Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Православие. I

Православие. I

Прежде чем говорить непосредственно о том, как падали головы зверя, нам следует еще проанализировать некоторые детали значения слова «царь». Это одно из двух значений головы зверя. Давайте прочитаем обширный текст из книги пророка Иезекииля:

11 И было ко мне слово Господне:
12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки (Иез.28:11-19).

О ком здесь говорится: о человеке или об ангеле? Это интересный вопрос. Ну, давайте внимательно рассмотрим этот обширный текст, о ком же здесь все-таки идет речь?

Текст начинается словами: «Плач о царе Тирском и скажи ему…» (12 ст.). На первый взгляд, кажется, что речь идет о человеке, о царе могущественной цивилизации Средиземноморья. Однако при внимательном прочтении мы обнаруживаем детали, которые никак не вписываются в представление о человеческой личности.
Давайте выявим эти моменты:

1)В этом же 12 стихе, в котором говорится о царе Тирском, тут же говорится нечто, что никак не может относиться просто к человеку, пусть даже и к царю:

«Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты». Такими качествами, как «печать совершенства» и «полнота мудрости» не обладает ни один человек. Мы – люди, по своей природе несовершенны. Об этом ясно говорит Священное Писание:
«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»! (Еккл.7:20).

Из повествований Библии, мы читаем только о двух личностях из людей, кто был в Едеме, в саду Божием, - это Адам и Ева. Ни царь Тирский и вообще никто другой в Едемском саду не был, так как после изгнания первой пары из Едема, вход туда был запрещен.

3)В конце 13 стиха сказано: «…приготовлено было в день сотворения твоего». Кто был сотворен из людей? Только двое – Адам и Ева. Остальные из людей были не сотворены, а рождены. А Иезекииль описывает здесь именно сотворенное существо.

4)14 стих открытым текстом повествует о нем: «Ты был помазанным херувимом».

Что означает слово: «херувим»? Это ангел. Это один из чинов ангельских. Это самый высший ангельский чин.
Обращаюсь к словарю русского языка: ХЕРУВИМ: в христианской религии – ангел высшего чина [Греч. ;;;;;;;; из др.-евр.]

Таким образом, здесь очевидно, что речь идет не о царе-человеке, хотя и взят его образ, но говорится об ангельском, духовном существе, и притом об ангеле высшего чина.

5)15 стих дает нам еще одну деталь, показывающую, что здесь повествуется не о царе Тирском:

«Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». О людях мы подобное не читаем. О человеке сказано: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7).Со времени грехопадения Адама и Евы ни один человек на земле не рождается совершенным и свободным от беззакония, а здесь описывается существо, которое было совершенным, и лишь позже беззаконие стало частью его.

Вот эти пять деталей свидетельствую о том, что пророк Иезекииль, движимый Духом Святым, рассказывает об ангеле, духовном существе, херувиме.

Но почему пророк упоминает здесь о царе Тирском? Потому что правитель Тира в своей жизни, своих поступках и своем характере был похож на того древнего херувима.

Этот метод сравнения не чужд и современному литературному приему и разговорной речи. Мы иногда называем какого-либо человека Иродом, либо Иудой или Фомой. И наши мысли сразу же ищут аналогию, мы же не понимаем, что это буквальный Ирод, мы хорошо знаем, что это дядя Ваня или Гришка, соседский хулиган. Мы понимаем, что это всего лишь аналогия.

Подобным же образом, находясь под Божественным вдохновением, пророк Иезекииль, говоря о царе Тирском, сравнивает его с помазанным херувимом. Поэтому мы имеем удивительную возможность заглянуть в область духовных реалий и узнать, как появился дьявол и бесы (его сторонники), читая образ якобы царя Тирского.

Что мы можем узнать из этого описанного Иезекиилем текста о природе помазанного херувима?

Во-первых, из 13 стиха мы узнаем, что этот херувим является сотворенным существом, и этот факт очень важный. Термин «сотворен» означает: «не имеет жизни сам в себе». Это означает, что для продолжения своего существования эта личность нуждается в постоянной силе, исходящей от Жизнедателя, от Творца. 18 и 19 стихи как раз и описывают начало и конец этого существа-херувима:

«Множеством беззаконий твоих и неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки».

Во-вторых, сказано, что этот херувим помазан. Этот термин в Священном Писании означает «отделенный на особое служение». Помазывали царей, пророков, судей, священников и первосвященников. Вот как помазание описывается в 132 Псалме:
«Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (Пс.132:1-2 ст.).

Аарон был помазан на служение первосвященника.

Далее описание этого помазанного херувима представлено как описание первосвященника. Частью первосвященнической одежды были драгоценные камни (Исх.28:15-21), так же и мы читаем описание целого ряда камней, которые были частью одеяния помазанного херувима: «искусно усаженные в гнездышках» (Иез.28:13). А в стихе 18 упоминаются святилища, за которые он был ответствен. Этот херувим, принадлежащий к высшему ангельскому чину из всех сотворенных Богом, был помазан на священническое служение, а значит, являлся самым главным ангелом во всей Вселенной.

Таким образом, мы ответили на вопрос, кем был этот ангел. Давайте теперь выясним, где он находился.
В 13 стихе в самом начале сказано: «Ты находился в Едеме, в саду Божием». Это очень интересная констатация. Давайте вспомним тех, о ком упоминается в Библии, в частности в книге Бытие из присутствующих в Едемском саду. Какие персонажи нам описаны там? Господь, Адам, Ева и змей. Остальные животные были там лишь в далеко общих эпизодах. Древний змей, который, как говорит книга Откровение, есть не кто иной, как дьявол и сатана!
Но в тексте говорится, что герой, о котором мы говорим, находился еще в каком-то другом Едеме, в небесном.

Что не менее важно, в этой же самой 28 главе Иезекииля говорится о том, что он был сброшен на землю. «И Я низринул тебя как нечистого с горы Божией»(16 ст.); а в 17 стихе читаем: «Я повергну тебя на землю». Таким образом, о сатане говорится, что он находился в Едеме, и он был низвергнут на землю.

Давайте еще глубже проникнемся этим понятием, где же все-таки находился этот херувим, когда говорится о нем, что он был в Едеме и повергнут теперь на землю. Ну, тот Едем, упоминание о котором было связано с падением Евы и Адама, находился на земле, а о херувиме сказано, что он был низвергнут с неба.

Обратите внимание еще на одну не маловажную деталь, о которой мы читаем в 14 стихе: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять». Вот это слово – «осенять» - очень важно. Оно показывает на местоположение этого херувима. Давайте откроем текст Евр.9:5
«…а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище...». Слово «осенять» означает «находиться над»; в английском языке – «overshadow», т.е. бросать тень сверху. На что бросали тень эти ангелы? Написано: «…херувимы славы, осеняющие очистилище». В данном случае описывается ковчег завета, который находился во Святом Святых святилища. Крышка этого ковчега завета была сделана таким образом, что из нее выдавались два херувима, и между ними, как описывает Священное Писание, видимым образом являлась Божья Слава, Божье присутствие.

Святилище, которое Бог повелел сделать Моисею, было устроено по образу небесного святилища (см.Евр.8:5). Оно образно представляло небесную реальность, показывало Божий престол. Вокруг этого престола, вблизи Бога находятся херувимы. Именно там присутствовал тот, о котором говорит пророк Иезекииль: «Ты был поставлен, чтобы осенять». Он был поставлен, чтобы быть в непосредственной близости с Богом – там, где Владыка всей Вселенной видимым образом являет Себя всем сотворенным существам. Большую близость к Богу представить невозможно.

Читаем Иез.28:14:
«Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней».

Где находится эта гора Божья, согласно Священному Писанию? Упоминание о ней мы встречаем в книге пророка Исаии, 14 глава, 13 стих:
«…а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера».

«Святая гора Божия» - она находится на небе. Мы снова видим, что речь идет о небесной реальности.

И, наконец, последняя деталь – также в 28 главе книги Иезекииля, стих 14: «…ходил среди огнистых камней».

А где еще упоминаются огнистые камни? Иезекииль рассказывает нам о них в 1 главе своей книги, стихи 4,5,13:

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их, как у человека; и вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня».

Во 2 главе, стих 1, говорится о том, что же Иезекииль увидел:
«Такое было видение подобия славы Господней». Иезекииль увидел славу Божью, престол Божий. Этот престол окружен херувимами, а внутри – горящие угли, огнистые камни. Помазанный херувим находился в центре Вселенной, в самом центре Божьего существования. И из окружающих Бога херувимов он был самым главным.

И почему бы не жить в таком великолепии, в такой славе, обладая такими способностями и таким высоким статусом?! Но все же что-то случилось. Почему произошло грехопадение во Вселенной?

Давайте проанализируем все детально. Какова была первая проблема, первое отклонение от нормы мирного сосуществования херувима во взаимоотношениях с Творцом?

Если вы ответите: «Гордость», то это будет не верно. Да, о гордости в тексте упоминается, но не в первую очередь.

1 проблема:
«Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». Первая проблема, которая нарушила гармонию, - это беззаконие. Слово «беззаконие» является переводом древнееврейского слова «авла» и означает «несправедливость, неправедность, грех». А само понятие неправедности, несправедливости и греха, как очень точно и удачно передает русский перевод, связано с понятием закона. Если нет закона, тогда нет и понятия о праведном или неправедном. Если нет закона, тогда неизвестно, что является и что не является грехом.

Итак, проблема началась с отношения к Божьему закону. Именно закон, воля Божья является главным элементом, против которого восстал помазанный херувим. Очень важно также подчеркнуть, что сказано «доколе не нашлось в тебе…», то есть вначале описываются не действия или слова этого существа, но его внутреннее состояние. Слово Божие говорит: « в тебе», внутри тебя. Эту мысль мы еще встретим в этом отрывке.

16 стих продолжает описание этого вируса: «…от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил».

Какой торговлей мог заниматься помазанный херувим? Что он мог там продавать? Слово «торговля» является переводом древнееврейского слова «рекилла», которое не ограничивается значением «торговля». Оно имеет значение и «обязанности», «движение», «деятельность». В таком случае можно было бы перевести этот стих так: «от обширности деятельности, от обширности обязанностей, от обширности оборота твоего внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил».

Этот херувим был поставлен над многим. Его владения простирались на всю Вселенную, и он стал считать себя исключительным существом во Вселенной и потому полагал, что ему должно быть разрешено то, что другим запрещено. Но прежде чем какие-либо признаки начали проявляться видимым образом, бунт и восстание против закона Божьего происходили внутри.

Читаем 17 стих:
«От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость свою».

Здесь выявляется такая закономерность: если кто-либо начинает идти против закона Божьего, то Божьи дары, красота и мудрость приводят к гордости и тщеславию. Вот что произошло дальше:
«Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои»(18 стих).

Вновь в Синодальном переводе используется слово «беззаконие», но в оригинале употребляется другое слово - древнееврейское «аон», что значит «нечестие, вина». Это уже следствие несправедливости, неправедности, греха. И вновь понятие вины или нечестия связано с Божьим законом. Итак, «множеством беззаконий твоих в неправедной деятельности твоей ты осквернил святилища твои». Это то, что об истории грехопадения мы узнаем из 28 главы книги пророка Иезекииля.

Давайте обратимся еще к одному пророчеству на эту тему, это книга пророка Исаии.

В 14 главе говорится также о неком царе, о царе Вавилонском, но также здесь описание какое-то таинственное и также, похоже, что речь идет не о человеке, а о каком-то ангеле.

Вот 4 стих:
«Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!»

И далее возьмем стихи 12-15:
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

Мы вновь сталкиваемся, как и в книге Иезекииля, с вопросом: «О ком здесь идет речь, о человеке или об ангеле»?

Существует мнение, что 14 глава книги пророка Исаии вообще не имеет отношения к небесной духовной реальности. Действительно, вначале этой главы говорится о песне на царя Вавилонского, т.е. о человеке. Но, так же как и у Иезекииля, у пророка Исаии мы обнаруживаем элементы, которые никак не вписываются в рассказ о человеческой личности.

Давайте посмотрим на 12 стих этой главы:
«Как упал ты с неба…». Может ли это относиться к человеку? Нет! Для того чтобы упасть с неба, нужно там находиться. Но, насколько нам известно из истории, ни один царь Вавилонский на небо не поднимался, ни на спутнике, ни на самолете, тем более к престолу Бога, как мы увидим дальше.

В 12 стихе описываемое существо названо словом «денница». В современном русском языке оно не употребляется, а потому для нас непонятно. «Денница» является переводом древнееврейского слова «хелэль» и на русском означает дословно «светящийся, светоносный, несущий свет». Поэтому «денница» - это тот, кто несет день, светлую часть суток. В нашем употреблении на русском языке есть такое слово «Люцифер». Мы часто употребляем его (кстати, согласно орфоэпическому словарю русского языка, ударение должно падать на последний слог). И хотя мы часто употребляем это слово, но как ни странно, в русской Библии его нет. Оно пришло в богословскую русскоязычную литературу из латинского языка и состоит из двух латинских слов, которые означают «нести» и «свет». Поэтому и значение слова «Люцифер» - несущий, излучающий свет.

Такое описание может относиться к Вавилонскому царю? Вряд ли! А вот существо, с которым мы познакомились в 28 главе книги Иезекииля, действительно излучало свет. Значит и здесь вновь речь идет все о том же помазанном херувиме. А поскольку характер и действия царя Вавилонского были схожи с характером и действиями помазанного Люцифера, о нем говорится именно в этом контексте.

Давайте посмотрим, что же с ним произошло.

«…а говорил в сердце своем…» (Ис.14:13). Слово «сердце» переведено с древнееврейского «лэбаб», которое означает «внутренний мир, разум, воля, сердце». Фраза «говорил в сердце своем» таким образом, означает «промысливал, внутри себя проговаривал, в разуме своем лелеял мысль». Эта фраза говорит о том, что вначале он вслух никому не рассказывал о своих истинных намерениях. И Библия дает нам уникальную возможность заглянуть во внутренний мир помазанного херувима и повествует о том, какие замыслы, скрытые для окружающих, были у него внутри. Чего он хотел, каковы были его мотивы, к чему он стремился? Бог знал его все помыслы и приоткрыл нам завесу с его намерениями.

И вот в 14 стихе этой же 14 главы Исаии дана очень четкая констатация: «…буду подобен Всевышнему». Подумать только, помазанный херувим, восстав против закона Божьего и возгордившись, захотел иметь такой же статус, как у Бога. Но как это сделать? Он прекрасно понимал, что он является творением! В нем нет жизни в самом себе и нет творческой силы для того, чтобы сотворить ангелов, которые могли бы поклоняться ему как богу. Не являясь творцом, он не мог сотворить ни одного существа во Вселенной. Единственный путь, как стать подобным Богу, и этот путь он проработал в своем сознании, заключался в следующем. Он говорил внутри себя: «…выше звезд Божиих поставлю престол свой».
Что такое «звезды»? Что они означают? В книге Откровение, 12 глава, стихи 4,7,8 и 9, об этом говорится очень ясно и конкретно: звезды Божии – это ангелы. Об этом мы еще поговорим.

Помазанный херувим намеревался возвести себя на уровень Бога и пригласить ангелов служить себе как богу. Как Бог восседал на престоле, так и он захотел восседать на престоле. Он думал, что если ему удастся соблазнить ангелов Божиих, то он достигнет своей цели, станет подобным Всевышнему.

Здесь важно отметить еще один нюанс относительно Синодального перевода Библии. В 13 стихе сказано:
«…сяду на горе в сонме богов». Сразу же возникает вопрос: Почему именно «богов» стоит во множественном числе? Откуда взяться множеству богов? К сожалению, эта фраза является искажением текста оригинала, потому что там употребляется словосочетание «гар моэд», означающее «гора собраний», а слова «сонм богов» в подлиннике отсутствуют. Таким образом, там, где к Богу собираются все ангелы, все сотворенные существа, он возмечтал установить свой престол, чтобы ангелы поклонялись ему вместо Бога.

Что же произошло на самом деле? Удалось ему осуществить свой коварный план? Об этом мы читаем в 12 главе книги Откровение.

« Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12:4).

Кто же этот дракон? Кого он означает?
9 стих этой же 12 главы Откровения отвечает на этот вопрос:
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною».

Итак, согласно этого текста, дракон – это дьявол и сатана. Эти слова уже о чем-то нам говорят. Они нам достаточно известны. Но знаем ли мы вполне значение этих слов? Слово «сатана» произошло от древнееврейского «шатан». В тюркских языках оно звучит очень схоже «шайтан». Значение этого слова – «противник», «враг».

Слово « дьявол» пришло к нам из греческого языка, где «диаболос» означает «клеветник», «лжец».

Так вот, сатана или дьявол, ну, в тексте – дракон хвостом своим «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».

9 стих объясняет, что означают звезды:
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю Вселенную, низвержен на землю и ангелы его низвержены с ним».

Итак, дракон – это дьявол и сатана, а третья часть звезд – это ангелы.

В отношении одной трети ангелов я не считаю, что это математическое число 33,333 %. Я вижу здесь иную картину. Все ангелы разделились на три части. Сторонники сатаны, сторонники Бога и сомневающиеся, но оставшиеся на стороне Бога. Три части ангелов по статусу. И одну третью часть, это те, которые разделили с ним дух восстания против Бога, вот они-то и были низвержены на землю. Две части ангелов остались с Богом. После Голгофы на небе никакого сомнения у ангелов не осталось в отношении справедливости и любви Божией. Христос Своей жертвенной смертью развеял всякие сомнения. И теперь на небе нет сомневающихся ангелов.

После того, как одна треть ангелов присоединилась в восстании к дьяволу, а на стороне Бога осталось две трети, произошло следующее:
«И произошла на небе война, Михаил и ангелы Его воевали против дракона и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли и не нашлось уже для них места на небе» (Откр.12:7-8).

Давайте подумаем, что может означать фраза «не нашлось уже места на небе». В каком значении в Священном Писании используется слово «небо»?

Мы знаем, что существует три неба. Самое близкое к нам, это воздушная оболочка вокруг земли. Подразумевал ли Иоанн это небо в вышеприведенном тексте? Нет. Сатана сейчас, после его свержения с неба находится именно в пределах атмосферы земли и даже является правителем этого нашего неба: «Князь, господствующий в воздухе» (Ефес.2:2).

Словом «небо» обозначается также космос, или вся Вселенная. Может об этом небе говорится здесь? Нет.

В Священном Писании есть еще одно значение слова «небо» - это место обитания Бога. Это то место во Вселенной, где находится Божий престол, святилище, храм, где Бог являет Себя видимым образом, созданным Им существам. И рядом с Божьим престолом никто из сотворенных существ не может установить еще один престол. Поэтому именно там дьяволу не нашлось места!

Когда его внутренние замыслы, которые он вначале не хотел открывать, стали очевидными, когда уже началось противостояние между его ангелами и ангелами Божьими, тогда он был отстранен от Божьего престола. Он уже не мог быть осеняющим херувимом, находиться среди «огнистых камней» и считать это место своим домом.

Где же оказался сатана после отстранения его от Божьего престола? Давайте внимательно посмотрим на три места, которые описаны в этом отрывке.

Во-первых, как мы уже знаем, это небо, где находится престол Божий. Второе место – Земля. И третье – Вселенная. 9 стих говорит: «…обольщающий всю Вселенную». Давайте прочтем эту фразу еще раз:
«…обольщающий всю Вселенную низвержен на землю». Какова очередность и взаимосвязь этих двух событий?
Обольщения Вселенной.

Низвержение на землю.

Что было раньше? Сначала – обольщение Вселенной, а потом – низвержение на землю.

А после чего произошло обольщение Вселенной? После того как сатане не нашлось места на небе. Повторим еще раз.

Ему не нашлось места на небе.

Затем он обольщал Вселенную.

Потом был низвержен на землю.

Достаточно ли это ясно? Это очень важно! Работу дьявола и его обольщение на земле мы знаем, но кого он обольщал во Вселенной? Фраза «обольщал Вселенную» не может означать обольщение ангелов, потому что одна треть перешла на его сторону еще до войны с ангелами Божьими, и больше никто из ангелов уже за ним не последовал. Кто же живет во Вселенной, кого мог обольщать сатана после ангелов и до людей?

Ключ к ответу на этот вопрос сокрыт в тексте:

«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов.38:4-7).

Какое время описано здесь? Время сотворения нашей Земли, когда во Вселенной появилась новая планета, и это происходило «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (7 стих). «Утренние звезды» - это ангелы, радующиеся появлению новой планеты. Однако наряду с ними упоминаются также «сыны Божии». О ком здесь говорится?

Мы читаем в послании к Евреям, 1 глава, 5 стих о том, что Бог никогда никому из ангелов не говорил «ты сын Мой». Ангелы не называются в Библии Божьими сынами, но Иисус Христос и люди – называются. Апостол Павел говорит: «Все вы сыны Божии» (Гал.3:26). Когда Бог творил нашу землю, на ней еще не было ни одного человеческого существа, однако во Вселенной радовались ангелы («утренние звезды») и человеческие существа – «сыны Божии восклицали от радости». Таким образом, мы узнаем, что Вселенная на самом деле населена. Подобно нашей планете Земля, есть иные планеты, на которых живут подобные нам человеческие существа. И именно на них обратил свое внимание древний змей. Ему удалось увести за собой треть ангелов, после чего он начал соблазнять живущих во Вселенной сынов Божьих.

Были ли успешны эти попытки? Читаем, что об этом говорит пророк Исаия:

«Были беременны, мучились, - и рождали как бы на ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали» (Ис.26:18).

В этом тексте в оригинале используются два совершенно разных слова, что очень точно соответствует синодальному переводу: слово «эрец» - Земля и слово «тэвель» - Вселенная. Пророк Исаия описывает мучения людей на земле и указывает на то, что прочие жители «тэвель» - Вселенной – не пали.

Когда у него ничего не получилось во Вселенной, он перебросил всю свою силу и соблазн на нашу планету Земля.

Итак, мы познакомились более обстоятельно с падением Люцифера. Мы увидели также, что в двух пророчествах сатана олицетворяется с царями, с царем Тирским и с царем Содомским.

Теперь в следующих темах нам легче будет ориентироваться, что означает первая голова зверя из 17 главы книги Откровение. И мы рассмотрим как она пала, и как падали все остальные его головы, и как падет его последняя голова.

Рецензии

О Сатане Иисус сказал. Иоанн. 8/44. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. Являясь основоположником лжи с первых дней творения, Сатана вдруг стал премудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от него.
Это его следующая ложь, и обман, в который верит современное Христианство, и Ислам. Проповедуя рождение в Царство Небесное, которое внутрь нас есть, христианство отвергло такую возможность для царя Тирского, отдав славу царя, Сатане. По сути, отвергая саму возможность достигнуть Царства Небесного, для любого человека, тем более для царя Тирского, помогающему строить храм Соломону, и за свою помощь он удостоился подарка от Соломона шестнадцать городов в земле Израиля, никому не делался подобный подарок, так было велико имя царя Тирского.
Иисус учил о Царствии Небесном, чтобы достичь его, должно, родится свыше. Рожденный и прибывающий в Царстве Небесном видит и описывает его, как оно есть, ибо Царствие Божие внутрь вас есть. В Христианском понимании Царства Небесного можно достичь исключительно после смерти, когда тело сгниёт, видимо тогда внутри его явится Царствие Божие, как написано внутрь вас есть.
То, что Люцифер есть сатана, это следующая ложь Сатаны и Христианства, в которую верят народы.информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Житие пророка Иезекииля

Свя-той про-рок Ие-зе-ки-иль жил в VI ве-ке до Рож-де-ства Хри-сто-ва. Ро-дил-ся в го-ро-де Са-ри-ре, про-ис-хо-дил из ко-ле-на Ле-ви-и-на, был свя-щен-ни-ком и сы-ном свя-щен-ни-ка Ву-зия. Во вто-рое на-ше-ствие на Иеру-са-лим ва-ви-лон-ско-го ца-ря На-ву-хо-до-но-со-ра, в 25-лет-нем воз-расте Ие-зе-ки-иль был от-ве-ден в Ва-ви-лон вме-сте с ца-рем Ие-хо-ни-ей II и мно-ги-ми дру-ги-ми иуде-я-ми.

В пле-ну про-рок Ие-зе-ки-иль жил при ре-ке Хо-вар. Там, на 30-м го-ду жиз-ни, в ви-де-нии ему бы-ло от-кры-то бу-ду-щее ев-рей-ско-го на-ро-да и все-го че-ло-ве-че-ства. Про-рок уви-дел си-я-ю-щее об-ла-ко, в се-ре-дине ко-то-ро-го был пла-мень, а в нем - та-ин-ствен-ное по-до-бие дви-жи-мой ду-хом ко-лес-ни-цы и че-ты-рех кры-ла-тых жи-вот-ных, имев-ших каж-дое че-ты-ре ли-ца: че-ло-ве-ка, льва, тель-ца и ор-ла. Пе-ред их ли-ца-ми на-хо-ди-лись ко-ле-са, усе-ян-ные оча-ми. Над ко-лес-ни-цей воз-вы-шал-ся как бы кри-сталь-ный свод, а над сво-дом - по-до-бие пре-сто-ла как бы из свер-ка-ю-ще-го сап-фи-ра. На этом пре-сто-ле си-я-ю-щее "по-до-бие Че-ло-ве-ка", а во-круг Него ра-ду-га ().

По тол-ко-ва-нию от-цов Церк-ви, пре-свет-лое "по-до-бие Че-ло-ве-ка", си-дя-ще-го на сап-фи-ро-вом пре-сто-ле, бы-ло про-об-ра-зом во-пло-ще-ния Сы-на Бо-жия от Пре-свя-той Де-вы Ма-рии, явив-шей-ся Пре-сто-лом Бо-жи-им; че-ты-ре жи-вот-ных про-об-ра-зо-вы-ва-ли че-ты-рех еван-ге-ли-стов, ко-ле-са со мно-же-ством очей - ча-сти све-та со все-ми на-ро-да-ми зем-ли. При этом ви-де-нии свя-той про-рок от стра-ха упал на зем-лю, но глас Бо-жий по-ве-лел ему встать и за-тем объ-явил, что Гос-подь по-сы-ла-ет его на про-по-ведь к на-ро-ду из-ра-иль-ско-му. С это-го вре-ме-ни на-ча-лось про-ро-че-ское слу-же-ние Ие-зе-ки-и-ля. Про-рок Ие-зе-ки-иль воз-ве-стил на-ро-ду из-ра-иль-ско-му, на-хо-див-ше-му-ся в пле-ну ва-ви-лон-ском, о пред-сто-яв-ших ис-пы-та-ни-ях в на-ка-за-ние за за-блуж-де-ния в ве-ре и от-ступ-ни-че-ство от Ис-тин-но-го Бо-га. Про-рок воз-ве-щал так-же и на-ступ-ле-ние луч-ших вре-мен для сво-их плен-ных со-оте-че-ствен-ни-ков, пред-ска-зы-вал воз-вра-ще-ние их из ва-ви-лон-ско-го пле-на и вос-ста-нов-ле-ние Иеру-са-лим-ско-го хра-ма.

Осо-бен-но важ-ны два зна-ме-на-тель-ных ви-де-ния про-ро-ка - о хра-ме Гос-под-нем, ис-пол-нен-ном сла-вы, и о су-хих ко-стях на по-ле, ко-то-рым Дух Бо-жий дал но-вую жизнь. Ви-де-ние о хра-ме бы-ло та-ин-ствен-ным про-об-ра-зом осво-бож-де-ния ро-да че-ло-ве-че-ско-го от ра-бо-ты вра-жи-ей и устро-е-ния Церк-ви Хри-сто-вой через ис-ку-пи-тель-ный по-двиг Сы-на Бо-жия, во-пло-тив-ше-го-ся от Пре-свя-той Де-вы Ма-рии, име-ну-е-мой про-ро-ком "вра-та-ми за-тво-рен-ны-ми", ко-то-ры-ми про-шел толь-ко Один Гос-подь Бог (). Ви-де-ние о су-хих ко-стях на по-ле - про-об-раз все-об-ще-го вос-кре-се-ния мерт-вых и но-вой веч-ной жиз-ни ис-куп-лен-ных Крест-ной смер-тью Гос-по-да Иису-са Хри-ста ().

Свя-той про-рок Ие-зе-ки-иль имел от Гос-по-да дар чу-до-тво-ре-ния. Он, как и про-рок Мо-и-сей, мо-лит-вой к Бо-гу раз-де-лил во-ды ре-ки Хо-ва-ра, и евреи пе-ре-шли на дру-гой бе-рег, из-бе-жав пре-сле-до-ва-ния хал-де-ев. Во вре-мя го-ло-да про-рок ис-про-сил у Бо-га умно-же-ния пи-щи для го-ло-дав-ших.

За об-ли-че-ние в идо-ло-по-клон-стве од-но-го ев-рей-ско-го кня-зя свя-то-го Ие-зе-ки-и-ля пре-да-ли каз-ни: при-вя-зан-ный к ди-ким ко-ням, он был разо-рван на ча-сти. Бла-го-че-сти-вые евреи со-бра-ли рас-тер-зан-ное те-ло про-ро-ка и по-хо-ро-ни-ли его на по-ле Маур, в усы-паль-ни-це Си-ма и Ар-фак-са-да, пра-ро-ди-те-лей Ав-ра-ама, неда-ле-ко от Баг-да-да. Про-ро-че-ства Ие-зе-ки-и-ля за-пи-са-ны в кни-ге, на-зван-ной его име-нем и вклю-чен-ной в Биб-лию.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Да, Библия очень тщательно разъясняет происхождение дьявола, потому что все зло приходит от него. В Слове Божьем можно встретить более 200 упоминаний о личности, олицетворяющей силы зла, известной как дьявол.

Он начал творить зло задолго до появления Эдемского сада и продолжает злодеяния при каждом удобном случае. Его злодейства прекратятся перед Миллениумом, или тысячелетним правлением Христа, после которого его снова освободят на малое время (Отк. 20:1-3).

Изучающим Библию дьявол известен как виновник всякой человеческой трагедии, вражды и ненависти. Чтобы понять то, что происходит сегодня в мире, необходимо обратиться к божественному разоблачению дьявола. Бог открывает нам в Книге пророка Исаии (14:12-15):

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

Бог Отец показывает происхождение дьявола в Книге пророка Иезекииля (28:13 17):

«Ты находился в Эдеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями... Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней! От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор».

Дьявол был сотворен как архангел. Он обладал совершенной красотой и мудростью. Ему дали имя «Сын зари». Такого имени не было ни у одного творения. Его назвали «помазанным херувимом» и вознесли на почетное место. Вся его одежда была сделана из драгоценных камней, которые отражали ослепительную славу Троицы.

Как этот сияющий архангел стал дьяволом? Библия очень подробно говорит нам: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:17). Это означает, что гордость вошла в его сердце. Обращая больше внимания на себя, чем на Всевышнего, Люцифер решил, что своим величием и красотой он обязан самому себе.

В Книге пророка Исаии (14:13-14) он повторил «я» пять раз, разоблачая тем самым гордость в своем сердце. Он поднял мятеж на небе, вероятно, треть ангелов перешла на его сторону, чтобы сражаться со Всемогущим. Вместе с ним эти ангелы были низвержены с небес. «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Отк. 12:4).

Следовательно, не Бог создал дьявола. Сам Люцифер, архангел, превратил себя в дьявола. Затем он был низвергнут с неба и разжалован до настоящей должности.

В Книге пророка Иезекииля (28:15) Бог обращался к Люциферу: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония».

Да, Библия говорит о происхождении дьявола. Она повествует о поступке, совершенном дьяволом на небе, откуда его низвергли. В Библии рассказывается о его злодеянии, положившем начало колоссальной битве между добром и злом. Это началось в Эдемском саду, где обольщенный им человек отпал от Божьего расположения.

Последнее сражение дьявола состоится при битве Гога и Магога, перед тем как он навсегда будет заключен и мучим в озере огненном (см. Отк. 20:7-10 ).

Вопрос 2

Разве дьявол – это не просто какое-то безликое влияние?

Если этот вопрос означает, что личности, названной дьяволом, на самом деле не существует, я не соглашусь. Сатана оказывает дурное влияние, но он также настоящая личность. В Библии более двухсот раз открыто упоминается о нем. Имя «сатана» употребляется 54 раза. В Евангелии от Матфея (4:10) Иисус говорит: «отойди от Меня, сатана».

Апостол Павел говорит нам во Втором послании к Коринфянам (11:14): «Сам сатана принимает вид Ангела света». Здесь описывается личность.

Апостол Петр показывает огромную злобу и силу дьявола, говоря о нем, как о «рыкающем льве» (1 Пет. 5:8). Такое описание определенно дает представление о личности.

Апостол Иоанн говорит о дьяволе как о драконе (Отк. 20:2-1 , описывая ужасные разрушения, которые он принес человечеству.

Иисус сказал о дьяволе в Евангелии от Иоанна (8:44): «Он... не устоял в истине». Нужно быть личностью, чтобы отойти от истины.

Дьявола также называют:

«беззаконник» (2 Фес. 2:8),

«бог века сего»(2 Кор. 4:4),

«искуситель» (1 Фес. 3:5),

«власть тьмы» (Кол. 1:13),

«противник» (1 Пет. 5:8),

«клеветник братьев наших» (Отк. 12:10),

«князь бесовский» (Мат. 12:24).

В Послании Иакова (4:7) нам говорится: «противостаньте дьяволу, и убежит от вас...».

Эти места Писания подтверждают, что на самом деле существует злая личность, желающая разрушить все, что Бог сотворил во вселенной.

Вопрос 3

Нравится ли Богу, когда мы говорим о дьяволе?

Библия должна рассматриваться целиком. Позитивная истина становится еще понятнее, когда мы знаем и негативную сторону. Нам необходимо знать замыслы нашего врага, иначе мы не сможем успешно сражаться с ним.

Если Богу не нравится то, что мы упоминаем о силах зла, тогда почему в Библии Иисус говорил о дьяволе больше, чем на любую другую тему?

Я знаю только одного, кто не хотел бы, чтобы говорили о дьяволе: сам дьявол. Он жаждет анонимности по той же самой причине, что мафия или подпольные синдика ты, которые хотят избежать огласки. Лидеры организованной преступности не желают, чтобы узнали их настоящую сущность. Сатана тоже не хочет быть узнанным.

Означает ли это, что мы постоянно должны говорить о дьяволе? Я бы сказал, что лично сам трачу больше девяноста процентов своего времени, чтобы проповедовать о величии Христа и благословениях христианской жизни. Я думаю о том, что назидает духовно. Но если необходимо разоблачить зло в нашей жизни, я, несомненно, верю, что Богу угодно, когда мы говорим об этом.

Вопрос 4

Опасно ли говорить о дьяволе?

Я не нахожу ничего неправильного или опасного в том, что мы говорим о нашем враге.

Господь Иисус говорил нам о дьяволе намного больше, чем о любой другой личности во всей Библии. Мы можем отметить, что Он отказывался подчиняться дьяволу и осуждал его. Он дал строгие указания своим апостолам изгонять бесов (см. Лук. 9:1; Мат. 10:1 ). Иисус послал семьдесят учеников, которые, вернувшись, радовались, что у них есть власть над бесами (см. Лук. 10:17 ). Наш Господь повелел в Великом Поручении: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов» (Map. 16:17).

Получается так, что чем меньше мы говорим о дьяволе, тем большую выгоду он получает. Дьявол хотел бы любым путем заставить замолчать тех, кто может расстроить его планы и разрушить его дела.

Есть люди, которые стали бы обвинять вас в негативизме, если бы вы начали упоминать о дьяволе. Хотя я уверен, что все это является неотъемлемой частью стратегии дьявола, чтобы заставить людей не говорить о нем. Посвященные прихожане знают, как оставаться свободными от его влияния.

В языческих странах, где царствует тьма, он смело ослепляет и разрушает жизнь людей, и никто не может выступить против него. В христианских странах мы можем сказать, как Павел, что нам небезызвестны его умыслы (см. 2 Кор. 2:11 ).

Сатана быстро узнает тех, кто может господствовать над ним. Он спросил у семи сыновей Скевы: «Иисуса зною, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян. 19:15).

Лично я считаю, что нам нужно не дискутировать с дьяволом, а идти с ним на конфронтацию . Иисус Христос пришел, чтобы разрушить дела дьявола (1 Иоан. 3:8) , и мы призваны к тому же. Каждый день следует учиться, как лучше разрушать его дела. Мы не говорим в страхе, мы приказываем ему, помня о великой победе, которую одержал над ним Господь Иисус Христос благодаря Своей смерти и воскресению. Мы противостоим всякой силе зла, покрытые кровью Иисуса. Христос обещал ученикам: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам»(Лук. 10:19). Мы верим и живем на этом основании.

Вопрос 5

Откуда появились бесы?

Каждый должен помнить, что существует только один дьявол, а бесов много. Дьявол – князь бесов, (см. Мат. 12:24 ). Бесы, как описано в Библии, ангельское воинство, примкнувшее к бунту против Бога и решившее последовать за Люцифером. В Евангелии от Луки (10:18) говорится: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». В книге Откровение (12:3-4,7-9) написано:

«И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем; хвост его увлек с небес третью часть звезд и поверг их на землю... И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Вероятнее всего, что одна треть ангелов попала под влияние Люцифера, который вовлек их в бунт против Бога. Произошло небесное восстание.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его"» (Мат. 25:41).

Сатана представляется как царь этих небесных духов.

«Фарисеи же, услышавши сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мат. 12:24-26).

Нам нужно помнить, что Бог является духом, ангелы – это духи и люди – это духи, облеченные в тела. Падшие духи живут в ожесточенном мире и разгневаны на Бога и Божье творение так же, как и сам дьявол. Вот почему мы можем предположить, что они будут действовать подобно сатане. Фактически они исполняют его желания, устремления и приказы. Не существует никаких «добрых» демонических духов, они полностью повинуются своему господину – дьяволу.

Святой пророк Иезекииль жил на рубеже VII–VI веков до Р.Х. Его имя означает «Бог крепок» или «Бог укрепит». Он был сыном священника Вузия и сам являлся священником, приверженным установлениям Закона и Храма.

Когда Навуходоносор впервые взял Иерусалим (597), Иезекиилю было 25 лет. Пророка отправили в вавилонский плен вместе с царем Иехонией, его двором и всеми знатными людьми, числом около 10 тысяч человек; также из Иерусалима была вывезена драгоценная утварь Храма (ср.: 4 Цар. 24: 16). Иезекииль обосновался в Тель-Авиве на реке Ховар, крупной судоходной артерии в 60 километрах к югу от Вавилона, и женился. Его дом стал центром притяжения для иудеев-изгнанников, стекавшихся туда внимать слову Божию.

На пятый год плена пророку было откровение. Когда Иезекииль находился на берегу реки, небеса разверзлись и он узрел величественное видение Божества во славе. Бога несли на колеснице четыре крылатых херувима, каждый из которых был о четырех ликах: первый – льва, второй – орла, третий – быка, а четвертый – человеческий . Два крыла у каждого были устремлены вверх, а два покрывали их тела. Каждый шел прямо, не оборачиваясь, туда, куда хотел Дух, и пока они шли, был шум как во время грозы. Между ними был свет, подобный сиянию огня и молнии. Под животными были четыре колеса, двигавшиеся вместе с ними; над головами – подобие свода из кристалла, а над сводом – престол, будто из сапфира, а на престоле – некто, подобный человеку, будто пылающий металл , а вокруг – сияние, подобное радуге.

Упав на лицо свое, Иезекииль услышал глас Божий, велевший ему встать и отправиться к возмутившимся против Него израильтянам (см.: Иез. 1–2). И к нему простерлась рука со свитком, где было написано: «Плач, и стон, и горе». Ему было сказано съесть этот свиток – и во рту его слово Божие было как мед. Дух поднял его, и он услышал позади себя великое сотрясение: шум крыльев херувимов и громовой глас: «Благословенна слава Господа от места своего!» (см.: Иез. 2–3).

Вернувшись в Тель-Авив к другим переселенным, он пребывал семь дней в изумлении и не мог вымолвить ни слова. Когда вышел этот срок, к нему было слово Господне: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня» (Иез. 3: 17). Так на него была возложена ответственность за жизнь и смерть тех, к кому он был послан. И 22 года Иезекииль непрестанно пребывал в бдении, взирая с высот своего духа, обращенного к Богу. Став сам знамением (см.: Иез. 24: 24), он как словами, так и символическими жестами пророчествовал об окончательном падении Иерусалима в наказание за грехи народа; но, когда это случится, он же и станет для народа утешением, объявляя о прощении и грядущем возрождении.

После нового видения Славы Божией (см.: Иез. 3: 23) пророк закрылся в своем доме. Пораженный немотой, он взял кирпич и набросал на нем рисунок иерусалимских стен и изобразил осаду вокруг них. Затем Господь велел ему лежать на левом боку 390 дней, а затем на правом боку 40 дней – всего 430, по числу лет египетского плена. Нередко, пророчествуя о будущем, Иезекииль прибегал к образам уже свершившихся событий истории Израиля. Здесь события египетского пленения становятся прообразом пленения вавилонского. Также в это время Иезекииль должен был принимать лишь скудную и презренную пищу, испеченную на коровьем помете, чтобы нести на себе беззаконие Израиля, которому предстояло изгнание (см.: Иез. 4: 1–17). Он обрил себе волосы и бороду и сжег треть их, другую треть изрубил ножом, а третью развеял по ветру, оставив лишь небольшое число, которое завязал в полы одежды в ознаменование того, что лишь малый остаток избежит гибели (см.: Иез. 5: 1–4). «Конец пришел, пришел конец, встал на тебя!» (Иез. 7: 6) – неустанно повторял пророк, объявляя о том, что Господь утолит ярость Свою и спросит за все грехи и мерзости, совершенные Его народом. Никто не избежит гнева царя Вавилонского, ставшего орудием гнева Господня. Будут искать мира, но не найдут (см.: Иез. 7: 10–25).

На шестой год изгнания (592), когда Иезекииль находился в своем доме вместе со старейшинами, он увидел как бы человека, огненного и объятого сиянием раскаленного металла, подобного Тому, Кто восседал на колеснице херувимов. Человек этот взял его за волосы и перенес в видении в Иерусалим, ко входу внутренних ворот Храма, где иудеи во времена Манассии поставили статую Астарты и предавались нечестию. И Слава Бога Израилева пребывала там, и одетый в лен человек был послан в город, чтобы сделать знак на челе всех тех, кто плачет и вздыхает о совершающихся мерзостях, и чтобы он бросил на город пригоршни угольев, взятых среди колес херувимов. Когда это было сделано, Слава Божия отошла от города и от Храма, несомая крыльями херувимов.

Возвращенный Духом в Халдею, пророк рассказал изгнанникам обо всем, что увидел (см.: Иез. 11: 1–25). Затем ему было велено собрать нужное для переселения и проломать отверстие в стене, чтобы покинуть город, в темноте и закрыв лицо, как изгнанник. У него спросили, зачем он это делает. Пророк отвечал, что предзнаменует изгнание народа из Иерусалима, что царь Седекия будет взят в плен при попытке бежать через пролом в стене. В дальнейшем все это сбылось буквально (см.: Иез. 12: 1–13). Затем он ел хлеб с трепетом и пил воду с дрожью и печалью, предсказывая, что жители Иерусалима будут делать то же, так что страна будет разорена и сделается пустой, и все признают, что Господь – истинный Бог (см.: Иез. 12: 20).

Затем он обличал лжепророков, напрасно обнадеживающих народ и призывающих к восстанию против халдеев, напоминал о любви Господа к дщери Израилевой, с которой Он заключил брачный союз на горе Синай, но она, возомнив о своей красоте, стала блудодействовать, предавшись идолам. Господь говорит: «Я соберу всех любовников твоих, которые суть чужие народы, “и соберу их отовсюду против тебя, и раскрою перед ними наготу твою, и увидят весь срам твой. Я буду судить тебя судом… и предам тебя кровавой ярости и ревности”» (Иез. 16: 37–38).

Но затем, когда Его гнев утихнет, Он по милости Своей заключит со Своим народом, примиренным и очищенным испытаниями, вечный Завет. В предзнаменование Нового Завета пророк говорит, что после этого примирения никто не будет отвечать за грехи отцов, как тому учил Ветхий Завет, но что каждый будет судим таким, каким предстанет перед Господом: если творящий беззаконие решит отречься от грехов и обратится к Богу, чтобы принять от него новое сердце и новый дух, то жив будет и не умрет, потому что Господь не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился от пути своего и жив был (см.: Иез. 33: 11).

Но и после стольких отступничеств и предательств Господь не обрушивает на Свой народ всю Свою ярость и не истребляет его ради имени Своего (Иез. 20). Он обещает, что по истечении срока изгнания, посланного им в наставление, он выведет иудеев из среды иноплеменных народов и воцарится над ними «рукою крепкою и мышцею простертою» (Иез. 20: 33). И тогда вернет сынов Израилевых в землю их отцов, чтобы служили Ему на Его горе святой в слезах сокрушения. Но прежде чем свершится это примирение, подобает все же, чтобы меч наостренный в руках Господа истребил неправедного и беззаконного (см.: Иез. 21: 3–60).

За год до падения Иерусалима (588) Господь объявил, что город кровей будет предан огню, как покрытый накипью котел ставят на огонь, чтобы накипь сошла с него (Иез. 24). В тот год внезапно умерла жена Иезекииля, «утеха очей его»; но Господь воспретил ему показывать свою скорбь. На следующий день пророк объявил людям, что они так же утратят самое дорогое и что несчастья обрушатся столь внезапно, что не будет времени сетовать и плакать.

Некоторое время спустя после падения Иерусалима (587) один из спасшихся достиг Тель-Авива и рассказал о разрушении города (см.: Иез. 33: 21). И вновь пророк был поражен немотой, а затем заговорил, чтобы разрушить ложные надежды спасшихся бегством, предсказав, что беды на этом не закончатся и вся страна будет опустошена. Затем он торжественно обличил пастырей Израиля: царя, священников и вождей – за их злодеяния и алчность, за то, что они пасли себя самих, вместо того чтобы пасти свой народ. Он возгласил, что Господь вновь будет пасти Свое стадо и станет Пастырем Своего народа, чтобы привести в Землю Обетованную и пасти на высоких горах Израилевых (см.: Иез. 34). Когда закончится изгнание, в Израиле больше не будет царей, потому что в ту эпоху Господь Сам воцарится над Своим народом через нового Давида, Доброго Пастыря (ср.: Ин. 10: 11–18): «И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них (Иез. 34: 24) и будет у них пастырем» (Иез. 34: 23).

Израиль обесславил имя Божие, блудодействуя с язычниками, но Господь пощадит народ ради имени Своего, и освятит великое имя Свое, и узнают народы, что Господь есть Бог, когда явит Он на Израиле святость Свою. Бог через пророка возвестил, что вернет народ из изгнания, очистив от всякой скверны: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36: 26). Он вложит в них Дух Свой, чтобы они ходили в заповедях Его и соблюдали Его уставы, – и обновленный народ умножится, как великое стадо жертвенных овец (см.: Иез. 36: 37).

Когда Иезекииль находился среди иудеев-изгнанников, пораженных вестью о грядущих бедах, он был Духом перенесен и поставлен среди поля, полного иссохших костей. И Господь велел ему изречь пророчество об этих костях и сказать им: «Я введу дух в вас, и оживете». И едва только были произнесены эти слова, как раздался шум, кости стали сближаться и покрываться жилами, плотью и кожей. Но духа в них не было. Господь сказал: «Изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез. 37: 9). И вошел в них дух – они ожили и поднялись на ноги, подобно великому полчищу. Затем Господь объяснил, что эти останки – дом Израилев, кости которого иссохли и который подобен мертвому, но который возвращен Им к жизни, чтобы вновь быть введенным в свою землю. Это пророчество о близком будущем имело, однако, и другой смысл, готовящий умы к вере в воскресение по плоти .

Четырнадцать лет спустя после падения Иерусалима (573) пророк Иезекииль был в видении перенесен в Палестину и поставлен на высокой горе лицом к городу, обновленному и увеличившемуся в размерах. Ему явился некий муж, имеющий в руках льняную веревку и трость для измерения, и измерил Храм. Когда эти священные измерения были совершены, пророк был перенесен к вратам, обращенным к востоку, и узрел Славу Божию, входящую в Храм через восточные врата с великим шумом и сиянием. Войдя во внутренний двор, исполненный этой Славы, Иезекииль услышал глас Божий, говорящий: «Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где я буду жить среди сынов Израилевых вовеки» (Иез. 43: 7). Господь велел пророку записать все измерения Храма, чтобы сыны Израилевы устыдились своих беззаконий и, раскаявшись, верно следовали велениям нового Закона. Он добавил, что восточные врата Храма, через которые Слава Божия вошла в него, должны быть затворены на века и что князь-мессия, новый Давид, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом (см.: Иез. 44: 1–3).

Храм был обращен на восток, и у входа из-под порога текла вода, превращавшаяся в поток, а затем в полноводную реку. На ее берегах росли густолиственные деревья, эта река орошала все вокруг и делала землю плодородной. Затем Господь показал своему пророку, что разделит на равные уделы Палестину для двенадцати колен Израилевых. А посередине расположится Иерусалим, на участке, посвященном Господу, и будет этот участок отдан священникам и левитам; а удел князя будет простираться на восток и на запад от священной земли. А Град будет квадратной формы, с двенадцатью вратами, и имя его отныне будет – «Господь там» (Иез. 48: 35). Оно означает, что Господь навеки пребудет среди людей.

Рассказывают, что пророк Иезекииль изгнал людей колена Гадова, творивших нечестие, послав им змей, убивших детей их и скот их. Он предсказывал им, что они не раскаются в своих злодеяниях и потому не вернутся в землю отцов. Тогда сыны Гадовы, не желая слушать обличений от человека Божия, побили его камнями. Возможно, он был похоронен в гробнице Сима и Арфаксада близ Багдада.


Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

3. О ГИБЕЛИ "НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО" В ТИРЕ (28:1-19)

Иез. 28:1-5 . В стихе 2 читаем о "начальствующем" ("князе" по другим переводам) в Тире, тогда как в стихе 12 Иезекиилю велено оплакать царя Тирского, и это не одно и то же лицо. Царем Тира был в это время Ефваал III, правивший с 591-го по 573-72 годы. Власть его, как и других тирских царей, не была, однако, - в специфических условиях этого торгового города-государства - "всеобъемлющей", и трудно понимать буквально слова, приписываемые в стихе 2 "начальствующему" (если и отождествлять его с "царем"), которые говорят об обожествлении себя этим таинственным лицом.

Скорее "начальствующий" олицетворяет сам Тир в его непомерной гордыне. Даниил, который упоминается в стихе 3, мудростью своей достиг к тому времени высокого признания при дворе царя Навуходоносора (Дан. 1:19-20; 2:46-49; 4:6); слава его, надо думать, достигла и Тира, и здесь таким образом выражение иронии: да не считают себя тиряне и "начальствующий", который представляет их, премудрее Даниила. Впрочем, в мудрости как таковой Иезекииль "начальствующему" не отказывает (стихи 4-5): именно благодаря ей он умножил… посредством торговли… богатство свое. Беда его, однако, в том, что мудрость (которая всегда есть дар Божий!) послужила ему поводом возгордиться без меры!

Иез. 28:6-10 . За это-то Господь "приведет на него" иноземцев (армию Навуходоносора; фраза лютейших из народов в стихе 7, возможно, подразумевает присутствие в этой армии диких "отрядов" из кочевых народов). Умереть в сердце морей смертью убитых (стих 8) подразумевает смерть без должного погребения. Выражение смертью необрезанных в стихе 10 в сущности подразумевает то же самое, т. е. смерть и погребение, как у нечестивых, ожидают тирян (это именно образ, так как обрезание финикийцами практиковалось).

Иез. 28:11-19 . Господь сожалеет о царе Тирском (иносказание начальствующего "перетекает" в иносказание царя, которое, сохраняя "человеческий смысл", постепенно исполняется иного, неземного значения). Сожалея о царе, как о всяком падшем грешнике, Бог устами Иезекииля говорит, что в Его глазах он - печать (слово передает идею полноты) совершенства. Образ царя явно сливается с образом сатаны. Иезекииль имеет в виду те мудрость и красоту, то совершенство, которые даровал ему Бог при сотворении его.

Фраза Ты находился в Едеме (стих 13) применительно к царю могла означать "нахождение" того в самом Тире как в одном из прекраснейших мест земли. Но пророку, по всей вероятности, видится в нравственном падении Тира по причине его гордыни повторение (и продолжение!) падения, по той же причине, сатаны - конечно, за пределами земли и земного времени. Драгоценные камни, которыми были украшены… одежды царя (сатаны), вероятно, символизировали его красоту и высокое положение. Здесь перечислены, заметим, 9 из 12 камней, украшавших нагрудник первосвященника в Израиле (сравните Исх. 28:15-20; 39:10-13).

Стих 14 звучит весьма загадочно, но при этом ясно, что иносказания царя и сатаны переплетены в нем. Херувимы составляют (по древнееврейским представлениям) "узкий круг" тех сил небесных, которые имеют самый близкий доступ к Богу. Здесь, возможно, имеет место "параллель" между особым положением херувимов в небе и Тира на земле. Херувим, о котором речь в стихе 14, был помазанным. Что тут имеется в виду?

Известно, что херувимы на крышке ковчега завета подлежали помазанию (миром), наряду со всеми священными предметами в скинии и храме (Исх. 30:22-33). Но помазанию подлежали при вступлении их на престол и цари - в знак дарования им Богом не только особого величия, но и духовной полноты. Итак, царь Тирский мог быть помазан в знак освящения его и Тира, который он представлял. По мысли одного богослова, все на земле, чему или кому Бог даст от Своего величия, делается священным и остается таковым, пока не осквернится и не падет.

И все-таки значение помазания в отношении херувима, под которым понимался сатана, не вполне ясно (хотя, повторим, он мог быть "помазан" в вышеуказанном смысле - как один из тех, кого Бог поставил (стих 14) близко к Своему престолу). Что касается фразы чтоб осенять в стихе 14 и определения осеняющий в стихе 16, то здесь можно высказать следующее предположение: образ возникает опять-таки от храмовых херувимов, осенявших крыльями своими крышку ковчега (место пребывания Бога).

Возможно, в сознании пророка возникла параллель: так же и Тир, прекрасный и сильный, "осеняет" землю. Подтверждение (и продолжение) этой параллели видится в следующей фразе: ты был… на святой горе Божией. Так называлась только гора Сион, на которой возвышался храм (и, следовательно, пророк действительно говорил о херувимах (херувиме как обобщении их), которые "осеняли" (хранили) ковчег). Но нет ли тут сопоставления с Тиром, возвышавшимся как бы на горе среди моря? Не сравнивается ли эта подразумеваемая "гора" с Сионом по причине многих благословений, которыми Бог благословил Тир?

Существует и такое прочтение стиха 14 "святая гора Божия" - это небо, рай, который хранят, "осеняя крыльями своими", херувимы. Может быть, "гора" эта представлялась древним покрытой не простыми, а "огнистыми камнями", подобие которым видели они в камнях драгоценных. Едва ли можно увязать в одну "логическую цепочку" все сравнения, иносказания и аллегории, к которым прибегает тут Иезекииль. Ясна, однако, главная мысль его - о том, что от сотворения своего херувим, о котором тут речь, близко стоял к Богу, и, значит, совершен был в путях своих, пока не совершил беззакония (стих 15).

Оно заключалось в том, что он безмерно возомнил о себе, проникся чувством гордыни (1-Тим. 3:6), "соблазнившись" собственной красотой. Не то же ли произошло с Тиром? В стихе 16 с образом сатаны сливается его образ. О низвержении возгордившегося херувима с горы Божией (здесь явно в значении "неба"), Иезекииль говорит как о "единичном акте" (сравните с Лук. 10:18), но в масштабах космического времени оно как бы "распадается на стадии".

Осудив падшего херувима первоначально, Бог удалил его от Своего трона (может быть, именно эта мысль передана во второй части стиха 16). За ним, однако, сохранено было право доступа к Богу (Иов. 1:6-12; Зах. 3:1-2). В годину великой скорби для этого, некогда помазанного, херувима и его воинства "не останется места на небе", как сказано в книге Откровение (Откр. 12:7-13), и находиться они смогут лишь на земле; когда же на земле воцарится на 1000 лет Христос, они будут сброшены в бездну (Откр. 20:1-3). После короткого освобождения в конце тысячелетнего царствования Христа (Откр. 20:7-9) сатана навсегда будет низвергнут в озеро огненное (Откр. 20:10).

Обращает на себя внимание, что в начале стиха 16 как "торговля" переведено евр. слово, которое может быть передано и как "хождение от одного к другому". Здесь и в стихе 5 Иезекииль употребляет его для определения торговой активности Тира. Как же "совмещается" оно с деятельностью сатаны? Очевидно, в плане сравнения: ведь положение его в небесах подразумевало обширные контакты его с разумными существами, сотворенными Богом, как и положение (географическое, политическое) Тира - его контакты со многими народами.

И тот и другой в процессе этих контактов все более совращались, становясь все более преступными в глазах Божиих (внутреннее твое исполнилось неправды). В стихах 17-18 все еще почти не поддаются разделению образы Тира и сатаны. "Князь мира сего" будет (был) низвергнут на землю, и Тир, как бы брошенный к ногам чужеземных царей, будет отдан им на позор (стих 17).

С другой стороны, под "святилищами" в стихе 18 едва ли понимались языческие капища тирян, в частности, храм их бога Мелькарта; скорее, тут подразумеваются состояние первоначальной чистоты "ангела света" и святость "Божией горы", которую он осквернил своим падением. Но во второй половине стиха 18 содержится явный намек на гибель от огня города (Тира).

Е. О суде над Сидоном (28:20-26)

Иез. 28:20-24 . Сидон лежал километрах в 30 от Тира, вверх по берегу Средиземного моря. Он был древнее Тира, но с давних времен признавал его гегемонию над собой, так, видимо, было и в дни Иезекииля; однако при этом Сидон пользовался, как представляется, известной самостоятельностью. Название его (в оригинале) указывает на то, что это был крупный рыболовецкий порт.

После того, как Тир ослаблен был 13-летней осадой (войском Навуходоносора), Сидон "воспрянул" и как бы заступил его место, но в середине 4-го века до Р. Х. он был разрушен персидским царем Артаксерксом III. Однако позднее был полностью восстановлен. Финикийцы, населявшие как Тир, так и Сидон, были язычниками, и Господа не признавали; мысль об этом подспудно звучит в стихе 22: И узнают, что Я - Господь, когда произведу суд над ним…

В четырех стихах из пяти (стихи 22-26) повторяется эта грозная фраза применительно к сидонянам: и узнают, что Я - Господь. В традиционных выражениях описывается будущий суд над Сидоном в стихе 23. О войнах сидонян с Израилем, если они и были, известно мало, однако, намек на них встречаем в Суд. 10:12. Но, дом "Израилев" много пострадал в свое время из-за того, что царь Ахав женился на дочери сидонского царя Ефваала - Иезавели (3-Цар. 16:31).

Горячая почитательница языческого бога Ваала, она много сделала для распространения его культа в Израиле. Смелый вызов нечестивой и на редкость жестокой, безнравственной царице бросил пророк Илия, которого Иезавель злобно преследовала (3-Цар. 19:1-3 и далее). Возможно, намек на Иезавель содержится в стихе 24. Но мысль, проходящая как главная через эти стихи, в том, что посредством "суда" над "зложелательствующими" Израилю соседями его Бог устранит препятствие с пути "правильного хождения" Его народа перед Ним.

Иез. 28:25-26 . На той же мысли сконцентрированы стихи 25-26. Бог явит святость Свою как в разрушении нечестивого Сидона, так и в возвращении Израиля из народов, между которыми евреи рассеяны. Да, Он наказывал и не перестанет наказывать Свой народ за грехи его и вину перед Ним. Но Он не оставлял и не оставит его. Тут, как и на многих страницах Священного Писания, вновь звучит мысль об исключительном положении среди других народов народа Израильского - исключительного потому, что Бог вступил в завет именно с ним.

Согласно этому завету Он обещал землю Аврааму (Быт. 13:14-17; 15:17-21) и повторил это обещание Иакову (Быт. 35:11-13). Он никогда его не отменял. Однако повторенное вновь устами Иезекииля (стихи 25-26), обещание это буквально и в полном объеме в истории, достигшей наших дней, не исполнилось. Так ему предстоит исполниться в Тысячелетнем царстве Христа (это предсказание Иезекииля и относят к числу мессианских).