Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Сальваторе мадди теории личности сравнительный анализ. С

Сальваторе мадди теории личности сравнительный анализ. С

Сальваторе Мадди (Salvatore R. Maddi) - профессор Школы социальной экологии Калифорнийского университета (School of Social Ecology at the University of California).

Ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея и впитал их целостный подход к личности, заимствовав у них кажущееся несколько старомодным сегодня понятие «персонология». Параллельно он проникся экзистенциалистским способом мышления (которому Олпорт предрекал большое будущее) и уже в 1970-е годы получил известность как автор оригинальных концепций потребностей, стремления к смыслу, экзистенциального невроза и экзистенциальной психотерапии.

Последние 15 лет основным направлением его работы выступают исследование, диагностика и фасилитация жизнестойкости - стержневой личностной характеристики, лежащей в основе «мужества быть» по П.Тиллиху и во многом ответственной за успешность личности в совладании с неблагоприятными обстоятельствами жизни.

Сальваторе Мадди

Теории личности

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Перевели И.Авидон, А.Батустин и П.Румянцева

S.R.Maddi. Personality theories: a comparative analysis Homewood, Ill: Dorsey Press, 1968

Вступительная статья (В.М.Аллахвердов)

Личность: от мифологии к науке (Д.А.Леонтьев)

Предисловие

1. Личность и персонология

Чем занимаются персонологи

Что такое личность

Три типа знания персонолога

Ядро и периферия личности

Подбор теорий личности для включения в данную книгу

2. Ядро личности: модель конфликта

Модель конфликта: психосоциальный подход

Позиция Фрейда

Позиция Мюррея

Позиция Салливана

Позиция Ранка

Позиция Ангьяла и Бейкана

3. Ядро личности: модель самореализации

Модель самореализации: актуализация

Позиция Роджерса

Позиция Маслоу

Модель самореализации: совершенствование

Позиция Адлера

Позиция Уайта

Позиция Олпорта

Позиция Фромма

4. Ядро личности: модель согласованности

Позиция Келли

Позиция Мак-Клелланда

Позиция Фиске и Мадди

5. Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности: черты трех моделей

Важнейшие черты трех моделей

Модель конфликта

Модель самореализации

Модель согласованности

Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей

Первый вопрос: надежно ли понятие защиты?

Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер?

Третий вопрос: высшая форма жизни - это трансцендирование или адаптация?

Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается?

Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения?

Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?

Вместо заключения

6. Периферия личности: модель конфликта

Модель конфликта: психоаналитический подход

Позиция Фрейда

Позиция Мюррея

Позиция Эриксона

Позиция Салливана

Модель конфликта: интрапсихический подход

Позиция Ранка

Позиция Ангьяла

Позиция Бейкана

7. Периферия личности: модель самореализации

Модель самореализации: вариант актуализации

Позиция Роджерса

Позиция Маслоу

Модель самореализации: вариант совершенствования

Позиция Адлера

Позиция Уайта

Позиция Олпорта

Позиция Фромма

8. Периферия личности: модель согласованности

Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса

Позиция Келли

Позиция Мак-Клелланда

Модель согласованности: вариант активации

Позиция Мадди

9. Теоретический анализ подходов к периферии личности

Различные виды конкретных периферических характеристик

Мотивы и черты

В защиту понятия мотивации

Проблема бессознательного

Периферическая концепция типа

Проблема индивидуальности

Модель конфликта

Модель самореализации

Модель согласованности

10. Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности

Идеальная стратегия

Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик

Шаг второй: взаимосвязь между показателями

Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности

Практическое замечание

Исследования с помощью факторного анализа

Кеттел, Гилфорд и Айзенк

Число факторов

Типы факторов

Другие исследования периферии личности

Позиция Фрейда

Позиция Мюррея

Позиция Эриксона

Позиция Салливана

Позиция Ранка

Позиция Ангьяла и Бейкана

Позиция Роджерса

Позиция Маслоу

Позиция Адлера

Позиция Уайта

Позиция Олпорта

Позиция Фромма

Позиция Келли

Позиция Мак-Клелланда

Позиция Мадди

Заключительные замечания

11. Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности

Формальные характеристики

Составляющие теории личности

Общий критерий формальной адекватности

Заключительные замечания

Приложение

Теория Фрейда

Теория Мюррея

Теория Эриксона

Теория Салливана

Теория Ранка

Теория Ангьяла

Теория Бейкана

Теория Роджерса

Теория Маслоу

Теория Адлера

Теория Уайта

Теория Олпорта

Теория Фромма

Теория Келли

Теория Мак-Клелланда

Теория Фиске и Мадди

Читая Мадди... (А.Ю.Агафонов)

Список литературы

Список дополнительной литературы на русском языке

Вступительная статья

Психология – странная наука. Стоит задуматься над ее проблемами, как сразу все становится неясным. Ну, в самом деле, разве человек знает, почему он о чем-то думает? Бальзак точно написал в "Драме на берегу моря": "Мысли западают нам в сердце или голову, не спрашивая нас". Человек способен дать себе отчет лишь в том, что именно он осознает. Но не может объяснить переход от одних своих мыслей к другим. Мы не умеем осознавать создание мысли. Мысль всегда присутствует в нашем сознании в уже готовом виде. Поэтому, может быть, вообще правильнее говорить не "я думаю", а "мне думается". Но что же тогда такое это загадочное "Я", которое даже, вроде бы, и не само думает?

Тем не менее каждый человек что-то о себе думает. Но как он может убедиться в правильности своих мыслей о самом себе? Наверное, он должен сравнить свое представление о себе с самим собой. Но человеку ведь известны только его мысли, а не он сам по себе. С чем же сравнивать? Может быть, стоит опросить других людей и сравнить собственные мысли с их ответами? Но эта идея не распутывает головоломку. Ведь если я не достаточно хорошо знаю сам себя, то почему другие люди знают меня лучше? Если юноша не может разобраться, действительно ли он любит свою возлюбленную или только думает, что любит, то чем ему помогут окружающие? Разве кто-нибудь способен точнее, чем я сам, решить, о чем я думаю на самом деле, чего я хочу, что мне нравится или не правится? И все-таки люди способны как-то корректировать свое представление о себе. Им это как-то удается. Как?

Надеюсь, сказанного уже достаточно, чтобы понять, какие запутанные головоломки приходится решать психологам-теоретикам. Особенно теоретикам, строящим представление о личности. Личность – это ведь такое величественное образование, которое охватывает все самое ценное в нас. Но вот только не ясно, что, собственно, она делает. Задумаемся: личность принимает какие-то решения. Но на основании чего? Если эти решения чем-либо предопределены (генетикой, средой, воспитанием, ситуацией, прошлым опытом и пр.), то личность не способна действовать сугубо по своему усмотрению. Если же решения личности ничем не предопределены, то как она может их принять? Вряд ли удивительно, что существуют десятки теорий личности, каждая из которых уяснила что-то очень важное, но в то же время какие-то другие, не менее важные вещи оставила безо всякого внимания.

Перед вами – замечательная книга. Она, правда, опоздала к российскому читателю на несколько десятков лет. А свято место пусто не бывает. За это время на книжных прилавках появились многочисленные современные обзоры теорий личности, предложенные разными американскими психологами. Однако подавляющее большинство обзоров выполнено в стиле, как справедливо называет его наш автор, "доброжелательного эклектизма". В них в одной главе рассказывается об одной теории, в следующей – о другой. А бедный читатель никак не может соединить в своей голове несоединимое. К тому же авторы – особенно авторы американских учебников – часто нацелены на излишне упрощенное изложение и потому избегают какого-либо серьезного обсуждения проблем.

С.Мадди избрал принципиально другой способ подачи материала. Он нашел более-менее удачную классификацию разных подходов (это уже редкое достоинство в таких книгах). Но самое главное – он постоянно сопоставляет разные подходы и обсуждает, насколько каждая теория экспериментально обоснована. Именно поэтому его книга не только не устарела, но, наоборот, сквозь призму десятилетий стала выглядеть классической. Даже хороший знаток книг, посвященных теориям личности, найдет в этой работе много неожиданного и интересного.

Книга С.Мадди рассчитана скорее на специалистов, чем на широкую публику. Особенно полезна она будет студентам-психологам, которые, к сожалению, не всегда интересуются результатами экспериментальных исследований, а уж если с чем-либо из экспериментатики познакомились, то принимают полученные данные без всякой критики, как истину в последней инстанции. С.Мадди научит их быть и внимательными, и критичными. Впрочем, данная книга будет полезна и самому большому кругу читателей, которых проблемы личности не оставляет равнодушными.

Конечно, С.Мадди, как и положено американскому психологу, даже преодолевающему свое позитивистско-бихевиористическое и детерминистско-психоаналитическое окружение, уходит от обсуждения самых фундаментальных проблем. И тем не менее книга побуждает читателя думать и сомневаться. А на все вопросы и сегодня никто не даст убедительного ответа. Но в этом и состоит подлинное величие сегодняшней блистательной Науки Психологии, что каждому предоставляется возможность искать новые оригинальные идеи. Однако перед началом поиска лучше знать, какие идеи развивались другими искателями истины. Этим идеям и посвящена данная книга.

В.М.Аллахвердов, доктор психологических наук, профессор факультета психологии СПбГУ

мнение эксперта

Дмитрий Леонтьев доктор психологических наук

«Именно жизнестойкость определяет нашу способность противостоять стрессам»

Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики», профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор нескольких книг, среди которых – «Психология смысла» (Смысл, 2007).

«В современной психологии есть очень важное понятие – жизнестойкость. Впервые этот термин употребила Сьюзен Кобейса (Suzanne C. Kobasa), но основные исследования жизнестойкости принадлежат Сальваторе Мадди (Salvatore Maddi). Именно жизнестойкость определяет нашу способность противостоять стрессам. Интересно, что на изучение жизнестойкости Мадди вышел в ситуации, чем-то напоминающей нынешнюю российскую, в ситуации кризиса.

В 70-е годы в Чикагский университет, где Мадди в то время работал, обратились менеджеры крупной телекоммуникационной компании. Обратились с конкретной практической задачей. В США тогда были приняты жесткие законы, связанные с регулированием телекоммуникационной сферы. И чтобы им соответствовать, всем предприятиям отрасли неизбежно нужно было проводить большие сокращения. До момента, когда людей придется увольнять, оставался еще почти год – законы были приняты заблаговременно. Но все работники отрасли оказались в ситуации жестокого стресса – над ними был занесен дамоклов меч. Люди знали, что четверть всего персонала с начала следующего года будет уволена. Кто попадет в это число, по какому принципу будут выбирать – никто не понимал. Поэтому стресс испытывали абсолютно все. И менеджеры пришли за помощью к психологам.

Проведя целый ряд исследований, Мадди с коллегами вышли на личностные особенности, которые являются главной защитой от стресса и его негативных последствий. Мадди выделил три компонента жизнестойкости, которые усиливают, подкрепляют друг друга. И чем больше они присутствуют у человека, тем ниже вероятность того, что в ситуации сильного стресса у него проявятся отрицательные соматические или психологические симптомы.

Первый компонент – это включенность.

Попросту говоря, быть среди событий всегда выигрышнее, чем наблюдать их со стороны. Выгоднее именно с точки зрения сопротивляемости стрессам. Человек, который действует и настроен на то, чтобы действовать, лучше защищен от стресса, чем тот, который сидит в стороне и ожидает… Знаете, я время от времени ходил на оппозиционные митинги последних лет, и когда меня спрашивали, зачем я это делаю, я всегда отвечал: «Ученые доказали, что это полезно для здоровья». Имея в виду как раз первый компонент жизнестойкости по Мадди.

Второй компонент – это контроль.

Даже в тех условиях, в которых мы находимся, даже понимая, что главное, глобальное мы контролировать не в состоянии, всегда можно найти что-то, что в силах взять в свои руки. Начать осуществлять контроль. В противном случае, отказываясь от попыток контролировать что бы то ни было, мы отдаем себя во власть очень неприятного эффекта, который известен в психологии как «выученная беспомощность». Это полный разрыв между действиями человека и тем, что с ним происходит.

Третий компонент жизнестойкости Мадди называл «вызов».

Однако я предпочел в русском переводе обозначить его как «принятие риска». Это готовность действовать без гарантии успеха. С учетом того, что даже негативный опыт все равно полезен, это все равно опыт. А полной гарантии, как известно, вам не может дать даже страховой полис. Люди, которые не решаются действовать, не имея полных гарантий, что все будет хорошо, оказываются гораздо более уязвимы перед стрессами, чем те, кто готов начать действовать, принимая неопределенность.

Все эти черты являются устойчивыми личностными особенностями. Но это не значит, что люди с ними уже рождаются, их вполне можно тренировать, воздействовать на них. Существуют соответствующие психодиагностические методы, существуют тренинги жизнестойкости – чтобы определять в себе эти черты и укреплять их. Причем интересно, что сам Мадди, проводя такие тренинги, получил парадоксальный результат. Обычно при тренингах осуществляются замеры: до тренинга, после него – а затем еще через какое-то время. Чтобы понять, был ли, во-первых, получен результат, а во-вторых, сохранился ли он или оказался недолговечным и все «съехало» к первоначальным значениям. Мадди измерял уровень жизнестойкости участников до тренингов, сразу после них и через полгода после их окончания. И обнаружил, что данные отсроченного тестирования – через полгода – были даже выше, чем данные сразу после тренинга. То есть развитие жизнестойкости запускает процессы, которые дальше начинают уже работать сами. Это не просто формирование черты: посадили человека, что-то сформировали и отпустили. Нет, жизнестойкость в этом смысле – отношение к миру, система установок, – это некоторый другой способ жизни. Если говорить о здоровье психологическом, а не физическом, то это и есть здоровый образ жизни. Психологически здоровый – и способный защитить нас в ситуации стресса».

Сальваторе Мадди (Salvatore R. Maddi) - профессор Школы социальной экологии Калифорнийского университета (School of Social Ecology at the University of California).

Ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея и впитал их целостный подход к личности, заимствовав у них кажущееся несколько старомодным сегодня понятие «персонология». Параллельно он проникся экзистенциалистским способом мышления (которому Олпорт предрекал большое будущее) и уже в 1970-е годы получил известность как автор оригинальных концепций потребностей, стремления к смыслу, экзистенциального невроза и экзистенциальной психотерапии.

Последние 15 лет основным направлением его работы выступают исследование, диагностика и фасилитация жизнестойкости - стержневой личностной характеристики, лежащей в основе «мужества быть» по П.Тиллиху и во многом ответственной за успешность личности в совладании с неблагоприятными обстоятельствами жизни.

Книги (1)

Теории личности - сравнительный анализ

Психология - странная наука. Стоит задуматься над ее проблемами, как сразу все становится неясным.

Ну, в самом деле, разве человек знает, почему он о чем-то думает? Бальзак точно написал в «Драме на берегу моря»: «Мысли западают нам в сердце или голову, не спрашивая нас». Человек способен дать себе отчет лишь в том, что именно он осознает. Но не может объяснить переход от одних своих мыслей к другим.

Мы не умеем осознавать создание мысли. Мысль всегда присутствует в нашем сознании в уже готовом виде. Поэтому, может быть, вообще правильнее говорить не «я думаю», а «мне думается». Но что же тогда такое это загадочное «Я», которое даже, вроде бы, и не само думает?