. Примеры: Я бежал сломя голову . Они работают спустя рукава .
  • Обратите внимание! Деепричастный оборот употребляется только в случаях, когда обозначает добавочное действие того же лица (предмета, явления), что и основной глагол. В других случаях деепричастный оборот не используется. Пример нарушения при употреблении деепричастного оборота: Выбирая фрукты, мне понравились красные яблоки (подлежащее – яблоки , сказуемое –понравились , деепричастный оборот выбирая фрукты по смыслу относится к второстепенному члену предложения мне ).
Морфологический разбор деепричастия
  • Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:
  • I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность. III. Синтаксическая роль
Образец разбора Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой). I. Потягивая (что делая?) - деепричастие; II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое; непост. признаки: нет; III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

Урок повторения

Слайд 2

уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия;

научиться находить деепричастный оборот в предложении;

узнать условия обособления деепричастного оборота в предложении.

Слайд 3

Отвечает на вопросы:

  • что делая?
  • что сделав?
  • каким образом?
  • почему?
  • когда? и др.

Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие

к основному действию, выраженному глаголом- сказуемым.

Слайд 4

Признаки глагола у деепричастия:

И.А.Бунина “***":

Н.А. Некрасов “Однажды…":

…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

И.А.Бунин “***":

В саду листки берез, без шороха срываясь,Средь тонких паутин, как бабочки, блестятИ, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,На блеклую траву беспомощно летят…

Возвратность:

Слайд 5

Признаки наречия у деепричастия:

неизменяемость;

в предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством

А.С.Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…":

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь…

Слайд 6

Общее грамматическое значение деепричастия -

обозначение добавочного действия

Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза":

Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом…

Слайд 7

1) Надо любить и ценить в человеке человека.

2) Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.

3) Раздумывая о доброте я вспоминал свои прошлые поступки.

4) Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.

Найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному. (Знаки препинания не расставлены)‏

3) Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.

Слайд 8

Морфологические признаки деепричастий: сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.

1) Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

2) Отражаясь, березы ломались в пруду.

3) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.

4) Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.

Слайд 9

Морфемные признаки деепричастий:

суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши:

Слайд 10

Слайд 11

Зарождаясь в детстве, доброта

становится сильнее.

Доброта становится сильнее,

зарождаясь в детстве.

Выделите деепричастный оборот; измените предложение; расставьте знаки препинания, поставив деепричастный оборот.

Доброта зарождаясь в детстве

с годами становится сильнее.

Доброта, зарождаясь в детстве,

с годами становится сильнее.

Слайд 12

Как пишется частица не с деепричастиями?

  • не) торопясь
  • (не) годуя
  • (не) читая
  • (не) доумевая
  • (не) говоря
  • (не) навидя
  • (не) смеясь
  • (не) досыпая
  • (не)досыпая
  • Раздельно:
  • не торопясь
  • не читая
  • не говоря
  • не смеясь
  • не досыпая
  • Слайд 13

    Отредактировать данный текст, заменить 3-4 синтаксических конструкции на деепричастные обороты.

    1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.

    2. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.

    3. Вот задрожала осиновая роща.

    4. Листья становятся мутного цвета.

    5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу.

    6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая воздух.

    7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу.

    8. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.

    9. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

    Домашняя работа:

    Слайд 14

    Работу сделала учитель русского языка и литературы ОУ №555

  •