Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Реквием 12 частей. Характеристика жанра реквием

Реквием 12 частей. Характеристика жанра реквием

В жанрах церковной музыки Моцарт ориентировался свободно: по долгу службы или на заказ он написал множество месс, мотетов, гимнов, антифонов и т.д. Большинство из них создано в зальцбургский период. К венскому десятилетию относятся только 2 больших сочинения, причем оба не закончены. Это Месса c-moll и Реквием, хотя была и масонская музыка (тоже религиозная по смыслу).

История создания

Реквием завершает творческий путь Моцарта, будучи последним произведением композитора. Одно это заставляет воспринимать его музыку совершенно по-особому, как эпилог всей жизни, художественное завещание. Моцарт писал его на заказ, который получил в июле 1791 года, однако он не сразу смог взяться за работу - ее пришлось отложить ради «Милосердия Тита» и «Волшебной флейты». Только после премьеры своей последней оперы композитор целиком сосредоточился на Реквиеме.

Для тяжело больного Моцарта работа над траурной мессой была не просто сочинением. Он сам умирал и знал, что дни его сочтены. Он работал с быстротой, невиданной даже для него, и всё же гениальное создание осталось незавершенным: из 12 задуманных номеров было закончено неполных 9. При этом многое было выписано с сокращениями или осталось в черновых набросках. Завершил Реквием ученик Моцарта Ф.Кс. Зюсмайр, который был в курсе моцартовского замысла. Он проделал кропотливую работу, по крупицам собрав всё, что относилось к Реквиему.

Реквием породил многочисленные легенды и дискуссии. Один из главных вопросов - что написано самим Моцартом, а что привнесено Зюсмайром? Авторитетные музыковеды склоняются к мнению, что подлинный моцартовский текст идет с самого начала до первых 8 тактов «Lacrimosа». Далее за дело взялся Зюсмайр, опираясь на черновые наброски, предварительные эскизы, отдельные устные указания Моцарта.

Характеристика жанра

Реквием - это траурная, заупокойная месса. От обычной мессы реквием отличается отсутствием таких частей, как«Gloria» и «Credo», вместо которых включались особые, связанные с погребальным обрядом. Текст реквиема был каноническим. После вступительной молитвы «Даруй им вечный покой» (Requiem aeternam dona eis») шла обычная часть мессы «Kyrie», а затем средневековая секвенция «Dies irae» (День гнева). Следующие молитвы - «Domine Jesu» (Господи Иисусе) и «Hostia» (Жертвы тебе, Господи) - подводили к обряду над усопшим. С этого момента мотивы скорби отстранялись, поэтому завершалась заупокойная католическая обедня обычными частями «Sanctus» и «Agnus Dei».

Такая последовательность молитв образует 4 традиционных раздела:

  • вступительный (т.н. «интроитус») - «Requiem aeternam» и «Kyrie»;
  • основной - «Dies irae»;
  • «офферториум» (обряд приношения даров) - «Domine Jesu» и «Hostia»;
  • заключительный - «Sanctus» и «Agnus Dei».

В своей трактовке формы траурной мессы Моцарт соблюдал эти сложившиеся традиции. В его Реквиеме тоже 4 раздела. В I разделе - один номер, во II - 6 (№№ 2 - 7), в III - два (№№ 8 и 9), в IV - три (№№ 10-12). Музыка последнего раздела в значительной мере принадлежит Зюсмайру, хотя и здесь использованы моцартовские темы. В заключительном номере повторен материал первого хора (средний раздел и реприза).

В чередовании номеров ясно прослеживается единая драматургическая линия со вступлением и экспозицией (№ 1), кульминационной зоной (№№ 6 и 7), переключением в контрастную образную сферу (№ 10 - «Sanctus» и № 11 - «Benedictus») и заключением (№ 12 - «Agnus Dei»). Из 12 номеров Реквиема девять хоровых, три (№№ 3, 4, 11) звучат в исполнении квартета солистов.

Основная тональность Реквиема d-moll (у Моцарта - трагическая, роковая). В этой тональности написаны важнейшие в драматургическом плане номера - 1, 2, 7 и 12.

Всю музыку Реквиема скрепляют интонационные связи. Сквозную роль играют секундовые обороты и опевание тоники вводными тонами (появляются в первой же теме).

Исполнительский состав

4-х голосный хор, квартет солистов, орган, большой оркестр: обычный состав струнных, в группе дер-духовых отсутствуют флейты и гобои, зато введены бассетгорны (разновидность кларнета с несколько сумрачным тембром); в группе медных нет валторн, только трубы с тромбонами; литавры.

Таким образом, оркестровка несколько темная, сумрачная, но вместе с тем, обладающая большой мощью.

Содержание Реквиема предопределено самим жанром траурной мессы. Оно перекликается с содержанием пассионов. Реквием пронизывает мысль о смерти, ее трагической неотвратимости. Этот образ не раз будил творческое воображение Моцарта («Дон Жуан»). Но если в «Дон Жуане» образ потустороннего мира, загадочного небытия постоянно противопоставлялся бурному кипению жизни с ее сложностями, то здесь всё обыденное отступает на второй план. Остается главное: безысходная боль прощания с жизнью, понятная каждому человеку, и раскрытая с потрясающей искренностью. При этом тон моцартовского Реквиема очень далек от традиционной сдержанности, объективности церковной музыки.

№ 1 состоит из двух частей, соотношение которых отчасти напоминает полифонические циклы Баха. Плавная медленная музыка I-й, вступительной части, в целом проникнута трагически-скорбным настроением. Однако в ней есть и моменты просветления (связанные с содержанием текста).

В сопровождении совсем простого аккомпанемента струнных (с запаздывающими аккордами) у бассетгорнов и фаготов раздается тема «Requiem» - одна из важнейших в произведении: тоника с нижним вводным тоном и постепенное восхождение к терции - в традиционном церковном стиле. Основное настроение - сдержанная скорбь, которая заметно нарастает с 3 такта (неравномерные вступления голосов и восходящая устремленность мелодической линии). Хоровые голоса вступают в восходящей последовательности начиная от баса. При этом тема «Requiem» проводится стреттно. Вся манера имитационного ведения темы явно обнаруживает влияние Баха.

II-я - центральная часть - представляет собой стремительную драматическую фугу на две темы. Обе темы, звучащие одновременно, трактованы в духе Баха и Генделя, опираются на типичные для эпохи барокко интонация (ум.7). Но на основе совсем обычного, типического материала создается в высшей степени индивидуальное творение. В фуге нет длинных интермедий, вместо них - краткие переходы (в основном на второй теме). Фуга стремится таким неудержимым потоком, что ее структура не позволяет совершить хотя бы одну остановку.

Музыка № 2 рисует картину светопреставления. Моцарт близок здесь к громовым хорам Генделя. Тремоло струнных, сигналы труб и дробь литавр создают впечатление грандиозной силы. Партия хора, за единственным исключением, трактуется как монолитная масса: все голоса соединяются в обрывочные аккордовые фразы. На фоне мощных аккордов выделяются широкие скачки верхнего голоса, подобные исступленным возгласам отчаяния. На долю оркестра приходится отображение внешних ужасов (тремоло струнных, сигналы труб и дробь литавр делают картину особенно зловещей, усиливают впечатление смертельного страха, лихорадочной тревоги, леденящего ужаса). Связь с темой «Requiem» - такты 4-6. Развитие музыки идет на «одном дыхании».

Лишь в самом конце хор впервые делится на две группы: звучит своеобразный диалог между грозными восклицаниями басов (мотив, в котором звук «а» окружается вводными тонами) и стонущими, полными смятения, ответными интонациями женских голосов и теноров.

После этого неистового возбуждения в № 3 наступает тишина. Хор уступает место солистам. Торжественный сигнал тромбона возвещает начало Божьего суда. Инструментальную мелодию подхватывает солирующий бас, затем поочередно тенор, альт и сопрано (восходящая последовательность)

№ 4 - прозрачный, светлый лирический квартет солистов.

№ 6 - своим драматизмом перекликается с № 2 и № 4. Изображение мучений обреченных. На фоне бурлящего сопровождения канонически вступают басы и тенора. Им противопоставляются молящие фразы высоких голосов («Voca me» - «призови меня»).

Конец номера - уникальный для XVIII века образец гармонического новаторства. Это ряд энгармонических модуляций a-moll → as-moll → g-moll → ges-moll → F-dur. Музыкальная символика - впечатление погружения в бездну.

№ 7 - лирический центр произведения, выражение чистой, возвышенной скорби. На смену страшным угрозам и гневу приходят предельно искренние, благодатные слезы. После краткого вступления (без басов), основанного на интонациях вздоха, вступает проникновенно-простая мелодия в вальсообразном ритме на 12/8. Все хоровые партии объединяются в стройный квартет голосов, выражающих одно настроение. Выделяется верхний - самый песенный голос. Такой материал - единственный раз во всем реквиеме. Мотивы вздохов лежат в основе и вокальных партий, и в оркестровом сопровождении. Тембр тромбонов.

Последующие части Реквиема завершают «драму». Среди них есть и умиротворенные, просветленные («Benedictus»), и торжественно-ликующие («Sanctus» и «Osanna»).

Текст реквиема

Requiem aeternam dona eis, Domine, et lux perpetua luceat eis, te decet hymnus, Deus in Sion, et tibi reddetur votum in Jerusalem, exaudi orationem meam, ad te omnis caro veniet, Requiem aeternam dona eis, Domine, et lux perpetua luceat eis. Kyrie eleison, Christe eleison, Kyrie eleison.

Вечный покой даруй им Господи, вечный свет да воссияет им. Тебе подобают гимны, Господь, в Сионе, тебе возносят молитвы в Иерусалиме, внемли молениям моим, к тебе всякая плоть приходит, Вечный покой даруй им, Господи, вечный свет да воссияет им. Господи, помилуй, Христе, помилуй, Господи, помилуй.

Dies irae , dies illa solvet saectum in favilla, teste David cum Sybilla. Quantus tremor est futurus, quando judex est venturus, cuncta stricte discussurus.

День гнева , тот день расточит вселенную во прах, так свидетельствует Давид и Сивилла. Как велик будет трепет, как придет судья, чтобы всех подвергнуть суду.

Tuba mirum spargens sonum per sepulchra regionum, coget omnes ante thronum. Mors stupebit et natura, cum resurget creatura, judicanti resposura. Liber scriptus proferetur, in quo totum continetur, unde mundus judicetur.

Judex ergo cum sedebit, quidquid later apparebit, nil inultum remanebit. Quit sum miser tunc dicturus? Quem patronum rogaturus, cum vix Justus sit securus?

Труба чудесная ,разнося клич по гробницам всех стран, всех соберет к трону. Смерть и природа застынут в изумлении, когда восстанет творение, чтобы дать ответ судии. Принесут записанную книгу, в которой заключено всё, по которой будет вынесен приговор. Итак, судия воссядет и все тайное станет явным и ничто не останется без отмщения. Что я, жалкий, буду говорить тогда? К какому заступнику обращусь, когда лишь праведный будет избавлен от страха?

Rex tremendae mjestatis, qui salvandos salvas gratis, salva me, fons pietatis.

Царь грозного величия , спасающий тех, кто достоин спасения, спаси меня, источник милосердия.

Recordare Jesu pie, quod sum causa tuae viae, ne me perdas illa die. Quaerens me sedisti lassus, redemisti crucem passus, tantus labor non sit cassus. Juste judex ultionis, donum fac remissionis ante diem rationis. Ingemisco tanquam reus, culpa rubet vultus meus, supplicanti parce, Deus. Qui Mariam absolvisti, et latronem exaudisti, mihi quoque spem dedisti. Preces meae non sunt dignae, sed tu, bonus, fac benigne, ne perenni cremer igne. Inter oves locum praestra, et ab hoedis me sequestra, statuens in parte dextra.

Вспомни , милостивый Иисусе, ты прошел свой путь, чтобы я не погиб в этот день. Меня, сидящего в унынии, искупил крестным страданием, пусть же эти муки не будут тщетными. Праведный судия возмездия, даруй мне прощение перед лицом судного дня. Я стенаю, как осужденный, от вины пылает лицо мое, пощади, Боже, молящего! Простивший Марию, выслушавший разбойника, ты и мне подал надежду. Недостойны мои мольбы, но ты, справедливый, сотвори благость, не дай мне вечно гореть в огне. Среди агнцев дай мне место, и от козлищ меня отдели, поставив в сторону правую.

Confutatis maledictis, flammis acribus addicis, voca me cum benedictis. Oro supplex et acclinis, cor contritum quasi cinis, gere curam mei finis.

Сокрушив отверженных, приговоренных гореть в огне, призови меня с благословенными. Я молю, преклонив колени и чело, мое сердце в смятении подобно праху. Осени заботой мой конец.

Lacrymosa deis illa, qua resurget ex favilla judicandus homo reus. Huic ergo parce Deus, pie Jesu Domine, dona eis requiem! Amen!

Слезный будет тот день, когда восстанет из пепла человек, судимый за его грехи. Пощади же его, Боже, милостивый Господи Иисусе, даруй ему покой! Аминь!

Domine Jesu Christe! Rex gloriae! Libera animas omnium fidelium defunctorum de poenis inferni et de pofundo lacu! Libera eas de ore leonis, ne absorbeat eas Tartarus, ne cadant in obscurum: sed signifier sanctus Michael repraesentet eas in lucem sanctam, quam olim Abrahae promisisti, et semini ejus.

Господи Иисусе! Царь славы! Избавь души всех верных усопших от мук ада и глубины бездны! Избавь их от пасти льва, не поглотит их преисподняя, не попадут во тьму: знаменосец святого воинства Михаил представит их в свету святому, ибо так ты обещал Аврааму и потомству его.

Hostias et precet tibi, Domine, laudis offerimus. Tu suscipe pro animabus illis, quarum hodie memoriam facimus: face eas, Domine, de morte transire ad vitam, quam olim Abrahae promisisti, et semini ejus.

Жертвы и молитвы тебе, Господи, восхваляя приносим. Прими их ради душ тех, которых поминаем ныне. Дай им, Господи, от смерти перейти к жизни, ибо так ты обещал Аврааму и потомству его.

Sanctus, Sanctus, Sanctus Dominus Deus Sabaoth! Pleni sunt coeli et terra gloria tua. Osanna in excelsis.

Свят , свят, свят, Господь Бог Саваоф! Небо и земля полны славы твоей! Осанна в вышних!

Benedictus , qui venit in nominee Domini. Osanna in excelsis.

Благословен , грядущий во имя Господне!

Осанна в вышних.

Agnus Dei , qui tollis peccata mundi, dona eis requiem. Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, dona eis requiem sempiternam. Lux aeterna luceat eis, Domine, cum sanctis in aeternum, quia pius es. Requiem aeternamdona eis, Domini, et lux perpetua luceat eis.

Агнец Божий , взявший на себя грехи мира, даруй им покой! Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, даруй им покой на веки! Свет навсегда воссияет им, Господи, со святыми в вечности, ибо милосерден ты. Вечный покой даруй им, Господи, свет вечный да воссияет им.

Введение

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь мерной музыке стиха,

Пред жизнью дальней и отрадной

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое. …

И.С. Гумилев «Она»

Анна Андреевна Ахматова - один из лучших поэтов «серебряного века». Но ее талант не был полностью раскрыт в свое время. Лучшее (как я считаю) ее произведение - «Реквием - не было доведено до читателя, как и многие произведения «поэтов правды», описывающие несправедливости со стороны власти и поэтому ею запрещенные. «Реквием входит в их число, так как описывает репрессии 1930-х годов. Можно изучать историю по хроникам, но чтобы ее прочувствовать, понять чувства, сознание людей того времени, надо изучать ее с помощью художественной литературы. Может, не все факты в ней достоверны, но зато ее строки не сухие, подобно бумаге, а наполнены чувствами, переживаниями, которыми поделился с ними автор. И, читая «Реквием» Ахматовой, можно прочувствовать то время, пережить вместе с героиней ее горе и понять горе народное.

Не зря же ученые, изучая какой-либо исторический период, обращаются не только к документам и археологическим раскопкам, но и к литературе, характеризующей этот период в своем понимании.

Поэтому, чтобы лучше понять эпоху, в которую написано написан «Реквием», и глубже понять само произведение, нужно изучить не только его содержание, но и структуру и жанр, и идею и другие составляющие образ элементы.

Для изучения материала я воспользовалась статьями и книгами таких авторов как Богуславский М.Б., Виленкин В.Х., Ерохина И., Кормилов С. и др. Также, для более легкого понимания информации, реферат разделен на четыре главы, введения, заключения.

Во «Введении» показана цель реферата, его задачи и актуальность темы реферата. Первая глава повествует об истории реквиема как жанра, вторая глава рассказывает о нелегкой истории сознания самого произведения и в главе 3 рассматриваются его внутренний мир и значимость внешнего построения. Четвертая глава раскрывает вопрос жанра «Реквиема». В «Заключении» сформулированы основные выводы реферата и общий вывод.

Реквием как жанр

Прежде чем рассматривать и понять «Реквием» А.А. Ахматовой, необходимо разобраться в названии произведения, а именно, узнать, что представляет собой жанр реквием. Не имея представлений о сущности этого жанра, невозможно понять взаимосвязь между названием и самим произведением. Жанр реквиема по своей природе - музыкальный жанр, поэтому за его определением и характеристикой обратимся к музыкальной энциклопедии.

Реквием (от первого слова латинского текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» - «Покой вечный дай им, Господи») - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей («Gloria» - «Слава», «Credo» - «Верую»), вместо которых вводятся другие (вначале «Requiem», далее «Dies irae» - «День гнева», «Tuba mirum» - «Чудесная труба», «Lacremosa» - «Слезная», «Offertorio» - «Приношение даров», «Lux aeterna» - «Вечный свет» и др.). Само назначение и содержание реквиема обусловливает его скорбно-трагический характер.

Как и месса, первоначально реквием складывался из мелодий григорианского хорала, исполнявшихся в унисон; при этом в выборе мелодии существовали различные местные традиции. Уже в 15 в. стали появляться многоголосые обработки этих мелодий. Первый такой реквием, созданный композитором того времени первой франко-фламандской школы Г. Дюфан (первая половина 15в.), не сохранился. Дошедший до нас реквием этого типа принадлежит композитору второй франко-фламандской школы И. Окегему (вторая половина 15в.). написанный для хора a capella в традициях строгого полифонического стиля, он еще содержит «Credo» - часть, выпавшую в реквиеме последующих эпох. В жанре реквиема работали многие композиторы 16 века во главе с О. Лассо и Палестриной. В 1570 римской церковью был строго регламентирован состав реквиема. В 17-18 вв., в эпоху зарождения и развития оперы и утверждения гомофонно-гармоничного стиля, реквием превратился в крупное циклическое произведение для хора, солистов и оркестра. Канонизированные мелодии григорианского хорала перестали быть его интонационной основой, и вся его музыка стала сочиняться композитором. При господстве гомофонно-гармоничного склада полифония сохранила значение, но в новом качестве, вступив в гармоничную взаимосвязь.

Будучи по тексту связан с католической церковной заупокойной службой, реквием в его наиболее выдающихся образцах приобрел внекультовое значение и, как правило, звучит не в церквах, а в концертных залах. В 18 веке наиболее значительные произведения этого жанра написали итальянцы А. Лотти, Ф. Дуранте, Н. Иоммелли, А. Хассе (немец по происхождению), поляк М. Звешховский. Величайшим является Реквием Моцарта (1791) - последнее произведение композитора, законченное его учеником Ф. Зюсмайером. В реквиеме Моцарта выражен глубокий мир человеческих переживаний с преобладанием скорбной лирики.

К жанру реквиема обращались многие композиторы 19 века. Наиболее выдающиеся, получившие широкое распространение реквиемы этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1873) .

Тем самым становится более понятным смысл названия поэмы Ахматовой. Аналогом католическому ритуалу выступает в православной традиции - плач. Ахматова сыграла в русской поэзии роль плакальщицы. Явившись своеобразной «Ярославной XX века», она оплакала в стихах свое поколение - рассеянное по всему миру, раздавленное и расстрелянное. Она оплакала трагические судьбы современников - гибель Н.С. Гумилева, смерти А.А. Блока, М.А. Булгакова, М.М. Зощенко, Б.Л. Пастернака. На протяжении полустолетия Ахматова отзывалась на общие для страны беды, голосом плакальщицы изливала общенародное страдание. В ряду произведений-плачей «Реквием», отпевающий мучеников сталинских тюрем и лагерей занимает центральное место .

Но один рассмотренный вопрос рождает другие. Например, почему Ахматова назвала поэму именно «Реквием», ведь это жанр католической религии; что автор хотел нам передать через чувства героини, через поэму, и вообще, поэма ли это?

Но рассмотрим все по порядку. Чтобы понять душу народа - нужно узнать его историю. Также и с произведением: чтобы до конца понять его смысл, идею, нужно узнать о его истории создания.

0 Некоторые подростковые субкультуры , увлекаются всякими мрачными вещами, они одеваются в чёрное , ходят по ночам на кладбище, изучают старинные летописи и трактаты. Порой начинающие "готы " могут обнаружить странные слова и выражения, смысл которых понятен исключительно по контексту . Однако, для того, чтобы полностью погрузиться в эту гнетущую атмосферу, необходимо знать происхождение и значение различных тематических словечек. Сегодня поговорим об ещё одном термине, это Реквием , что значит, вы можете прочесть немного ниже.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми любопытными публикациями по теме молодёжных течений и субкультур . Например, что значит Гранж , что означает Стимпанк , кто такие Фурри , что такое Ваниль и т. п.
Итак, продолжим, что значит Реквием по мечте ? Этот термин является начальным словом одной молитвы "Requiem aeternam dona eis Domine ...", что можно перевести, как "Покой вечный даруй им, Господи ..." Отсюда можно сделать вывод, что латинский термин "requiem ", происходит от слова "requies ", что можно перевести, как "покой ".

Реквием - это музыкальное произведение, являющееся формой католического богослужения.


Реквием - это религиозная церемония, которая исполняется для усопших. Реквием, или панихида, также может быть частью музыки используемой для этого ритуала или в любом другом контексте , чтя тех, кто умер.


Синоним слова Реквием : богослужение, заупокойная служба, месса.

Реквием - это песня или гимн траура, составленная или исполненная, в память о погибшем человеке.


Реквием по мечте - иносказательно это похороны мечты, то есть расставание со своей мечтой.


Данный вид богослужения появился в первые христианские века. Во времена папы Григория Великого (6 век н. э.) с данной мессой были связаны конкретные гимны в основе которых лежала латинская проза. Слово «реквием » происходит от вводных слов римско-католической мессы для мертвых, в которой говорится или поется на латыни («Requies » означает «покой »). В нерелигиозном контексте слово относится просто к акту памяти. Моцарт, Брамс и Дворжак написали важные реквиемы. Английский композитор Бенджамин Бриттен написал свой знаменитый «Военный реквием » для повторного освящения собора, разрушенного во время Второй мировой войны.

Многие великие композиторы создавали музыку, и называли её "Реквием ", например Бриттен, Брамс, Верди, Моцарт. Известная русская писательница Анна Ахматова написала произведение, которое так же назвала "Реквием ".

Прочтя эту статью, вы узнали, что значит слово Реквием , и что означает выражение Реквием по мечте.

Моцарта. Верди. Немецкий реквием Брамса. Военный реквием Бриттена. Каждый, наверное, не раз слышал эти слова, но не задумывался над тем, что же они означают. По-латыни requiem aeternam - вечный покой. Эти слова - начало католической заупокойной молитвы. Когда-то композиторы писали на этот латинский канонический, то есть узаконенный, никогда не изменяющийся текст церковные песнопения для солистов, хора и органа или оркестра.
Исполнялись эти песнопения в храмах, во время заупокойной службы. Со времени Моцарта реквием утрачивает культовый - церковный - характер, но сочиняли его все же на латинский текст. Он использован даже в е Верди, который по музыке больше напоминает оперные сцены, чем церковную службу. «Немецкий реквием» Брамса называется так потому, что этот композитор впервые отказался от латинского текста, заменив его словами на родном - немецком - языке.
В наше время понятие слова «реквием» очень расширилось. Замечательный английский композитор Б. Бриттен назвал так свое монументальное антивоенное сочинение, в котором, кроме латыни, звучат страстные стихи английского поэта Уилфрида Оуэна, погибшего во время первой мировой войны. Вслед за поэтом Робертом Рождественским ом назвал свое вокально-симфоническое сочинение, написанное на его стихи, Д. Б. Кабалевский. Разумеется, в нем нет никаких латинских текстов, и вообще ничего молитвенного, связанного с религией. Кабалевского посвящен тем, кто погиб в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Он проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей.
Часто реквиемом называются отдельные небольшие вокально-симфонические или оркестровые произведения или эпизоды внутри крупных произведений - оперы или симфонии, - когда они посвящены памяти погибших героев и носят скорбно-возвышенный, сосредоточенный характер.


Смотреть значение Реквием в других словарях

Реквием М. — 1. Заупокойное католическое богослужение. 2. Многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.
Толковый словарь Ефремовой

Реквием — реквиема, м. В католической церкви - заупокойная служба по умершем. || Музыкальное произведение траурного характера. Моцарта. Берлиоза. (По первому слову латин. церковного........
Толковый словарь Ушакова

Реквием — -а; м. [от первого слова латинского текста: reguiem aeternam dona eis - покой вечный дай им]
1. В католической церкви: заупокойное богослужение.
2. Музыкальное оркестрово-хоровое........
Толковый словарь Кузнецова

Реквием — (по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis -Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса. Натрадиционный латинский текст реквиема писали музыку многие........
Большой энциклопедический словарь

Реквием — - заупокойное богослужение в католической церкви. Произведения для хора, обычно с симфоническим оркестром на текст молитвы «Покой вечный даруй им» написаны Моцартом, Берлиозом, Верди и др.
Исторический словарь

Реквием — (от первого слова лат. текста "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Покой вечный дай им, господи") - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католич. мессы........
Музыкальная энциклопедия

Реквием. Когда мы слышим это слово, оно невольно вызывает у нас неподдельную скорбь, потому что его, как правило, связывают с трагическими событиями. Композиторами написано множество произведений, которые отображают особые моменты жизни человека, сопряженные со скорбью. Для трагических событий была создана особенная заупокойная служба, которая сопровождалась специфической музыкой.

Именно поэтому на вопрос о том, что такое реквием, есть только один ответ - это траурная и заупокойная месса, которая посвящена памяти усопших. Сюда традиционно относят такие музыкальные труды, как: «Господи, помилуй», «Судный день» или «День гнева», а также «Агнец божий». В средние века это были серьезные хоровые произведения, в основе которых были мелодии Капелла в основном была характерна для католических церквей. Произведения были построены по строгим правилам и не использовались в светской жизни. Канонический реквием приобрел свой классический вид к 1570 году, его лично утверждал папа Пий V.

Значение слова реквием отличается в различных церквях. В лютеранской и в католической оно означало «вечный покой» и, по сути, являлось отождествлением безутешной скорби по ушедшим навсегда, только выраженной в определенной музыкальной форме. В Православной церкви такая служба ограничивалась строгим звучанием человеческих голосов без музыки, использовалось только многоголосье истинно верующих, находящихся в храме.

Это своеобразное получило большое распространение благодаря исполнению в Использование уникальной акустики древних строений, звучание необыкновенных по силе человеческих голосов и органных инструментов способствовали созданию шедевров на все века.

Вначале значение слова реквием выражалось в традиционном состоящем из нескольких частей. Текст был написан на латинском языке.

Что такое реквием сегодня? Как и раньше, это траурное, хоровое музыкальное произведение. В нем есть сольные партии, которые звучат в сопровождении оркестра. Обрядовый характер его перестал доминировать, и он плавно перешел в широкую концертную программу музыкальных коллективов. Так современность внесла изменения в реквием. Значение его осталось все тем же, а композиторы, как и раньше, посвящают его памяти близкого человека или большому количеству людей, погибших на войне, используя при этом неканонические тексты.

Вы слышали когда-нибудь искреннюю, звучащую из самого сердца, неповторимую по накалу эмоций и скорби траурную мелодию Моцарта? Он, к сожалению, не смог дописать ее до конца, так как сам скоропостижно скончался. Если вам знакомо это произведение, то не надо объяснять, что такое реквием. Это такая мелодия, при первых же звуках которой вы все поймете сами. Здесь слова не нужны, ведь эта музыка - чья-то нескончаемая скорбь, которая не исчезнет никогда, и она талантливо выражена в музыке. Реквием Моцарта будет звучать столько лет, сколько будет существовать человечество.

Расцвет этого пришелся на романтичный XVIII век, не было мелодий более значимых, чем реквием. Значение этого музыкального произведения в те времена трудно переоценить (имеются в виду традиционные жанры духовной музыки). Над ними работали Людвиг ван Бетховен, Ференс Лист, Сен-Санс, русский композитор Осип Козловский и многие другие.

Особое место занимают реквиемы композиторов Брамса, Верди, «Военный Реквием» Бенджамина Бриттена, произведение «Месса до-минор» Л. Керубини, посвященное памяти а также «Польский реквием» Пендерецкого.

Что такое реквием? Это музыкальное произведение, которое заставляет человека задуматься о том, что жизнь скоротечна и полна утрат.