Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Смысл жизни разных философов. Смысл жизни человека

Смысл жизни разных философов. Смысл жизни человека

Статья подразумевает путешествие сквозь моменты вечности в умы величайших мыслителей и деятелей науки, дабы вам легче было разобраться в вопросах, ответы на которые сулят высшее умиротворение и безграничное понимание. Цель и смысл собственной жизни — один из множества подобных вопросов. Они, кстати, немного забавят, ведь получить ответ на них — значит раскрыть все планы Вселенной. Всего лишь.

Религиозная теория Вселенной

Загадки жизни увлекали философов и ученых на протяжении всего земного существования, ибо ответы необходимы. Например, была бы возможность объяснить матерям, потерявшим своих детей , почему происходят такие ужасные вещи; познай мы смысл существования, станет ясно, куда нам стремится, ради чего жить, главное — почему же мир так несправедлив?

К печали, ответ не был найден. Даже если бы и был, трудно поверить в 100% истину на словах, согласитесь. Моисей, Иисус, Мухаммед - они ведь официально говорили с богом, предлагая нам ответы. Сейчас действительно трудно судить о правоте пророков прошлых лет, особенно если вчитываться в их тексты, где бог представлен не только любящим, но и властолюбивым, жестоким и ревнивым правителем. Крестовые походы, массовые уничтожения людей инквизицией, даже создание ИГИЛа... Все действа построены примерно на тех же методах достижения справедливости, которые описаны в Ветхом Завете и Коране. Признать это нам довольно тяжело.

Тема смысла существования не могла обойтись без религии, но мы не утверждаем, что религия — рассадник проблем и оплот жестокости. Во многом, безусловно, люди утрировали призывы и информацию со святых писаний для своего удобства. Однако данный факт не позволяет принять веру в качестве истины и ответа на наше существование. Хотя бы потому, что религий существует более 1000, и в какую нам тогда верить?

Философская теория Вселенной

Если задуматься о философах, можно вспомнить одно высказывание, которые когда-то озвучил Паланик: «Мы все умрем. Цель — не жить вечно, цель — создать вещь, которая будет жить». И это чертовски справедливо.

До нашего рождения умерло более 100 миллиардов человек, скольких из них мы помним? Лишь изобретателей, писателей, музыкантов, философов, которые опубликовали свои труды, политических деятелей, реже - актеров. Возможно, Паланик прав, и смысл его высказывания в том, что, чтобы мир тебя запомнил, нужно сотворить что-то, имеющее смысл в этой быстро ускользающей вечности. Цель жизни в философии — это воплощение мыслей и образов в реальности. Каждый, кто предлагал какую-либо идею, как тот же Паланик, предлагал и руководство к действию.

«Любовь — это единственное, ради чего стоит жить», — писал Бегбедер.

Возможно, прав Бегбедер, но не Паланик, кто знает? Можно перечислить сотни цитат от самых различных авторов, и все они будут красиво звучать, побуждать к каким-либо действиям, мыслям, но кому верить? Кто же все-таки прав? Что делать, если жизнь не несет наслаждений и дает лишь горечь и страдание?

Ответ: жить. Какие есть еще альтернативы? Суицид? Бесконечно велика вероятность того, что за шагом в пропасть лишь пустота. Философы прошлых лет и их современники понимали это, цепляясь за свои цель и смысл человеческий жизни.

Научная теория Вселенной

Наука давно предлагает свои теории обустройства жизни. И если религия не может с этим мириться, то философия, напротив, спокойно принимает новшества и уже рассуждает на фоне совершенно новых данных. Бытие человека, цель и смысл жизни человека объясняются наукой весьма просто. 3,7 миллиарда лет назад мы появились на свет. Само событие прекрасно расписано в труде одного из великих научных деятелей Краусса Лоуренса — «Вселенная из ничего». Эта книга стала настоящим прорывом в науке, со временем научные представления развивались и видоизменялись. «Мы»- люди Краусса Лоуренса - еще микробы, которых эволюция за невероятно продолжительный промежуток времени свела воедино.

Современные исследования доказывают правоту теории, выдвинутой Крауссом Лоуренсом. Ее может доказать каждый, воспользовавшись советом Докинза:

  1. Для этого понадобится собрать у себя на заднем дворе стопку лягушек.
  2. Далее - присмотреться к тем из них, лапки которых длиннее остальных, и разбить их на пары.
  3. Образовать новые пары нужно будет только из потомства данных пар.
  4. Результатом этого эксперимента станет то, что за 5-7 поколений вы выведите новый вид лягушек, лапы которых будут гораздо длиннее, чем лапы обычных лягушек.

И подобные данные покажет лишь один вид эксперимента! У природы же тысячи видов подобного материала, который способен каждый раз меняться в зависимости от генов родителей, климата и врагов (ибо, как мы знаем по законам природы, выживают лишь сильнейшие).

Для того чтобы находиться в гармонии с собой и быть по-настоящему сильным, современному человеку нужно уметь справляться со стрессом. О признаках стресса, его особенностях, а также о том, как его побороть, вы узнаете . А в этой статье изложена подробная информация о губительных человеческих зависимостях и о принципах борьбы с ними.

Определение цели и смысла современного человека

Вряд ли можно избрать какую-то определенную теорию и жить по ней до скончания своих дней. Все то, что мы зовем жизнью, придумано людьми. Оканчивать институт, искать вторую половину , заводить семью , заниматься саморазвитием , считать, что любовь - смысл жизни, или что запомниться в этой вечности - то, что подходит каждому. Все это - мысли и взгляды определенных людей, философов древности, современных психологов… Реалии же таковы, что в жизни каждый приспосабливается к тем правилам, которые придумали другие, либо создает свои. И выбор для себя должен сделать каждый самостоятельно.

Человеку свойственно искать ответы на вечные вопросы: зачем он появился на Земле, в чем смысл жизни. Труды философов и ученых, живших за несколько тысячелетий до нашей эры, освещают тот же поиск, но не дают однозначного ответа. Пифагор считал, что нужно научиться всему, что следует знать. Аристотель призывал достигать совершенства в начатом деле.

Для кого-то смысл жизни – это семья, дети или построение карьеры. В сегодняшнем мире акцент смещен на достижение материальных благ. Люди ставят себе цель купить дорогую машину, построить большой дом, забывая, что настоящее счастье заключается в человеческом общении и в какой-то степени познании тайн бытия.

Важно найти достойную задачу, ради которой хватит сил преодолевать препятствия и сложности. Заинтересованность в результате окрыляет человека. Он берет жизнь в свои руки и наслаждается ею.

Мудрецы всех времен предлагали меньше размышлять о насущном, чтобы не завидовать окружающим и жить в гармонии с собой. Древнегреческие философы говорили: «Думайте о хорошем». Позитивный настрой, занятие любимым делом и встречи с друзьями способны сделать людей счастливыми.

Свободолюбивые греки искренне полагали, что смысл жизни человека – поиск занятия, приносящего удовольствие и раскрывающего устремления человека.

В Средневековье умами людей завладела религия. Прихожан храмов и церквей убеждали в неизбежности расплаты за грехи земной жизни и предлагали смиренно служить Богу, каясь в недобрых поступках. Важное место в проповедях отводилось значению семьи и воспитанию наследников, с детства принявших основные постулаты веры.

Только в XV веке ситуация в Европе несколько изменилась: стремительно развивалось искусство и ремесла, мореплаватели открывали новые земли. Люди вновь, как и в античные времена, стремились к познанию мира вокруг себя и поиску в нем своего места.

Философы ХХ века также продолжали искать выход из тупика, в который их заводило то или иное учение, и пытались разобраться, что происходит в мире. Николай Бердяев писал, что стремиться нужно к тому, что выше человека, и что душа должна постоянно быть активной.

Прошлый век принес много потрясений: масштабные войны, крушение идеологий, отказ от религии и возвращение к ней. Цели людей постоянно менялись, и смысл жизни человека в философии 20-го столетия так и не был найден.

Религиозные взгляды

Три основные мировые религии – христианство, ислам и буддизм – практически одинаково смотрят на смысл жизни людей.

Христиане предлагают найти Бога и идти к нему, творя добро и помогая окружающим. Святые отказывались от всех радостей, отдавая силы служению Богу и принимая страдания за свои убеждения.

Мусульмане вверяют себя Аллаху и точно следуют заповедям Корана, единственно верным в их понимании. Однако некоторые радикальные последователи ислама активно проповедуют нетерпимость к остальным религиям.

Буддисты стремятся жить достойно, чтобы выпасть из колеса Сансары, т. е., не перерождаться вновь, а попасть в высшие миры. Религии проповедуют определенный образ жизни, чтобы в дальнейшем люди могли избавиться от страданий, ведь именно в этом, по их мнению, заключается счастье.

В свою очередь, атеисты предприняли попытку отказаться от Бога, во всех вопросах полагаться только на себя и обрести как можно больше единомышленников, объединенных общей целью. Ей может стать глобальное строительство, освоение новых земель или внедрение новаторских технологий.

Атеисты презирали равнодушие и пассивность по отношению к жизни. Каждый должен был иметь цель, разделять общие идеалы и стремиться воплотить их в реальность.

Описание смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе

В начале XIX века в произведениях Джорджа Байрона (на фото справа ), Александра Пушкина и Михаила Лермонтова поднимался вопрос о преждевременной «старости души», которой были подвержены главные герои их известнейших романов.

Чуть позже появились нигилисты, отрицавшие наследие предков и их достижения. Иван Тургенев прекрасно описал юношу-нигилиста в книге «Отцы и дети», показав, насколько наносной является скука и отсутствие интереса к жизни.

Человек счастлив, развиваясь на протяжении всего жизненного пути. Ребенок познает мир, молодой человек жаждет немедленных действий, и только в зрелости приходит осмысление совершенных поступков и шансов, которые были использованы или упущены.

Лев Толстой считал, что «надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Именно такой образ жизни вел французский писатель Оноре де Бальзак. По словам современников, он был неистов в проявлении любви и ненависти и отличался огромной работоспособностью. Его целью было стать знаменитым, и он с блеском достиг ее, вкладывая в уста героев романов собственные размышления о смысле бытия.

Смысл жизни в психологии

Психология – наука, изучающая психологические параметры человека и их изменения под влиянием извне. Ее основная цель – добиться осмысления внутреннего мира личности, чтобы подсказать человеку правильную мотивацию. Психология поднимает основные вопросы бытия, позволяя разобраться, что наиболее привлекательно.

  • Совершенствование и самореализация.

Найдя дело по душе, нужно развивать навыки и при необходимости менять области их применения, чтобы самореализоваться в профессии. В наш век это основная цель большинства людей. Без продвижения по карьерной лестнице они не видят в жизни смысла. Именно поэтому во всем мире возникло огромное число курсов повышения квалификации и различных тренингов. Посещение клубов для избранных, перелеты первым классом и обеды в шикарных ресторанах – бонусы, которые ценят карьеристы.

  • Продолжение жизни.

В отличие от трудоголиков, люди, ориентированные на создание большой и крепкой семьи, работают лишь для того, чтобы ее содержать. Рождение детей и забота о них занимают почти все их время. Радость и смысл их существования заключается в общении с родными, праздновании памятных дат и успехов членов семьи.

Некоторые обожают путешествовать и становятся настолько изобретательны в поиске средств для поездок, что умудряются не возвращаться домой годами.

Они ведут странички в интернете, подрабатывают на сезонных сборах урожая и находят самые дешевые авиабилеты для перемещения в новую страну.

Кто-то предпочитает рискованные виды спорта и тратит месяцы, доводя до совершенства мотор катера или мотоцикла.

Каждый реализовывается по-своему. Цель психологов – помочь найти истинное стремление человека и таким образом дать толчок развитию его личности.

Прочие точки зрения и мнения

Тибетская философия, как и буддизм, поддерживает точку зрения о необходимости освобождения человека от земных страданий. По их мнению, этого удастся достичь, познав мир и себя.

Эпикурейцы, напротив, превозносят радости жизни и предлагают получать их в неограниченном объеме. Их учение отрицает существование души после смерти тела, поэтому наслаждаться следует каждым днем. Вкусная еда, развлечения, дружба высоко ценятся эпикурейцами. А вот отрицательных эмоций, вроде чувства вины или грусти, они не признают.

Древние индейские цивилизации призывали человека оставаться частью природы и подчиняться естественному ходу жизни: растить новые поколения, обрабатывать поля и заниматься ремеслами. При этом не приветствовалось стремление ни к богатству, ни к бедности. Дети должны были унаследовать мир таким, каким его в свое время получили отцы.

Каждый время от времени ощущает потребность удостовериться, что не зря растрачивает свою жизнь. Как понять, что человек находится на верном пути и не реализует чужие мечтания?

Для начала нужно отвлечься от суеты и составить собственный список желаний. Если это удается с трудом, значит, человек погряз в рутине, не имея определенной цели. Такое положение дел недопустимо, оно ведет к слабости и равнодушию. Великие начинания в этом состоянии вряд ли реализуются. Человек не чувствует ни счастья, ни гармонии, потому что занимается ни тем, к чему стремится его душа.

Не стоит сразу идти к психологу, чтобы определиться с выбором своего предназначения. Иногда достаточно разговора с друзьями или воспоминаний о прежних успехах и увлечениях.

Полезно подумать о том, что раньше доставляло радость. Возможно, пришло время вернуться к забытому хобби или работе, которую пришлось сменить из-за невысокой заработной платы? Ведь именно она заставляла задерживаться в офисе допоздна и с гордостью рассказывать знакомым о текущих проектах.

Материальные блага меркнут перед шансом получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Заключение

Философы, писатели и психологи сходятся в одном: смысл жизни человека – в обретении счастья, однако единой формулы для этого не существует. Сложно быть счастливым в одиночку, поэтому один из способов обретения хорошего расположения духа – помощь родным и близким. Внимание к их нуждам и забота позволят избавиться от эгоизма и стать доброжелательнее и сердечнее.

Можно обрести гармонию, прощая чужие и свои ошибки, отказавшись от максимализма. Это принесет спокойствие и уравновешенность, а также позволит наладить прекрасные отношения с окружающими. Множество знакомых, имеющих разные интересы, поделятся своими знаниями и подскажут нестандартное решение надоевшей проблемы.

Главное – не поддаваться унынию, верить в свои силы и не допускать влияния на жизнь деструктивных мыслей.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

Главным вопросом, которым люди задавались во все времена, звучал так: «Какой смысл жизни человека?». Он возникает потому, что хочется знать, откуда пришел человек, кем он был создан, ради чего он существует и к чему должен прийти в итоге. Смысл жизни всегда интересовал умы светил философии. Однако и психологи теперь отмечают важность данного вопроса, на который обязательно должен быть найден ответ.

Смысл жизни позволяет человеку понять свое место. Понимая, откуда индивид пришел, ради чего должен жить и к чему в итоге обязан прийти, человек знает свое место, что помогает определиться, успокоиться и даже начать жить в соответствии со своим предназначением.

Можно сказать, что позволяет человеку становиться счастливым. Ведь пока не знаешь, ради чего жить, не знаешь, что делать и чем себя радовать, чтобы испытывать чувство удовлетворения.

Вопрос о смысле жизни возникает у человека в голове лишь тогда, когда он немного теряется, сталкивается со стрессом или пугающими ситуациями. Когда человек потерян, он начинает думать о смысле своего существования. И когда он его не находит, тогда возникают различные негативные мысли (например, суицидальные) и меняется личность (меняются качества характера).

Что такое смысл жизни человека?

Интернет-журнал сайт определяет смысл жизни человека в том, ради чего он живет. Это то, ради чего он каждое утро просыпается, встает с кровати, начинает действовать, преодолевает трудности, устраняет ошибки, учится и пр. Во все века пытались найти ответ на вопрос, в чем заключается смысл жизни. Однако на сегодняшний день ответ не найден.

Можно сказать, что у каждого человека смысл жизни свой, что зависит от его психологии, качеств характера и образа жизни. Самое главное – чтобы социальные условия и мир в целом не мешал человеку реализовывать свои ценности. Очень трудно жить счастливо и в соответствии со своим предназначением, когда обстоятельства и окружающие условия различными способами мешают в реализации себя. Вот почему смысл жизни должен в некоторой степени соответствовать тому времени, в котором человек живет.

Определите для себя, как вы хотите жить, и идите по этому пути, которое будет делать вас счастливым. В этом и есть смысл жизни – дать человеку возможность самим выбирать свой путь и быть хозяином своей судьбы.

Философы отмечают, что смыслом жизни для человека становится то, чему он придает важное и значимое значение. Это может быть какая-то вещь, подарок близкого человека, деньги, дети и пр. Вот почему смысл жизни у всех разный – каждому человеку важны различные вещи, люди и явления, на которые он готов тратить свои силы и время.

Цель и смысл жизни

На каждом жизненном этапе у человека меняются смыслы жизни, соответственно, и цели, на которые он тратит свои силы. К примеру, в детстве ребенок считал своим смыслом жизни иметь как можно больше игрушек, однако во взрослом возрасте цели могут измениться, например, на создание семьи.

Следует отметить, что каждое направление имеет свое понимание того, какой у человека смысл жизни. К примеру, религия считает, что смыслом жизни должно быть созерцание, познание самого себя и Бога. Институт брака пропагандирует создание семьи и рождение детей, на которых следует посвятить все свое время. Тенденции моды диктуют мысль о том, что человек должен всегда и везде выглядеть стильно и красиво, что и определяет его смысл жизни.

В каждой сфере, на каждом жизненном этапе смысл жизни человека меняется. Отсюда делаем выводы:

  1. Не следует огорчаться из-за того, что раньше вы стремились к одним целям, а теперь они стали вам неинтересны. Время прошло, и вы видите значимое значение в чем-то другом.
  2. Не паникуйте, что потеряли смысл жизни. Возможно, вы находитесь на этапе переосмысления, когда один смысл сменяется другим.

Одни люди создают семьи, другие – , третьи – занимаются спортом, четвертые – работают и зарабатывают деньги. Каждый живет в соответствии с тем, что он сделал для себя смыслом жизни. И если его это не радует, тогда он ошибся. Следует пересмотреть свои взгляды, чтобы встать на тропу истинного смысла жизни.

Смысл жизни и предназначение человека

Почему еще очень важно понять, какой смысл жизни человека? Когда отвечает себе на данный вопрос, все для него становится ясным. Что именно? То, как жить дальше. Смысл жизни – это цель, конечный пункт, значимость чего-либо. А предназначение – это способ бытия, жизни, которого будет придерживаться человек, чтобы идти к своему смыслу жизни.

Можно сказать, что наличие смысла жизни определяет путь, по которому человек будет идти. Что он будет делать? Какими взглядами руководствоваться? К чему стремиться? Все это определяется тем смыслом жизни, который назначает для себя человек.

Итог

В чем заключается смысл жизни? Этот вопрос становится актуальным, когда человек теряется по жизни. Он находится в депрессии, потерял нечто ценное для себя, скучает и не знает, куда идти дальше. Именно ответ на вопрос о смысле жизни позволяет человеку определиться, что ему делать дальше, к чему стремиться, какие цели достигать. А без этого всего он становится «червяком», который просто не знает, куда ему ползти.

На самом деле нет никакого смысла жизни. Человек является объектом, который составляет часть одного целого под названием «Вселенная». Сам по себе человек – лишь часть целой цепочки, которая поддерживает свое равновесие. Для Вселенной человечество – необходимый элемент своего существования. Это говорит лишь о том, что люди необходимы Вселенной, иначе бы их просто не существовало. Поэтому на уровне инстинктов человеку заложены механизмы, которые будут побуждать его сохранять свое существование: страх смерти, голод, стремление к размножению и т. д.

Смысла жизни не существует. Человеку просто отведен определенный отрезок времени, который он должен прожить. И что он будет делать в этот период, уже не имеет никакого значения. Он может лежать и ничего не делать, а может целыми днями работать – все это не имеет никакого значения, поскольку Вселенной важно лишь то, чтобы человек был жив какое-то время.

Люди сами придумывают смыслы жизни. Точнее сказать, каждому человеку отведен конкретный отрезок времени и дано право решать, как именно он его проживет. Смысл жизни каждого человека заключается в том, что он решит сам для себя: как будет жить, что будет ценить и чем себя увлекать. Люди сами себя развлекают, пока живут. А как именно они это будут делать, уже их право решать, поскольку это не имеет никакого значения для всей Вселенной.

Смыслы жизни люди сами придумывают, чтобы как-то заполнить тот отрезок времени, который они должны прожить. Поэтому смысл жизни – найти такое развлечение для себя, на которое вы будете тратить свое время и силы. Что именно вы выберите, решать вам. Но в любом случае это будет ваш выбор, за который вы и будете отвечать сами перед собой.

О том, зачем дана жизнь человеку и с какой целью каждый из нас рождается на этой земле, люди начали задумываться, наверное, примерно тогда, когда отделились от природы и начали осознавать себя как . В то время, когда Homo erectus эволюционировал в Homo sapiens, нашим предкам было уже не достаточно жить исключительно ради удовлетворения физиологических потребностей, и именно стремление людей к чему-то большему стало двигателем развития человеческой цивилизации. Однако несмотря на то, что философы и мыслители всех времен пытались найти смысл жизни человека, и по сей день точный ответ на вопрос, зачем человек живет, не дан.

На сегодня существует множество построенных на философских и религиозных доктринах теорий, пытающихся объяснить, зачем существует человек. Психологи, в свою очередь, тоже не остаются в стороне и пытаются найти свой ответ на вопрос, зачем дана жизнь людям. Рассмотрим самые известные теории о смысле жизни и попробуем найти ответ на вопрос, зачем живет человек.

Смысл жизни с точки зрения философии и религии

Величайшие философы и мыслители былых времен не обходили стороной глобальные вопросы, поэтому за несколько тысяч лет развития человеческой цивилизации сформировалось множество теорий о смысле жизни. Основоположниками этих теорий были как величайшие умы былых времен, так и целые философские школы, причем часть из самых известных теорий перекликаются между собой, а другие – полностью противоположны. И из множества философских доктрин, пытающихся объяснить, в чем смысл жизни человека, наиболее известными являются следующие:

Ответы на вопросы о смысле жизни пытались найти не только философы и мыслители, но и основатели и служители различных религиозных культов, начиная от малораспространенных верований и заканчивая мировыми религиями. Однако если философы считали свои умозаключения не более чем теориями, то безусловная истинность и непоколебимость учения является основополагающей догмой, которую нельзя ставить под сомнение.

Христианство учит, что человеку жизнь дана затем, чтобы он, истинно веруя, следуя божьим заповедям и ведя богоугодный образ жизни, заслужил после смерти место в раю. Ислам же утверждает, что смысл жизни во вручении себя Аллаху и поклонении ему. Буддизм, как и индуизм , настаивают, что человек рождается затем, чтобы тем или иным путем (посредством добрых дел, саморазвития, самопознания, аскез и др.) достичь состояния просветления и высшего блаженства.

Взгляд современных психологов на то, зачем человек живет

Конечно, и в наше время живет достаточно много людей, уверенных, что смысл их жизни заключается в служении Богу и в строгом соблюдении религиозных законов и догм. Однако большинства государств очень небольшой, а обычные люди ищут смысл жизни не в философских и религиозных учениях, а в самих себе – в своей душе, мыслях, чувствах и желаниях.

И все больше людей, не сумевших найти истинный смысл своей жизни либо разочаровавшись в собственных целях и стремлениях, обращаются к психологам, чтобы те помогли им вновь обрести интерес к жизни. По мнению психологов, люди теряют смысл жизни только в том случае, если они изначально неправильно определили, для чего живут, и посчитали какую-либо из долгосрочных целей за высшее предназначение. Поэтому знатоки человеческих душ точно знают, что не может являться смыслом жизни. По их мнению, ошибаются те люди, которые уверенны, что жизнь дана человеку, чтобы:


Но зачем дана человеку жизнь, если не для рождения детей, заработка денег или достижения карьерных вершин? Все больше современных психологов считают, что единого смысла жизни для всех людей нет, так как каждый человек – индивидуальность со своими приоритетами и желаниями. Поэтому смысл жизни человека заключается в том, чтобы жить в гармонии с собой, пошагово достигать поставленных целей, открывать для себя новые горизонты и развиваться. То есть, вместо того, чтобы искать глобальный смысл жизни, нужно просто жить так, чтобы наслаждаться каждым прожитым днем и не терять времени впустую. Наша жизнь конечна, и только воплощение в реальность своих целей, позволят прожить ее так, чтобы не сожалеть в старости об утраченных годах и возможностях.

Вопрос о смысле жизни это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Осознание смысла жизни как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпо­ха в той или иной степени оказывала влияние на понимание смысла жизни человека.

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

■ смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

■ смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь.

■ смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

■ не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, Бог дал в человеке подобие с собой, наделив при этом его свободой воли. И смысл жизни чело­века состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А по­этому смысл жизни человека в том, чтобы, самосовершенствуясь, и совершенствовать мир. Смысл человеческой жизни в сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обрете­нии добра» (В.С.Соловьев), в совершенствовании себя и общества (И.Г. Фихте).

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек нахо­дит в ней сам. Философ и психолог В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти. В этом человеку помо­жет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыс­лов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуатив­ные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.

Третий подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. В ре­зультате каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этих великих целей про­гресса. Многие люди живут во имя собственного будущего, как замечает В.Г. Белинский: «Много людей живет, не живя, но только собираясь жить». А из глубин веков ему «отвечает» Л. Сенека: «пока мы откладываем жизнь, она проходит».

Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удо­вольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а является следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались толь­ко принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесце­ниванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на бла­готворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Что касается радости как смысла жизни, то радость, «являюща­яся направленной эмоцией» (Шелер), сама должна иметь смысл. Даже ребенок направляет свою радость вовне, на предмет или дей­ствия, ее вызывающие. Радость, следовательно, также не самоцель, а следствие достигнутой цели. Как удачно заметил Кьеркегор, «дверь к счастью открывается наружу», и тот, кто хочет открыть ее оттуда, со стороны самого счастья, тот еще плотнее закрывает ее.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в исто­рии философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломо­на «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования; в современной философии представители экзистенциализма утвержда­ют, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсур­дно и бессмысленно.

Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

■ смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л.Н.Тол­стой);

■ смысл жизни в достижении некого идеала человека;

■ смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личнос­ти (марксизм);

■ смысл - в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше);

■ в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо);

■ в совершенствовании себя и общества (И. Г. Фихте);

■ в служении обществу (Н.С. Лесков);

■ в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро);

■ смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхче­ловеческого величия (Ницще).

Философам о смерти

Начиная с X-V вв. до н. э. в древнегреческом обществе фор­мируется представление о ценности жизни каждого индивида в отдельности, конечности его жизни во времени. Как писал А. Шопенгауэр, люди, возможно, даже не стали бы философство­вать, если бы не было смерти. Смерть, следовательно, выступает как «вдохновительница» философии. Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл имен­но потому, что есть смерть. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть. Возникают концепции, которые пытаются объяснить смысл смерти, преодолеть страх смерти:

1 - реинкарнации (переселения души после смерти);

2 - полного отделения жизни от смерти, которые «не встреча­ются», ибо «пока человек живет, смерти нет, а когда пришла смерть, человека уже нет» (Эпикур). Первая концепция (Сократа-Платона) имела своей целью смягчить трагизм смерти, вторая (стоиков и Эпи­кура) была направлена на уничтожение страха смерти.

Традиция помощи человеку во избежание им страха смерти была унаследована религиями. Христианство и мусульманство рассмат­ривают смерть как предверие к жизни вечной, и лишь от земных заслуг умершего зависит, будет ли он пребывать в вечном блажен­стве на небесах или обречен на вечные муки в преисподней. С точки зрения религии буддизма смерть есть, во первых, в позитив­ном смысле, момент в «колесе сансары» («колесо перерождения»), по которому человек идет к нирване - миру вечного блаженства, где не будет страданий, и, во-вторых, в негативном плане, заслужен­ное страдание, расплата за недостойные поступки и различные же­лания.

Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть:

1. Смерть как отрицание будущего, следовательно, ни прошлое, ни будущее не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего все, что можно взять.

2. Смерть как переход прошлого в вечность. Жить, по мнению Франкла, значит творить для вечности. Осознавая это, чело­век должен максимально использовать все свои способнос­ти и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл.

Философский смысл смерти состоит в том, что она есть момент обновления, прежде всего, органического мира, а затем и всего мира. Смерть - это совершенно естественное явление, она играла полез­ную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволю­ции. Действительно, без смерти, которая сделала возможным про­гресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы. Не было бы смерти, человек бы не думал о вечности, не «приме­рял» бы себя к ней, надеясь на собственное бессмертие. Не было бы смерти, не было бы и бессмертия, которое обязано ей своим существованием. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть. Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые больше не могут страдать. В жизни каждого человека может наступить момент, когда смерть будет бо­лее действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то, за что он стоит благодаря его смерти станет более ясным и убедитель­ным, чем если бы он поступил любым другим образом.

Китайский философ Ян Чжу (ок. 440-360 до н.э.) говорил, что смерть равняет всех: «При жизни существуют различия - это раз­личия между умными и глупыми, знатными и низкими. В смерти существует тождество - это тождество смрада и разложения, ис­чезновения и уничтожения... Умирают и десятилетний, и столетний; умирают и добродетельный, и мудрый; умирают и злой, и глупый». Но Ян Чжу решительно против преждевременного пресечения жизни: «Раз уже человек живет, то он должен принимать жизнь легко, предоставив ее естественному течению и исполнять до конца ее требования, чтобы спокойно ожидать прихода смерти. Когда же придет смерть, то и к ней следует отнестись легко, предоставив ее естественному течению, и принять до конца то, что она принесет, чтобы оставить свободу исчезновению. Зачем в страхе медлить или торопиться в этом промежутке между рождением и смертью? И смерть облагораживает последнего из смертных и ставит его на одну высоту с самыми первыми».

Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны. Всеобщность смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует несмотря на все жестокие раз­ногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в со­временных делах.

Смерть имеет также и нравственно-философский смысл. Осоз­нание бренности своей жизни заставляет человека найти или при­дать ей смысл. Обреченность человека на смерть может стать сти­мулом делать добро людям, чтобы оставить о себе светлую память потомков, «подстегнуть» человека закончить начатое дело, особен­но если оно - проявление художественного или философского творчества, а значит, реализовать замысел автора не сможет никто другой, кроме него самого.

Философия о бессмертии

Бессмертие - это чисто человеческий феномен, т. к. животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии, живут только сегодняшним днем. С древности в рели­гии и философии возникла идея бессмертия, но бессмертие пони­малось различно.

В греческой религии достигнуть бессмертия - значит стать Богом. Бессмертие - есть проявление в человеке божественного начала, только оно и бессмертно. Бессмертны лишь герои, полубоги, а не обыкновенные люди. Древнегреческие философы смотрели на проблему смерти-бессмертия своеобразно. Так, Гераклит понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса: «Из смерти земли рождается вода. Из смерти воды рождается воздух, из смерти воз­духа - огонь, и наоборот». В этот круговорот он включает и душу, которая ему представляется материальной, одним из переходных состояний огня. Смерть и бессмертие он рассматривал как един­ство противоположностей. Душа человека есть огонь. В человеке есть Бог. Индивидуального бессмертия нет, есть лишь универсаль­ный огонь. Бессмертно общее, а не индивидуальное.

Философ Платон защищал возможность бессмертия на том ос­новании, что душа имеет божественное происхождение, существует в божественном мире до рождения и после смерти конкретного человека. Вера в бессмертие души вышла из культа Диониса. По­этому идея бессмертия души греческого происхождения.

Евреи, в отличие от греков, пришли к верованию в воскресение с телом, а не в бессмертие души.

В христианстве бессмертие пони­мается как жизнь вечная через воскресение человека как целост­ной личности. Гарантией возможности такого воскресения являет­ся воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Земная жизнь есть приготовление человека к жизни вечной. В мире ином обитает бес­численное множество душ добрых и злых, ждущих своей участи. Бессмертие возможно, потому что в человеке есть божественное начало. Страдающий Бог своей смертью и воскресением дает чело­веку бессмертие. Христианство говорит не столько об естествен­ном бессмертии, не предполагающем никакой борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных сил с силами смертоносными. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее.

Мусульмане признают существование бессмертия также через воскресение, после которого они предстанут перед Аллахом и ко­торый совершит высший суд. Аллах совершит приговор для направ­ления праведников и грешников соответственно в рай и ад на осно­ве представленной ему «записи» мыслей и дел каждого. Приорите­ты на этом суде будут расставлены в пользу торжества законов морали и разума.

Таким образом, было построено много типов религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного бессмертия: учение о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; христиан­ское учение о воскресении целостного человека. Спиритуалисти­ческое учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение человека в кос­мический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род существования, перевоплотиться в животных. В самой древней мировой религии буддизме бес­смертие - это не благо, а многочисленные перерождения для но­вых жизней (дхарм), несущие страдание, от которых человек не мо­жет спастись даже ценой самоубийства. Оно бессмысленно, ибо самоубийца после смерти снова родится и жизнь с ее страданиями продолжится. Уйти от страдания можно лишь выйдя из «круга су­ществования», достигнув нирваны. Буддизм указывает пути осво­бождения от мук перевоплощения. Бессмертие в буддизме - не только отрицание смерти, но и отрицание жизни. И все-таки уход в Нирвану, представляющую собой состояние вечного мира, покоя и блаженства, в определенном отношении является бессмертием.

Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личнос­ти, и идеалистическое учение также не означает бессмертия лично­сти, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Только хрис­тианское учение о воскресении целостного человека отвечает на поставленный вопрос, но с ним связано много трудностей.

Существуют различные концепции бессмертия: биологическая, геронтологическая, психологическая, религиозная, философская и т. д. Остановимся на некоторых из них.

Многие понимают бессмертие геронтологически, как продление жизни. Однако бессмертие определяется не количеством прожи­тых лет, не экстенсивностью жизни, а ее качеством, интенсивностью, значимостью для человека и общества.

Биологически, генетически бессмертие понимается как наследо­вание в генах потомства: детей, внуков, правнуков и т. д. Этот вид бессмертия свойствен большинству людей, о нем Франс сказал «Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях». Вместе с передачей анатомо-физиологических признаков люди пе­редают своим потомкам и свои способности в виде задатков, кото­рые развиваются в способности при благоприятных условиях.

Третий вид бессмертия - это космизация тела и души умершего, вхождение их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разроз­ненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению.

Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненно­го творчества человека. Создание выдающегося произведения ли­тературы или искусства, научные открытия, проявления полковод­ческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортив­ный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются на­вечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях.

Нравственный парадокс жизни и смерти выразим в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим, к умершим отно­сись, как к живым, т. е. помни всегда о смерти как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.

Человек бессмертен и вечен как духовное существо только тогда, когда он чувствует себя духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность, которые управляют его природными, телесными элементами. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.

Категории диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты позна­вательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:

Единичное, особенное, всеобщее;

Причина и следствие;

Необходимость и случайность;

Возможность и действительность;

Сущность и явление;

Структура, форма и содержание.

Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не явля­ется таковым для другого класса.

Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обус­ловленность явлений. Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины, не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привес­ти к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропро­водки).

Категория «случайность» отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных проявлений, про­кладывать себе дорогу через массу случайностей как тенденция, так как процессы в природе имеют вероятностный характер. Слу­чайность является формой проявления и дополнения необ­ходимости. Случайность со временем может стать необходимос­тью, и наоборот, необходимость в процессе развития может стать случайностью.

Категории «возможность» и «действительность» характеризу­ют процесс развития. Возможность - это потенциально осуще­ствимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных услови­ях. Действительность - это реализованная возможность, реально существующее бытие.

Выход человека на уровень познания необходимых свойств и связей, а также возможных последующих изменений является бо­лее высокой ступенью познания мира, чем познание причинных свя­зей. Здесь уже проникают в сущность предмета, явления.

Содержание - совокупность всех элементов и процессов ка­кого-либо объекта или явления. Содержание является ведущей сто­роной по отношению к форме объекта. Содержание представляет собой более мобильную сторону, тогда как форма (способ, тип, характер взаимосвязей элементов) более устойчива, консерва­тивна. В определенных пределах форма может «выдержать» час­тичные, локальные изменения в содержании. И лишь когда измене­ния в содержании выходят за рамки локальных, тогда они в сово­купности приводят к изменению формы, т.е. способа организации содержания. В этом проявляется как ведущая роль содержания, так и активность формы. Одно и то же содержание может выступать в разных формах, а форма может отставать в своем развитии от со­держания или опережать его.

Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвя­зях с окружающими условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совпадают. Поэтому познание человека движется от явления к познанию сущности.

Принципы диалектики

Основными принципами диалектики являются:

Принцип всеобщей связи;

Принцип развития;

Принцип системности;

Принцип причинности;

Принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть:

Внешние и внутренние;

Непосредственные и опосредованные;

Генетические и функциональные;

Пространственные и временные;

Случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи - внешние и внутрен­ние. Пример: внутренние связи человеческого организма как био­логической системы, внешние связи человека как элемента соци­альной системы.

Существенные связи - устойчивые, глубинные связи, определяю­щие специфику данного явления. Закономерные связи - законы характеризуют необходимую связь явлений, ход их развития.

Универсальность принципа развития является фундамен­тальной основой диалектики. Развитие представляется не как чис­то количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причи­на развития лежит во взаимодействии внутренних противополож­ностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому включает и прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), и элементы регресса. Не все западные исследователи приемлют диалектику в философии. Одни, следуя гегелевской традиции объективного идеализма, кото­рый сводил развитие к движению в сфере понятий, отрицают объек­тивную диалектику, диалектику внешнего мира (Маркузе), другие утверждают, что законы и категории диалектики имеют силу лишь применительно к природе, но не к обществу (Мерсье, Бжезинский идр.)

Системность означает, что многочисленные связи в окружаю­щем мире существуют не хаотично, а упорядочены. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерар­хическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внут­реннюю целесообразность.

Причинность - наличие таких связей, где одна порождает дру­гую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обус­ловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом име­нуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

Вечность, неуничтожимость истории, мира;

Его существование и развитие во времени.

Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и за­коны диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наи­более общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.