Уроки для будущих первоклассников. Пособия для родителей и педагогов:
Цель
: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).
Описание : воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.
Цель : развивать слуховое восприятие.
Описание : водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.
Примерный материал :
Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)
К нам кукушка в огород залетела и поет.
А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!
Сел петух на забор, закричал на весь двор.
Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!
Ку-ка-реку!
Цель : отрабатывать четкость артикуляции.
Описание : ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.
Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.
Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.
Описание : воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал : еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Цель : развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.
Описание : каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.
Цель : развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Игровой материал и наглядные пособия : два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.
Описание : дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.
Цель : развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.
Описание : ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.
Примерный материал : аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.
Цель : развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Описание : один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).
Описание : педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Цель : развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).
Описание : дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.
Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
Цель
Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Описание : дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.
Цель : развивать умение делить слова на слоги.
Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
Раскраски буквы алфавита для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Изучение любого языка начинается со знакомства с алфавитом. Как познакомить ребёнка с алфавитом? Конечно же с помощью красивых и познавательных картинок. С нашей азбукой раскраской знакомство с алфавитом станет для ваших детей приятной и запоминающейся игрой.
Каждая раскраска содержит рисунок буквы, её написание, а также картинки животных, предметов, которые начинаются с этой буквы.
Раскрашивая рисунки, дети будут называть предметы и постоянно произносить буквы.
Эти обучающие раскраски буквы станут прекрасным трамплином для углубленного изучения русского языка в будущем.
Эти дидактические материалы будут полезны воспитателям, учителям, а также родителям для совместных занятий с детьми.
Для изучения алфавита полезны загадки: Буквы алфавита. Эти загадки вы можете разгадывать для закрепления букв алфавита.
Процесс помогает дошкольникам избежать трудностей при поступлении в школу. Современная система обучения предполагает ускоренную процедуру обучения чтения, не каждый ребенок способен выдержать установленный темп. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учебы.
Обучение грамоте должно иметь соответствующий фундамент, являющийся залогом продуктивного процесса:
Разнообразные рабочие тетради являются эффективным способом провести знакомство с грамотой. Приложения состоят из игр со словами и буквами, подразделенными на словесные диалоги (например, «Буквенный светофор», «Магазин», «Имена» и др.) и работу с картинками («Телевизор», «Сестрички», «Четвертый лишний», «Где спрятались домашние животные?» и прочие). Игры проводятся при участии дополнительных атрибутов, помогающих детям чувствовать себя более комфортно. Также представленные рабочие тетради помогают изучить буквы и звуки, путем раскрашивания предметов. Грамотно подобранные материалы являются залогом получения желаемого результата.
Перед Вами полный архив бесплатного электронного журнала Кораблик.
Дошкольники отличаются любознательностью и стремлением . Скучные буквари и сухая подача материала отталкивает детей от дальнейшего развития. Представленный журнал был создан для разнообразия занятий с ребенком, в качестве помощи для родителей и воспитателей. Яркие картинки и интересные упражнения подойдут для детей, которые готовятся пойти в школу. Познавательные задания позволяют насытить развивающийся ум полезными знаниями, не отрываясь от игрового процесса.
Электронный журнал «Кораблик» располагает тщательно подобранными заданиями, направленными на всестороннее развитие ребенка. Собранные упражнения активизируют логическое мышление малыша, позволяют и применить на практике имеющиеся знания. В каждом издании представлены увлекательные упражнения, которые понравятся каждому дошкольнику. Удобная подача материала способствует быстрому запоминанию новых знаний.
Увлекательный журнал собрал на своих страницах полезный материал, который способен заложить необходимую базу для дальнейшего обучения. Вместе с интересными упражнениями ребенок будет развиваться в правильном направлении, тренировать свой ум и приумножать потенциал.
Краткое содержание журнала Кораблик по номерам:
Подготовка руки к письму, математика, окружающий мир.
Математика, логика, окружающий мир.
Подготовка руки к письму, мышление.
Математика, подготовка руки к письму.
Подготовка руки к письму, математика, логическое мышление.
Кораблик № 6 (скачать/посмотреть в формате JPEG)
Развитие моторики руки, математика, мышление.
Логика, мышление, развитие памяти.
Кораблик № 9 (скачать/посмотреть в формате JPEG)
Подготовка руки к письму, развитие речи.
Основы трудового воспитания, логическое мышление.
Математические представления, моторика руки.
Логическое мышление, окружающий мир.
Развитие внимания, математика, логическое мышление.
Подготовка руки к письму, математические представления.
Развитие речи, математика, окружающий мир.
Познание окружающего, подготовка руки к письму.
Математика, развитие моторики руки.
Занятия по развитию речи при помощи составления предложений и рассказов.
Окружающий мир, потешки.
Математика для малышей: классификация.
Развиваем внимание, мелкую моторику рук детей.
Сравниваем предметы и развиваем внимание детей.
Развиваем внимание, смекалку, мелкую моторику руки, ищем закономерности.
Учимся наблюдать, сравнивать и обобщать.
Сравниваем предметы по их внутренним признакам, решаем логические задачи.
Учим детей классификации предметов.
Занятия по развитию интеллектуальных способностей детей 5-6 лет.
Занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет.
Артикуляционная гимнастика.
Игры и упражнения по теме «Человек и его здоровье».
Окружающий мир, экологическое воспитание, развитие речи.
Задания для развития мышления у детей.
Занятия с буквами и слогами.
Первые шаги детей в математику.
Комплексы развивающих упражнений.
Физкультурные занятия на развитие двигательного творчества дошкольников.
Математика для дошкольников.
Комплексы развивающих занятий для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Учим детей безопасному поведению, занятия по теме «Зима».
Занятия по теме «Зима».
Занятия по математике для дошкольников.
Задания для развития речи детей дошкольного возраста.
Занятия по обучению детей чтению.
Занятия по обучению детей 4-5 лет чтению через игру.
Занятия по обучению чтению детей 4-5 лет.
Занятия по обучению чтению среднего дошкольного возраста.
Карточки-задания по математике 1-й класс.
Занятия по теме «Осень».
Математика, письмо.
Упражнения для развития памяти, упражнения для развития внимания.
Конспекты занятий для обучения детей 4-5 лет чтению и письму; упражнения для развития внимания, мышления.
Развивающие упражнения для дошкольников.
Развиваем моторику руки, развиваем внимание,мышление, математика для дошкольников, занятия по развитию речи.
Занятия по обучению грамоте, занятия по развитию речи.
Игры-загадки, развиваем моторику руки, задачки по математике.
Нетрадиционные методы оздоровления детей, развиваем логическое мышление (лото), разгадываем кроссворды.
Задания на развитие мышления, задания по обучению детей грамоте, задания для подготовки ребенка к обучению письму.
Разрезные картинки, кроссворды.
Интеллектуальная готовность к школе: занятия 1-10.
Интеллектуальная готовность к школе: занятия 11-21.
Интеллектуальная готовность к школе: занятия 22-32.
Игры и задания для развития у ребенка внимания, мышления, памяти.
Задания для подготовки руки к письму (рисуем по клеточкам).
Упражнения и задачи по математике для начальных классов.
Занимательный материал по русскому языку для детей начальных классов: игры, викторины, метаграммы, анаграммы, шарады, логорифмы.
Математика для дошкольников, задания для подготовки руки к письму.
Задания для развития внимания, мышления, памяти.
Задания по математике, задания по развитию речи, задания по познанию окружающего мира.
Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути - получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.
С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.
Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:
Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова - это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».
Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам
Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.
Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.
Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.
Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.
Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде
Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.
Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Можно использовать следующие приёмы:
Воспитатель может начать занятие так: «Ребята, сегодня мы разберёмся, что такое слово. Вы внимательно слушаете строчки из стихотворения и мне помогаете». Пример стихотворения:
Есть сладкое слово - конфета, (А ещё какие вкусные слова вы знаете?)
Есть быстрое слово - ракета, (А здесь кто поможет?)
Есть кислое слово - лимон, (Что кислое вы ели?)
Есть слово с окошком - вагон, (Что подходит?)
Есть книжное слово - страница, (А к книжкам какие слова относятся?)
Есть слово лесное - синица, (Таких слов вы наверняка знаете много!)
Есть слово пушистое - снег, (Здесь тоже легко догадаться)
Есть слово весёлое - смех. (А тут кто придумал?)
В конце похвалите детей: «Какие мы молодцы. Сколько слов вспомнили».
Если удачным вариантом вам кажется использование загадок, то подберите их так, чтобы ответы начинались с одной буквы.
Закончить можно игровым элементом: «Ребята, вы настоящие умники, все загадки разгадали! Все слова назвали правильно! А вот такой вопрос: чем все эти слова похожи? А теперь игра. Я называю слово. Если оно начинается так, как и наши отгадки, вы хлопаете в ладоши. А если нет, то не хлопаете».
Для того чтобы заинтересовать детей, можно также раздать каждой паре детей набор карточек и попросить ребят назвать словами то, что они видят на картинках. Воспитатель спрашивает: «С какого звука начинаются все слова? А как можно поделить их на две группы? Правильно. Одни слова короткие, а другие длинные. Откладываем картинки с короткими словами влево, а с длинными вправо». Затем воспитатель проверяет выполненное упражнение.
Чтобы увлечь детей в начале занятия, можно использовать картинки
Можно использовать заготовку - сюрприз, театрализацию рассказа, начать с просмотра презентации или обсуждения иллюстрации. Дети с удовольствием участвуют в придумывании новых сказок.
Подготовка воспитателя к проведению занятий по грамоте требует особой скрупулёзности. Неправильная подача материала может вылиться в сложности обучения в дальнейшем. Тщательное планирование занятий поможет педагогу избежать ошибок. Разработка плана - конспекта урока, конечно, уже является достаточным этапом планирования. Однако сейчас в образовательных учреждениях предлагается использовать технологические карты занятий. В этом документе не только подробно разрабатываются все этапы занятия, но рассматриваются количественные и качественные характеристики группы. Это даёт возможность проанализировать любой этап занятия, выявить возможные недоработки. Технологическая карта занятия - это довольно объёмный документ, пример разработки можно посмотреть на сайте .
Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.
Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:
При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.
Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.
Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.
Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста
Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.
Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать
Читающим детям можно предложить разгадывание ребусов или игры на составление слов: «Кто больше составит новых слов из букв слова Превосходно?»; «Назовите слова, состоящие из двух, как слово Паровоз состоит из слов Пар и Воз».
Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?
Задачами этого года являются:
Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.
На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».
Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги - звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги - шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).
Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).
На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.
Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».
Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке .
Задачами этого года являются:
Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.
Примеры подходящих игр:
Упражнение на определение первого звука в слове с использованием картинок. Воспитатель интонацией подчёркивает этот звук (р-роза, р-ракета, р-рак, р-руки) и демонстрирует изображение.
Воспитатель должен чётко проговаривать начальный звук «р-р-р»
Потом дети называют другие слова на такой же звук.
При выполнении упражнений по делению на слоги каждый слог отделяем резким звуком (звон гонга, стук карандаша, хлопок ладошами, удар барабана) или одинаковыми упражнениями (повороты, наклоны, шаги). Ещё вариант: подбросить мяч столько раз, сколько слогов в слове. Такие упражнения можно рассматривать как физкультминутку.
План-конспект занятия по теме «Деление слов на слоги» представлен на сайте .
Можно выделить следующие задачи:
Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].
На первом занятии выделяем гласный звук из слова. Например, [а]. Воспитатель называет слова, в которых [а] присутствует в открытом слоге, выделяя голосом [а]: КА-А-А-ША-А-А. Дети повторяют. Произносим ещё похожие слова: МА-МА, РА-МА. Концентрируем внимание на артикуляции при произнесении звука.
Чтобы облегчить детям процесс копирования артикуляции, можно предложить им следить за собой через маленькие зеркальца
Воспитатель объясняет, что при проговаривании звука [а] воздух выдыхается свободно, не встречая препятствий. Звук получается громкий, во весь голос, поэтому и называется гласным. Обозначать его будем красным цветом.
По такой же схеме знакомим детей с остальными гласными звуками.
Занятия с гласными звуками могут включать такие упражнения:
Далее учим детей определять, в каком слоге слова наш звук находится: на первом занятии ищем звук в первом слоге, на втором - в последнем слоге, и только на следующем - в середине слова. Эту ситуацию можно обыграть, например, с помощью «весёлого вагончика». В этом вагончике столько окон, сколько слогов, флажком обозначаем то окошко, где сидит искомый гласный.
После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.
Артикуляция согласных звуков (м), (н) противоположна артикуляции гласных звуков: воздух задерживается или губами, или зубами
Рассмотрим занятие со звуком [м]. Воспитатель говорит: «Молодая корова ещё не умеет мычать по-настоящему. У неё только выходит М-М-М». Малыши проговаривают звук сами, используют зеркальце, чтобы проверить артикуляцию. Дети замечают, что на пути воздуха есть преграда - губы. Воспитатель объясняет, что при произношении всех согласных воздух встречается с преградой. Звуки согласились, что их так произносят, поэтому называются согласными. Их обозначаем синим цветом.
Нужно научить детей разделять звонкие и глухие согласные. Воспитатель объясняет, что звонкие согласные звуки проговариваются с шумом и голосом, а глухие только с шумом. Если закрыть ладонями уши, то звонкий звук можно услышать, а глухой - нет. Наш звук [м] - звонкий.
Нужно придумать обозначение звонкости: колокольчик, звонок, динамик. Если звук глухой, то символ перечёркиваем.
Согласные звуки также подразделяются на мягкие и твёрдые. Объясняем детям разницу в артикуляции. Когда мы говорим мягкий звук, губы напрягаются и похоже, что мы чуть-чуть улыбаемся. При проговаривании твёрдых звуков такого не наблюдается. Произносим чётко, чтобы дети видели движение губ: «Тьма-тьмущая, тайна, телёнок».
Придумываем обозначение: для мягких звуков - вата, для твёрдых - камень.
При изучении звука даётся начертание буквы. В таком возрасте детям ещё очень сложно запоминать графику. Чтобы добиться хорошего результата, выполняем упражнения, базирующиеся на разных видах памяти ребёнка.
На протяжении всего курса обучения мы вводили систему обозначения звуков, опирающуюся на цвет (гласный звук - красный, согласный - синий) и символы (звонкий - колокольчик, мягкий - вата, твёрдый - камень). Этот приём помогает в запоминании материала и в разработке заданий.
Пример задания на основе введённой системы обозначения: дети должны правильно соединить линиями картинку и схему слова
Путь освоения грамоты непрост. Чтобы пройти по нему, ребёнку нужно проявить старание и прилежание. Задача взрослых поддерживать малыша в его обучении. Будет замечательно, если в группе появится экран, на котором отражается, каких знаний дети уже достигли, а что ещё предстоит освоить.
В старшей группе в рамках программы обучения грамоте проводятся занятия по анализу предложения. По этой ссылке можно ознакомиться с конспектом НОД по развитию речи по теме «Знакомство с предложением».
Можно выделить следующие задачи :
В конце года дети должны уметь выполнять задания такого вида:
К концу обучения грамоте дошкольники должны уметь правильно произносить слова, различать гласные и согласные звуки, слова с похожими звуками, делить слова на слоги, знать состав слова и предложения, основы чтения и письма
С детьми этого возраста можно проводить различного вида викторины и КВН, аналогичные открытому мероприятию, представленному на сайте .
Занятия по обучению грамоте проводятся два раза в неделю. Для младшей группы по 15–20 минут, для средней по 20–25 минут, для старших дошкольников 25–30 минут.
Перспективное планирование процесса обучения грамоте можно осуществить и иначе, как, например, на этом сайте .
Существуют и другие методы обучения грамоте. Получил широкое распространение метод Николая Зайцева («кубики Зайцева»). Согласно ему ребёнка можно учить чтению и письму с самого раннего возраста без предварительной подготовки. Метод базируется на использовании специальных кубиков со «складами» и настенных таблиц.
«Склад» - особая речевая единица метода Зайцева, это пара согласный - гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква
Результаты обучения можно увидеть уже через несколько месяцев: малыши бегло читают, не испытывая затруднений. Этот способ подходит и для обучения слабослышащих и слабовидящих детей. К недостаткам метода можно отнести то, что обучение проводится индивидуально и для работы в группах детского сада его применить нельзя. Кроме того, у ребёнка, обучавшегося грамоте по этому методу, могут быть проблемы в начальной школе из-за разных принципов подачи материала.
Результат работы воспитателя группы детского сада оценивается не только детьми и их родителями, но и системой государственного образования. Руководитель или методист образовательного учреждения может посетить любой урок с детьми и оценить, насколько эффективно и качественно он проводится. По результатам проверки составляется анализ занятия. В этом документе:
Можно увидеть пример такого анализа занятия на сайте .
Известный советский физик Пётр Капица сказал: «Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и учёные». Это утверждение можно сделать главным правилом при проведении занятий по обучению грамоте в детском саду.
Задание 1
Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.
Задание 2
На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.
Задание 3
Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.
Задание 4
Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.
Задание 5
Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?
Задание 6
Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».
Задание 7
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».
Задание 8
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».
Задание 9
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».
Задание 10
Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.
Задание 11
В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?
Задание 12
В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?
Задание 13
В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?
Задание 14
Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.
Задание 15
Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.
Задание 16
С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?
Проверь себя.
Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.
Задание 17
Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.
Задание 18
Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.
Задание 19
Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.