Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Открытое занятие «Мир профессий. В мире профессий II

Открытое занятие «Мир профессий. В мире профессий II

Цель : расширение знаний обучающихся о профессиях.

Задачи:

  • в ходе игры ознакомить обучающихся с различными профессиями, с качествами присущие людям той или иной профессии;
  • развить кругозор, обогатить словарный запас ребёнка;
  • воспитать уважение к различным профессиям.

Оборудование : плакаты с пословицами; предметы людей разных профессий; презентация .

1. Сегодня на нашем классном часе мы отправимся в интересный и увлекательный мир, чтобы отгадать тему нашего занятия решите анаграмму.

Анаграмма - это слово, в котором буквы не на своих местах.

ИРМСПФРСЕОЙИ (Мир профессий)

Как бы вы определили цели нашего занятия?

  • Понять, что такое - «профессия».
  • Узнать, какие бывают профессии.
  • Подумать, какие профессии больше нравятся.

Давайте разделимся на группы:

1. Профессионалы.

2. Специалисты.

3. Мастера.

4. Эксперты.

Группы готовы? Отправляемся!

2. Выход на тему классного часа.

Профессий много на Земле, и каждая важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе, ведь жизнь у нас одна.

Что такое – профессия?

Ответы детей.

«ПРОФЕССИЯ - вид труда, деятельности, работы, который требует от человека определенной подготовки, знаний, умений»

  • в современном мире насчитывается 40 тыс. профессий;
  • важно суметь разобраться в этом многообразии;
  • узнать, чем занимаются люди данной профессии;
  • познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
  • учитывать собственные интересы и способности.

3. Игра «Азбука профессий».

Команды должны за 5 минут записать названия профессий на выбранные ими буквы алфавита.

4. Формирование новых знаний.

Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор профессии?

В мире существует тысячи различных профессий. Каждый человек выбирает ту, которой он посвящает свою жизнь. Вы учитесь в начальной школе. Но должны знать, что путь к любой профессии начинается со школьного порога. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту, выбор профессии.

Ребята, а ведь у нас каждого из вас есть мечта. Кем вы хотите стать, когда вырастете?

Стихотворение «Мы пока ещё ребята…»

5. Игра «Собери слово».

Продавец, маляр, портной, водитель, журналист, повар, строитель, учитель

Стихотворения «Мамина профессия», «Папина профессия»

А знаете ли вы, кем работают ваши мамы или папы?

Рассказы детей.

6. Игра «Узнай профессию»

Несколько детей получают картинки с изображением людей различных профессий. Определить, человек какой профессии изображен на картинке, и изобразить пантомимой. Все остальные ученики должны догадаться, о какой профессии идет речь.

Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»

Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…

Хочешь стать ты маляром, то делай так…
Хочешь поваром ты быть, то делай так…
Если нравится тебе, то и других ты научи,
Если нравится тебе, то делай так…

Если хочешь стать спортсменом, делай так..
Если хочешь быть артистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…

7. Игра « Загадки о профессиях»

Мы в профессии играем, их легко мы угадаем.

Если заболело ухо
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь
- Ведь тебе поможет…(врач)

Этот четко знает дело,
Он ребята стрижет умело.
Зачем ходить косматыми?
Зачем ходить лохматыми?
Ведь лучше быть ребятами
Красивыми, опрятными… (парикмахер)

Служат там Отважные люди
Законопослушных, Находчивых любят.
Пусть дождь проливной
Или тёмная ночь
Любому в беде они смогут помочь (милиционер)

Перетянут он ремнём
Каска прочная на нём.
Он с горящий входит в дом,
О сражается с огнём… (пожарный)

Строю школы, строю бани, строю новые дома
Строю целые деревни, даже строю города..
В своём деле я художник и над ленью победитель.
Догадались? Я… (строитель)

Чтобы дети не болели,
Не ходили еле - еле.
Чтоб здоровыми росли,
Ели кашу, пироги,
Чтобы слышать детский говор,
Нужен в каждой школе… (повар)

Кто у больной кошки сидит?
И как лечиться, он говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Ветеринарный врач)

Ему нужны тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка. (Слесарь)

Цифры-расчеты. Цифры-отчеты,
Кто с компьютером на “ты”.
Это профессия хоть куда,
И сбывается мечта! (Бухгалтер, человек)

Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить.
Чтобы были на местах
Лестницы и двери. (Архитектор)

Молодцы, ребята!

8. Ребята, как вы думаете, все ли профессии мы назвали?

Стихотворение о профессиях.

Следующая игра «Волшебный мешок».

Вы должны достать из мешка предмет, назвать его и сказать: «Люди какой профессии его используют, что им делают?»

Врач, повар, портной, бухгалтер, парикмахер, библиотекарь, воспитатель, слесарь.

9. Кто это говорит?

По реплике узнать профессию.

10 . Итог занятия. Рефлексия.

А, теперь, ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде.

  • Человек трудом велик.
  • Славен человек не словами, а делами.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Дело мастера боится.
  • Птицу узнают в полете, а человека - в работе.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.

Дети собирают и озвучивают пословицы.

Надо не только получить какую-то профессию, но и стараться хорошо трудиться. И тогда про вас скажут «Мастер своего дела». Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть. Труд его приносит людям радость. И тогда люди говорят спасибо мастеру.

Портному – за (одежду).
Сапожнику – за удобную (обувь).
Столяру – за прочную (мебель).
Строителю – за уютное (жильё).
Парикмахеру – за красивую (прическу).
Врачу – за избавление от (боли).
Учителю – за (знания).

Наше занятие подходит к концу.

Что вы узнали нового?

Чему учились?

Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя.
Решай мой друг, кем быть тебе,
Ведь, каждая из них важна.

Классный час на тему "Мирпрофессий"

Цель урока: Оказание информационной поддержки в развитии п роф ориентационной компетентности знание о разных профессиях, потребность в выборе будущей профессии.

Задачи: р расширить знание о мире профессий; познакомить обучающихся с престижными, редкими и новыми профессиями, охарактеризовать предмет труда каждой профессии; развивать навыки группового взаимодействия умение выслушать и понять другого.

Ход классного часа

Организационный момент

Ребята выбирают фигуру (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета, садятся за парты. Учитель даёт характеристику группам учеников в зависимости от выбранного цвета.

Значение цвета :

синий цвет – чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;

зелёный цвет – испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;

жёлтый цвет – мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;

красный – активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.

Учитель: Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.

Сегодня мы с вами проведём классный час, тему которого вы назовёте сами, когда решите анаграмму.Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.

Расставьте буквы на свои места и вы сможете назвать тему классн ого час а : анаграмма: ИРМСПФРСЕОЙИ - Мир профессий.

Тема классного часа : М ир профессий.

Сегодня мы отправляемся в мир профессий: многообразный и интересный. Вы совсем скоро будите выбирать профессию на всю жизнь, поэтому уже сейчас нужно задуматься о будущем, выбрать работу по душе.

Актуализация темы занятия

    Функциональное разделение труда. Профессии и специальности.

Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность».

Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.

Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Пять типов профессий.

Говорят, что в мире существует около 10 тысяч профессий, а если учитывать и специальности, то профессий насчитывается около 50 тысяч. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с неживой и живой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и др. профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты актеры, дизайнеры и др.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические способности, физические возможности.

А сейчас мы с вами поработаем в группах.Каждая группа сейчас подумает и сформулирует:

первая группа - «Самые забытые профессии»; вторая группа - «Самые модные профессии»; третья группа - «Профессии, которые нужны всегда»; ч етвертая группа - «Самые отважные профессии».

«Самые забытые профессии»

Несомненным является то, что очень многие профессии ушли в историю. Вот только некоторые из них: банкоброшник, глашатай, гонтарь, гужевник, комашник, лирник, лудильщик, стельмах, тапёр, конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

БАНКОБРОШНИК трудился на бумагопрядильном производстве и отвечал за работу банкоброша - машины, разбивающей массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты.

ГОНТАРИ покрывали крыши одним из самых доступных в те времена материалов - гонтом. Тонкие клиновидные дощечки (еловые, сосновые и пр.) с продольным пазом в торце вставляли одну в другую и укладывали по всей поверхности кровли.

ГУЖЕВНИК делал кожаные или веревочные петли для скрепления оглобель с дугой. Впрочем, гужевым называли любой транспорт на живой тяге, то есть с использованием ездовых животных: лошадей, волов, верблюдов. Так что гужевниками могли быть и простые перевозчики.

КОМАШНИКИ пользовались уважением в народе, так как эти ремесленники умели делать лекала для выкройки кожи. В Россию это слово пришло из Польши, где так называли закройщиков обуви.

А насколько хорошо вы знаете забытые профессии? (игра «Отгадай профессию»). Время очень быстротечно. Меняется мода, меняются люди, их желания, потребности. Соответственно в разные времена популярными становятся совершенно разные профессии.

«Самые модные профессии»

Самыми модными, на наш взгляд, являются следующие профессии. Одной из самых модных профессий на протяжении уже многих лет остаётся профессия юриста. Юрист - специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.

Первыми юристами можно назвать римских жрецов - понтификов. Сейчас понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью - судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов.

Одной из самых модных профессий на протяжении уже многих лет остаётся профессия юриста. Юрист - специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.

Но вопреки изменчивости мира существует целый ряд профессий, без которых существование человечества немыслимо во все времена.

«Профессии, которые нужны всегда»

Учащимся предлагается назвать профессии этой группы и аргументировать свой ответ.Дети, готовившие это задание дома, дополняют список.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

«Самые отважные профессии»

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

А сейчас проведём игру дискуссию “Кто нужен нашему городу”.

Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик (“житель города”) мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются…

Обсуждение:

- Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?

Выводы жителей города.

Городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства.

Сказать О ПОЛЬЗЕ И ВАЖНОСТИ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ, ХОТЯ ОНИ И НЕ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫ.

Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.

Поговорим о профессионализме…

Некоторые из вас уже представляют себя в будущей профессии. Какими должны быть профессионалы в любой деятельности?

Какие качества необходимы? Каким не должен быть профессионал? (выписать в 2 столбика)

угодничество

хитрость

умение планировать свои действия

готовность к риску

страсть и удовольствие

умение вести беседу

боязливость

беспечность

крепкое здоровье

хвастливость

честь

чувство юмора

пьянство

жадность

стыдливость

честность

образованность

искренность

праздность

эгоизм

воля

трудолюбие

Игра «Угадай профессию» (вопросы задаются каждой группе)

1.Собирает и анализирует сведения о погодных явлениях; даёт краткосрочный и долгосрочный прогнозы погоды, изучает климат, составляет карты погоды(метеоролог,климатолог,синоптик).

2.Проводит обучение учеников, студентов, используя эффективные формы, методы и средства обучения (учитель, педагог).

3.Разрабатывает танцевальные движения, организует перемещения танцоров в пространстве сцены, определяет музыку, грим, костюмы, выбирает декорации, создавая единый образ танца(хореограф,костюмер,гример).

4.Готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, оказывает доврачебную помощь(фармацевт)

5.Сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает и выполняет заказы, производит расчёт, собирает использованную посуду(официант)

6.Управляет транспортом, устраняет мелкие неисправности, контролирует соблюдение пассажирами правил проезда, посадки и высадки, правильность крепления груза в кузове(водитель,шофер).

7.Организует работу и эффективное взаимодействие сотрудников, решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных функций своим подчинённым(начальник,директор,руководитель).

8.Восстанавливает и группирует факты, ищет их объяснения, изучает жизнь человечества(историк).

9.Охраняет лес, участвует во всех лесохозяйственных работах, контролирует качество этих работ(лесник).

10.Принимает, обрабатывает и выдаёт письма, бандероли, посылки, телеграммы, деньги по переводам, выплачивает пенсии и пособия.

11. На работе день-деньскойУправляет он рукой.Поднимает та рукаСто пудов под облака. (Крановщик)

12. Топором, рубанком Выстругал он планки,Сделал подоконники Без сучка - задоринки. (Плотник).

Игровая разминка «Придумай профессию»

Придумать профессии и специальности, начинающиеся со следующих букв:

К Р Ф П

Контролер

Киноартист

Крановщик

Кочегар

Киномеханик

Космонавт

Кабельщик

Кровельщик

Каменщик

Кутюрье

Кондитер

Кондуктор

Разведчик

Рыбак

Редактор

Радиоведущий

Рентгенолог

Радист

Репортер

Фрезеровщик

Фотограф

Фигурист

Фармацевт

Фтизиатр

Фокусник

Фотомодель

Фотокорреспондент

Проводник

Плотник

Пилот

Пожарный

Полицейский

Полярник

Пограничник

Печник

Пиротехник

Повар

Пекарь

Портной

Парашютист

Игра «САМАЯ – САМАЯ».

Ученики называют профессии:

Самая зеленая

Самая сладкая

Самая денежная

Самая волосатая

Самая детская

Самая смешная

Самая общительная

Самая серьезная

Самая опасная

Самая бумажная

Мир труда и профессий

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.

Ученики 1 – 4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.

Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем

Работу по формированию представлений о мире труда и профессий необходимо проводить как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся.

В процессе обучения учащиеся получают разнообразные знания о мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Богатый материал в этом направлении содержат учебные предметы в начальных классах. Учитывая особенности содержания предметов в начальной школе, можно осуществлять ознакомление учащихся с миром труда и профессий на уроках чтения, естествознания, трудового обучения, а также включать профориентационный материал в содержание уроков русского языка и математики.

Так, на уроках чтения, благодаря особой эмоциональности, которое несет в себе художественное слово, учащиеся приобретают определенный нравственный опыт положительного отношения к людям труда, честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела. Обращая внимание учащихся на то, что любимые герои сказок, рассказов, изучаемых на уроках, добиваются успеха в жизни, счастья и благополучия благодаря своим высоким нравственным качествам, и прежде всего – трудолюбию, учитель способствует (благодаря особой восприимчивости младших школьников, их стремления к подражанию) развитию у школьников стремления к труду, положительного отношения к людям труда.

Особенно благодатный материал для развития у учащихся уважительного отношения к труду содержат произведения устного народного творчества. Необходимо обращать внимание детей на отношение народа к честному, добросовестному труду «Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали, хлеб засевали» (Сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»).

На уроках чтения учащиеся знакомятся с произведениями, герои которых - люди определенной профессии. Учитывая то, что у младших школьников еще небогатый жизненный опыт и их представления о мире профессий ограничены, учитель расширяет их знания о профессиях в процессе знакомства с художественными произведениями .

При анализе произведений учитель обращает внимание учащиеся на то, как автор характеризует этих людей, как профессия отражается на их облике, поведении, манере говорить, разъясняет непонятные слова, термины.

Особенностями содержания изучаемых на уроках чтения произведений является то, что в большинстве своем они не содержат выраженной профориентационной направленности. Поэтому учитель расширяет, дополняет изучаемый материал.

Читая произведения, в которых действуют представители разных профессий, учитель выясняет, знакома ли учащимся эта профессия, как они ее себе представляют. Представления учащихся ограничены их еще небогатым жизненным опытом – они знают в основном о работе родителей, о труде учителя, воспитателя, врача, продавца. Поэтому изучение некоторых произведений является своеобразным знакомством учащихся с миром разнообразным профессий. При чтении стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» учащиеся знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка, при чтении произведений В.Бианки, М. Пришвина – с профессиями лесника, егеря.

Широкие возможности для ознакомления с миром профессий содержат уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов .

И.Н. Скударнова отмечает, что большие возможности для подготовки детей к жизни и труду дают такие разделы русского языка, как «Орфография», «Лексика», «Культура речи». При изучении лексики, можно предложить учащимся, пользуясь словарем, составить словарь профессий родного края, записать профессии людей, которые трудятся на стройке, фабрике, заводе и т.д. .

С целью развития представлений учащихся о мире труда и профессий могут быть использованы различные задания. Например, подобрать к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:

водитель – внимательный, ответственный, зоркий;

врач – добрый, заботливый, милосердный;

продавец – вежливый, предупредительный, знающий.

При этом обращается внимание учащиеся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии.

Можно предложить учащимся задание, с помощью которого они глубже знакомятся с содержанием труда распространенных профессий:

Как образованы следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар? Выделите корни и суффиксы. Выпишите слова, обозначающие профессии, представители которых помогают людям обмениваться между собой информацией .

На уроках русского языка можно использовать материал для ознакомления учащихся с трудовой деятельностью людей при изучении различных тем. Например, во время повторения алфавита учащимся предлагается упражнение – соревнование в знании не только алфавита, но и профессий на каждую букву алфавита:

А – агроном, б – бухгалтер, в – водитель и т.д.

Осуществляя профориентацию на уроках русского языка, необходимо учитывать краеведческую направленность, обращать внимание на то, какие профессии наиболее распространены в своей области, городе, селе. Можно предложить учащимся составить предложения, включающие знания о профессиях родного края, подобрать слова для разбора и т.д.

Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это могут быть сочинения «Труд вокруг нас», «Где работают наши папы и мамы?», «Кем я хочу быть?», «Профессия моих родителей», сочинения о своих впечатлениях после экскурсии профориентационной направленности.

Важная роль в формировании положительного отношения учащихся к миру труда и профессий принадлежит урокам естествознания. На уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности. Целесообразно вести речь о профессиях, распространенных в данном экономическом регионе, а также профессиях ближайшего производственного окружения школы.

Развитие представлений учащихся о мире труда и профессий может осуществляться на уроках математики при решении текстовых задач. Это задачи, содержание которых отражает трудовую деятельность людей и подготовку к ней, достижения науки и техники. В целях ознакомления учащихся с миром труда и профессий можно использовать краткую беседу. Задачи типа: «По плану завод должен выпускать 84 швейные машины в день. Но рабочие повысили производительность труда и стали выпускать…» - являются основой для психологической подготовки детей к труду, помогают понять его созидательную силу. Решая задачи о сельскохозяйственном производстве, учащиеся знакомятся с понятиями, имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почвы. Им прививается уважение к труду хлеборобов, например: «Колхоз продал государству 364 тонны пшеницы… На хлебозаводе из 171 кг муки испекли хлеб…» и др. Во время решения таких задач в течение 2-3-х минут можно провести с учащимися небольшую беседу, направленную на расширение понятий о труде, о профессиях .

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности. То есть данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.

Таким образом, содержание различных уроков позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий 2.2. Методы и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.

Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения.

Это могут быть рассказ, беседа, дискуссия, в ходе которых учащиеся усваивают некоторые понятия, явления, связанные с трудовой, профессиональной и профориентационной темой. Например, на уроке русского языка учащиеся выполняют словарную работу, в ходе которой они знакомятся с написанием слова «столяр». Учитель, обращая внимание на написание данного слова, предлагает учащимся краткий рассказ о профессии столяра, о том, чем занимается человек данной профессии, насколько она востребована в современном обществе.

Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки системы вопросов подводит учеников к пониманию содержания материала. Например, при чтении стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» учитель ставит перед учениками вопросы:

О каких профессиях вы узнали из стихотворения?

Какая профессия вас более всего привлекла? Почему?

Ставили ли вы перед собой вопрос: кем быть? Как вы его решили? И т.д.

Учитывая такие особенности учащихся начальной школы, как наглядность познавательных процессов, недостаточность внимания, эффективны наглядные методы обучения. С точки зрения подготовки младших школьников к жизни и труду использование иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, демонстрация опытов, кинофильмов и т.п. позволит учащимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое ожидает учащихся.

Наиболее эффективен процесс формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий при сочетании отдельных методов и средств обучения. Например, при изучении на уроке естествознания темы «Дерево в жизни человека » может быть проведена беседа «Труженики леса», сопровождаемая слайдами, диапозитивами с видами леса, фонограммой лесных звуков.

Особое значение в процессе формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий имеет использование игровых методов. Игра близка и понятна младшему школьнику, он по-прежнему отдает ей немало свободного времени. Поэтому рассказ учителя о профессиях может быть дополнен игрой профориентационного характера. Например, учащимся предлагаются слова, относящиеся к данным профессиям: лоцман, скальпель, рубанок, стамеска, кубрик, автопилот, иллюминатор, абордаж, микстура, электрокардиограмма, пропеллер. Им необходимо разделить их на группы в соответствии с профессией и объяснить их значение. Победителем в игре становится тот, кто первый успешно справился с заданием .

Профориентационные игры могут включаться в уроки трудового обучения. Это могут быть нетрадиционные уроки типа «Час профессии на телеэкране», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем быть?» и др. Так, в форме профориентационной игры может быть проведен нетрадиционный урок трудового обучения на тему «Все профессии важны». Класс делится на несколько групп, каждая из которых представляет профессии в различных видах деятельности. Это могут быть работники аэропорта (летчик, диспетчер, бортинженер, стюардесса), работники медицинской отрасли (хирург, педиатр, медсестра), работники железнодорожного транспорта (машинист, путевой обходчик, проводники), работники металлургического предприятия (сталевар, подручный сталевара, программист). Предварительно учащимся предлагается познакомиться ближе с профессиями, которые они будут представлять на уроке. Игра может проходить в форме пресс-конференции, телепередачи, встречи с интересными людьми и др.

В процессе урока одна группа сменяет другую, в результате учащиеся имеют возможность познакомиться с несколькими профессиями – не только с теми, которые они представляют. Учитель выступает в роли тележурналиста, задавая учащимся различные вопросы. Например:

Что самое трудное в вашей профессии?

Чем привлекает вас ваша профессия?

Каких результатов вы достигли в своей деятельности?

Какие качества необходимы людям вашей профессии? И т.д.

Учащиеся не только отвечают на вопросы журналиста, но и общаются
между собой как представители одной профессиональной отрасли, дополняя, уточняя ответы друг друга.

При ознакомлении учащихся с профессиями, связанными с взаимодействием в системе «человек-человек» (профессии учителя, воспитателя, продавца, милиционера и др.), особенно эффективно использование проблемных ситуаций, деловых игр. Трудности данных профессий связаны с тем, что их представителям приходится много общаться с самыми разными людьми, при этом быть всегда вежливыми, доброжелательными, уметь разрешать конфликтные ситуации. Можно предложить учащимся попробовать себя в роли представителей данных профессий и разрешить сложные ситуации.

Например, в ситуации «Продавец и покупатель» учащиеся могут смоделировать общение с покупателем, который никак не может выбрать покупку, в ситуации «В больнице» - объяснить упрямому больному, что ему необходимо лечение, посоветовать, как организовать закаливание, соблюдение режима дня, выразить надежду на выздоровление и т.д. .

Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий эффективно осуществляется на уроках нетрадиционного типа. Это может быть интегрированный урок на тему «Профессии родного края», включающий в себя материал естественнонаучного и гуманитарно-художественного содержания. Взаимосвязь различных отраслей знаний, осуществляемая в процессе интегрированных уроков, помогает не только развивать представления учащихся о тех или иных профессиях родного края, но и воспитывать у школьников интерес к трудовой жизни своего региона, к его основным профессиям. Представляют интерес такие уроки нетрадиционного типа, как уроки КВН, уроки-путешествия, уроки-праздники.

Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только конкретизируют представления учащихся о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют кругозор, оказывают влияние на эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними.

Особая роль экскурсий в формировании представлений младших школьников о мире труда и профессий состоит в том, что они наиболее доступны учащимся, в процессе их осуществления реализуется принцип наглядности, имеющий особое значение в обучении детей данного возраста. У младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.

Таким образом, в процессе обучения младших школьников могут быть использованы самые разнообразные методы и средства, способствующие расширению представлений о трудовой деятельности взрослых. Успех использования тех или иных методов, средств формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников во многом зависит от творчества учителя, от его умения доступно и содержательно представить перед детьми необходимую информацию.

Учитель начальных классов: Жаворонкова Виктория Евгеньевна


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

Белокреницкая Екатерина Владимировна, Руководитель проекта «Социальная защита ребенка»;

Нечаева Татьяна Александровна, Педагог-психолог.

Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, задуматься о своем профессиональном будущем.

Задачи:

· Активизировать личное участие в формирование своего будущего;

· Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.

· Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Оборудование:

· Компьютер

· Проектор

· Интерактивная доска

· Раздаточный материал (пирамиды Шубкина “Хочу” - “Могу” - “Надо”)

Форма внеклассного мероприятия: игровая.

План:

1. Вступительное слово.

2. Разминка.

3. Определение понятия «профессия».

4. Конкурсы:

  • «Моя профессия должна быть…»;
  • «Назови профессию»;
  • «Субъект и объект»;
  • «Матрица выбора профессии»;
  • «Один день из жизни»;
  • «Секреты выбора профессии»;
  • «Самая-самая».

5. Заключение.

Урок рассчитан на 2 академических часа для аудитории не более 20 человек (из-за особенностей некоторых конкурсов).


Ход урока

Вступительное слово.

«…не только человек выбирает профессию,

Но и профессия выбирает его. Разумеется,

Любой из претендентов может найти себя

Во многих профессиях, но так же очевидно,

Что существует дело, в котором он

Мог бы трудиться наиболее успешно».

С.Я. Батышев, академик АПН

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете и что они собой представляют.

Слайд № 1

(фото)

Разминка.

Ведущий: Ребята, давайте задумаемся, сколько в мире существует профессий. Бесспорно большое количество… Попробуйте назвать те, которые вам знакомы, но не беспорядочно, а на ту букву, которую я вам скажу. Например, А (аудитор, акушер, анестезиолог, археолог, авиадиспетчер, актер, архитектор, агроном, адвокат, автогонщик и т.д.). Хорошо! Давайте попробуем еще, например Х (хирург, химик, хореограф, художник, хлебопёк, и т.д.). Отлично! Мы назвали всего 2 буквы, а как много профессий!

Известно около 50 000 профессий! И сейчас, в век новейших технологий возникают все новые и новые профессии, как грибы после теплого дождичка! Старые профессии отмирают, а новые появляются.

Определение понятия «Профессия».

Ведущий: А что такое профессия? Давайте вместе дадим определение. Но прежде давайте обратим внимание на доску, на которой приведены высказывания известных людей о профессии и работе. Надеюсь, они помогут вам в формировании вашего собственного определения профессии.

Учащиеся высказывают свое мнение и записывают на доске. В помощь ученикам на доске также располагается точное определение профессии, спрятанное за шторой, которую можно отодвинуть.

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом, для того чтобы получить информацию об этих профессиях.

Насколько хорошо Вы ориентируетесь в мире профессий? Сколько профессий вы знаете: 50, 100, 1000…? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессии.

Все профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. В нашей статье мы приведем три наиболее часто встречающиеся классификации профессий. Возможно, эта информация позволит Вам определить себя к какому-либо типу и получить общее представление о желаемой профессии.

Классификация Е.А. Климова

В России наиболее известна классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым , где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся здесь с пятью основными типами:

  1. «Человек - природа» - представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
  2. «Человек - техника» - работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
  3. «Человек - человек» - предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
  4. «Человек - знаковая система» - интерес представляютестественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
  5. «Человек - художественный образ» - в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д.

Кроме этого его классификация делит профессии по целям, средствам труда, по условиям труда.

По целям труда:

«Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание).
Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.

«Преобразующие профессии»
Большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.

«Изыскательские профессии»
В этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек - природа

Ветеринар

Биоинженер

Человек - техника

Наладчик станков с ЧПУ

Водитель, слесарь

Изобретатель, Инженер

Человек - знаковая система

Графолог

Архивариус, библиотекарь

Программист

Человек - художественный образ

Литературный критик

Художник, дизайнер

Человек - человек

Психолог

Учитель, врач

Режиссёр

По средствам труда:

  1. «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции).
    Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.
  2. «Механизированные орудия труда» (управление машинами, механизмами).
    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
  3. «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами).
    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
  4. «Функциональные средства организма человека». З десь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

По условиям труда:

  • «Условия бытового типа»
    В таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.
  • «Работа на открытом воздухе ».
    В режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.
  • «Необычные условия труда»
    Под водой, на высоте, под землей, а также в условияхповышенной температуры и других. Примеры профессий - водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.
  • «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности»
    За здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.

Классификация Дж. Голланда

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда , основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

«Реалистический тип»
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар).

«Интеллектуальный тип»
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

«Социальный тип»
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

«Конвенционный тип»
Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

«Предпринимательский тип»
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании - предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер.

«Артистический тип»
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Классификация Л.А. Йовайши

  1. «Сфера искусства» - профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
  2. «Сфера технических интересов» -речь здесь идет о практических видах деятельности. Круг этих профессий очень широк - производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
  3. «Сфера работы с людьми» -профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
  4. «Сфера умственного труда» -профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
  5. «Сфера физического труда» -профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
  6. «Сфера материальных интересов» - профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Рекомендуем вам пройти одну из методик: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж. Голланда, «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши. Это позволит Вам определить свой профессиональный тип и сделать первый шаг на пути профессионального выбора.