Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .
Части сложносочиненного предложения синтаксически относительно равноправны. Но этого нельзя сказать о смысловых взаимоотношениях частей, здесь могут быть самые разнообразные варианты: и относительная самостоятельность отдельных частей, и взаимообусловленность.
Сложносочиненные предложения различаются средствами синтаксической связи и характером выражаемых отношений между частями. В связи с этим выделяются предложения:
· с соединительными отношениями,
· противительными отношениями,
· разделительными отношениями,
· пояснительными отношениями,
· предложения с отношениями градации и
· присоединения .
Эти разновидности сложносочиненных предложений могут объединяться в более широкие разряды на основании такого синтаксического признака, как структурная открытость и закрытость.
Структурная классификация сложносочиненных предложений.
К предложениям открытой структуры – сочетание неопределенного количества предикативных единиц - относятся предложения с отношениями
закрытой структуры - сочетание только двух предикативных единиц - это предложения с отношениями
Сочинительная связь.
Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга.
Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов.
Сочинение придает частям известную самостоятельность.
Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной.
Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные и противительные отношения. Значения и оттенки значений союзов.
Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные отношения.
Соединительные союзы: и, да, также, тоже, и – и, ни – ни . Обладают открытой структурой.
Противительные отношения.
Противительные союзы: а, но, да, однако, зато, же, а то, не то, а не то . Обладают закрытой структурой. Порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой.
Значения и оттенки значений союзов.
Соединительные союзы: значение одинакового, сходного, аналогичного. Соединяют части ССП соединительными отношениями.
И - самый распространенный и многозначительный союз.
1) Временные значения (последовательность или одновременность)
2) Причинно-следственные значения
3) Условно следственные значения
4) Сопоставительно-противительные
Да - оттенок присоединительности.
И- И- - общеутвердительное, или общеотрицательное значение.
Ни- Ни - значение отрицательного перечисления или взаимоисключения.
Также, тоже – присоединительный оттенок.
Противительные союзы: основное значение противопоставление или сопоставление. Закрытая структура предложений.
Но – индивидуальная семантика – противоположно разное. Стилистически нейтральный.
А – сопоставление собственно разного.
Однако - значение противоположности усилено. Стилистически книжный.
Да – значение противоположности ослаблено. Стилистически – разговорный.
Зато – возместительный оттенок.
Же – добавочное значение усилительной частицы.
Сложносочиненные предложения, выражающие разделительные, пояснительные и присоединительные отношения.
Разделительные отношения.
Разделительные союзы: указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость. Основное значение – взаимоисключение, чередование.
Или, либо – общее значение взаимоисключения, разделительности.
Ли –Ли, Ли –Или – оттенок перечисления.
То –То – чередование действий или явлений, их последовательная смена.
То ли – то ли, не то – не то – оттенок предположительности.
Пояснительные отношения.
Пояснительные союзы: отношение пояснения.
>>Русский язык: Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения . Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях - одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.
Отослано читателями из интернет-сайтов
Сборник конспеков уроков по всем классам, русский язык скачать, онлайн библиотера на скачку бесплатно, учебники и книги по всем предметам, готовые домашние задания
1. Понятие ССП. Классификация ССП по потенциальному количественному составу: сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры (В.А. Белошапкова).
2. Традиционная классификация ССП в соответствии с семантическими группами союзов.
2.1. ССП с соединительными союзами открытой и закрытой структуры.
2.2. СПП с разделительными союзами.
2.3. СПП с противительными союзами.
2.4. СПП с присоединительными союзами.
2.5. СПП с пояснительными союзами.
2.6. Градационные ССП.
3. Знаки препинания в ССП.
Сложносочинённое предложение (ССП) – это сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу. Сочинительные союзы не входят ни в одно из них, не являются членами предложения.
Классификация сложносочиненных предложений в русском языкознании существенно не менялась. Начиная с грамматики Н.И. Греча все описания ССП строились по одному принципу: по характеру смысловых отношений между компонентами и в соответствии с семантическими группами союзов выделялись соединительные, разделительные и противительные предложения. Менялось, становилось более подробным лишь описание семантических групп внутри этих классов.
Кроме того, к традиционно выделяемым трем классам сложносочиненных предложений в 50-е годы 20 века были прибавлены еще два: пояснительные предложения, в которых части связаны отношениями пояснения или уточнения (специфическими выразителями этих отношений являются союзы то есть, а именно
и функционально близкие им другие союзные средства), и присоединительные предложения, в которых вторая часть содержит «дополнительное сообщение» по поводу содержания первой части.
Наиболее последовательную и непротиворечивую классификацию ССП, основанную на структурно-семантических признаках, дала Вера Арсеньевна Белошапкова. Основным структурным признаком ССП она считает потенциальный количественный состав.
Все ССП делятся ею на два типа: открытой и закрытой структуры .
Части сложносочиненных предложений открытой структуры представляют собой незамкнутый ряд, они однотипно построены. Средства связи – собственно-соединительные и разделительные союзы, которые могут быть повторяющимися. Такие предложения могут иметь неограниченное число частей и их всегда можно продолжить. Например: да где-то вскрикивала ночная птица… Попробуем продолжить это предложение. Тихо плескалась струйка воды, да где-то вскрикивала ночная птица, да в кустах шевелилось что-то белое (Короленко). В ССП открытой структуры может быть более двух предикативных единиц (ПЕ): То длинный сук ее за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок; то выронит она платок… (П.).
В предложениях закрытой структуры части представляют собой замкнутый ряд, это всегда две части, структурно и семантически взаимообусловленные, связанные. Вторая часть в них замыкает ряд и не предполагает наличия третьей. Например: Нужда роднит людей, а богатство их разделяет ; Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Г.). Средства связи – неповторяющиеся союзы: но, а, однако, да и; не только…, но и и др.
По союзам и по значению сложносочинённые предложенияделятся на шесть групп.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.
Список соединительных союзов (одиночных и повторяющихся): и, да, тоже, также, а также; как… так и, да... да, и…и.
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами могут иметь открытую и закрытую структуру. Они называются собственно-соединительными и несобственно-соединительными ССП (по другой терминологии: однородного состава и неоднородного состава).
2.1.1. ССП открытой структуры (собственно-соединительные; однородного состава)
Подобные ССП отражают разные смысловые отношения между ПЕ. Союзы И (И…И), НИ…НИ, ДА (ДА…ДА).
В подобных ССП предикативные части выражают соединительно-перечислительные отношения; в них сообщается об:
а) одновременности событий и явлений: Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев); И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам ]... (А. Блок). [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов). Как правило, в этом случае отношения между частями ССП автосемантичны, т.е. они могут выступать как самостоятельные простые предложения: (см. первое предложение) Калина не растет меж ними. Трава не зеленеет.
б) об их следовании друг за другом, последовательности: [Упалидве-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ] (И. Гончаров [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показалсягражданин ] (М. Булгаков). Это значение может конкретизироваться словами потом, затем, вслед .
Соединительные ССП открытой структуры (однородного состава) могут состоять из двух, трех и более ПЕ.
У подобных ССП может быть общий второстепенный член предложения или общая придаточная часть (в таком случае запятая между частями ССП не ставится):
Вдали темно и рощи строги (И. Бунин): союзом И соединены безличная односоставная ПЕ Темно и двусоставная Рощи строги. Детерминант (общий член ССП) вдали ясно показывает, что перечисляются однородные факты.
(Когда взошло солнце) , [роса высохла] и [трава зазеленела]. Придаточное предложение Когда взошло солнце относится сразу к обеим ПЕ, связанным соединительными отношениями, поэтому перед союзом И запятая не ставится.
Одновременность и последовательность перечисляемых фактов часто подчеркивается с помощью соответствия видо-временных форм сказуемых в разных ПЕ (как правило, сказуемые выражаются глаголами одного вида): В ту же минуту [над сопкой взлетели сразу десятки ракет] и [бешеной скороговоркой залились пулемёты] (Седых). В обеих частях ССП глаголы-сказуемые совершенного вида. Общий член предложения (обстоятельство времени) в ту же минуту подчеркивает отношения одновременности и препятствует постановке запятой между ПЕ.
2.1.2. ССП закрытой структуры (несобственно-соединительные; неоднородного состава)..
Предикативные части соединяются здесь неповторяющимися союзами И, ДА, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, которые сопровождаются словами-конкретизаторами значений. Они состоят только из двух ПЕ. Отношения между частями ССП синсемантичные, т.е. одно предложение по смыслу связано с другим, особенно если есть слова-конкретизаторы.
Выделяется шесть типов несобственно-соединительных ССП.
1. Предложения со значением следствия – вывода, условия-следствия, результата, быстрой смены событий . В них нередко употребляются слова-конкретизаторы значения поэтому, потому, оттого, следовательно, значит (конкретизаторы – слова и словосочетания, которые подключаются к союзу и уточняют его значение). Вторая часть сообщает о результате, следствии, выводе, вытекающем из содержания первой части: Мы голодали, и [поэтому] мать решила наконец отправить меня и сестру в деревню (В. Каверин). Он теперь не жених тебе, вы люди посторонние, и следовательно , вам в одном доме жить нельзя (А. Островский). Сумейте создать соответствующие условия, и вы удлините жизнь растениям (условно-следственные отношения: Если сумеете создать условия, то удлините…). Артист поднял смычок – и всё мгновенно смолкло.
2. ССП с распространительным значением: вторая часть имеет характер добавления к тому, о чем говорится в первой части. Во второй части нередко используются слова-конкретизаторы – анафорические местоимения и наречия (стоят в начале 2 ПЕ), указывающие на лицо, признак, предмет, ситуацию, о которых говорится в первой части ССП: Теперь на улице совсем стемнело, иэто было прекрасно (В. Каверин). В начале 2 ПЕ могут также находиться синонимы или повтор того же слова, что и в 1 части ССП: Ввели новые графики, и это нововведение значительно повысило производительность труда.
3. ССП с соединительно-противительным значением с союзомИ : части противоречат друг другу по реальному содержанию. Возможны слова-конкретизаторы все же, все-таки, все равно , несмотря на это, тем не менее и пр.: а) Немцы до Москвы дошли, и все-таки их отогнали (В. Некрасов). б) Я пробовал вылепить ее, и ничего не вышло .
4. ССП с отождествительным значением (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ), части которых сообщают о двух сходных, тождественных событиях, происходящих одновременно: Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе (Арсеньев). Странный старичок говорил очень протяжно, звуки его голоса также изумили меня (Тургенев).
5. СПП с соединительно-дополнительным значением (союзыДА, И): вторая часть содержит добавочные сведения. В роли слов-конкретизаторов выступают вдобавок, еще, кроме того, притом, к тому же и под.: Сравняют вас с мужиками, да еще и старые обиды припомнят (Шолохов).
6. СПП с соединительно-ограничительным значением . Событие второй части ограничивает полноту проявления события, названного в первой части. Слова-конкретизаторы лишь, только и под.: Всё тот же двор, всё тот же смех, и лишь тебя не хватает чуть-чуть (Л. Ошанин). На теле его не было видимых повреждений, и только небольшая царапина на виске (А.Н. Толстой). Слова только, лишь могут выполнять функцию союзов.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.
Список разделительных союзов: или, либо, а то, не то, а не то; или… или, либо... либо; ли... ли, ли... или, хоть... хоть, что... что, будь то... или; а то и, не... так, если (и) не... то; не то... не то, то ли... то ли; то... то; аналоги союзов : а может (быть), а может (быть) и; может (быть)... может (быть), может (быть)... :
Это предложения открытой структуры. Основные отношения между ПЕ в ССП с разделительными союзами – это отношения взаимоисключения и чередования:
1. Отношения взаимоисключения: союзыили, либо, не то…не то; то ли…то ли : Либо пан, либо пропал. То ли зима, то ли весна, то ли осень (К. Симонов). Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид (А. Пушкин). К тебе я больше не вернусь, а может, я с тобой останусь (Город 312).
2. В разделительных ССП со значением чередования сообщается о последовательности сменяющих друг друга событий, не совмещающихся во времени: То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Некрасов).
Задание 1. Дайте характеристику сложносочиненным предложениям открытой структуры со стороны их строения и семантики. Укажите оттенки значений. Например: Либо ты глуп, либо ты меня обманываешь. Это ССП состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ Ты глуп и 2 ПЕ Ты обманываешь. Формальное средство связи – повторяющийся разделительный союз либо – либо. Между частями ССП отношения взаимоисключения.
1. За ночь море немного успокоилось, ветер стих, и туман начал рассеиваться.
2. Пусть или он уйдет, или мы уйдем.
3. Ни одно из насекомых не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве.
4. Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву (Булг.)
Задание 2. Охарактеризуйте ССП с союзом И, указав структурный тип (открытой или закрытой структуры), структурно-семантический разряд (отношения между частями ССП) и оттенки значения (семантические разновидности). Например: Снаряды гремели, и пули свистели, / И громко строчил пулемет, / И девушка Маша в промерзшей шинели / Бойцов всех в атаку ведет. Это ССП открытой структуры, так как здесь более 2 ПЕ и можно добавить другие. Структурно-семантический разряд: СПП с собственно-соединительными отношениями. Оттенок значения ‑ значение одновременности.
1. Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости (Лерм.).
2. Ночь была ветреная, дождливая, и это способствовало успеху.
3. Кругом царила тишина, и только вверху на перекатах глухо шумела вода.
4. Один прыжок – и лев уже на голове буйвола.
5. Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой.
6. Одних шуб за Надей давали шесть, и самая дешевая из них, по словам бабушки, стоила триста рублей (А.П. Чехов)
7. У меня жена, двое девочек, и притом жена – дама нездоровая (А.П. Чехов)
Задание №3. Сделать полный синтаксический разбор ССП.
Образец разбора.
И пахнет вялая трава, от инея хрустальная, и, различимая едва, звезда блестит печальная (В. Тушнова)
1. По цели высказывания – повествовательное.
2. По эмоциональной окраске – невосклицательное.
3. Сложное, т.к. состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ: И [пахнет вялая трава, от инея хрустальная ]. 2 ПЕ – и [различимая едва, звезда блестит печальная ]. ПЕ связаны между собой сочинительным союзом И, следовательно, это сложносочиненное предложение (ССП). Союз И соединительный, поэтому в самом общем виде отношения в ССП можно охарактеризовать как соединительные. Части ССП представляют собой незамкнутый ряд, т. е. предложение открытой структуры: может быть продолжено путем присоединения других ПЕ с тем же самым грамматическим значением (перечислительным). Отношения автосемантические. Ситуации, отраженные в ПЕ, мыслятся говорящим как одновременные. Грамматическим средством выражения одновременности выступают формы несов.вида глаголов-сказуемых: пахнет – блестит.
Схема: и , и .
4. Анализ каждой ПЕ.
1 ПЕ: И пахнет вялая трава, от инея хрустальная.
трава пахнет
б) Полное.
в) Распространенное: трава(какая?) вялая
от инея хрустальная , выраженным прилагательным с зависимыми словами.
2 ПЕ: и, различимая едва, звезда блестит печальная.
а) Двусоставное предложение. Подлежащее звезда выражено именем существительным в И.п. Простое глагольное сказуемое блестит выражено спрягаемым глаголом наст. вр. несов.в.
б) Полное.
в) Распространенное: звезда(какая?) печальная – согласованное определение, выраженное прилагательным.
г) Осложнено распространенным обособленным определением различимая едва , выраженным причастным оборотом .
Предложения для синтаксического разбора
1. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные и неясные, как сон (А. Серафимович).
2. Удар короток – и мяч в воротах.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.
Сложносочинённые предложения закрытой структуры с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, да (в значении но ).
По особенностям строения и по основным грамматическим значениям все сложносочиненные предложения с противительными союзами делятся на две группы: 1) сопоставительные и 2) противительные предложения.
Сопоставительные отношения характерны для ССП со взаимозаменемыми союзами а (между тем), же (союз-частица), где сопоставляются несхожие в чем-то явления, но при всем несходстве они не отменяют друг друга, а как бы сосуществуют: Нужда роднит людей, а богатство их разделяет (Нужда роднит людей, богатство же их разделяет ). Товарищи относились к нему неприязненно, товарищи же любили (Куприн). Нередко отношения основаны на антитезе (антонимии). Отсюда наличие в предикативных частях сопоставительных предложений типизированных лексических элементов - сопоставляемых слов одной тематической группы.
Самыми распространенными среди таких предложений являются предложения с наиболее широким по своему значению и стилистически нейтральным союзом а. Например: Низ башни был каменный, а верх деревянный... (Чехов); Ему давно уже за сорок, а ей тридцать... (Чехов).
Союз же , связанный по своему происхождению с усилительной частицей же , сохраняет ее выделительно-усилительное значение; происхождение этого союза обусловливает и его позицию; он стоит не между предикативными частями, а после первого слова второй части, выделяя его. Такие предложения называют сопоставительно-выделительными. Например: Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн); Из нашей батареи Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью (Чехов).
Предложения с противительными отношениями по семантике (т. е. по характеру отношений между частями ССП) основываются на противоречивости событий, о которых говорится в предикативных частях, и делятся на четыре группы.
1) противительно-ограничительные предложения (союзы однако, но, да) , в которых явление второй части ограничивает возможность осуществления, результативность или полноту проявления явления, названного в первой части. Наиболее четко это грамматическое значение прослеживается в конструкциях с формами сослагательного или «недействительного» (с частицей было ) наклонения, со вспомогательными глаголами хотеть, желать и под.: Пожалуй, я бы съел немного снега, но на Сухарёвке снег был грязный (В. Каверин). Он стал было наливать ей чаю, но она остановила (В. Каверин).В других случаях ограничительные отношении оформляются лексическими средствами: Хорош цветок, да остёр шипок .
Эти ССП близки по семантике предложениям с соединительно-ограничительным значением, где слово только выполняет функцию союза: Хорош цветок, только остёр шипок.
Союзыа то, не то соответствуют по значению словам иначе, в противном случае; предложения с ними обычно употребляются в разговорно-бытовой речи: 1) Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет (Остр.). 2) Правду говори, не то тебе достанется.
2) В противительно-уступительных ССП противительное значение усложняется уступительным (такое ССП можно заменить сложноподчиненным предложением, в придаточной части которого есть союзы хотя, несмотря на то, что ): [В доме у меня была своя комната],но [я жил во дворе в хибарке] (А.П. Чехов). – (Хотя в доме у меня была своя комната), [я жил во дворе в хибарке]. Возможны слова-конкретизаторы все же, все-таки, несмотря на это, между тем, при всём при этом и др.: Птаха наговорил вам чепухи,но все-таки он человек хороший (Н. Островский).
3) Впротивительно-возместительных ССП (союзы зато, но, да ) событиям дается оценка: в одной части положительная, в другой – отрицательная: Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера (К. Симонов). Кивер ‑ твердый высокий головной убор некоторых воинских частей.
4) Впротивительно-распространительных ССП вторая часть дополняет первую. Как и в соединительно-распространительных предложениях, во второй части наблюдается слово-конкретизатор это : Я повернулся к нему спиной, но это , кажется, усилило его подозрения (В. Каверин).
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГРАДАЦИОННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
В градационных отношениях закрытой структурывыражается усиление, нарастание или, наоборот, ослабление значимости второй части по отношению к явлению, названному в первой части. Обычно выражается с помощью двойных сочинительных союзов не только…, но и; не то чтобы, …но (а); если не, ….то; не столько…, сколько ; разг. не сказать чтобы…, но; нельзя сказать чтобы, …но: Теперь вокруг Иуды в окнах не только сверкали окна, но уже слышались славословия (Булг.). Не то что меня это тяготит, но так, обидно все-таки (Конст.). Не то чтобы испугался старик, а от голоса четкого и уверенного обмяк (Шолохов).
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОЯСНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Здесь вторая часть поясняет, уточняет значение первой с помощью союзов а именно, то есть: Ромашов разыскивает Катю, то есть делает то же, что и я (В. Каверин). Кроме растений, в саду есть помещения для разных животных, а именно : построено много башенок с решетчатыми вышками для голубей, а для фазанов и других птиц поставлена между кустами огромная проволочная клетка (М. Горький). Возможны вводные слова вернее, точнее, иначе говоря, другими словами и пр.
С помощью союза то есть , кроме указанного значения, говорящий может выражать значение поправки, оговорки: Мы спали, то есть сестра спала, а я лежал с открытыми глазами и думал (Короленко).
Это предложения закрытой структуры.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Они присоединяют добавочные мысли, являющиеся: а) попутным замечанием; б) чем-то неожиданным, вдруг пришедшим в голову. Перед союзами с присоединительным значением голос понижается и делается пауза: Так продолжается, пока дружно не захохочут все, и наконец он сам. (Гонч.) (Союз и в сочетании со словом наконец присоединяет заключение во временной последовательности.) Часто появляются слова-конкретизаторы и вот, и притом, а потому, и вслед за тем: Вода была тепла, но не испорчена, и притом ее было много (Гаршин).
Очень часто союзы с присоединительным значением присоединяют не часть сложного предложения, а новое предложение, например: 1) На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (К. С.) (Союз и присоединяет новое предложение; присоединительная связь позволяет выделить что-то очень удивившее и очень важное в данный момент для рассказчика, давно не видавшего освещённых окон. Ср.: На всех углах стоят фонари, горят полным накалом, окна освещены.) 2) Пора, дитя моё, вставай!.. Да ты, красавица, готова? (П.) (Союзда начинает новое вопросительное предложение, вызванное чем-то неожиданным; здесьда приближается по значению к вопросительным частицам разве, неужели.)
Добавочные к присоединительным значениям могут выражать ССП с союзами да и, а то, а не то, не то.
В предложениях с союзом да и выражается добавочное усилительное значение: Он [Синцов] больше не спрашивал – да и что тут спрашивать ? (Симонов)
В предложениях с союзами а то, а не то, не то выражается значение предостережения: Ты сегодня должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде (Писемский). Отвечай мне, а не то буду беспокоиться (Пушкин).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА (проверка на лекции)
Задание 1. Дайте характеристику сложносочиненным предложениям закрытой структуры со стороны их строения и семантики. Укажите оттенки значений. Например: Всю зиму я разбирал эти дневники, а между тем моя жизнь в Заполярье шла своим чередом (В. Каверин). Это ССП состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ [Всю зиму я разбирал эти дневники ] и 2 ПЕ [моя жизнь в Заполярье шла своим чередом ]. Формальное средство связи – противительный союз а между тем. Между частями ССП противительно-сопоставительные отношения.
1. Солнце-то светит, да ветер свежий, осенний (Короленко).
2. Прошел час, другой, а тропинка не попадалась (Арс.)
3. Вихри эти становились реже, но зато каждый последующий был сильнее, чем предыдущего (Арс.)
4. В словах маленького человека не только дружба и радость была, как думала Травка, а тоже таился и хитрый план своего спасения (Пришвин)
5. На этот раз вечер был прелестный, да и публики было довольно много (Дост.).
6. Наша беседа неожиданно прервалась, то есть мы сами ее закончили (Катаев).
Задание 2. Определите семантические разновидности ССП с союзом НО.
2. Корчагина, кроме матери, никто не ласкал, но зато били много (Н. Островский)
3. [хотя, несмотря на то что] Ноги устали, но домой возвращаться не хотелось.
4. Они плясали, но было в этой пляске что-то деревянное, мёртвое… (Куприн)
Задание 3. Синтаксический разбор предложения
В квартире у пани Козловской, кроме нее и сына, пехотного поручика Ромуальда, никто не жил, зато рядом было тесно (Пауст.)
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ
Кафедра русскоГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
511 13 00 – Родной язык и литература ( и литература в иноязычных группах)
Завкафедрой русского языка ______ преп.
и литературы __________ д. ф.н., «_____» __________ 2017 года
«_____» __________ 2017 года
Ташкент – 2017
Введение……………………………………………………………………........3-9
Глава I. История изучения сложносочиненного предложения в лингвистической науке…………………………………………………….10-23
Понятие сложного предложения как единицы.10-13 Сложносочиненное предложение………………………………...13-14 Классификация ССП в современной лингвистической науке….14-18
1.3.1. ССП с соединительными союзами………………………...14-15
1.3.2. ССП с разделительными союзами…………………………15-16
1.3.3. ССП с противительными союзами………………………...16-17
1.3.4. ССП с пояснительно-присоединительными союзами……17-18
1.4. Сложносочиненные предложения однородного и неоднородного
состава……………………………………………………………...18-23
Выводы по главе I……………………………………………………………24-25
Глава II. Структурно-семантические типы сложносочиненных предложений в поэзии …………………………………..26-46
2.1. ССП однородного состава (с общим соединительным и
общим разделительным значением)………………………………26-37
2.2. ССП неоднородного состава (с общим противительным
значением)……………………………………………………………37-46
Выводы по главе II …………………………………………………………..47-48
Заключение…………………………………………………………………...49-52
Список использованной литературы………………………………………..53-56
Приложение. «Изучение сложносочиненных предложений (на материале
поэзии И. Бродского) на уроках русского языка»………….57-66
ВВЕДЕНИЕ
С приобретением Республикой Узбекистан государственного суверенитета одной из главных задач общегосударственного масштаба стало формирование нового поколения кадров «с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачу на перспективу»1, так как «... только та страна, та нация может добиться великого будущего, процветания и благополучия, которая сумеет подготовить знающих, профессионально грамотных и энергичных личностей, настоящих патриотов своей страны, обогатить их огромным духовным наследием великой национальной культуры, приобщить к сокровищницам мировой науки и культуры»2.
«Ученые республики ведут фундаментальные и прикладные исследования по многим направлениям современной науки. В республике созданы научные школы мирового класса и успешно проводятся исследования по многим направлениям.
Развитие собственного интеллектуального, научно-технического потенциала, как фактора устойчивого прогресса нашей страны, мы непосредственно связываем с дальнейшим расширением научных, технических и культурных связей с в мире исследовательскими центрами, с совместным проведением исследований по многим актуальным проблемам».3
Бродского неоднородна по своим стилевым и жанровым свойствам. Каждой ее разновидности соответствует особое мироощущение лирического героя, его поэтический язык. Конкретный тип такого повествования обусловлен образно-психологическим заданием автора. Особое значение автор придавал лексико-синтаксическому строю стиха. придирчиво подходил к каждому используемому им слову. Среди многообразия всех языковых средств, используемых автором в своих стихотворениях, особняком стоит употребление синтаксических конструкций. Они передают все многообразие явлений, событий, чувств, мыслей, переживаний лирических героев.
Синтаксические конструкции в произведениях, освещенные обобщающей мыслью, несут определенные сведения о природе родного края, любви, поэзии, месте поэта в мире.
В нашей выпускной квалификационной работе мы сделали акцент на изучении сложносочиненных предложений однородного и неоднородного состава.
Актуальность данной темы состоит в том, что современное состояние лингвистики уже не может замыкаться в сфере изучения изолированных языковых единиц, оно требует их исследования в реальной сфере функционирования, в частности – в том или ином тексте.
Научная новизна работы определяется исследованием и частотностью употребления типов сложносочиненных предложений в поэтических произведениях.
Объектом данной работы являются сложносочиненные предложения в поэзии.
Предметом исследования являются структурно-семантические типы сложносочиненных предложений в поэтических произведениях.
Целью данной работы является выявление и анализ структурно-семантических типов сложносочиненных предложений, использованных в поэтических текстах и применение данного материала на практике (на уроке по русскому языку).
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Произвести отбор необходимого материала для изучения и анализа; Классифицировать синтаксические конструкции по типам; Рассмотреть все типы ССП в контексте стихотворений; Выявить особенности лексико-синтаксического строя стиха. Составить план-конспект урока по теме «Сложносочиненное предложение».
В работе использованы следующие методы исследования:
Метод лингвистического описания – использован для анализа и описания лингвистических свойств ССП; семантический метод – использован для анализа и определения семантических характеристик ССП в поэзии; сравнительный метод – использован для выявления и анализа универсальных и специфических характеристик использования разновидностей ССП в поэзии; а также метод систематизации.
Материалом исследования послужили языковые иллюстрации, собранные методом сплошной выборки, из стихотворений Иосифа Бродского.
Теоретической базой для данного исследования послужили классификации, предложенные и, . Так, разграничивает ССП в зависимости от характера отношений между частями и выделяет: ССП с соединительными отношениями; ССП с противительными отношениями; ССП с разделительными отношениями; ССП с отношениями градации; ССП с присоединительными отношениями.
дает классификацию ССП, выделяя в качестве ведущего признака открытость/закрытость структуры ССП: открытая структура, соединительные ССП (ССП с отношениями одновременности и следования) и разделительные ССП (ССП с отношениями взаимоисключения и чередования). Закрытая структура: ССП, допускающие второй союзный элемент (ССП без второго союзного элемента (ССП с союзом И и ССП с союзами А, НО и синонимичными им) и ССП со вторым союзным элементом (ССП следствия, вывода; ССП противительно-уступительные; ССП противительно-возместительные; ССП ограничительные; ССП отождествительно-соединительные; ССП соединительно-дополнительные)) и ССП не допускающие второго союзного элемента (ССП градационные (ССП собственно-градационные и ССП усилительные) и ССП пояснительные).4
В нашей выпускной квалификационной работе мы руководствуемся структурно-семантической классификацией предложенной и. В работе этих исследователей в качестве определяющего признака разграничения ССП выступает однородность / неоднородность их состава. Она выделяет:
ССП с общим соединительным значением, которые, в свою очередь, подразделяются на соединительно-перечислительные, соединительно - отождествительные, соединительно-распространительные, соединительно - результативные, условно-следственные, предложения соединительного несоответствия, соединительно - градациозные предложения; - ССП с общим разделительным значением, подразделяющиеся на предложения взаимоисключения, чередования и альтернативной мотивации; - ССП с общим противительным значением, которые делятся на сопоставительные, противительно-ограничительные, противительно-уступительные и противительно-возместительные предложения; - ССП с пояснительными и присоединительными отношениями.
Данная структурно-семантическая классификация позволяет учитывать структуру обеих частей, синтаксические средства связи и смысловые значения придаточных частей. Она является в настоящее время ведущей. 5
Методологической базой исследования явились фундаментальные работы в области общего и русского (В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Э. Сепир, и др.), законодательные документы, указы Президента Республики Узбекистан и постановления Правительства о развитии науки и образования.
Теоретическая значимость заключается в том, что данный лингвистический материал можно использовать при изучении сложносочиненных предложений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данный лингвистический материал относится к числу программного. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных школ, лицеев, колледжей на занятиях по русскому языку.
Положения, выносимые на защиту:
В поэтических текстах И. Бродского присутствуют сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры, то есть однородного и неоднородного состава; ССП однородного состава с общим соединительным значением в поэзии имеют дополнительное значение одновременности и следования. Значение одновременности всегда выражено ми глаголов-сказуемых, а значение следования – семантическим наполнением предикативных частей, соединительные союзы в которых служат связующим звеном для предикативных частей; предпочитал использовать ССП со значением одновременности, а ССП со значением следования гораздо меньше, к тому же соединительное значение автор предпочитал выражать союзом И, а союз ДА был использован лишь один раз в проанализированном нами поэтическом материале; Конструкции однородного состава, то есть открытой структуры, с дополнительными значениями взаимоисключения и чередования (в ССП с общим разделительным значением), используются крайне редко; ССП неоднородного состава с общим противительным значением в поэзии имеют дополнительное значение сопоставления, ограничения и уступки. Противительное значение всегда выражено с помощью союзов, а также семантического наполнения предикативных частей; предпочитал использовать противительные ССП со значением сопоставления, а ССП со значением ограничения и уступки гораздо меньше, к тому же общее противительное значение автор выражал союзом НО; Конструкции с пояснительным значением в ССП неоднородного состава не характерны для синтаксиса поэта в отличие от ССП с градационными отношениями.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (методическая разработка урока). Список использованной литературы включает 46 наименований и 4 интернет-источника, использованных в процессе работы над темой выпускной квалификационной работы, общий объем которой составляет 66 страниц.