Организация проектной деятельности
в МАОУ СШ №1 р.п. Крестцы Новгородской области
Гапонова Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. В рамках ФГОС установлены требования к результатам образования: предметные, метапредметные и личностные.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа развития универсальных учебных действий. Она направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Исходя из Программы развития УУД в МАОУ СШ №1 р.п. Крестцы созданы условия для формирования основ проектной и исследовательской деятельности.
Методической службой в школе рассмотрены вопросы по использованию проектной и исследовательской технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Проведены методические семинары, на которых учителя поделились опытом использования проектной технологии, в 2014-2015 году в учебный план внеурочной деятельности 7 класса введён курс «Основы проектной деятельности». Это был первый опыт по представлению и защите детских проектов. 7 обучающихся предпочли комплексной работе разработку учебного проекта. На защиту были предложены информационные, исследовательские, экспериментальные проекты. Результатом этой деятельности стала исследовательская работа «Кролик», занявшая в конкурсе «Зелёная планета» -2 место.
В связи с переходом на ФГОС СОО в рамках учебного плана в 10 классе реализуется элективный курс «Индивидуальный проект». Но деятельность в этом направлении начинается в начальной школе. Именно здесь закладываются основные результаты - сформированные умения:
наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно- следственные связи, работать с различными источниками информации;
слушать и слышать собеседника;
критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми;
проявлять самостоятельность в обучении;
защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны;
отвечать за свои действия и их последствия
Учителями начальных классов проводится работа в рамках урочной и внеурочной деятельности. В начальной школе традиционно реализуется проект «Подарок дошкольнику». В рамках этого проекта выполнены подарки к Новому году.
В 2017-2018 году впервые в школе был проведён «Фестиваль проектов». Десятиклассницы и девятиклассники, планирующие поступление в 10-й класс, работали над предметными и междисциплинарными проектами. На Фестиваль было представлено 22 индивидуальных и коллективных проекта.
Класс | Тема проекта | Проект выполнили | Руководитель проекта |
|
4 А | Русской речи государь под названием словарь | Коллективная работа | Широкова Е.Д. |
|
4 Б | Игра “ Правила ПДД ” | Индивидуальный | Романенко А. |
|
Водная экология и гидробиология ручья “Белый” | Парный | Титова Е.С. |
||
Красная книга Крестецкого района, раздел животные | Коллективная работа | Семенова И.В. |
||
Выращивание кристаллов | Парный | Семенова И.В. |
||
Земляки Н.А. Беляев | Парный | Вигунова Т.В. |
||
Земляки Н.И. Барулин | Парный | Вигунова Т.В. |
||
Тематический рубрикатор стихов Бориса Ефимова | Парный | Гапонова Т.А. |
||
Языковой современный облик улицы Московской. | Коллективная работа | Гапонова Т.А. |
||
Происхождение и значение русских фамилий | Коллективная работа | Андреева М.О. |
||
Разрушенные храмы живы в нашей памяти | Парный | Титова Е.С. |
||
Природные памятники Новгородской области | Индивидуальный | Титова Е.С. |
||
Определение содержания витамина С (аскорбиновая кислота) в натуральном и консервированных соках | Индивидуальный | Семенова И.В. |
||
Красная книга Крестецкого района, раздел растения | Индивидуальный | Семенова И.В. |
||
Воины- интернационалисты | Индивидуальный | Вигунова Т.В. |
||
Крестецкая строчка- гордость русская | Индивидуальный | Вигунова Т.В |
||
Алгоритмы в нашей жизни | Индивидуальный | Михайлова Е.С. |
||
История моей деревни | Индивидуальный | Николаева С.Б. |
||
Дорога-призрак | Индивидуальный | Николаева С.Б. |
||
Путеводитель по достопримечательностям известных городов Англии | Индивидуальный | Захарова И.В. |
||
10 лучших мест США | Индивидуальный | Захарова И.А |
||
Путеводитель по Лондону | Индивидуальный | Захарова И.А. |
Анализируя проекты:
по количеству участников проекта , приходим к выводу, что десятиклассники, имеющие опыт такой работы предпочли индивидуальные проекты, а девятиклассники -парные проекты;
по доминирующему методу преобладают исследовательские проекты, практико-ориентированные и творческие проекты;
по продолжительности были представлены проекты средней продолжительности- 3 месяца.
по предметной направленности обучающиеся выбирали краеведческие, естественно-научные и экскурсионные проекты, на защите также были представлены экскурсионные проекты: «История моей деревни» и «Дорога-призрак»(2-е место в области).
Результатами такой деятельности являются не только сформированные умения, участие в исследовательских конкурсах, но и победы:
Год | Название конкурса | Название работы | Руководитель | Место/ уровень |
||
2017-2018 | ||||||
«Отечество» | Леспромхоз | Матвеев Максим | Николаева С.Б. | 2м/область |
||
«Подрост» | Портфель | Ульянова Анастасия | Семёнова И.В. | 1м/область(на Всерос.конкурс) |
||
«Моя Россия» | Железнодорожный перегон Валдай - Крестцы | Барсова Юлия | Николаева С.Б. | Дипломант II степени/Всероссийский |
||
«Моя Россия» | История моей деревни | Афанасьева Мария | Николаева С.Б. | Дипломант II степени/Всероссийский |
||
«Жива Земля Новгородская» | История моей деревни | Афанасьева Мария | Николаева С.Б. | Участие /область |
||
«Жива Земля Новгородская» | Дорога -призрак | Барсова Юлия | Николаева С.Б. | 2м/область |
||
ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проект (с латинского «бросание вперед») – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. Проекты направлены на достижение конкретных целей, включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий. Они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом. Все они в определенной степени неповторимы и уникальны. Ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность: научно-методическая, образовательная, экспериментально-исследовательская, диагностическая, проектно-конструкторская, дизайно-оформительская, информационно-аналитическая и пр. Проектную деятельность студентов можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности.
В современной науке метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся (студентов), направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно видеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится достоянием каждого участника проекта, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого – об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
От выбора формы продукта проекта зависит, насколько его выполнение будет увлекательным. Его защита – презентабельной и убедительной, а предложенные рекомендации – действенными для решения выбранной социально значимой проблемы. Продуктами проектной деятельности могут быть: выставка, бизнес-план, коллекция, модели, театрализация, мультимедийный продукт, карта-путеводитель, сказка, театрализация, справочник и т.п.
Структура проектной деятельности (этапы проекта):
Таким образом, проект – это шесть «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация, портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и пр.).
Организация проектной деятельности укладывается в структуру деятельности : мотив → постановка проблемы → цель → задачи → выдвижение гипотез – путей решения проблемы → методы и способы → планирование деятельности по реализации проекта → сбор информации → структурирование информации→ изготовление продукта → оформление продукта → выбор формы презентации → подготовка презентации → презентация → рефлексия: самооценка и самоанализ.
Интегративная - это совместная деятельность проектантов, которая может включать различные направления: учебно-познавательное, игровое, трудовое, творческое, природоохранное, валеологическое, прикладное, ознакомительно-ориентировочное и пр.
Программно-целевая - реализация проекта обусловлена общественно и личностно значимой целью, требованиями и предусматривает поэтапную программу действий по ее достижению – структурирование содержательной части проекта с распределением обязанностей среди участников.
Деятельностная - ориентирована на актуализацию субъективной позиции участника педагогического процесса, проявление активности каждым проектантом по внесению посильного вклада в общее дело, исключение наличия «спящих партнеров».
Креативная - главная идея проектной деятельности – развитие свободной творческой личности, самореализация проектанта через проживание «ситуации успеха» (успех в работе закрепляет в сознании все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные «открытия»).
Стимулирующая - проектная деятельность способствует повышению личной уверенности у каждого участника, его самореализации – почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать проблемные ситуации.
Коммуникативная - сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности (совершенствование навыков общения, приращение его качества), происходит осознание значимости коллективной работы, роли сотрудничества и сотворчества в позитивном самосозидании и созидании окружающей среды.
Ценностно-ориентационная - в ходе деятельности проектант через самореализацию и самоактуализацию продвигается от «я – концепции» к «мы – концепции» - он чувствует не только свою неповторимость и уникальность, но и осознает свою необходимость для других людей и потребность в них. Осознает ценность взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми и возможность их сохранения, приумножения и духовного обогащения путем самосовершенствования.
Интеллектуальная - при реализации проекта происходит формирование и развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы – выявление, анализ и решение проблемных ситуаций, изучение литературных источников и использование полученной информации, проведение опытов, наблюдений, экспериментов и пр., фиксирование результатов работы и их графическая (компьютерная) интерпретация, синтез, классификация, обобщение, формулировка выводов и умозаключений и т.п.
Принципы реализации проектной технологии
Последовательности в планировании и осуществлении проекта.
Регулярности - проект носит кольцевой характер, при подведении итогов работы над проектом его участники вновь возвращаются к цели, которая была поставлена в начале и убеждаются насколько пополнились их знания, и обогатился жизненный опыт - это влияет на положительную мотивацию в обучении.
Динамичности - проект должен иметь разумные временные рамки.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей.
Гуманизации - добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных проектантами вариантов решения проблемы; все члены команды равны, каждый имеет право: на ошибку, высказать свое мнение, не участвовать ни в одном из проектов, участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях, выйти в любой момент из любого проекта, начать свой, новый проект.
Инициативности - практическая и теоретическая значимость для проектантов предполагаемых результатов, поддержка инициативы.
Самодеятельности (самостоятельности и индивидуальности) и творческого партнерства - реализация проекта осуществляется посредством включения его участников в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды. Проектанты сами себе намечают программу действий и активно выполняют их, ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.
Гедонизма - участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания.
Развития (продвижения) - развитие показателей готовности проектантов к проектной деятельности, достижение определенной «зрелости», развитие творческих навыков, оценочной деятельности и пр.
Новизны и оригинальности - проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в ходе реализации проекта создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Для каждого проектанта результат творчества может иметь как объективную (для общества) , так и субъективную (для самой личности) новизну, при этом необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач. Для обеспечения условий творческой деятельности главное значение имеет не объем знаний, а тип их усвоения, который, в свою очередь, определяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний.
Результативности - направленность деятельности проектантов на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы.
Завершенности и презентативности - проект должен быть доведен до логического успешного завершения, творчески представлен (защищен) , оставляя у каждого участника чувство гордости за полученный результат.
Классификация проектов. Ключевые компетенции проектной деятельности
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
По доминирующей деятельности проектантов:
По комплексности (по предметно-содержательной области):
По характеру контактов между участниками: индивидуальные, групповые, внутриклассные, общешкольные (общефакультетские), межшкольные (общевузовские), региональные (различного масштаба), межрегиональные (в рамках одного государства), международные.
По срокам реализации:
По интересам и тематике: познавательные, экологические, валеологические, краеведческие, туристические, фенологические, коммерческие, игровые, научно-исследовательские, профессионально-трудовые, комплексные и пр.
По сфере применения: школа, вуз, семья, досуг, производство, профессиональное самоопределение и др.
Ключевые компетенции, формирующиеся в проектной деятельности
Рефлексивные : осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний, ответ на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) : самостоятельное генерирование идей, т.е. изобретение способов действия, привлечение знаний из различных областей; самостоятельный поиск недостающей информации в информационном поле, ее запрос у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста). Выделение несколько вариантов решения проблемы, выдвижение гипотезы, установление причинно-следственных связей.
Оценочная самостоятельность : оценивание продукта проекта, анализ собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов), выделение собственных сильных и слабых сторон работы над проектом.
Работа в сотрудничестве (партнерские) : коллективное планирование, взаимодействие с любым партнером, взаимопомощь в группе в решении общих задач, деловое партнерское общение, нахождение и исправление ошибок в работе других участников группы.
Менеджерские : проектирование процесса, планирование деятельности, времени и ресурсов, принятие решений и прогнозирование их последствий.
Коммуникативные : инициирование учебного взаимодействия со сверстниками – вступление в диалог, ведение дискуссию, отстаивание своей точки зрения, нахождение компромисса; проведение интервьюирования, устного опроса и пр.
Презентационные : организация монологической речи, уверенное поведение во время выступления, артистические умения, использование различных средств наглядности, ответы на незапланированные вопросы.
Прежде, чем говорить о проектной и исследовательской деятельности и пробовать разобраться в том, что это за деятельность, давайте зададим вопрос, почему именно сейчас это направление в образовании стало наиболее «продвигаемым»? Почему его признали и на уровне правительств Москвы и страны настолько существенным, что предлагается ввести проектную деятельность как отдельный предмет и, даже, сократить на месяц летние каникулы старшеклассникам, чтобы этот месяц посвятить проектным работам ? Причин много, наиболее существенные из них:
Проектирование во многом позволит разрешить выявленные проблемы, но, при условии, что мы сами будем понимать, что представляет собой данный метод, что он требует от учителя, от ученика. Сейчас, как никогда, слово «проект» стало модным. Проекты везде: в школах, в институтах, на радио и телевидении и т.п., при этом каждый под проектом понимает что-то свое, существует серьезная терминологическая путаница.
Существует несколько основных подходов к пониманию термина «проект». Проектом можно считать всякую идею или замысел, который предполагается реализовать. Это понимание термина в широком смысле. В таком случае под проектную работу попадает очень многое: исследовательские разработки и театральные постановки, подготовка научной статьи и выпуск стенгазеты, планирование нового образовательного курса и планирование удачного замужества и др. Согласитесь, что для современной проектной деятельности в школе явно подходят не все идеи из выше перечисленных.
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы, опубликованные и разосланные по адресам школ Департаментом образования г. Москвы, также содержат советы и элементы планирования проектной деятельности, которые позволяют сделать вывод, что основным становится другой подход к пониманию термина «проект». Главное направление проектных работ выдвигается такое, чтобы учащийся мог самостоятельно освоить этапы проектной деятельности, умел представлять результаты своей работы и отстаивать их перед аудиторией, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему или задачу, мог четко указывать свой фронт работ, если проект выполнялся коллективом. Школьные театральные представления, огромное количество презентаций и докладов, как правило, имеют совершенно другую смысловую направленность и несут другую смысловую нагрузку. Это совсем не означает, что такие работы нужно сворачивать, заменяя проектными, но проектная деятельность должна занять свое место в школах, найти свой круг грамотных исполнителей, бережно, скрупулезно готовящих учеников к совершенно особым работам – подготовке и реализации проектов. Таким образом, можно прийти к выводу, что актуальность проектных работ в школах в первую очередь связана с необходимостью развить у учащихся мышление присущее технологическим, техническим, научно-исследовательским разработкам, научить их отслеживать и реализовывать путь проекта от замысла до практического осуществления и внедрения (если проект имеет практическую направленность), делать это достаточно эффективно. Именно в данной области ощущается существенное отставание от развитых стран мира, от наиболее эффективных по международному признанию образовательных программ.
Проекты уже применялись в 20-е годы прошлого века, но были признаны вредными, снизившими уровень образования и в 1931 году постановлением ЦК ВКПб были запрещены.
Неудовлетворительный результат, как считают современные исследователи, получился вследствие:
Если мы не разберемся с тем, как сегодня решить данные задачи, мы снова рискуем «наступить на те же грабли». Кто-нибудь из вас может сказать, что знаком с высококачественной методикой проектной деятельности, которая понятна, дает хорошие стабильные результаты (я считаю, что пока есть только методические рекомендации, наметки, подходы), или, что вы удовлетворены собственной подготовкой к проектным работам. Также надеюсь, что вы понимаете, что если называть работы, которые мы с успехом для учеников и для себя выполняли раньше (выпуски газет, различные театрализованные постановки, подготовки докладов и рефератов и т.п.), проектами, мы не придем к принципиально новым результатам. Все это достаточно непросто, требует специальных знаний, часто из других, незнакомых педагогам, сфер деятельности. Педагогическая общественность должна осознать, что проектная и исследовательская деятельность обучающихся - это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании
, одно из направлений модернизации современного образования и развития концепции профильной школы.Процессу проектирования и проведения исследований с учащимися необходимо скрупулезно учить педагогов, отбирать из них тех, чья работа наиболее успешна, обобщать их опыт, создавать на его основе методики и только после этого, говорить о широком распространении (но не тотальном) проектного метода в школах.
Прежде всего, остановимся на специфических требованиях к учителю:
Учитель или коллектив, работающий по проектному методу, должен быть компетентен не только в предмете, но компетентен в грамотной последовательности выполнения этапов проектирования, то есть главенствующим объектом изучения становится процесс.
Проектированием, естественно, могут и должны заниматься не только школьники, проектные работы ведутся учителями или педагогическими коллективами. Но нас в данной статье будет интересовать проект как результат деятельности ученика или группы учеников, достигнутый при большем или меньшем содействии учителя и направленный на формирование и закрепление у учащихся новых компетенций, ключевых в современном быстро развивающемся мире.
Проект – (от латинского «выступающий вперед») еще в словаре иностранных слов 1865 года издания определялся, как предположение о том, что необходимо сделать
для достижения какой-нибудь цели.
Метод проектов
- это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной (для учащихся) или объективной новизной, имеющих практическую или теоретическую значимость.
Суть метода вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить
конкретное задание.
Метод проектов
используется для формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Цель использования метода проектов
– выработка у учащихся проектного мышления.
Главным смыслом
исследования и проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Новизна в образовательном проекте субъективна, то есть учащийся приходит к результату (к цели) через новые именно для себя
знания и, в том числе и новые процедурные знания и умения. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные
, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Наиболее близки к проектам по виду деятельности доклады, рефераты и учебные исследования, их часто путают не только дети, но и учителя. Дадим определения, сначала, исходя из того, что каждый их названных видов представляет собой самостоятельный законченный результат деятельности.
Можно рассматривать, как вы уже поняли, эти виды деятельности и с другой точки зрения. Так исследовательская работа является частью проектной деятельности, наиболее этот этап важен, если проект отнесен к исследовательскому типу. Реферат также представляет собой определенный этап, как правило, предваряющий непосредственное проектирование, особенно он важен, если проект относится к информационному типу. Доклад же, в свою очередь – это форма, в которой может быть представлен результат проектирования или исследования, наряду с презентацией, экспонатами, программными продуктами и т.п.
Проект
– работа, направленная на разрешение конкретной проблемы
, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата
. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов
достижения результата.
Проектирование опирается на определенные требования научного подхода, в частности в современной литературе выделены такие:
Попробуем разобраться, что же такое проектная деятельность в школе, каковы ее ключевые признаки и отличия от других видов деятельности, какие требования к ней предъявляются, какие ошибки наиболее типичны и как их избегать.
Обязательные признаки проектной деятельности:
ПРОЕКТ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:
Здесь определяется объектная область, объект и предмет исследования; осуществляется выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности, проводится изучение научной литературы и уточнение темы и, наконец, выдвигается гипотеза.
Конкретность
означает, что все участники проекта должны однозначно понимать, над чем им предстоит работать. У вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи, по ходу изложения цели у других участников формируется свое представление. В итоге может получиться, что вы по-разному представляете себе одну и ту же цель. То есть важно достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате достижения цели. При этом цель должна быть жизнеспособна
, значит, интересна, создавать мотивацию, быть для обучающегося перспективной в науке или практике.
Измеримость
означает, что у цели должны быть определены какие-то измеримые параметры, если этого не сделано, то будет невозможно определить, достигнут ли результат. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы его измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения.
Достижимость
означает, что цель должна быть обязательно реалистичной; участники проектирования должны обладать необходимыми для ее достижения ресурсами - временем, бюджетом, орудиями, квалификацией и т. д.). Здесь поясняется, за счет чего цель будет достигнута. Раз речь идет о ресурсах – их затраты обязательно должны быть подотчетны и указаны при оформлении проекта.
Ориентация на результат.
Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Решение всех поставленных для достижения цели задач должно привести именно к запланированному результату. При формулировке цели необходимо заранее определять, для чего необходимо её выполнение. В простейшем случае литературные источники рекомендуют задать цепочку вопросов: «Почему?». В самом конце этой цепочки должен быть примерно следующий ответ: «Потому, что именно это сделает меня счастливым». Если именно это получится, то Вы на правильном пути. Но в противном случае, если же в конце этой цепочки Вы окунулись в неопределенность, то возникает еще один вопрос: адействительно ли мне это надо? При данном варианте развития событий рекомендуется срочно что-то менять в формулировке самой цели. Проверку также можно сделать с помощью следующей цели, но эта цель также должна пройти тест по вопросам.
Соотнесение с конкретным сроком
означает, что любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.
3. Разработкой плана предстоящей работы.
Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы, других источников, со сбором информации, возможно, с проведением различных исследований, анализом и обобщением полученных данных, формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способов ее решения. Здесь очень важно определить, кто какую работу будет выполнять, установить ответственность. Нужно так распределить работу, чтобы каждый член коллектива проектировщиков был использован с максимальным эффектом и, значит, получил максимальное удовлетворение от рабо
ты.
РЕЗУЛЬТАТ проектной работы ОБЯЗАТЕЛЬНО должен содержать:
Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий
- от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения.
Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. Компетентность
-
новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.
Базовыми компетентностями современного человека являются:
Чему можно научить в рамках проектной деятельности в школе уже сейчас.
В учебно-познавательной области:
В информационной области:
В области коммуникации:
В области ценностно-смысловой:
Требовать и ожидать от детей и их руководителей-учителей действительно новых научных идей и, тем более открытий, неверно, можно получить очередную профанацию и обратный результат. Работа же над проектами в самых разных областях знаний полезна, должна привить не только интерес к исследованиям и экспериментам, но и огромное уважение к труду ученых, технологов и инженеров.
Классификация творческих проектных работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук, согласно методическим рекомендациям Департамента образования города Москвы, позволяет выделить следующие типы:
Если выделить и сопоставить этапы работ, которые обучающиеся должны выполнить в процессе проектирования в зависимости от практической или теоретической значимости результата, то схемы выполнения проектов будут примерно следующие (см. рис.1).
Различный возраст учащихся
накладывает свои ограничения в проектной деятельности. Для учащихся начальной школы и 5-7 классов основной школы учителям следует планировать и выполнять не проекты, а отрабатывать определенные этапы проектирования (например, составление конспекта или подготовка доклада по теме, подготовка серии докладов по каждой точке зрения на определенную проблему и др.) или реализовывать формы подачи информации (подбор или создание иллюстративного ряда, доклад в стендовом исполнении и т.п.).
Анализ опыта выполнения проектных работ позволяет выявить ряд типичных ошибок
, которые допускают педагоги при использовании этого метода:
В процессе представления результатов работы, а, обычно, эта составляющая проектной деятельности имеет вид презентации, проблемы следующие:
Таким образом, проектная деятельность в школе должна формировать среду для выявления и становления будущих деятелей науки и инженерии, давать представление о труде ученого, инженера, технолога, помогать учащимся овладеть ключевыми компетенциями для постановки целей, планирования и продвижения работы, достижения и публичного представления результатов. В конечном счете, мы получим грамотных, заинтересованных, увлеченных подвижников современной науки, техники и технологий.
Литература
1.Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы. От 20.11.2003 № 2-34-20
http://www.c-psy.ru/index.php/teacher/master-class/8919-2011-03-14-15-21-19
2. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования http://www ключевых компетентностей [Текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 58-65..moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛОЦИЯ.Метод проектов в школе.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу
Проектная деятельность в школе
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности.
Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников - о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей.
Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, нужно разобраться, что же такое проект и чем он отличается от других видов работ.
Доклад - устноеили письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект - не одно и то же.
Реферат - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников , в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который тем не менее является лишь частью всего проекта.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование - это лишь этап проектной работы.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проект как метод обучения
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
Информатика хотя, стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Ваsiс, Раsсаl), сейчас же их изучают мало, и в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется на прикладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки НТМI).
Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играют такие методы обучения, как метод проектов.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование. "Если бы удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску", - так многие авторы определяют понятие "метод обучения".
Проектный метод в преподавании
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирал для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
В основе учебного процесса оказывается
сотрудничество и продуктивное общение учащихся,
направленное на совместное разрешение проблем,
формирование способности выделять важное,
ставить цели, планировать деятельность,
распределять функции и ответственность,
критически мыслить, достигать значимые
результаты. В российской педагогике этот подход
связан с использованием таких методов обучения,
как проблемный и проектный. Учебная деятельность
в этом случае ориентирована на успешную
деятельность в условиях реального общества.
Результатом обучения оказывается уже не
усвоение знаний, умений и навыков, а формирование
ключевых компетентностей, обеспечивающих успех
практической деятельности.
Важной чертой проектного подхода
является гуманизм, внимание и уважение к
личности ученика, позитивный заряд, Направленный
не только на обучение, но и на развитие личности
обучаемых.
Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означал в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект - замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.
В педагогической литературе можно встретить
различные определения учебного проекта. В любом
случае учебный проект основывается на следующих
моментах:
развитии познавательных, творческих навыков
учащихся, умений самостоятельно искать
информацию, развитии критического мышления;
самостоятельной деятельности учащихся:
индивидуальной, парной, групповой, которую
учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени;
решении какой-то значимой для учащихся
проблемы, моделирующей деятельность
специалистов какой-либо предметной области;
представлении итогов выполненных проектов в
"осязаемом" виде (в виде отчета, доклада,
стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме
конкретных результатов, готовых к внедрению;
сотрудничестве учащихся между собой и
учителем ("педагогика сотрудничества").
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы , которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель . В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт , который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.
Осуществление плана работы над проектом, как правило связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.
По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение - активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
Термины и значение слов применяемые для проектной деятельности, предложенной М.Ю. Бухарской.
Термин | Словарное значение | Педагогическое значение |
Метод | Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо | Совокупность приемом, операции овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания |
Проект | План, замысел, предварительный текст документа | - |
Метод проектов | - | Способ в основе которого лежит развитие
познавательных навыков учащихся, критического и
творческого мышления, умения самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, увидеть и
сформулировать проблему
. Способ достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы
,
которая должна завершиться вполне реальным
осязаемым практическим результатом, оформленным
определенным образом. Способ, предлагающий решение какой-то проблемы , предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей. |
Проблема | Задача, требующая разрешения, исследования. Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при помощи имеющегося у него знания и опыта. Проблема берет свое начало в проблемной ситуации. | Задача, содержащая противоречие , не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации. |
Проблемная ситуация | Обстоятельства и условия деятельности, содержащие, противоречия и не имеющие однозначного решения, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. | Обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения |
Учебный проект | Современная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель , согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой - либо проблемы , значимой для участников проекта. |
Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся.
Организуя проектную деятельность учащихся, есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта, для выполнения которой у него нет никаких знаний умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения. Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Второй этап работы - целеполагание . На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом - это планирование , в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однаковнутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.
Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта , который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи , которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы , которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определённые изменения взадачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате. Проектном продукте. Завершается проект обычно презентаций найденного автором способа решения исходной проблемы, созданногоимпроектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта. Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результаты работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себе, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями.
Итак, две основные проблемы презентации -это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текс презентации будет написан в виде тезисов.
В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому нужно быть готовым. Ответ лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность).
Презентацию желательно отрепетировать.
Сущность проектной деятельности учащихся.
Программой новой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися II - XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.
Проектный метод обучения "Технологии" предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании новой образовательной области "Технология", которое является естественным развитием политехнизма в современных условиях.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.
Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Организация и методика выполнения творческих проектов
Под методом проектов в образовательной области "Технолога" мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку идей изготовления изделий или услуги по удовлетворению этих потребностей, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного
Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Результатами проектов могут быть изделия, услуги, системы. Технолога, разработки по благоустройству окружающей среды и другие навыки работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получает по мере необходимости для выполнения того или иного проекта Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:
постепенное увеличение объема знаний и навыков;
выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (общество, бизнес, индустрия);
постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного подхода, учет большого количества воздействующих факторов);
постепенно учащиеся осознают собственные способности и возможности для удовлетворения потребностей личности и общества;
возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни.
Помощь учащемуся, неустанное деятельное руководство в выборе проектов, посильных школьнику, реально выполняемых с учетом реально существующих Материальных и других ресурсов и вместе с темнаиболее многообещающих с точки зрения расширения опыта, кругозора, званий и умений учащихся, всей тяжестью ложится на плечи учителя технолога,
За этими первыми функциями помощи детям в свободном выборе проекта следует целый ряд других: помощь в планировании проекта, практическом его осуществлении, в анализе конечных результатов.
Учитель должен помочь школьникам:
получить различные материалы, справочники, информацию, инструменты и т.п.;
обсудить способы преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;
одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;
научить кратко записывать результаты своей деятельности;
дать краткий анализ выполненного проекта.
При разработке плана проекта учащиеся обращается к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми, изучают инструменты, материалы необходимые для выпадения проекта Первоначальный план реализации проекта постоянно пересахаривается, возможные упущения исправляются,
Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, столь за разнообразной, как и сами проекты, Самое главное - чтобы план отвечал проекту и, а не наоборот,
Особое значение имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделий, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные целюсь. Применение методапроектов как ведущего в технологическом образования школьников способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функции нового подхода к технологическому образованию школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, в выработке навыков разумного риска и др, Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и
У учащихся развивается навыки выбора одного решения из множеспы1 альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора
1. Введение.
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры, Структура проекта. Типология проектов.
Учащиеся должны знать:
1. Практико-ориентированный проект.
Нацелен на социальные и интересы самих участников проекта.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, и. т. д.
Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению России.
2. Исследовательский проект.
Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского проекта Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта; объект исследования, проблема Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов,
3. Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории.
4. Ролевой проект.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна Участвуя в нем, проекты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.
5. Творческий проект.
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Понятие творческого проекта. Особенности творческого проекта. Основные этапы выполнения творческих проектов.
Проработка структуры деятельности участников творческого проекта.
Оформление результатов в виде видеофильмов, статьи, альбома Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь;
6. Оформление и оценка проекта.
Оформление результатов проектной деятельности. Оформление списка литературы и приложений.
Критерии оценки выполнения проектов. Защита проекта, Критерии оценивания защиты выполненного проекта
Учащиеся должны знать;
Учащиеся должны уметь:
Выбор и обоснование проектов.
Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.
1) Основные проблемы, возникающие при выборе, анализе, реализации проекта:
1. Как определить сферу деятельности.
2. Как выбрать тему проекта.
3. Как выбрать модель, конструкцию изделия.
4. Как разработать технологию изготовления изделия.
5. Как провести экономический расчет изделия.
6. Как оформить отчет по проекту.
2) Основные критерии выбора проектов:
1. Оригинальность.
2. Доступность.
3. Надежность.
4. Техническое совершенство.
5. Эстетические достоинства.
6. Безопасность.
7.Соответствие общественным потребностям.
8. Удобства эксплуатации (эргономичность).
9. Технологичность.
10. Магериалоемкость.
11. Стоимость и т. д.
Для большей наглядности можно воспользоваться "звездочкой обоснования" (обдумывания), где в центре - объект исследования, а на периферии - факторы, определяющие его потребительские свойства, нуждающиеся в совершенствования.
"Звездочка обдумывания"
Далее определяется посильность изготовления, исхода из приобретенных на уроках технологии знаний, умений и навыков, возможностей материально-технического обеспечения, экономической и экологической целесообразности и т. д.
Основные требования к проектированию изделия
Технологичность - возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющемся оборудование, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.
Творческая направленность и занимательность. Предполагается творческая деятельность и учет интересов детей.
Системность. Содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течение учебного года материал, быть политехнический направленным,
Посильность. Предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.
Экономичность. Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации изделия.
Экологичность . Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные вменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.
Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной. В проекте должна исключатся возможность травматизма и профессиональных заболеваний.
Эргономичность. Связана с научной организацией труда. Предусматривает организацию рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.
Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а танке быть функциональным и практичным.
Значимость . Изготовленное изделие должно иметь определенную ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.
Область знаний, используемые при выполнении проектов по технологии
Антропометирия - измерение человеческого тела и его частей при снятии мерок, выявление соответствия изделия размерам и форме человека.
Безопасность жизнедеятельности - система мер по охране труда, производственной санитарии, гигиене и т.д.
Биология - строение тела человека, особенности его телодвижений.
География - климатические условия различных регионов, пределы температур в данном климатическом регионе.
История костюма - сведения об истории развития, видоизменения определенных видов одежды.
Математика - расчет формул для построения выкройки, расчет расходов материалов, денежных средств, математические зависимости.
Материаловедение - изучение средств материалов для правильного выбора соответствующих для данной модели изделия.
Механика, элементы машиноведения - простейшая наладка (ремонт) оборудования, на котором производятся работы.
Моделирование (техническое моделирование) - изменение чертежа выкройки с целью получения желаемой модели изделия.
Профориентация - информация о профессиях, приобретение профессиональных знаний и умений.
Психология - особенности восприятия человека, например, законы зрительной иллюзии в цвете, в художественном моделировании.
Рисование - разработка эскизов альтернативных моделей (элементы художественного моделирования), законы композиции, рисунка.
Технология - раскрой, работа с тканью, технологические процессы при изготовлении изделия.
Химия, физика - физико-химические свойства материалов, красителей, различные добавки в состав ткани, информация о производстве тканей.
Цветоведение - выбор цвета как важного информационного качества костюма: влияние различных цветов на особенности данной фигуры и в целом внешности (умения подчеркивать достоинства и скрывать недостатки), гармоническое сочетание цветов, закономерности цветовых сочетаний, символика цвета и назначение костюма.
Черчение - построение чертежа выкройки.
Экология - экологичность материалов, влияние, вредных красителей и прочих компонентов, входящих в состав тканей.
Экономика, основы предпринимательства - расчет себестоимости изделия, экономика семьи, мини - маркетинговые исследования, соответствие качества изделий, соответствие качества изделий и цен на них, то есть спрос и предложение), планирование возможных путей реализации своей продукции.
Эстетика - воплощение в костюме желаемой эстетической идеи (вкус, эстетическое чутье, интуиция, чувство цвета и формы, чувство меры, понимание ритма и композиции в костюме).
Общий вид и структура пояснительной записки.
Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видео фильм, компьютерная разработка и т.п., а теоретической является пояснительная записка. Ниже приводится рекомендации по ее составлению. Разумеется, при их использовании необходимо учитывать возрастные возможности учащихся, и пояснительная записка к проекту пятиклассника по содержанию будет существенно отличатся от выполненной старшеклассником.
Структура пояснительной записки зависит от вида работы, и в общем случае должна содержать:
Структурные элементы пояснительной записки.
Титульный лист
Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к работе
В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.
Главы основной части
Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.
В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.
В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Заключение
В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.
Список используемой литературы
После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.
Приложения
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Литература