Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Досократовский период античной философии. Милетская школа и Пифагор

Досократовский период античной философии. Милетская школа и Пифагор

Некогда студенты шутили, советуя на экзаменах по любому предмету на вопрос о его родоначальнике смело отвечать: "Аристотель". Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель, живший в IV .веке до н. э., заложил первые камни в основание многих дисциплин. Аристотеля по праву следует считать также основоположником психологии как науки: его трактат "О душе" стал своего рода первым курсом общей психологии. Кстати, касаясь предмета психологии, мы следуем подходу, принятому Аристотелем, который сначала изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним и лишь затем, используя их достижения и просчеты, предложил свои решения.
Как бы высоко ни поднялась мысль Аристотеля, обессмертив его имя, за ней стояли поколения древнегреческих мудрецов-философов-теоретиков, испытателей природы, натуралистов, медиков. Их труды привели к революционным изменениям в представлениях об окружающем мире, начало которых было связано с преодолением древнего анимизма.
Анимизм (от лат. "анима"-душа, дух)-вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием или (например, по мнению знаменитого философа и математика Пифагора), будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом "псюхе", которое и дало имя нашей науке. В нем сохранились следы изначального понимания связи жизни с ее физической и органической основой (ср. русские слова: "душа, дух" и "дышать", "воздух") .
Интересно, что уже в ту древнейшую эпоху люди, говоря о душе ("псюхе"), связывали между собой явления, присущие внешней природе (воздух), организму (дыхание) и психике (в ее последующем понимании) хотя, конечно, в житейской практике они прекрасно различали эти понятия. Знакомясь с представлениями о человеческой психологии по древним мифам, нельзя не восхититься тонкостью понимания людьми богов на деленных коварством или мудростью, мстительностью или великодушием, завистью или благородством-все ми теми качествами, которые творцы мифов познали в земной практике своего общения с ближними. Эта мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их двойниками или призраками), а жизнь зависит от настроения богов, веками царила в общественном сознании.
Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих "материя" и "жизнь"), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось - все они рассматривались как порождения единой живой материи. Тем не менее это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Гилозоизм покончил с анимизмом (хотя последний и продолжал на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находить множество приверженцев, считавших душу внешней по отношению к телу сущностью) и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы, естества, утвердив непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.
Гилозоисту Гераклиту (конец VI - начало V в. до н.э.) космос представлялся в образе "вечно живого огня", а душа ("психея")-в образе его искорки. Все сущее подвержено вечному изменению: "Наши тела и души текут как ручьи". Другой афоризм Гераклита гласил: "Познай самого себя". Но в устах философа это вовсе не означало, что познать себя-значит уйти вглубь собственных мыслей и переживаний, отвлечься от всего внешнего. "По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос",-учил Гераклит. Термин Логос, введенный Гераклитом, со временем приобрел великое множество смыслов, но для него самого он означал закон, по которому "все течет", по которому явления переходят друг в друга. Малый-мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка; следовательно постигать себя (свою "психею")-значит углубляться в закон (Логос), который придает непрерывно текущему ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизмов динамическую гармонию. После Гераклита (его называли "темным" из-за трудности понимания и "плачущим", так как будущее человечества он считал еще страшнее настоящего) в запас средств, позволяющих читать "книгу природы" со смыслом, вошла идея закона, который правит всем сущим, в том числе - безостановочным течением тел и души, когда "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".
Идея Гераклита о том, что от закона (а не от произвола богов-властителей неба и земли) зависит ход вещей, получила свое развитие у Демокрита (вторая пол. V-нач. IV в. до н.э.). Сами боги в его изображении-это не что иное как сферические скопления огненных атомов. Человек также создан из различных сортов атомов; самые подвижные из них - атомы огня, образующие душу.
Единым и для души, и для космоса Демокрит признавал закон не сам по себе, а закон, согласно которому нет беспричинных явлений: все они суть неотвратимый результат соударения атомов. Случайными же люди называют те события, причин которых не знают.
Демокрит был дружен с Гиппократом (вторая пол. V-нач. IV в. до н.э.), знаменитым медиком, изучавшим устройство человеческого организма и исследовавшим причины болезней. Главной причиной различий между здоровым и больным человеком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся в организме различные "соки" (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл темпераментами. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь).
Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне). Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от латинского "гумор" - жидкость).
Следует, впрочем, заметить, что в XX веке ученые обратились к исследованиям как нервных процессов так и жидких сред организма, его гормонов (греческое слово, обозначающее то, что возбуждает). Теперь и медики, и психологи говорят об единой нейрогуморальной регуляции поведения. Если взглянуть на гиппократовы темпераменты с общетеоретических позиций, то можно заметить их слабую сторону (впрочем, она присуща и современным типологиям характеров): организм рассматривался как смесь--в неких пропорциях-различных элементов, однако каким образом эта смесь превращалась в гармоничное целое, оставалось загадкой.
Разгадать ее попытался философ Анаксагор (V в. до н.э.). Он не принял ни гераклидово воззрение на мир как на огненный поток, ни демокритову картину атомных вихрей. Считая природу состоящей из множества мельчайших частиц, он искал в ней начало, благодаря которому из хаоса, из беспорядочного скопления и движения этих частиц возникает организованный космос. Таким началом Анаксагор признал "тончайшую вещь", которой дал имя "нус" (разум); он полагал, что от того, насколько полно представлен разум в различных телах, зависит их совершенство. "Человек,-говорил Анаксагор,- является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки". Выходило, что не разум определяет преимущества человека, но его телесная организация определяет высшее психическое качество-разумность.
Принципы, сформулированные Гераклитом, Демокритом и Анаксагором, создавали главный жизненный нерв будущей системы научного осмысления мира, в том числе и познания психических явлений. Какими бы извилистыми путями ни шло это познание в последующие века, оно подчинялось идеям закона, причинности и организации. Открытые две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции объяснительные причины стали на все времена основой объяснения душевных явлений.
Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. слова "София"-"мудрость"). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, но сам человек, который как гласил афоризм первого софиста Протагора, "есть мера всех вещей". Впоследствии прозвище "софист" стало применяться к лжемудрецам, выдающим с помощью различных уловок мнимые доказательства за истинные. Но в истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми, изучаемые с использованием средств, призванных доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности.
В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Как можно что-либо передать посредством языка, спрашивал софист Горгий, если его звуки ничего общего не имеют с обозначаемыми ими вещами. И это не было лишь логическим ухищрением, но поднимало реальную проблему. Она, как и другие вопросы, обсуждавшиеся софистами, подготавливала развитие нового направления в понимании души.
Были оставлены поиски природной "материи" души. На передний план выступило изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее использования для манипулирования людьми. Их поведение ставилось в зависимость не oт материальных причин, как то представлялось прежним философам, вовлекшим душу и космический круговорот. Теперь она попадала в сеть произвольно творимых логиколингвистических хитросплетений. Из представлений о душе исчезали признаки ее подчиненности строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе. Язык и мысль лишёны подобной неотвратимости; они полны условностей и зависят от человеческих интересов и пристрастий. Тем самым действия души приобретали зыбкость и неопределенность. Вернуть им прочность и надежность, но коренящиеся не в вечных законах макрокосмоса, а во внутреннем строе самой души, стремился Сократ (V в. до н.э.).

Гиппократа называют «отцом медицины» потому, что он очистил её от ложной философии, ему удалось вывести её из тёмного эмпиризма. Гиппократ поставил медицину на научную основу.

Его трактаты оказали огромное влияние для развития медицинской науки, её теории и практики. Для всех медицинских работников именно Гиппократ определил этику поведения и высокий моральный облик. До сегодняшнего дня сохранилась традиция: получая диплом и начиная медицинскую практику, врачи дают клятву Гиппократа.

Из биографии Гиппократа:

Гиппократ (около 460 до н. э. – около 370 до н. э.) - историческая личность. Но, сколько бы ни пытались биографы воссоздать реальную картину жизненного пути Гиппократа, сделать это не получается из-за давности лет. Существуют лишь предположения, версии и не очень точные данные о биографии Гиппократа.

Философ Платон даёт только приблизительные сведения о реальной личности Гиппократа, хотя в Древнем мире его имя было достаточно известно. По сведениям Платона, родина Гиппократа – остров Кос, расположенный около побережья нынешней Турции. Ещё известно, что он преподавал медицину и называл себя «асклепиадом» (одним из тех, кто считался потомком бога медицины Асклепия) или «целителем», однако до сих пор неизвестно, каких убеждений он придерживался в отношении процесса лечения. Всё остальное домыслы: даже достоверные данные о датах его жизни и смерти отсутствуют. Согласно тому же Платону, знаменитый врач жил примерно в 430 гг. до н. э., но более точные даты рождения являются лишь плодом воображения.

Согласно произведениям римского врачевателя греческого происхождения Сорана Эфесского отец Гиппократа по имени Гераклид тоже трудился в медицине. О матери достоверных сведений нет, даже не известно её точное имя – Пракситея или Фенарета.

Существует легенда о том, что по отцовской линии Гиппократ – потомок древнегреческого бога медицины и врачевания Асклепия, который при рождении был смертным, но за выдающиеся успехи и открытия в медицине получил бессмертие. Также предполагается, что мать Гиппократа была потомком Геракла (древнегреческого мифологического героя, сына богов Зевса и Алкмены).

Византийский филолог Иоанн Цец даже привёл генеалогическое дерево, из которого видно, что Гиппократ является пятнадцатым поколением после бога Асклепия. Информация эта не достоверна, можно лишь предполагать, что действительно Гиппократ был из рода врачевателей Асклепиадов (семейной врачебной династии, берущей начало от самого бога медицины).

Существует такая биография Гиппократа:

Гиппократ родился около 460 года до нашей эры на греческом острове Кос, расположенном в Эгейском море. Происходил Гиппократ из семьи потомственных врачей. Правда, имя его означает в переводе на русский - «управляющий конями». То есть по-простому - кучер.

Так как свою родословную Гиппократ вёл от бога медицины и врачевания Асклепия, поэтому и клятва его начиналась со слов «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели».

Начальные знания по врачеванию Гиппократ получил в асклепионе на острове Кос (так назывался древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию). Свой опыт ему передавали отец Гераклид и дедушка, которого тоже звали Гиппократом. Затем он получал образование у древнегреческого софиста Горгия и философа Демокрита.

В 20 лет у Гиппократа уже была репутация превосходного врача. Как и все его предки, он занимался практической медициной. Чтобы усовершенствовать полученные знания, Гиппократ достаточно много времени проводил в путешествиях. В различных странах он изучал медицинские основы и практиковался у местных врачевателей.

Гиппократ женился в молодом возрасте на девушке из знатной семьи. У них родилось два мальчика (Фесалл и Драконт) и девочка. Оба сына также выбрали для себя медицинский жизненный путь, и в честь знаменитого отца каждый из них назвал своего ребёнка. Приемником Гиппократа стал и его зять (муж дочери) Полиб.

Фесалл занимал должность лейб-медика у царя Македонии Архелая. У него было три сына – Гиппократ III, Драконт II и Горгия. У Драконта был один сын – Гиппократ IV, который состоял на службе у Александра Македонского в качестве личного врача его супруги Роксаны. Все четыре внука Гиппократа занимались врачеванием.

Целитель прожил достаточно долгую жизнь и покинул этот мир в почтенном возрасте. Сколько лет прожил Гиппократ, точно неизвестно. Историки утверждают, что на момент смерти ему было около 83-104 лет. Произошло это в греческом городе Ларисса в Фессалийской долине, а захоронили великого врачевателя в районе Гиртона. Долгие годы его могила была местом паломничества. По легенде, водившиеся там дикие пчелы давали удивительный мед, обладавший целительными свойствами.

Медицинское и философское наследие Гиппократа:

Медицинские сочинения, работы и трактаты великого врачевателя объединены в Гиппократовский корпус. Потомкам досталось огромное философское и медицинское наследие Гиппократа.

Конечно, в сочинениях Гиппократа имелись ошибки и неверные предположения, потому что не было в его практике достаточно информации об анатомии и физиологическом строении тела человека. Ведь в Древней Греции в те времена было запрещено вскрытие человеческих тел.

Долгое время люди считали, что заболевания являются божьей карой. Гиппократ одним из первых опроверг, что причиной заболеваний является вмешательство богов и заявил, что возникновение болезней имеет природный характер. Гиппократ доказывал, что боги здесь не причём, люди болеют из-за того, что нарушили свои здоровые привычки, режим питания и правильный образ жизни.

Из его учений следует, что любое заболевание имеет природное происхождение, а не мистическое. Таким образом, он полностью выделил медицину из религиозных канонов и классифицировал как отдельную науку, за что и получил звание «отца медицины». +По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента по одному внешнему виду. Он лечил своих пациентов целебными травами, которых знал свыше 200.

Не советовал он применять сразу много лекарств и разработал главный принцип современного врача в его работе с больным: «не навреди». +Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе. Признавал целительную силу гимнастики, купания, массажа, лечебной диеты.

И именно Гиппократ разработал учение о четырех темпераментах. По мнению отца медицины, в человеческом организме взаимодействуют четыре жидкости - кровь (сангва), желтая желчь (холе), слизь (флегма) и черная желчь (меланхоле). В организме они находятся в определенном количественном соотношении. Нарушение этого соотношения и приводит к расстройству психической деятельности. Так возникло деление людей на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Такое разделение людей по типу душевного склада принесло большое значение для медицинской практики. Каждый тип имеет предрасположенность к определённым болезням, поэтому медикам легче было производить диагностику и выбирать методы лечения.

Гиппократ был первым, кто стал описывать течение заболеваний, в современной медицине этот термин получил название «история болезни».

Несомненная заслуга Гиппократа в том, что он описал, какими способами можно обследовать больных:

1.Пальпация

При этом физическом методе врач пальцами ощупывает всё тело пациента.

2.Аускультация

Этот метод медицинской диагностики заключается в прослушивании звуков, которые возникают в процессе работы внутренних органов. Конечно, в тот период оба этих метода проводились в самой примитивной форме.

В сочинениях Гиппократа расписаны различные способы наложения повязок (простой, ромбовидной, спиральной).

Он описывал, как с помощью специальных аппаратов и вытяжки лечить вывихи и переломы костей. У целителя много трудов о том, как лечить эмпиемы, раны, свищи, геморрой.

Гиппократ был первым, кто описал, как при хирургической операции размещать инструменты, оборудовать освещение и каким должно быть положение рук врача.

Ему принадлежат первые изложенные принципы диетологии. Он писал в своих трактатах, что любым больным, даже лихорадочным, обязательно нужно питание. Также Гиппократ определил, что для различных заболеваний требуются отдельные диеты.

Клятва Гиппократа и его этические принципы:

Самое первое сочинение в Гиппократовском корпусе – это клятва врача, в которой он сформулировал принципы своей работы и своих коллег. В ней описаны принципы, которыми всегда должен руководствоваться медицинский работник в своей профессиональной деятельности и в жизни. Про клятву Гиппократа, которую произносят те, кто становится медиком, слышали наверняка все.

Клятва Гиппократа в переводе на русский язык:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

С тех пор клятва не один раз редактировалась. Например, древние римляне внесли в клятву обещание «не оказывать медицинскую помощь бесплатно».

В России новоиспеченный врач при получении диплома дает в торжественной обстановке «Клятву врача», текст которой принят президентом в 1999 году:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту.

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете.

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины - клянусь!»

Но даже, несмотря на то, что сегодня клятва в разных странах мира сильно отличается от оригинала, тем не менее, за врачом с острова Кос навсегда останется слава «отца медицины».

Первое обязательство в этой клятве перед наставниками, учителями и коллегами. Врач должен почитать так же, как своих родителей, того, кто научил его медицинскому искусству. При необходимости помогать учителю в нуждах, делиться с ним средствами, а если его потомки пожелают обучаться медицинскому делу, то передать им свои знания безвозмездно.

В клятве ничего не сказано о вопросе оплаты врачебного труда. В Гиппократовском корпусе есть несколько фраз, по которым можно судить об отношении великого врачевателя к этому вопросу. Оплата труда должна иметь место, но никогда не следует начинать с неё, первым делом необходимо помочь больному, особенно если это острая болезнь, не терпящая промедления. Заговорив сразу об оплате, можно навести пациента на мысль, что тебя интересуют только деньги.

Гиппократ писал, что лучше искать не выгоды, а приобретения славы. А иногда можно лечить и даром, ведь благодарная память превыше минутной славы.

Гиппократ утверждал, что поведение врача и его моральный облик всегда должны быть на самом высоком уровне. Медицинский работник должен быть серьёзным, чутким и трудолюбивым, иметь опрятный и приличный вид. Излишне весёлый врач не вызовет уважения, а к суровому не будет необходимого доверия от больного, здесь нужна «золотая середина». Врач должен суметь завоевать доверие пациента, хранить врачебную тайну и постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Медицинские термины, связанные с именем Гиппократа:

Прошло более 2-х с половиной тысячелетий после смерти Гиппократа, но в медицине до сих пор используются термины, названные его именем.

1.Маска Гиппократа:

Так называют описанное им изменение лица человека, долгое время страдающего истощением, хронической бессонницей или тяжёлым заболеванием органов брюшной полости. При отсутствии подобных заболеваний маска Гиппократа является признаком скорой смерти. Сейчас этот термин стал крылатым и означает лицо умирающего человека, которое много веков назад чётко описал в своём сочинении Гиппократ: «Нос становится острым, кожа на лбу твёрдой, сухой и натянутой, цвет лица бледным, зелёным, чёрным или свинцовым. Глаза впадают, виски вдавливаются. Уши становятся стянутыми и холодными, мочки отворачиваются».

2.Пальцы или ногти Гиппократа:

Это когда ногтевые пластины деформируются и становятся выпуклыми, словно часовые стёклышки. Это не самостоятельное заболевание, а симптом других патологий и хронических болезней печени, лёгких, сердца.

3.Шапочка Гиппократа:

Так называется вращающаяся повязка на голову с особенной техникой наложения, когда используется двуглавый бинт или одновременно два скреплённых между собой бинта шириной 10 сантиметров. Применяется при ожогах и ранениях теменной части головы для остановки кровотечения.

4.Скамья Гиппократа:

Эта скамья - впервые появившееся в сочинениях врачевателя описание медицинского оборудования для лечения вывихов и переломов. Оно представляло собой деревянную скамью с наклонной поверхностью. Это был первый прообраз современного ортопедического стола.

5.Метод Гиппократа для вправления вывихнутого плеча:

Этот метод заключается в следующем: травматолог садится лицом к больному, двумя ладонями берёт повреждённую руку, а пяткой упирается в подмышечную впадину пострадавшего. Используется правило двустороннего рычага, врач постепенно наращивает силу тяги по оси руки, за счёт чего головка плечевой кости становится на место.

6.Шум плеска Гиппократа:

Это звук, который слышится, если в полости плервы одновременно присутствуют газы и жидкость. Чтобы его услышать, необходимо двумя руками обхватить больного за плечи и энергично, быстро встряхивать верхнюю часть тела.

Интересные факты из жизни великого Гиппократа:

* Однажды Гиппократ лечил царя Македонии Пердикки II. Великий целитель диагностировал у правителя аггровацию, это когда больной неумышленно преувеличивает своё болезненное состояние. *Гиппократ считал жир источником всех болезней.

*Как-то Гиппократ прибыл в Афины, где на тот момент разразилась сильная эпидемия чумы. Он провёл несколько медицинских мероприятий, тем самым остановил развитие смертельной болезни и уберёг город от большого количества умерших.

*Был случай в жизни врачевателя, когда он дважды увидел одну и ту же девушку-пастушку, но через определённый интервал времени. Когда он видел её второй раз, то по походке определил, что с того момента, когда он встретил её впервые, она лишилась девственности.

*В 1970 году на обратной стороне Луны открыли кратер, Международным астрономическим союзом было принято решение присвоить ему имя Гиппократа.

Бюст Гиппократа

Знаменитые афоризмы Гиппократа:

*Многие фразы Гиппократа стали крылатыми, его вообще признают родоначальником афоризмов.

*«Лечит врач, а исцеляет природа». Гиппократ этой фразой говорит, что медик лишь назначает лечение, а жизненные силы и исцеление может дать только природа.

«Противоположное излечивается противоположным». А, исходя из этого принципа Гиппократа, спустя 2000 лет основатель гомеопатии Самюэль Ганеман сформулировал фразу: «Подобное лечится подобным».

*«Медицина – благороднейшая среди всех наук». Здесь всё всем понятно, что только эта наука направлена на спасение человеческой жизни, дороже которой ничего не может быть на земле.

*«Жизнь коротка, искусство медицины вечно». Этим фразой Гиппократ утверждает, что не хватит и целой жизни, чтобы полностью постичь науку врачевания.

Статуя Гиппократа

Клятва врача. Россия

фото из интернета

Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит Эфесский.

В античной философии встречаются различные толкования понятия «душа». О душе говорят как об особой бессмертной сущности, одушевляющей тело. Так, в основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора (570-500 гг. до н. э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно его учению, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В связи с понятием о душе Фалес (640-546 гг. до н. э.) подошел к понятию движущей причины, источника действия. Он говорит, что «магнесийский камень (магнит) имеет душу, так как движет железо». Анаксагор (500- 428 гг. до н. э.) предполагает наличие отдельной субстанции - нус, - которая входит в состав живых существ, чем и отличает их от неживой материи. Нус в одинаковой мере присутствует как у человека, так и у животных. Видимое интеллектуальное превосходство человека над животными Анаксагор объяснял тем, что человек располагает лучшими возможностями для реализации нуса через свое тело (человек обладает руками).

Самая первая развернутая философская концепция души принадлежит Гераклиту Эфесскому (544-483 до н. э.). Этому философу принадлежит знаменитое высказывание «границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел: столь глубока ее суть», в котором зафиксирована вся сложность предмета психологии, что актуально и в наше время.

Сочинение философа «О природе» дошло до нас лишь в отрывках. Попытки синтеза этого произведения стали предприниматься лишь в XIX в. Смысл высказываний Гераклита казался туманным даже его современникам, отчего философ получил прозвище «Темный». Согласно представлениям Гераклита, первовеществом, лежащим в основе мироздания, является огненный Логос - вечный и неизменный творческий

принцип. Из огня произошел весь мир в целом, отдельные вещи и даже души. Огненный Логос скрыт от непосредственного познания и восприятия, однако каждая индивидуальная душа сопричастна мировому Логосу. Отсюда вытекает то, что человек все-таки способен познать мировой Логос посредством анализа его воплощения в своей собственной душе.

Гераклит делит души людей на две категории - «влажные» и «сухие». Души «влажные» - несовершенные, а чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть. Из несовершенства душ следует недостоверность чувственного восприятия («глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские»). И знаменитое изречение Гераклита «все течет, все меняется» относится именно к изменчивости чувственного опыта человека.

Открытие принципа причинности, или детерминизма, принадлежит великому Демокриту (460-370 гг. до н. э.). Он утверждал, что в мире «все возникает по неизбежности». Демокрит полагал, что все состоит из атомов - мельчайших, неделимых материальных частиц. Атомы находятся в постоянном закономерном движении, они разнообразны по форме и размеру, а между ними имеется пустое пространство. В этом и состоит подлинная природа мироздания по Демокриту: все качественные, чувственно воспринимаемые характеристики вещей существуют лишь в человеческом восприятии, а «по природе существуют только атомы и пустота».

Наряду с попытками описать происхождение души, в греческой философии закономерно возникает интерес к внутренней жизни человека: складываются классификации психических процессов и описания их свойств. Важную роль в постановке этих проблем сыграло учение о темпераментах Гиппократа, а также психологические воззрения Сократа и софистов.

Гиппократ (460-377 гг.

до н. э.) - греческий врач, философ, сформулировал положение, что органом души является мозг. Он разработал широко известное впоследствии учение о темпераментах. Каждому психическому типу человека соответствовало преобладание той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло тип сангвиника, желтой желчи - холерика, черной желчи - меланхолика, а флегмы - флегматика. Рассматривая связь особенностей души, темперамента и типологий людей с физико-климатическими условиями местности (сочинение «О воздухах, водах, местах»), Гиппократ положил начало исследованиям психологических характеристик этносов. Гиппократ был не только философом, но и практикующим врачом, и интересны не только его теоретические построения, но и практические рекомендации и приемы. Так, считается, что к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.

Сократ (470-399 гг. до н. э.) открывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения. Сократу принадлежит открытие особого педагогического метода

- «майевтики» (дословно - повивальное искусство). Суть метода заключалась в том, чтобы путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» ис-

тинное знание. При этом Сократ считал, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собеседника, ему остается лишь «припомнить» его.

Принцип «припоминания» становится центральным в философской системе ученика Сократа - Платона. Платон (428-348 гг. до н. э.) развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». В соответствии с ней мы узнаем путем воспоминания то, что наши души уже знали, будучи причастны миру идей. Он считает, что душа каждого человека существовала еще раньше до того, как появиться в человеческом облике. В концепции Платона припоминание становится центром психической жизни человека, вытесняя другие процессы на периферию. Платон, понимая душу как «созерцательницу идей», говорит о «внутреннем диалоге» души. «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».

Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации ».

С другой стороны, душа человека пленена телом, обслуживает его практические нужды и причастна, таким образом, к миру вещей. Телесность ограничивает познавательные возможности души, и по этой причине душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считается основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму тела», т. е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. В трактате «О душе» Аристотель рассматривает душу, как связанную с телом. («Итак, душа неотделима от тела».) Философ выделяет разумную и неразумную части души. В свою очередь, неразумная часть души делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Только разумная часть души человека может претендовать на бессмертие.

Одновременно развиваются идея совершенствования души через особые педагогические воздействия. Создаются философские школы - стоиков и эпикурейцев.

Стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп) основное значение придавали этическим вопросам, считая учение о природе и о человеческом познании вспомогательным. Философы-стоики, среди которых Марк Аврелий (121-180), философ и император Рима, пытаются указать способы совладания с жизненными кризисами и научить человека сохранять мужество перед ударами судьбы. Целью человеческой жизни стоики считали достижение бесстрастия (араШй) и душевной невозмутимости (Магахш).

Зарождение Философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением обществ, потребности в изучении общих принципов бытия и познанию. На последующих этапах формирования Философии появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые, философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.

На протяжении V!-V вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. Гилозоизм - любое математическое тело обладает душой; пантеизм - бог природа. В человеке милетцьт усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном движении и изменении.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. Четверка - образ четырех элементов природы. Мысль о том, что всё в природе подчинено определённым численным соотношениям, благодаря абсолютности чисел приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждено, что именно число, а не материя является первоосновой всего.

Все вещи состоят из противоположностей: чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство - множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредельное - воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИИ развитие материализма и диалектики. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду - семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. душа является огненным дыханием - основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего- либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении.

ПАРМЕНИД ЭЛЕЙСКИЙ, - «против учения Гераклита»): Парменид: абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует, что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит - линия материализма, Парменид - идеализма. Для Парменида вещь и мысли об этой вещи одно и тоже. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон: прославился апориями - затруднительного положения, в которое попадает разум при анализе явления. С его точки зрения наше понятие о времени, бытии непонятны, неправильны. движение - противоречивое явление. Он способствовал развитию диалектики, правильному понятию вещей.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытом, экспериментального стороною дела. Смотря на медицину и философию, как на две неразрывные науки, Г. старался их, и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы. Во всех литературных произведениях ярко очерчивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых, как бы сами собою, вытекали и заключения, Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Г. и при жизни большую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и давала направление современной медицине.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Конечно, два с лишним тысячелетия внесли в клятву свои коррективы, но в основе своей она осталась все той же. Реформатор античной медицины, древнегреческий философ и врач Гиппократ является автором таких, ставших классическими, сочинений как враче”, “Наставления”, “О благоприличном поведении”, которые предопределили требования общества к врачу и положение врача в обществе. Его труды и врачебная деятельность стали основой дальнейшего развития клинической медицины двух последующих тысячелетий - вплоть до наших дней. Этюды о врачевателях и Гиппократ, как принято, было говорить до недавнего времени, “стоял на твердых материалистических позициях”. И самой главной его заслугой было освобождение врачебного дела от храмовой медицины. В борьбе с болезнью надо уповать не на волю богов, а на искусство врачевания. Но факт остается фактом: Гиппократ первый поставил медицину на научную основу, очистив от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности и не принимавших в расчет опытную, экспериментальную сторону дела. Перефразируя Пушкина, можно сказать, что Гиппократ философией “поверил” медицину. Во всех его сочинениях видна гениальная наблюдательность, умозаключения его логичны и строги. Все выводы основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу, еще при жизни, большую славу.

В конечном счете, Гиппократ создал систему лечения, которая покоилась на строго определенных принципах. Вот они:

Приносить пользу и не вредить;

Противоположное лечить противоположным;

Помогать природе, сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни;

Соблюдать осторожность, щадить силы больного; не менять внезапно лекарства, применять более активные

средства лечения тогда, когда менее активныё не оказывают действия.

И, наконец, в своих наставлениях он требует от врача не только “умения руководить больными”, но и заботиться о здоровых, чтобы они не болели.

4.Философия софистов и Сократа. Проблема человека. Этика сократа. Роль диалога в познании. Диалектика и майевтика.

Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказать предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения.

Такая характеристика опиралась на то, что новые учителя философии стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.

Философия течение софистов неоднородно. Наиболее характерно для всех представителей С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий, этических норм и оценок.

Старшая группа: Протагор (481 - 41 Iднэ), Горгий, Гиппий и Продик. Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восгiриятий, Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Горгий. Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если оно позиваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо.

Старшие софисты были крупными спецами в воспроизводить права и общеполитические вопросы.

Младшие софисты.(6 вднэ) В их учениях особенно выделяются этические и социальные идеи. Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)

Сократ (469-399 гг. до н.э.) стоит на перепутье философской мысли и знаменует собой переход от одной эпохи развития античной мысли к другой.

Он не был философским писателем и излагал свои взгляды в устной форме. Поэтому

первую очередь письменных сообщений его учеников и современников. Особенно полно и

всесторонне описывает взгляды Сократа его ученик и ближайший сподвижник Платон.

Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить. Поэтому он отрицательно относился к своим предшественникам - натурфилософам и считал, что изучение природы невозможно и бесполезно. Главная направленность философского знания внутренний мир человека, его душа. Главная задача познания самопознание : «познай самого себя >), По преданию это изречение было высечено на колонне в храме Аполлона в дельфинах в качестве призыва к каждому входящему. Оно было принесено в дар храму «семью мудрецами » (Фалес, Солон, Хилон и другие) и означало самоконтроль над своими поступками. У Сократа оно стало означать путь к истинному познанию, добродетели, высшему благу. Философия окончательно принимает форму рефлексии. В этом и заключен рубежный характер Сократической МЫСЛИ.

Знание по Сократу есть постижение общего для целого ряда предметов, вещей, явлений. Но общее существует в качестве понятия. Поэтому познать это дать понятие предмету, определить его понятие. Особенно велика роль понятий в этике. Так, безусловное высшее благо как понятие определяет высшую цель общества, которой подчинены все остальные. В этом положении заключено коренное отличие теоретических построений Сократа от релятивизма софистов. В этике добродетель тождественна знанию: все дурное совершается по незнанию или заблуждению, а мудрость, добро обязано совершенному знанию. Этический рационализм исходил из познания высокой миссии разума, знания, интеллекта - мудрый человек никогда не будет делать зла. дальнейшее развитие это учение получило в так называемых «сократических школах».

Важнейшая заслуга Сократа состояла в совершенствовании диалога как основного метода достижения истины. Этот метод получил образное название майевтики (повивальное искусство). Тем самым подчеркивался напряженный характер познавательного процесса, плодотворность его результатов. Особое значение приобретала знаменитая сократовская ирония, раскрывающая самые неожиданные, зачастую парадоксальные смысловые аспекты обсуждаемой темы.

Сократические ШКОЛЫ : мегарская, элидоэритрийская, киренская.

КИРЕНЦЫ . благо человека - это его наслаждение. В этом И СМЫСЛ И цель жизни. Реально только настоящее, ценно ТОЛЬКО ТО, ЧТО ТЫ получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор атеист:” ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение мимолетно, его трудно получить, оно ггрехлдяще, но если смысл жизни в наслаждение которое так трудно получить, то стоит ли жить?”. Диоген, Антисфен. Человек должен освободить себя от зависимостей, привязанности к удовольствиям связывает человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ : Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и еделимое бытие носит характер всеобщего блага. Все единичное лишается статуса самостоятельной реальности. Те. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

Философия Платона. Открытие мира идеи. Учение о душе и проблема понятия. Учение о государстве.

В учении Платона (подлинное имя Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Литературное философское наследие - «корпус Платона» составляет свыше 30 диалогов.. Был одним из любимых учеников Сократа, образ которого активно использовал в своих произведениях. Широко использовал и развивал далее различные идеи пифагорейцев, Парменида, Гераклита и других.

Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения. Чувственный мир вещей рассматривается как «не истинно сущий»: предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием.. Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее стола вообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Но чувственная вещь отражает не только нетленную, вечную идею, то есть бытие, она также несет на себе печать небытия, так как она временна, преходяща. Роль небытия играет «материя». Таким образом, чувственный мир это нечто среднее между миром идей (истинным бытием) и миром материальных вещей (небытием). Систему идей завершает высшая - идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и целью бытия.

Платон разрабатывает теорию познания, методологической установкой которой является так называемое «припоминание». до своего вселения в оболочку тела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Но перемещаясь с Платоновых облаков на землю, душа «забывает» о прежней идеальной жизни. Противоречия чувственного мира будят воспоминания, побуждают к размышлению, припоминаются о подлинной сущности мира. Процесс припоминания проявляется как искусство диалектики. Теоретические размышления Платон сопровождает яркими образами, аналогиями, сравнениями. Так, теорию познания он популярно разъясняет через образ пещеры. Человек познающий - это пленник, скованный цепями (чувствами) и помещенный спиной к входу. На противоположной стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения которых проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, «вспомнить» истинный мир.

Платон - сторонник переселения души: она бессмертна и постоянно перевоплощается. диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней - Белого (благородные страсти) и черного (низменные страсти). Возничий этой символической упряжки

разумная душа, которая сама выбирает свою дальнейшую участь. Совершенные души навсегда поселяются в царстве идей. Обладающие разумной душой становятся философами, аффективной воинами, вожделенной ремесленниками и землевладельцами.

Воспитание создает предпосылки победы человека над страстями и вожделениями, Но для большинства идеал совершенства недосягаем и поэтому необходимы государство и законы. Платон выступает ревнителем государственных интересов, предлагает ограничение личной собственности, общность жен и государственное воспитание детей. Социальная теория в целом носит ярко выраженные черты абсолютного приоритета государства перед личностью.

Демокрит

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Гераклит

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие -- созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Гиппократ

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он -- основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.