Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Безопасность опасных объектов. К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование относятся Какие объекты подлежат обязательному страхованию

Безопасность опасных объектов. К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование относятся Какие объекты подлежат обязательному страхованию

Вопросы о промышленной безопасности и страховании связанных с этим рисков не раз обсуждались на федеральном уровне с середины 2000-х. Обеспокоенность можно объяснить, прежде всего, тем, что Россия – это индустриальное государство с достаточно высокой плотностью населения в зонах нахождения опасных объектов. Большинство опасных объектов (гидротехнические сооружения, заводы и фабрики, плотины, подъемные механизмы и т.п.) – это наследие Советского Союза, причем наследие с очень большим сроком эксплуатации. Износ оборудования достигает 50% и более, что существенно повышает вероятность аварий, при этом в зонах потенциальной опасности проживает большое количество граждан.

Аварии на шахте «Распадская» и Саяно-Шушенской ГЭС – это лишь верхушка айсберга, а реальный уровень опасности намного выше. Связано это, прежде всего, с непрофессиональной эксплуатацией опасных объектов при переходе их в частные руки в 90-е года прошлого века и с общей запущенностью строительного комплекса в постперестроечное время. Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии снимает проблемы «имитационного» страхования, которое не обеспечивало полноценного страхового покрытия (согласно ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» максимальная страховая сумма составляла всего 7 млн. руб.). О реальном состоянии ОПО можно судить по тому большому количеству предписаний, которые выдавались надзорными органами их владельцам и большим количеством страховых случаев на объектах.

Соответственно, Россия имела все предпосылки введения обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов. Принятый в июле 2010 года закон имеет ряд важнейших целей: повышение социальной защищенности потерпевших в результате снижения их расходов в случае возникновения аварии на опасных объектах, снижение нагрузки на бюджеты всех уровней по выплате компенсаций потерпевшим в результате аварий и повышение финансовой устойчивости предприятий-владельцев.

Сказать честно, ничего принципиально нового не произойдет, подобный вид страхования уже был, он понятен и достаточно распространен. Но изменится отношение к нему – и со стороны страховщиков, и со стороны предприятий-владельцев ОПО. Его значимость, в силу закона об обязательном страховании, становится выше, чем было до этого.

Изменения в законодательстве представлены в табл. №1

Таблица №1

До 1 января 2012 года После 1 января 2012 года
Страховые компании, которые могут осуществлять данный вид страхования Любая страховая компания, обладающая лицензией на данный вид страхования Страховая компания – член Национального союза страховщиков ответственности (НССО) при наличии лицензии на обязательное страхование опасных объектов
Вид страхования Вмененное Обязательное
Правила страхования и тарифы У каждой страховой компании свои Единые для всех страховых компаний, утвержденные Правительством РФ
Возмещение сотрудникам страхователя Не выплачивается Выплачивается
Экологический вред Застрахован Не застрахован
Возмещение расходов за нарушение условий жизнедеятельности Нет Есть
Компенсационные выплаты Нет Есть
Максимальный размер выплат От 100 тысяч рублей до 7 миллионов рублей От 10 миллионов рублей до 6,5 миллиардов рублей

Предусматривается поэтапное вступление закона об ОПО в силу. 1 января 2012 года – начало страхования; с 1 апреля 2012 начнут применяться штрафы к владельцам объектов за невыполнение обязанности по страхованию); 1 июля 2012 – начало осуществления компенсационных выплат; 1 января 2013 года – вступление закона в силу в отношении государственного и муниципального имущества, а также лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах.

К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся объекты, расположенные на территории Российской Федерации и подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, а именно:

  1. Гидротехнические сооружения – водовыпускные сооружения, плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водовпускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства разрывов на каналах и другие сооружения, предназначены для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;
  2. Опасные производственные объекты, на которых:
    • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а так же представляющие опасность для окружающей среды);
    • используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля / при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
    • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы;
    • получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
    • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

К потерпевшим, имеющим право на страховое возмещение, по данному виду страхования относятся:

  • физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте,
  • юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте.

Таким образом, Законом предусмотрены пять видов страхового возмещения: за вред, причиненный жизни (кормильца), здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц и жизнедеятельности. Предельные размеры страховых выплат по каждому виду возмещения приведены в табл. 2

Таблица 2.

Предельные размеры страховых выплат, руб.

Расчет страховых тарифов по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте осуществлялся в соответствии с положениями Методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, утвержденной распоряжением Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью №02-03-36 от 08 июля 1993 года и рекомендованной страховым компаниям.

Отсутствие полиса при эксплуатации опасного объекта влечет наложение административного штрафа:

  • некоторые страховые компании снижают стоимость страховой премии за счет увеличения франшизы*, или же исключения из договора страхования понятия ретроактивного периода**,
  • После ужесточения увеличенных требований к уставному капиталу и членству в Национальном союзе страховщиков ответственности некоторые страховщики заключают договоры вообще незаконно.

Несмотря на обязательность страхования и увеличение страховых премий, стоит помнить, что закон в первую очередь работает в интересах владельцев ОПО, защищая их от непредвиденных расходов, связанных с обязанностью возместить причиненный вред потерпевшим при аварии, защищает граждан страны, их законные интересы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, связанных с авариями на предприятиях, эксплуатирующих ОПО. Закон устанавливает конкретные размеры страховых выплат потерпевшим или их родственникам в части возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, что, наконец, снижает нагрузку на бюджеты всех уровней.

*франшиза в страховании – это предусмотренное условиями страхования освобождение страховщика от возмещения убытков страхователя, не превышающих заданной величины (от 1 до 5%).

**ретроактивный период – это период времени действия страхования, устанавливаемый в договоре страхования, который начинается с согласованной сторонами предшествующей заключению договора страхования даты (ретроактивной даты), указанной в договоре страхования, и заканчивается в момент начала Периода страхования, недостатки работ, допущенные в течение которого, покрываются настоящим страхованием.

Аварии на предприятиях, эксплуатирующих опасные объекты, могут иметь серьезные последствия, при этом крупные аварии могут повлечь причинение вреда большому количеству не только населения, но и работников самого предприятия.

В случае масштабных техногенных катастроф количество пострадавших может достигнуть нескольких тысяч человек.

Практически любое предприятие, эксплуатирующее опасные объекты, особенно крупные промышленные предприятия, горнодобывающие и ресурсоснабжающие, подвержены риску возникновения аварий с серьезными последствиями.

По этим причинам требования к безопасности предприятий, которые эксплуатируют опасные объекты, и безопасности предприятий, которые эксплуатируют гидротехнические сооружения, строго регламентируются рядом нормативных актов и законодательством РФ, в частности Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ « » и Федеральным законом от 21.07.1997 г. №117-ФЗ « ».

С 01.01.2012 организации, эксплуатирующие опасные объекты, обязаны застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» .
Внимание! Эксплуатация опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию.

Юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся владельцами (эксплуатантами) опасного объекта, обязаны на условиях и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора ОС ОПО со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

С 1 апреля 2012 г. вступила в силу ст. 5 Федерального закона № 226-ФЗ о финансовых санкциях за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности ГТС и обязательному страхованию.

Согласно положениям КОАП:

А) санкции за несоблюдение требований по обязательному страхованию.

ст. 9.19 КоАП. Эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 руб. до 20 000 руб., на юридических лиц - от 300 000 руб. до 500 000 руб.

Б) санкции за нарушения требований промышленной безопасности и безопасности ГТС.

п. 1 статьи 9.1 КоАП. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб.; на должностных лиц - от 20 000 руб. до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц - от 200 000 руб. до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

ст. 9.2 КоАП. Нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 руб. до 1 500 руб.; на должностных лиц - от 2 000 руб. до 3 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 2 000 руб. до 3 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 20 000 руб. до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Страховщик, осуществляющий деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте должен иметь лицензию на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и быть членом профессионального объединения страховщиков, действующего на основании Федерального закона от 27.07.2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

ПАО СК «Росгосстрах» имеет лицензию на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ОС №0001 - 04 , выдана Центральным банком Российской Федерации (Банком России) 23.05.2016 г. и является членом Национального союза страховщиков ответственности (НССО) - .

Росгосстрах предлагает страхование ответственности
владельцев опасных объектов.

Позвоните нам по бесплатному номеру 8-800-200-0-900 (для звонков с городского телефона по всей России) - мы готовы ответить на все вопросы и оперативно оформить договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с требованиями законодательства РФ.

09 марта 2016 года подписан Президентом РФ и официально опубликован на интернет-портале правовой информации (номер опубликования - 0001201603090046) Федеральный закон от 09.03.2016 № 56-ФЗ. Документ внес изменения в ФЗ от 27 июля 2010 г. № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Статьей 2 нового закона установлено, что он вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования - то есть 06 сентября 2016 года.
Отдельные положения документа, связанные с работой единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключением к ней НССО (п.п. «в» пункта 5, п.п. «б» и «г» пункта 14, п.п. «б» пункта 16 статьи 1 ФЗ № 56 от 09.03.2016), вступят в силу через 550 дней после официального опубликования закона - то есть 11 сентября 2017 года.

ФЗ от 09.03.2016 № 56 также устанавливает, что до подключения информационной системы НССО к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (но не позднее 11.09.2017г.) обмен сведениями профессионального объединения страховщиков с надзорными органами (Ростехнадзором, МЧС, органами местного самоуправления) осуществляется на основании соглашений, заключенных между этими структурами.

В части 4 статьи 2 ФЗ № 56 особо оговорено, что положения указанного нормативного акта применяются только к правоотношениям, которые возникли из договоров обязательного страхования опасных объектов, заключенных «после дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

Какие изменения внесены в закон о страховании опасных объектов

Основные понятия (статья 2)

В новой редакции ФЗ №225 уточнены основные понятия, а именно:

1. «Потерпевший» - теперь это «физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Положения настоящего Федерального закона, применяемые к потерпевшему - физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право на получение страховой выплаты или компенсационной выплаты в случае смерти потерпевшего . К таким лицам относятся лица , имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение - лица, фактически понесшие такие расходы . В данном случае расширен круг лиц, имеющих право на страховое возмещение в случае смерти потерпевшего - теперь это не только иждивенцы, но и ближайшие родственники (в т.ч. опекуны).

2. «Авария на опасном объекте» - теперь таким происшествием признается также «утечка опасных веществ и обрушение горных пород (масс)».

3. «Эксплуатация опасного объекта» - теперь к ней относится также техническое перевооружение и капитальный ремонт опасного объекта.

4. «Страхователь» - теперь это «владелец опасного объекта или лицо, указанное в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (речь идет об ответственных за заключение договора ОСОПО для опасных объектов в многоквартирном доме - об этом изменении мы скажем позднее ), заключившие договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования).

5. «Акт о причинах и об обстоятельствах аварии» - теперь это «документ, составленный в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, актами Правительства Российской Федерации по вопросам проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах, нормативными правовыми актами в области охраны труда, или иной документ, составленный органом, уполномоченным на расследование причин и обстоятельств аварии на опасном объекте , содержащие сведения о причинах и об обстоятельствах аварии, иные сведения и включенные в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного страхования».

Осуществление обязательного страхования (статья 4)

В новой версии ФЗ № 225 определен перечень лиц, ответственных за страхование опасных объектов в многоквартирном доме (изменения в часть 1 статьи 4).
Так, если речь идет о лифтах, подъемных платформах для инвалидов, то их должны страховать (заключать договор ОСОПО, выступать страхователями) организации, осуществляющие управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Особо оговорено, что «в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме» страховать лифты должна организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме .

Если речь идет об ОПО в составе многоквартирного дома (например, о газовых котельных), то их должна страховать организация, эксплуатирующая опасный объект . То есть юридическое лицо, на которое этот ОПО зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов.
Причем указанные лица несут полную ответственность за нарушение норм и требований ФЗ №225 в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 9.19 КоАП РФ).

Опасные объекты (статья 5)

К числу опасных объектов, которые подлежат обязательному страхованию, добавлены пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки) - так называемые траволаторы. Изменения внесены в пункт 4 части 1 статьи 5 ФЗ № 225.

Страховая сумма и предельные размеры страховой выплаты потерпевшему (статья 6)

В новой редакции закона по ОСОПО изменился размер страховых сумм в отношении опасных объектов, на которые не требуется обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения (изменения в пункт 2 части 1 статьи 6).
Так, для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии, составляет более 50 человек - страховая сумма составляет 100 миллионов рублей.

Для ОПО химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности и объектов спецхимии, а также для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших не превышает 50 человек, - страховая сумму устанавливается в размере 50 миллионов рублей.
Для сетей газопотребления и сетей газораспределения, в том числе межпоселковых, а также для иных опасных объектов страховые суммы остались прежними - 25 млн и 10 млн рублей соответственно.

Статья 6 ФЗ № 225 дополнена частью 1.1, в которой установлен размер страховой суммы для угольных шахт, на которые нужна разработка декларации промышленной безопасности. Она не может быть меньше 50 миллионов рублей.

Увеличен максимальный размер страховых выплат (изменения в часть 2 статьи 6):

  • За вред, причиненный имуществу физических лиц (за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности) - с 360 тыс. до 500 тыс. рублей.
  • За вред, причиненный имуществу юридических лиц - с 500 тыс. до 750 тыс. рублей.
Страховая премия и страховые тарифы (статья 7)

В новой редакции ФЗ № 225 скорректирована часть 3 статьи 7 об установлении тарифов на страхование опасных объектов:

Было Стало
3. Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. 3. Страховые тарифы или их предельные (максимальные и минимальные) значения, структура страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательны для применения страховщиками .

Упоминание максимальных и минимальных значений страховых тарифов позволяет предположить, что Банку России дадут право устанавливать своего рода тарифный коридор. Это позволит обеспечить ценовую конкуренцию среди страховщиков при заключении договоров ОСОПО.

Из структуры страхового тарифа исключен коэффициент, зависящий от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших. В новой редакции изложена часть 8 статьи 7:

Было Стало
8. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:
1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;
2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.
8. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем установленных законодательством Российской Федерации норм и правил эксплуатации опасного объекта.

Кроме того, теперь для расчета страховой премии сведения о нарушениях страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, которые повлекли наступление страхового случая и зафиксированы в акте о причинах и об обстоятельствах аварии, заносятся в информационную систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области безопасности соответствующих опасных объектов (Ростехнадзор, МЧС). Таким образом, владелец опасного объекта не сможет утаить от страховой компании факты аварий и инцидентов, чтобы получить скидку на оформление полиса.

Размеры и порядок страховых выплат (статья 8)

Теперь на страховую выплату в случае смерти потерпевшего (2 млн рублей) могут рассчитывать не только иждивенцы, но и близкие родственники указанного лица - супруг (-а), родители, дети умершего, его опекуны (изменения в пункт 1 части 2 статьи 8).

К тому же страховая выплата по договору на страхование ОПО за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего (ранее в части 4 статьи 8 был упомянут только случай смерти) «осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования, в том числе по обязательному социальному страхованию».

Статья 8 дополнена частью 6.1. Согласно этому разделу документа потерпевший, которому причинен вред в связи с нарушением условий жизнедеятельности, может рассчитывать (на основании поданного заявления) на страховую выплату «в сумме 800 рублей за каждые сутки фактического периода нарушения условий жизнедеятельности», пока не доказано, что расходы потерпевшего соответствуют большему размеру компенсации. Также отмечено, что «на основании документов, представленных потерпевшим и подтверждающих фактически произведенные расходы, страховщиком производится доплата». При этом общий размер страховой выплаты не может превышать 200 тыс. рублей.

В новой редакции части 7 статьи 8 установлено, что документы, подтверждающие факт нарушения условий жизнедеятельности, «выдаются по требованию потерпевших органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов организации и осуществления мероприятий по ГО и ЧС, в течение 10 рабочих дней со дня обращения потерпевшего ».

Договор обязательного страхования (статья 10)

В части 1 статьи 10 окончательно закреплено, что полис ОСОПО передается владельцу объекта только после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

Было Стало
1. Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца. 1. Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса .

Основные права и обязанности страхователя (статья 11)

Внесены изменения в обязанности страхователя (владельца ОПО, эксплуатирующей организации).

Теперь владелец опасного объекта обязан (часть 2 статьи 11 дополнена п. 4.1):

«4.1) информировать работников о заключенном договоре обязательного страхования, о порядке и об условиях осуществления обязательного страхования (в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о страховых выплатах, способах получения страховых выплат, предусмотренных договором обязательного страхования и правилами обязательного страхования), путем размещения соответствующей информации в местах, доступных для работников, а также иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии».

Статья 11 дополнена частью 3.1, в которой особо оговорено, что:

«3.1. Страхователь (владелец ОПО), возместивший по согласованию со страховщиком полностью или частично причиненный потерпевшему вред, вправе требовать от страховщика страховую выплату в части возмещенного им вреда, а потерпевший, которому вред возмещен, это право утрачивает».

Основные права и обязанности страховщика (статья 12)

Изменились также обязанности страховых компаний. Теперь они должны передавать сведения о заключении, об изменении, о прекращении или признании недействительным договора ОСОПО в профессиональное объединение страховщиков (НССО). Ранее эти данные передавались в федеральные надзорные органы (Ростехнадзор, МЧС).

Уточнено, что при задержке страховой выплаты страховщик обязан за каждый день просрочки уплачивать потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного размера выплаты. При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате за каждый день просрочки ему уплачиваются денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от предельного размера страховой выплаты (пункт 11 части 2 статьи 12 изложен в новой редакции).

Кроме того, часть 2 статьи 12 дополнена пунктом 13. Теперь страховщик обязан размещать на своем официальном сайте «информацию для потерпевших о наступлении страхового случая, порядке, об условиях осуществления страховых выплат и о перечне документов, необходимых для принятия решения об осуществлении таких выплат», а также представлять указанные сведения в НССО для размещения на официальном сайте профессионального объединения страховщиков.

Осуществление компенсационных выплат (статья 15)

Наряду со страховыми, увеличен максимальные размер компенсационных выплат, которые осуществляет НССО:

  • За вред имуществу физических лиц - с 360 тыс. до 500 тыс. рублей.
  • За вред имуществу юридических лиц - с 500 тыс. до 750 тыс. рублей.
Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков (статьи 16-19)

В новой редакции ФЗ № 225 расширены полномочия профессионального объединения страховщиков (НССО).

Так, НССО теперь принимает участие в формировании стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении не только обязательного страхования, но и «перестрахования рисков гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварий на опасных объектах» (дополнение к части 1 статьи 17).

Также НССО осуществляет «сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу данных об обязательном страховании, включая сведения об авариях, опасных объектах, о владельцах опасных объектов, договорах обязательного страхования (перестрахования, в том числе при передаче рисков в ретроцессию), страховых случаях и потерпевших» в целях организации обмена информацией с контрольно-надзорными органами и регуляторами страхового рынка (пункт 2 части 1 статьи 18 изложен в новой редакции).

Часть 1 статьи 18 дополнена п. 5.1, согласно которому НССО: «компенсирует за счет средств, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, недостающую часть активов при передаче страхового портфеля по ОСОПО страховщику, принимающему страховой портфель, от страховщика, которым не может быть осуществлена страховая выплата».

При этом к НССО переходит право требовать недостающую часть активов со страховщика, передающего страховой портфель (статья 16 дополнена часть 3 на этот счет).
Согласно новой редакции ФЗ №225 НССО (часть 1 статьи 19 дополнена п. 6.1 и 6.2):

  • передает в надзорные органы информацию о заключенных, продленных, недействительных и прекративших свое действие договорах ОСОПО;
  • размещает на своем официальном сайте сведения для потерпевших о наступлении страхового случая, о страховщике, застраховавшем гражданскую ответственность владельца опасного объекта, ответственного за причиненный вред, о порядке получения потерпевшими страховых выплат.
Согласно поправкам в статью 19 (часть 1 дополнена п. 2.1) НССО будет устанавливать порядок «осуществления членами профобъединения страховщиков дополнительных отчислений в резерв для финансирования компенсационных выплат». Также особо отмечено (статья 19 дополнена частью 5), что:

«5. При недостаточности средств для осуществления компенсационных выплат члены профессионального объединения страховщиков производят дополнительные отчисления в резерв для финансирования компенсационных выплат в размере, установленном профессиональным объединением страховщиков и позволяющем обеспечить исполнение обязанности профессионального объединения страховщиков по осуществлению компенсационных выплат».

Заключительные положения (статьи 26-27)

В новой редакции ФЗ № 225 указано, кем осуществляется контроль за исполнением обязанности по обязательному страхованию опасных объектов (статья 27 изложена в новой редакции). А именно:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции надзор в области безопасности ОПО, гидротехнических сооружений, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) - в данном случае речь идет о Ростехнадзоре.

2) в отношении автозаправочных станций жидкого моторного топлива - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции надзор в области обеспечения пожарной безопасности - в данном случае речь идет о территориальных управлениях МЧС России.

Также установлено, что взаимодействие информационных систем НССО и федеральных органов исполнительной власти, указанных выше, в части обмена информацией об обязательном страховании осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (статья 26 дополнена частью 3).
Вывод

Анализ внесенных в ФЗ № 225 изменений позволяет сделать вывод о том, что новая редакция закона составлена и принята в целях:

  • Более качественной защиты интересов потерпевших (увеличение страховых сумм и выплат; расширение круга лиц, которые могут рассчитывать на компенсацию; рост числа каналов информирования потерпевших об особенностях ОСОПО).
  • Повышения меры ответственности владельцев опасных объектов (в частности, эксплуатантов опасных объектов в многоквартирных домах) и страховых компаний.
  • Повышения качества взаимодействия между надзорными органами, регуляторами страхового рынка, профессиональным объединением страховщиков и страховыми компаниями.
Все это вкупе со сниженными тарифами и новыми правилами ОСОПО от Банка России могут сделать данный вид страхования более эффективным, а работу на опасных объектах - более безопасной. Главное, чтобы новые положения закона успешно реализовались на практике, а владельцы опасных объектов добросовестно относились к своей обязанности по страхованию ответственности.

Закон предусматривает обязательное страхование владельцем объектов, представляющих потенциальную опасность.

Страховой полис позволит владельцу полностью возместить ущерб, нанесенный пострадавшим в результате катастрофы техногенного характера.

Техногенные катастрофы конца ХХ века привели к массовой гибели людей. Сегодня государство обязывает владельцев опасных производств страховать риск гибели людей и нанесения вреда здоровью сограждан в результате аварий на производстве.

Каковы основные принципы страхования ОПО?

Перечень производств, признанных опасными, и правила обязательного страхования четко установлены на федеральном уровне законом 2012 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Страхование для владельца опасного производственного объекта (ОПО) обязательно.

Объектом страхования является ответственность владельцев опасного производства перед лицами, которым нанесен вред в результате техногенной катастрофы. В качестве ущерба рассматривается физический, имущественный и экологический вред.

Какие сооружения признаны опасными производственными объектами?

Перечень ОПО в федеральном законе 2012 года исчерпывающий. Предусмотрены те производства, которые в случае сбоя могут нанести значительный имущественный, физический или экологический ущерб.

Предприятия, отнесенные к опасным производствам, вправе осуществлять производственную деятельность только при наличии страхового полиса. Отсутствие полиса является препятствием для получения лицензии на осуществляемую деятельность и основанием для применения финансовых санкций.

Список предприятий, отнесенных к опасным производствам:

  1. Производственные объекты:
  • ОПО, которые в производственном процессе используют, перерабатывают, хранят, перевозят или уничтожают такие опасные вещества, как:
    • горючие, воспламеняющиеся или окисляющие;
    • токсичные и высокотоксичные;
    • взрывчатые;
    • опасные для окружающей среды.
  • ОПО, использующие оборудование, функционирующее при давлении 0,07 мПа и выше либо при рабочей температуре воды свыше 115 °С;
  • ОПО, использующие стационарные грузоподъемные механизмы, фуникулеры, эскалаторы, канатные дороги и лифты в многоквартирных домах, объектах общественного питания, торговли, административных зданиях и других объектах, обеспечивающих жизнедеятельность граждан;
  • ОПО, на которых в результате производственного процесса получают расплавы металлов (черных и цветных) и сплавы на их основе;
  • ОПО, осуществляющие работы под землей, работы по обогащению полезных ископаемых и другие горные работы.
  • Различные гидротехнические сооружения:
    • здания ГЭС;
    • плотины;
    • каналы;
    • туннели;
    • водоспускные/водовыпускные и водосбросные сооружения;
    • судоподъемники;
    • судоходные шлюзы;
    • дамбы и т.п.
  • АЗС, которые реализуют жидкое моторное топливо.
  • Грузоподъемные механизмы (эскалаторы, лифты и пр.).
  • Особые условия страхования ОПО применяются в отношении государственного имущества, которое финансируется за счет бюджета, а также по отношению к установленным в многоквартирных домах лифтам и эскалаторам.

    Почему введено обязательное страхование опасных производств?

    Обязательное страхование деятельности опасных производств введено после череды масштабных катастроф техногенного характера в конце ХХ века. Последствия аварий на производствах, работающих с опасными веществами, оказались серьезными и длительными.

    В 1984 году произошла авария в Индии (г. Бхопал) на предприятии американской Union Carbide. 3 декабря 1984 г. погибло около трех тысяч человек, в последующие годы – еще около 15 тысяч. Но, по подсчетам ученых, общее количество жертв катастрофы составляет около полумиллиона человеческих жизней. Данная техногенная катастрофа является крупнейшей в мире.

    История аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1886 г., известна всем россиянам.

    Неудивительно, что государство приняло еще в 1997 году закон о страховании деятельности производств, которые представляет потенциальную опасность для граждан и окружающей среды.

    Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», действующий с 1.01.2012 г., обязал всех владельцев ОПО страховать риск причинения ущерба гражданам и организациям в результате производственной аварии.

    Каковы размеры страховых компенсаций?

    Пределы страховых выплат установлены федеральным законом и зависят от рода деятельности потенциально опасного производства.

    На некоторых предприятиях разрабатывается декларация промышленной безопасности на опасном объекте . В соответствии с декларацией определяется возможное количество жертв в результате производственной аварии.

    В зависимости от вероятного максимального количества пострадавших назначается размер страховой суммы. При количестве жертв менее 10 человек страховая сумма составит 10 миллионов рублей, более 3000 человек – 6,5 млрд рублей и т. п.

    В случае отсутствия декларации промышленной безопасности страховая сумма определяется видом ОПО:

    • нефтеперерабатывающие, нефтехимические и химические производства – 50 млн. рублей;
    • объекты газоснабжения, газопотребления и газовые сети – 25 млн. рублей;
    • прочие ОПО – 10 млн. рублей.

    Как осуществляется страхование ОПО?

    Для оформления страховки владелец опасного производства вправе обратиться в страховую фирму по своему выбору.

    Сумма страхового возмещения определяется в результате экспертизы. Эксперты устанавливают максимальный размер выплаты, в зависимости от которой назначается сумма страхового взноса.

    Взнос может выплачиваться по частям – этот вопрос согласовывается владельцем ОПО со страховой компанией.

    1. Произвести экспертизу для оценки степени потенциальной опасности объекта;
    2. Предоставить следующий пакет документов:
    • документы, устанавливающие право собственности (владения): договор купли-продажи, инвентарная карта, товарные накладные с платежными поручениями и т.п.;
    • документы, характеризующие объект (приложение к карте учета);
    • карта учета опасного производственного объекта;
    • свидетельство о регистрации опасного объекта;
    • форма УБ;
    • форма МВКП;
    • заявление;
  • Заключить договор и получить полис.
  • Что является объектом страхования ОПО?

    Объектом страхования опасного производства выступает материальная ответственность владельца, возникающая в результате аварии. Страховке подлежит только риск страхователя в пользу третьих лиц.

    Гражданское законодательство регламентирует, что владелец опасного производства несет полную материальную ответственность перед лицами, понесшими ущерб в результате производственной деятельности опасного объекта.

    Наличие страхового полиса гарантирует владельцу ОПО возможность выплатить ущерб пострадавшим, а пострадавшим – возможность получить компенсацию.

    Страховая компания проверяет соблюдение на предприятии, заключившем договор страхования, норм техники безопасности .

    Лицензию на заключение договора страхования ОПО получают только крупные фирмы, могущие обеспечить возмещение ущерба в крупных размерах. На рынке страхования таких крупных фирм менее ста.

    Какой ущерб компенсируется страховой компанией?

    При наступлении предусмотренного страховым полисом случая (аварии, причинившей вред здоровью людей, имущественный или экологический ущерб) страховая компания из своих средств осуществляет следующие выплаты потерпевшим :

    • затраты на ликвидацию последствий техногенной катастрофы;
    • затраты по уменьшению убытков от аварии, если такие действия были произведены в результате указаний страховой компании;
    • затраты по расследованию причин аварии и выявлению виновных лиц;
    • затраты по спасению жизни и имущества пострадавших от аварии;
    • затраты на ведение дел о возмещении ущерба, причиненного производственной аварией, в суде и арбитраже.

    Как показывает практика, даже на тех предприятиях, где добросовестно выполняются все требования техники безопасности, могут возникнуть аварии. Список опасных производств составлен неслучайно – это результат печального многолетнего опыта.

    Обязательное страхование опасных производств позволяет не только снизить расходы владельца ОПО, но и получить полноценную компенсацию жертвам катастрофы.

    Какой ущерб не возмещается страховой компанией?

    Правила страхования опасных производств предусматривают ряд ситуаций, когда выплаты не осуществляются, поскольку не предусмотрены законодательством о страховании ОПО.

    К страховым случаям не относятся:

    • выбытие опасного объекта из обладания страхователя по вине третьих лиц;
    • природные стихийные бедствия;
    • народные волнения, гражданская война, забастовка;
    • террористический акт;
    • война;
    • ядерный взрыв и радиоактивное заражение;
    • умышленные действия выгодоприобретателя (потерпевшего) или владельца ОПО.

    В последнем случае страховая компания выплачивает компенсацию, если ущерб нанесен жизни и здоровью третьего лица по вине страхователя.

    Подведем итоги

    С 1 января 2012 года владельцы опасных производств обязаны заключать страховой договор на случай аварии, повлекшей гибель людей, причинившей вред здоровью граждан, имущественный или экологический ущерб.

    К ОПО относятся производства, работающие с опасными веществами, при высоких давлениях, с водой высоких температур, АЗС, гидротехнические сооружения, подземные производства, объекты, эксплуатирующие лифты, канатные дороги, эскалаторы и т. п.

    В случае техногенной катастрофы компенсации потерпевшим выплачиваются страховой компанией.

    Тариф страхования ОПО и максимальный размер компенсации зависит от характера производства и размера потенциального ущерба, который определяется экспертизой.

    Для заключения страхового договора владелец ОПО обращается страховую компанию по своему выбору, заполняет заявление и предоставляет пакет документов. После проведения экспертизы для оценки суммы потенциального ущерба заключается договор страхования ОПО.

    Видеосюжет о страховании опасных объектов

    Читайте еще:

    One Comment

      Сразу вспоминается Фукусима. Тут становится ясно, почему страхование таких объектов обязательно. Уверен, что страховые компании не слишком жалуют таких клиентов, потому что, в случае какой-нибудь экологической катастрофы, выплаты будут колоссальными. С другой стороны, опасный объект – это не обязательно какой-нибудь «ядерный реактор». Тоннель тоже может быть таким.

    .
    54. Какие из указанных опасных объектов не относятся к объектам , владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование?


    1. Опасные производственные объекты, подлежащие регистрации
      в государственном реестре.

    2. Лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах).

    3. Автозаправочные станции жидкого моторного топлива.

    4. Опасные производственные объекты, расположенные в границах объектов использования атомной энергии.

    5. Пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки).

    55. Кому вменена обязанность страховать свою ответственность за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»?
    А) Эксплуатирующим организациям независимо от того являются они владельцами опасного объекта или нет.

    Б) Проектным организациям.

    В) Владельцам опасного объекта.

    Г) Экспертным организациям.
    56. В каком объеме страховая компания возмещает вред, причиненный здоровью каждого из потерпевших в результате аварии на опасном производственном объекте?
    А) Не более 500 тысяч рублей.

    Б) Не более 360 тысяч рублей.

    В) Не более 2 миллионов рублей.

    Г) Не более 200 тысяч рублей.
    57. Какая страховая сумма по договору обязательного страхования установлена для декларируемых опасных объектов?
    А) До 7 миллионов рублей в зависимости от количества опасных объектов.

    Б) От 10 миллионов рублей до 6,5 миллиардов рублей в зависимости
    от количества максимально возможного количества потерпевших, жизни
    и здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте.

    В) От 10 миллионов рублей до 50 миллионов рублей в зависимости
    от отраслевой принадлежности.
    58. В отношении каких опасных объектов заключается договор обязательного страхования?
    А) В отношении всего предприятия.

    Б) В отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов.

    В) В отношении только декларируемых опасных объектов.

    Г) В отношении групп опасных объектов, объединенных по территориальному принципу или по специфике технологических операций.
    59. На какой срок заключается договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте?
    А) На срок не более одного года.

    Б). На срок не более шести месяцев.

    В) На срок не менее чем один год.

    Г) На срок не менее чем девять месяцев.
    60. Кто осуществляет функции по контролю за наличием договора обязательного страхования на опасных производственных объектах?
    А) Ростехнадзор и МЧС России в пределах их компетенции.

    Б) Фонд социального страхования Российской Федерации.

    В) Национальный союз страховщиков ответственности.

    Г) Страховая компания.
    61. Когда событие не признается страховым случаем?
    А) Если в результате аварии на опасном объекте в период действия договора страхования причинен вред нескольким потерпевшим.

    Б) Если причинен вред, явившийся результатом последствий или продолжающегося воздействия аварии, произошедшей в период действия договора обязательного страхования , и выявленный после окончания действия договора обязательного страхования.

    В) Если вред, причиненный в период действия договора страхования, является результатом последствий или продолжающегося воздействия аварии, произошедшей до заключения договора обязательного страхования.


    62. Кто осуществляет регистрацию объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра?

    А) Только Федеральная служба по экологическому, технологическому
    и атомному надзору.

    Б) Регистрационная палата при Правительстве Российской Федерации.

    В) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым
    в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

    Г) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов.
    63. В каком нормативном правовом акте устанавливаются критерии классификации опасных производственных объектов?
    А) В Федеральном законе.

    Б) В постановлении Правительства Российской Федерации.

    В) В нормативном правовом акте Ростехнадзора.

    Г) В нормативном правовом акте МЧС России.
    64. На сколько классов опасности подразделяются опасные производственные объекты?
    А) На три.

    Б) На четыре.

    В) На два.

    Г) На пять.
    65. Кто обязан представлять в Ростехнадзор сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов?
    А) Территориальные органы Ростехнадзора.

    Б) Территориальные органы МЧС России.

    В) Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве , устанавливающем их прямую юридическую ответственность.

    Г)Федеральные государственные учреждения, эксплуатирующие опасные производственные объекты.
    66. На каком этапе осуществляется присвоение класса опасности опасному производственному объекту?
    А) На этапе подготовки проектной документации.

    Б) На этапе проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

    В) На этапе его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

    Г) На этапе ввода в эксплуатацию.
    67. Что из указанного относится к обязанностям организации в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?


    1. Разработка локальных нормативных документов по охране труда.

    2. Обеспечение наличия на опасном производственном объекте нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правил ведения работ на опасном производственном объекте.

    3. Обеспечение работников опасного производственного объекта средствами индивидуальной защиты.

    4. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

    68. Что из перечисленного не обязана выполнять организация в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?
    А) Обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

    Б) Предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

    В) Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

    Г) Создавать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование на опасных производственных объектах III класса опасности.
    69. В обязанности организации в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» входит:
    А) Выполнение обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

    Б) Приостановление эксплуатации опасного производственного объекта
    в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

    В) Участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на рабочем месте и в расследовании происшедшего несчастного случая на производстве, или профессионального заболевания.

    Г) Все из перечисленного.
    70. Каким образом производится ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта?
    А) В порядке, установленном законодательством Российской Федерации
    о промышленной безопасности.

    Б) В порядке, установленном законодательством Российской Федерации
    о градостроительной деятельности.

    В) В порядке, установленном законодательством Российской Федерации
    о техническом регулировании.
    71. Какая организация осуществляет авторский надзор в процессе капитального ремонта или технического перевооружения опасного производственного объекта?

    Б) Организация, разработавшая проектную документацию в порядке, установленном сводом правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений»

    В) Территориальный орган Ростехнадзора.

    Г) Орган местного самоуправления , на территории которого расположен объект.
    72. Кто устанавливает требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности?
    А) Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект.

    Б) Правительство Российской Федерации.

    В) Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности.

    Г) Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с Федеральным органом исполнительной власти
    в области гражданской обороны, защиты населения и территорий
    от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    73. Какая из перечисленных задач не относится к задачам производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте?
    А) Анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации.

    Б) Координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах.

    В) Контроль за своевременным проведением необходимых испытаний
    и технических освидетельствований технических устройств, применяемых
    на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений.

    Г) Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
    74. При какой численности работников эксплуатирующей организации, занятых на опасных производственных объектах, функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля рекомендуется возлагать на специально назначенного решением руководителя организации работника?


    1. Менее 150 человек.

    2. От 150 до 500 человек.

    3. Свыше 500 человек.

    75. Какие квалификационные требования предъявляются к работнику, ответственному за осуществление производственного контроля?
    А) Высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта, стаж работы не менее 3 лет
    на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли , удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

    Б) Высшее техническое образование, общий стаж работы не менее 3 лет, удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

    В) Высшее или среднее техническое образование, стаж работы не менее 3 лет
    на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли, удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

    Г) Высшее образование, общий стаж работы не менее 3 лет, удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.
    76. Когда положение о производственном контроле считается принятым?
    А) После утверждения его руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.

    Б) После утверждения его руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, и согласования с территориальным органом Ростехнадзора.

    В) После утверждения его территориальным органом Ростехнадзора.

    Г) После утверждения его руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, и согласования с центральным аппаратом Ростехнадзора.
    77. В какие сроки эксплуатирующая организация представляет
    в Ростехнадзор или его территориальные органы сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности?

    А) Ежегодно, в течение I квартала текущего года.

    В) Раз в полгода, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    78. Куда эксплуатирующие организации, подведомственные Ростехнадзору, представляют информацию об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности?
    А) В центральный аппарат Ростехнадзора.

    Б) В Ростехнадзор или его территориальные органы.

    В) В вышестоящую организацию или ведомство.

    Г) В МЧС России.
    79. В каком случае юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения?
    А) Если будет установлено , что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Б) Если должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, уверено в виновности юридического лица.

    В) Если юридическое лицо признало факт совершения административного правонарушения.
    80. Какая административная ответственность предусмотрена законодательством Российской Федерации за нарушение должностными лицами требований промышленной безопасности или лицензионных требований
    на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности?

    А) Вынесение письменного предупреждения, о чем делается соответствующая отметка в личном деле привлеченного к ответственности лица, или штраф в размере до одного минимального размера оплаты труда.

    Б) Административный арест на срок до 15 суток или административный штраф
    в размере до тридцати тысяч рублей.

    В) Исправительные работы или административный штраф в размере
    до пятидесяти тысяч рублей.

    Г) Наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года.
    81. Что является грубым нарушением деятельности в области промышленной безопасности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях?
    А) Нарушение требований промышленной безопасности, приведшее
    к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

    Б) Нарушение требований промышленной безопасности, которое может привести к длительному простою оборудования.

    В) Нарушение требований промышленной безопасности, которое может привести к остановке технологического процесса предприятия , и, как следствие, к вынужденным отпускам работников.

    Г) Нарушение требований промышленной безопасности, результатом которого может быть инцидент на опасном производственном объекте без возникновения угрозы жизни или здоровью работников.

    82. Что является результатом проведения экспертизы промышленной безопасности?
    А) Заключение экспертизы промышленной безопасности.

    Б) Сертификат соответствия объекта экспертизы.

    В) Экспертная оценка объекта экспертизы, оформленная протоколом.
    83. Каким документом установлен перечень сведений, содержащихся
    в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления?

    А) Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    Б) Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.

    В) Документом, утвержденным федеральным органом исполнительной власти
    в области промышленной безопасности.

    Г) Положением, утвержденным совместным приказом Ростехнадзора и МЧС России.
    84. Для каких опасных производственных объектов обязательна разработка декларации промышленной безопасности?
    А) Для опасных производственных объектов I, II и III классов опасности,
    на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении № 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    Б) Для всех опасных производственных объектов независимо от класса опасности объекта.

    В) Для опасных производственных объектов I и II классов опасности,
    на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении № 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

    Г) Для объектов, указанных в приложении № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».