Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Николай Карамзин «Бедная Лиза. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма

Николай Карамзин «Бедная Лиза. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма

Материал данной презентации рассчитан на 2 часа и предполагает беседу с классом по материалу предложенных слайдов. Некоторые слайды выполнены в форме кластеров, остальные представляют собой тезисы, облегчающие ведение беседы с классом. Анимации помогают после ответов учащихся увидеть правильный ответ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский. Бедная Лиза. (2 часа) « Твердый разум» и «нежнейшие чувства»

И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал. А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»

Теоретический аспект Род литературы Жанр Композиция *Кольцевая, «рассказ в рассказе» - В каких произведениях встречали? * Наличие рассказчика. Для чего?

СЮЖЕТ Любовь Лизы и Эраста. Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений. Какой герой является главным. Почему? Докажите, что это произведение сентиментализма.

Сентиментализм Основная идея Стремление представить человеческую личность вдвижениях души Основная тематика Любовная Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Проблематика повести Проблема любви Проблема рока и обстоятельств Проблема природы и человека

Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!»). «….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...» Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»

Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои? ЛИЗА трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Первая встреча …. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст

Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст Сила характера, способность к глубокому чувству, Нежность, самоотверженность, НО БЕЗРАССУДНОСТЬ Двойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм. Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет. Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства. Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу.

Выводы: Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни. Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям. По его мнению, необходим рассудок

Тема разума, рассудка ЭРАСТ. Ни о чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой ЛИЗА З адумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать. РАССКАЗЧИК Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»

Тема разума, рассудка. Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста? Чувства, а не рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание. «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?» Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.

Проблема рока и обстоятельств Обстоятельства – Сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока. Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение. РОК - ? НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.

Итог бездумности ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на гибель ФИЗИЧЕСКУЮ. ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен». АВТОР не обвиняет героев, а объясняет причины их бед, предупреждает читателя о возможных бедах, если они забудут о разуме.

Проблема человек и природа Высшие силы представлены в образе природы: ОНА 1. Воплощение красоты. 2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом). ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

Образ природы Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши. Ландыши потом она бросит в речку. Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее). Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы.

Образ природы 5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями». 6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает. 7. Лизу сопровождает свет, солнце. 8. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.

Выводы Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ. С уществуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор. 3 . Ч еловек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил. 4. Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно. Какие выводы сделали для себя?

ДОМА 1.Устно – а)Тема любви; б) Тема разума, рассудка; в) Проблема рока и обстоятельств; г) Человек и природа. 2.Карточки: *Сентиментализм. *Теория литературы по повести. *Выдержала ли Лиза проверку любовью?


Слайд 2

Цель урока:

Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма

Слайд 3

Задачи:

образовательные: закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина; дать понятие сентиментализма как литературного направления; представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма; воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения. воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека. развивающие: развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения; расширять словарный запас; способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Слайд 4

Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе

Слайд 5

Сентиментализм

Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)

Слайд 6

Работа с полотном

Ф. Рокотов «Портрет Екатерины II» В. Боровиковский «Екатерина II»

Слайд 7

Сравнительная таблица

Слайд 8

История создания повести

Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

Слайд 9

Эпигонство (от древнегреческого– «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливоеповторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов,мотивов, в частности - подражание писателям. Эпигонство

Слайд 10

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» Заочная экскурсия по окрестностям Москвы

Слайд 11

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь

Слайд 12

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Москва-река

Слайд 14

Слайд 15

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Село Коломенское

Слайд 16

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести

Слайд 17

Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести

Слайд 18

«Золушка» «Повесть о Петре и ФевронииМуромских» «Барышня-крестьянка» Шарль Перро А.С.Пушкин Ермолай-Еразм Тема любви и социального неравенства

Слайд 19

бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини

Слайд 20

Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев

Слайд 21

Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышамив руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Мотив белизны, чистоты и свежести

Слайд 22

Первая встреча

«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Слайд 23

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег

Слайд 24

Слайд 25

Лиза трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Слайд 26

Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

Слайд 27

«Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил её - она упала - стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся - далее - далее - и, наконец, скрылся, - воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Сцена расставания героев

Слайд 28

Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие

Слайд 29

«…Теперь, может быть, они уже примирились!»

  • Слайд 30

    Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие? Итоги

    Слайд 31

    Домашнее задание

    Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

    Слайд 32

    Источники

    Галузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю). Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе». Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8-й класс. М., 2002. rusedu.ru›detail_2259.html power-point-ppt.narod.ru›biografiya…prezentaciya… рефак.рф›1726_gotovye_prezentatsii_po…o_karamzine/ ps.1september.ru

    Посмотреть все слайды


    Симбирская губерния

    Родовитая, но небогатая

    дворянская семья

    Светское образование

    Знание иностранных

    языков

    Н.М.Карамзин

    Путешествие

    по Европе

    Военная служба

    Увлечение масонством

    Занятие литературой

    Изучение истории

    Смерть отца

    Отставка

    Симбирск


    Сентиментализм

    • Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.
    • От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.
    • «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)

    Сравнительная таблица

    Классицизм

    Линия сравнения

    Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

    Сентиментализм

    Гражданская, общественная

    Основная идея

    Стремление представить человеческую личность в движениях души

    Основная тематика

    Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

    Любовная

    Герои и

    Вспомогательная, условная

    характеры

    Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

    Роль пейзажа

    Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира

    Основные жанры

    Средство психологической характеристики героев

    Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия


    История создания повести

    Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.

    Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.


    Эпигонство

    Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности - подражание писателям.


    Заочная экскурсия

    по окрестностям Москвы

    «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»


    Симонов монастырь

    «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».


    Москва-река

    «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».




    Село Коломенское

    «… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».


    Роль пейзажа в повести

    Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.


    Образ повествователя в повести

    • Рассказчик является полноценным героем повести.
    • Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом.
    • Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.

    Социальный статус героини

    бедная

    небогатая, живущая в бедности

    несчастная, горемычная, её жалко


    Сопоставление героев

    Лиза

    Эраст

    Имя Елизавета означает «почитающая Бога»

    Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка.

    Имя Эраст означает «возлюбленный»

    Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…

    Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.


    Мотив белизны, чистоты и свежести

    В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из « чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».

    Художник Кипренский

    «Бедная Лиза»


    Первая встреча

    «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»


    Мотив денег

    При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».


    Герои повести

    Эраст

    мать Лизы

    подружка Анюта

    богатая вдова


    Лиза

    кормилица

    милая

    трудолюбивая

    отрада старости

    Божеская милость

    нежная

    любезная


    трудолюбивая

    любила матушку

    прелестная

    Лиза

    робкая

    чистая

    услужливая

    радостная душа

    самоотверженная


    Сцена расставания героев

    «Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил её - она упала - стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся - далее - далее - и, наконец, скрылся, - воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».


    Причины самоубийства Лизы

    Любовь к Эрасту

    Обманутое доверие

    Легкомыслие Эраста

    Потеря смысла жизни

    Измена Эраста



    Итоги

    • Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
    • Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют» ?
    • Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
    • Как проявляются в повести черты сентиментализма?
    • Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
    • В чем смысл заглавия?
    • Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
    • Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?

    Н,М, Карамзин «Бедная Лиза»

    «Твердый разум» и

    «нежнейшие чувства»

    О.Кипренский. Бедная Лиза.


    И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

    А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»


    Теоретический аспект

    • Род литературы
    • Композиция

    *Кольцевая, «рассказ в рассказе»

    В каких произведениях встречали?

    * Наличие рассказчика. Для чего?


    • Любовь Лизы и Эраста.
    • Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений.
    • Какой герой является главным. Почему?
    • Докажите, что это произведение сентиментализма.

    Сентиментализм

    • Основная идея
    • Стремление представить человеческую личность вдвижениях души
    • Основная тематика
    • Любовная
    • Герои и характеры
    • Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям
    • Роль пейзажа
    • Средство психологической характеристики героев
    • Основные жанры
    • Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

    Проблематика повести

    • Проблема любви
    • Проблема рока и обстоятельств
    • Проблема природы и человека

    Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»

    Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!» ).

    «….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...»


    Герои повести

    мать Лизы

    подружка Анюта

    богатая вдова


    Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои?

    трудолюбивая

    отрада старости

    кормилица

    Божеская милость

    любезная


    трудолюбивая

    любила матушку

    прелестная

    услужливая

    радостная душа

    самоотверженная


    Доброе лицо

    Эгоизм, легкомыслие

    Жизнь из удовольствий

    Богатый дворянин

    Ищет счастье в забавах

    Доброе сердце

    Слабый и ветреный


    Первая встреча

    … . Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»


    Смущение

    Грусть

    Безумная радость

    Печальное раздумье

    Восторг

    Страх

    Величайшее беспокойство

    Отчаяние

    Потрясение

    САМОУБИЙСТВО


    Лиза

    Эраст


    Любовь – нравственная проверка героев

    Лиза

    Эраст

    Сила характера,

    способность к глубокому чувству,

    Двойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм. Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет. Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства.

    Нежность, самоотверженность, НО

    Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу.

    БЕЗРАССУДНОСТЬ


    • Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни.
    • Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям.
    • По его мнению, необходим рассудок

    Выводы:


    Тема разума, рассудка

    ЭРАСТ .

    Ни о чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой

    ЛИЗА

    З адумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать.

    РАССКАЗЧИК

    Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»


    Тема разума, рассудка.

    Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста?

    Чувства, а не рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание.

    «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?»

    Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.


    Проблема рока и обстоятельств

    Обстоятельства –

    Сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока.

    Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение.

    НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.


    Итог бездумности

    ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на гибель ФИЗИЧЕСКУЮ.

    ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен».


    Проблема человек и природа

    Высшие силы представлены в образе природы:

    ОНА 1. Воплощение красоты.

    2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом).

    ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.


    • Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши.
    • Ландыши потом она бросит в речку.
    • Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее).
    • Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы.

    Образ природы


    Образ природы

    5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями».

    6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает.

    7. Лизу сопровождает свет, солнце.

    8. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.


    Выводы

    • Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.
    • Существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.

    3 . Человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

    Какие выводы сделали для себя?


    1.Устно – а)Тема любви;

    б) Тема разума, рассудка;

    в) Проблема рока и обстоятельств;

    г) Человек и природа.

    2.Карточки:

    *Сентиментализм.

    *Теория литературы по повести.

    *Выдержала ли Лиза проверку любовью?

  •