Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Явление доминанты исследовал. Феномен доминанты

Явление доминанты исследовал. Феномен доминанты

Великий русский физиолог А. А. Ухтомский, изучая координационные отношения между различными центральными образованиями головного мозга, пришел к заключению, что влияние того или иного нервного центра на поведение животного зависит от уровня афферентного потока, поступающего именно к этому центру.

Группа нейронов приобретает вид стойкого очага возбуждения. Доминирующий центр обладает способностью суммировать афферентные потоки различной модальности. Конвергентная способность нейронов такого центра приводит к дальнейшему росту уровня возбуждения и лабильности центра. Доминирующий центр оказывает специфическое влияние на корковые структуры, ориентируя их активность на запуск тех стереотипов поведения, которые гарантируют удовлетворение доминирующей мотивации. Корково-подкорковая интеграция обеспечивает приоритетное удовлетворение наиболее значимой для животного потребности.

При экспериментальной электрической стимуляции центра голода гипоталамуса нейроны сенсомоторной коры приходят в возбуждение в ответ на стимулы разной модальности (свет, звук, запах, тактильные раздражения). Однако все они стимулируют только пищевое поведение животного.

Аналогично подавляет все прочие мотивации поведения половая доминанта в период размножения лягушек. Любые стимулы, включая шум проезжающего по дороге автомобиля, привлекают самцов. В результате масса лягушек гибнет под колесами автомобилей.

После удовлетворения одной потребности роль доминирующего центра занимает другой центр, обслуживающий удовлетворение очередной жизненно важной потребности. Новая доминанта приобретает роль ведущей мотивации и подчиняет себе все прочие. Не вполне понятно, каким образом конкретная мотивация избирается на роль доминанты. В разных условиях обстановочная афферентация приводит к формированию разных доминант. Так, в опытах X. Дельгадо в лаборатории электрическая стимуляция латерального гипоталамуса вызывала пищевую мотивацию даже у сытых обезьян. Однако когда животное находилось в окружении своих сородичей, результаты эксперимента были иными. Стимуляция гипоталамуса провоцировала сексуальное или оборонительное поведение. Та же стимуляция в присутствии вожака и субдоминантных особей вызывала различные поведенческие реакции с разным знаком - от реакции страха и преклонения перед вожаком до внезапных агрессивных действий по отношению к особям, занимающим низкие позиции в системе иерархии обезьян.

Таким образом, доминирующая мотивация поведения животных может развиться как в результате внутренней потребности организма, так и под влиянием факторов внешней среды. Правда, остается невыясненным механизм выбора приоритетности конкретной мотивации в данное время. Зачастую в этом процессе выбора приоритета ведущую роль играют эмоции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Доминанта — от латинского(dominantis) господствующий – самая главная идея, основной признак или важнейшая часть чего – либо.

Центр этот имеет возможность накапливать в себе возбуждение, идущее от разных источников. При этом он способен вызвать в организме процесс торможения. Это акцентирование на важной реакции данного момента и в тоже время торможение остальных реакций тела.

Представим человек в порыве творчества может забыть о еде и о сне. В некоторых случаях это приводит к истощению организма. Но если произойдет событие, которое вызовет более сильные эмоции, мысли о другом отступят на второй план. У явления доминанта есть способность заглушать другие свои потребности.

Пример: человек хочет есть, тем ярче у него будет реакция на это событие.

Это явление имеют как люди, так и животные. Животные в большей степени относят это чувство к еде, защите потомства. У людей все гораздо сложнее. Это не только физиологические потребности, они совпадают с потребностями животных такие как голод и жажда, но также и эстетические (потребность в уважении и самореализации, стремлении к красоте). Однако, когда человек подчиняет всю свою волю достижению той или иной потребности. Очень часто возникает зацикливание.

Примеры проявления доминанты в жизни

  1. Человек если тратит все силы на то, чтобы стать богатым, то он в процессе становится трудоголиком. Он не общается с людьми, забывает друзей и не встречается с семьей.
  2. Девушка, желающая обрести внешность модели, изнуряет себя жесткими диетами, в результате чего каждый кусок пищи, который она потребляет воспринимается ею как зло. Она прекращает есть и в процессе чего превращается в дистрофика. Оказать ей помощь в этом случае может только психотерапевт. Главное не опоздать с помощью, а то пациентка может умереть от истощения.
  3. Если человек считает, что счастье всей жизни это богатство, а у него такого нет,то он будет каждого человека оценивать с точки зрения материального достатка. Важно знать: явление доминанта способна привести к заболеваниям и зависимостям такие как алкоголизм, наркомание, курение.

С явлением доминанта человек видит мир не объективно.


Видео: Женщина выбирает мужчину на основе его доминирования

К этой форме научения относятся случаи чрезвычайно быстрого образования условнорефлекторной реакции (1-2 сочетания стимула и подкрепления), на базе гипертрофированной, господствующей потребности (доминанты).

Явление доминанты было открыто А. А. Ухтомским и определено им как "достаточно стойкое возбуждение, протекающее в центрах (мозга) в данный момент, имеющее значение господствующего фактора в работе прочих центров: накапливающее возбуждение из отдаленных источников, но тормозящее способность других цетров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение" .

Развитие доминанты основывается на тех же закономерностях что и мотивации и, вероятно. отличается только величиной лежащей в ее основе потребности. При доминанте величина потребности становится критической, неудовлетворение ее в данный момент может привести к опасным последствиям для организма, а то и смерти.

Внешне доминанта характеризуется полным подчинением всех прочих реакций организма, которые ведут или могут привести к снятию (удовлетворению доминантной потребности) или снижению состояния доминанты. Наиболее ярким примером доминанты является половая, знакомая многим владельцам половозрелых кобелей.

Хотя считается, что кроме основных, пищевой, половой, оборонительной - доминант,

любая потребность может привести к формированию доминанты.

Состояние доминанты можно вызвать путем длительного лишения (депривации)животного чего-либо, например, пищи или воды. Или воздействием чрезвычайно сильного (сверхпорогового) раздражителя, например, болевого, или раздражителя вызывающего сильные эмоциональные реакции (страх). В лабораторных условиях удается вызвать состояние доминанты путем многократного воздействия слабых стимулов или непосредственным воздействием на соответствующие центры коры головного мозга.

В результате таких воздействий в центральной нервной системе формируется сложная система нервных клеток - господствующий очаг возбуждения, обладающий несколькими свойствами:

Стойкостью возбуждения, что обеспечивает длительную активность животного,направленную на удовлетворение доминантной потребности и преодоление при этом всех возможных препятствий;

Повышенной возбудимостью, что гарантирует выраженную активность животного, дающую возможность быстро снять доминантное состояние;

Доминантный очаг суммирует возбуждение адресованное другим центрам и тормозит деятельность этих центров. Такое свойство обеспечивает максимально возможный анализ информации поступающей извне и которая может иметь отношение к удовлетворению доминантной потребности. Подавление других форм деятельности при этом также способствует более быстрому снятию доминантного состояния и является целесообразным.

Последовательность событий в нервной системе, начиная от возникновения потребности и до осуществления действия, направленного на ее удовлетворения, можно разделить на три стадии:

1. Формирование достаточно устойчивой доминанты.

2. Отыскание и выделение животным биологически наиболее важных раздражителей, адекватных (важных) для удовлетворения данной доминанты.

3. Установление связи между доминантной, как внутренним состоянием, выделенным комплексом раздражителей, и действием животного по ее удовлетворению.

В принципе, в этих трех стадиях представлена схема использования научения на основе доминанты в дрессировочном процессе: создание доминантного состояния, предъявление сигнала и предоставление животному возможности удовлетворения доминанты путем решения какой-либо задачи (выполнения команды).

Исчезновение доминанты может быть связано не только с удовлетворением доминантной потребности, но и 1) возникновением у доминанты антагонистического

центра. 2) возникновением доминанты в высших центрах (произвольное торможение "в лоб"), например, использование условного отрицательно подкрепления "ФУ!", при переходе нейронов доминантной сети в состояние парабиотического угнетения

Значение доминанты в научении заключается в высокой биологической значимости снятия доминантного состояния: поэтому и способ снятия доминанты (соответствующий поведенческий акт) тоже приобретает высокую важность для организма и фиксируется центральной нервной системой быстро и надолго. Кроме того, во многих случаях естественной жизни животных, у них нет возможности набирать статистический материал зависимости раздражителей, как это бывает в случае обучения в форме классических условных рефлексов. Если бы животное в естественных условиях существования вырабатывало бы каждый раз приспособительное поведение после 40-60 сочетаний воздействий и последствий, то оно, скорее всего, так и не оставило бы потомства

Проведенными исследованиями было доказано, что скорость выработки условного рефлекса определяет характер возбуждения в мотивационном центре, а не количестве сочетаний. Для доминантного возбуждения достаточно наличие одного-двух сочетаний афферентного раздражения с прекращением доминанты, чтобы образовалась прочная временная нервная связь. Кроме того, для образования условного рефлекса на базе доминанты, характерно отсутствие стадии генерализации. Но следует различать доминирующую (доминантную) мотивацию - как мотивацию наиболее актуальную, наиболее выраженную в данное время по сравнению с другими возможными мотивациями доминанту, как состояние, характеризующееся специфическими признаками.

Используя форму научения на основе доминанты, следует помнить, что само состояние доминанты является сильным стрессом для животного. Острая или конфликтная ситуация изменяет свойства нейронов мозга, создавая тем самым застойный очаг возбуждения - застойную доминанту - и формируя патологические доминантные изменения функций мозга, что может привести к срыву высшей нервной деятельности или запредельному торможению. Особенно осторожно следует обращаться с молодыми животными, у которых состояние доминанты формируется очень быстро.

Словарь терминов : гипертрофированная потребность, доминанта.

Контрольные вопросы : Охарактеризуйте внешнее проявление доминанты. Назовите основные свойства доминанты. Назовите способы снижения доминанты. Приведите пример использования доминанты в дрессировочном процессе.

Принцип доминанты был сформулирован А. А. Ухтомским как основной принцип работы нервных центров. Согласно ему, для деятельности нервной системы как единого целого в естественных условиях существования организма характерно наличие доминантных, т. е. господствующих, очагов возбуждения, изменяющих и как бы подчиняющих себе работу всех других нервных центров.

К такому выводу А. А. Ухтомский пришел на основании экспериментов и в результате наблюдения над изменениями поведения животных и человека в различных жизненных ситуациях.

Приведем два примера экспериментально установленных доминант . Если в момент, предшествующий акту дефекации, раздражать у животного моторные точки коры больших полушарий, возбуждение которых обычно вызывает сгибание передней конечности, то в этих условиях движение конечности не возникает, а вместо него происходит ускорение и усиление дефекации. Раздражение этих же точек коры у кошки во время глотательного рефлекса усиливает рефлекс, но не вызывает сгибания лапы.

Эти факты свидетельствуют, что рефлекторное возбуждение центров дефекации и глотания коренным образом изменяет внутрицентральные отношения. Мотонейроны спинного мозга, к которым адресуются импульсы из коры больших полушарий, оказываются при этом заторможенными, в то же время возбудимость клеток центров глотания и дефекации повышается настолько, что они начинают отзываться на посторонние для них возбуждения.

Аналогичные отношения могут быть получены путем прямого воздействия на нервный центр химических агентов, повышающих его возбудимость. Так, приложение маленькой бумажки, смоченной раствором стрихнина, к спинномозговым центрам потирательного рефлекса у лягушки создает повышение возбудимости этих центров (в результате блокады тормозных синапсов), вследствие чего в течение некоторого времени разнообразные раздражения верхних частей тела, никогда обычно не вызывающие потирательного рефлекса, становятся его раздражителями, не давая той реаккции, которую опи вызывают в нормальных условиях.

Доминантный очаг возбуждения можно создать искусственно и в коре больших полушарий приложением к тому или иному двигательному центру стрихнина (И. С. Беритов и др.) или анода постоянного тока (В. С. Русинов).

В естественных условиях существования животных и человека доминанта охватывает большие системы рефлексов - так возникает пищевая, половая, оборонительная и прочие доминанты.

Напоминающие доминанту явления встречаются и в клинической практике. Так, после травмы нервных стволов возникают иногда жгучие боли в раненой конечности (каузальгия), усиливающиеся при различных посторонних раздражениях, например при прикосновении к любой части тела, при сильном звуке и т. п.

Доминантный очаг возбуждения характеризуется согласно данным А. А. Ухтомского следующими основными свойствами:

  1. повышенной возбудимостью;
  2. стойкостью возбуждения;
  3. способностью к суммированию возбуждений;
  4. инерцией, т. е. способностью к длительному удержанию возбуждения после окончания стимула.

Возникновение доминантного возбуждения в каком-либо центре всегда сопровождается более или менее выраженным сопряженным торможением других нервных центров.

Конкретный механизм формирования доминанты пока еще не полностью выяснен. Является очевидным, что доминанта не могла бы возникать, если бы любое возбуждение в центральной нервной системе не имело тенденцию к очень широкой, фактически граничной иррадиации. Однако иррадиирующее возбуждение в нормальных условиях, т. е. при исправной работе тормозных механизмов, по-видимому, слишком слабо (т.е. охватывает лишь небольшое число возбуждающих синапсов) для того, чтобы самостоятельно приводить в состояние активности различные рефлекторные центры. И лишь в случае повышения возбудимости какого-либо центра иррадиирующее возбуждение становится для него пороговым и приобретает способность вызывать или усиливать осуществляемые им рефлексы.

В настоящее время высказываются предположения, что важную роль в подобной широкой иррадиации возбуждения в центральной нервной системе играет ретикулярная формация головного мозга.

Открытие явлений доминанты показало условность существовавших классической физиологии представлений о рефлекторных дугах как об изолированных друг от друга путях проведения нервных импульсов и о стабильности координационных отношений между нервными центрами. В настоящее время можно считать доказанным, что благодаря бесчисленным контактам между нейронами и существованию системы промежуточных контактных нейронов вся нервная система в любой момент ее деятельности работает как единое целое. Координационные отношения между центрами могут изменяться под влиянием поступающих в нервные центры афферентных импульсов.

Определение

Доминанта - это устойчивый очаг нервного возбуждения, подчиняющий себе другие очаги.

По определению самого автора учения о доминанте А.А. Ухтомского, доминанта – это «временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий скрытую готовность организма к определённой деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов» .

Субдоминанта - это подчинённый очаг возбуждения, который усиливает доминанту. Обычно это более слабый очаг, который своим возбуждением подпитывает основную доминанту.

Свойства доминанты
1) Повышенная возбудимость, т.е. чувствительность к возбуждению.
2) Устойчивость во времени.
3) Торможение других очагов возбуждения.
4) Использование "чужого" возбуждения из других очагов для усиления собственного
.

Доминирующий очаг возбуждения тормозит деятельность других очагов возбуждения и как бы перехватывает у них возбуждение. Это выражается в том, что при возбуждении не-доминантного участка мозга усилится возбуждение в доминантном очаге, и ответная реакция будет та, которую контролирует именно доминантный очаг, а не тот, который возбуждался первоначально. Так, например, у одного знаменитого древнеримского сенатора была доминанта на вражеское государство - Карфаген. И с чего бы он ни начинал свою речь в сенате, заканчивал он её всегда одинаково: "Карфаген должен быть разрушен!"

Принцип доминанты был сформулирован выдающимся отечественным физиологом А.А. Ухтомским, учеником Н.Е. Введенского, в 1924 году.

Для деятельности нервной системы характерно наличие в каждый данный момент преобладающих, господствующих очагов возбуждения. Временно господствующий, главенствующий в текущий момент очаг устойчивого длительного возбуждения называют доминантой. Принцип доминанты - один из основных в координационной деятельности нервная система. Благодаря ему при непрерывном воздействии на организм самых разнообразных внешних раздражителей достигается определённая приспособительная, осуществляется избирательная деятельность ЦНС.
Доминантный очаг возбуждения имеет свойство привлекать к себе поступающие в другие центры волны возбуждения и за их счёт усиливаться. В это время другие, не входящие в его состав нервные центры и соответствующие рефлексы затормаживаются, поэтому при наличии в ЦНС доминантного очага координационные отношения меняются. Доминантный очаг изменяет и подчиняет себе работу других центров.
В процессе нервной деятельности одна доминанта сменяет другую. Возникновение в ЦНС более сильной доминанты затормаживает ранее вызванную доминанту по типу отрицательной индукции. Чем моложе ребёнок, тем менее устойчива доминанта и тем легче она тормозится.
По мнению А.А. Ухтомского, принцип доминанты является физиологической основой акта внимания и предметного мышления. Интересный и эмоциональный рассказ учителя, хорошо выполненная таблица, опыт, поставленный учениками, кадры кинофильма способствуют созданию доминантных отношений во время процесса обучения, что имеет немаловажное значение в усвоении знаний.

Законы формирования доминанты и её динамика (развитие во времени)

1. Генерализация доминанты - это распространение повышенной возбудимости на большие территории головного мозга. Доминантный очаг в этот период очень большой. Какое бы раздражение не давалось, ответ будет только один - доминантный рефлекс.

2. Концентрация доминанты (локализация) - это "стягивание" большой зоны возбудимости в один локальный и концентрированный доминантный очаг .

3. Дифференциация доминанты - выбор предпочитаемого, приоритетного варианта раздражения для осуществления доминантного рефлекса. Формируется механизм различения сходных раздражителей, и лишь один из них начинает играть роль пускового раздражителя, запускающего деятельность доминанты.

4. Консолидация доминанты - укрепление очага возбуждения, приобретение им повышенной устойчивости, подчинение ему других очагов возбуждения.

5. Констелляция доминанты - это создание целого "созвездия" из отдельных доминантных очагов на разных уровнях мозга, связанных друг с другом и работающих совместно. Происходит вовлечение в структуру доминанты дополнительных очагов, разположенных уже в разных отделах и областях мозга, а не в соседних участков, как в случае генерализации. Это понятие доминанты в виде констелляции возбуждённых очагов, взаимодействующих друг с другом, соответствует расширенному понятию как управляющей системы для регуляции определённой функции (например, "дыхательный центр", "пищевой центр" и т.п.). Но при этом считается, что констелляция имеет всё же временный, функциональный характер, что сближает её с понятием " ", которое значительно позже было введено в физиологию П.К. Анохиным.

6. Изоляция доминанты - это частичное отделение и обособление доминантного очага от других возбуждённых участков мозга, приобретение им автономности и пониженной реактивности. На этом этапе происходит ограничение количества входов в данный доминантный очаг. Образно говоря, можно сказать, что доминанта начинает жить своей собственной жизнью, отдельно от остального мозга. Это позволяет мозгу начать формировать другие доминанты параллельно с возникшей ранее.

7. Разрушение доминанты (затухание доминанты) - прекращение деятельности данного доминантного очага возбуждения, которое может закончиться прекращением его существования .

© 2012-2019 Сазонов В.Ф. © 2012-2016 kineziolog.bodhy.ru..

Как победить ненужную или вредную доминанту?

Процитируем в качестве ответа слова создателя учения о доминанте А.А. Ухтомского: «Если вам не нравится ваше поведение, то довольно бесплодная задача бороться с ним, атакуя его доминанты "в лоб". В результате будет, вернее всего, только усиление укрепившейся доминанты. Это потому, что за ней есть укрепившиеся физиологические основания, своя история и инерция. Целесообразней искать условий для возникновения новой доминанты – не пойдёт ли она рядом с первой. Если пойдёт, то первая сама собой будет тормозиться, и, может быть, сойдёт на нет».