Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Воздвижение креста господня. Проповедь святейшего патриарха кирилла в праздник воздвижения креста господня в московском храме священномученика климента, папы римского Проповедь на воздвижение креста господня

Воздвижение креста господня. Проповедь святейшего патриарха кирилла в праздник воздвижения креста господня в московском храме священномученика климента, папы римского Проповедь на воздвижение креста господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Как установился в Церкви этот праздник? Спасителя сняли с Креста, Крест был брошен и утерян. Через несколько десятилетий Иерусалим был разрушен, по слову Господа нашего Иисуса Христа, Который предсказывал, что не останется здесь камня на камне. Город разрушили полностью - стены, и здания - сгорело все, образовалась как бы обугленная рана на теле земли. Спустя некоторое время император Адриан, чтобы полностью искоренить память об этом городе, что город связан с верою в Единого Бога - Господа нашего Иисуса Христа, приказал все уничтожить. На этом месте был построен новый город, которому Элий Адриан повелел присвоить свое имя. Над тем местом, где была Голгофа, поставили капище и статую богини Велеры. Прошло несколько столетий, во главе Римской империи, стал христианский император Константин, он прекратил гонения на христиан. Ему хотелось восстановить память о земной жизни Спасителя. Его мать царица Елена горячо желала поехать в Святую землю, найти место, на котором Господь был распят и гроб, в котором Он был погребен. Царь выделил средства, и царица Елена отправилась в далекую Палестину. Здесь нашли расщелину, высеченную в скале, где был погребен Господь наш Иисус Христос. Нашли три креста, но понять, который из них Спасительный, Животворящий Крест Господень было нельзя, потому что табличка с надписью Иисус Назарей - Царь Иудейский, которая упоминается в Евангелии, отлетела и лежала в стороне.

Иерусалимский патриарх Макарий с верой в то, что Господь чудесным образом откроет, каков Крест Истинный предложил провести испытание. Принесли умирающую женщину и по очереди стали прикладывать ее к крестам. Когда приложили к Кресту Христову, умирающая исцелилась. Тогда патриарх Иерусалимский поднял этот Крест, чтобы толпы народа могли Его видеть. Спаситель был пригвожден к Кресту злобой людской, как преступник, потому что крест - это оружие страшной, многочасовой мучительной казни, когда человек умирает в муках. Вокруг Креста ходили толпы людей, которые издевались над Ним, призывая сойти с Креста. Люди глумились над страданиями Спасителя.

Господь называл Себя Мессией и был Им. Люди же представляли мессию совсем иначе, они думали что это сверхчеловек, который будет побеждать своих врагов силой, а не смиренный Учитель, у Которого нет места, где главу преклонить. Они думали, что Он создаст царство Израильское, которое будет господствовать над всем миром, а Его царство оказалось не от мира сего. Спаситель проповедовал совершенную любовь. Нет проповеди более болезненной для тех, кто не хочет ее принимать. Если человек стремится к любви, то он пойдет навстречу, а если он горд, самодостаточен и самодоволен, то эта проповедь выводит его из состояния душевного равновесия, призывает его к тому, к чему он идти не хочет. При этом оставаться спокойным нельзя, человек должен либо принять эту проповедь и измениться, либо уничтожить Того, кто проповедует любовь. Иудеи в своем ослеплении решили уничтожить Того, кто проповедовал божественную совершенную любовь.

Но любовь сильнее смерти. Хотя Спаситель был распят и умер на Кресте, но Он и воскрес, потому что Божественная жизнь преодолевает все. Господь открыл нам путь к вечной жизни, приняв на Себя ответственность за грехи, которые совершали люди жившие до него, при нем и мы с вами. Когда мы отвергаем Господа, потому что маловерны, когда не хотим смиряться, когда не хотим и не умеем любить, мы - противники Богу, мы поступаем также, как древние иудеи.

Святая Церковь каждый год празднует Воздвижение Животворящего Креста Господня как напоминание о той цене, которая заплачена за нашу свободу быть со Христом, за свободу творить добро, за свободу противостоять злу, Господь дает нам силы побеждать зло в самом его корне - в наших душах. Об этом напоминает этот праздник. Мы должны стремиться всей душою быть со Христом и не уподобляться тем, кто Его распял две тысячи лет назад. А распял Его человеческий грех, который так же действует сейчас, как и тогда. Дай Бог, чтобы этот праздник Воздвижения Креста Господня дал свежий импульс в стремлении к праведности, любви друг к другу, смирении, побеждающем все, ибо сила Христова побеждает любые человеческие измышления и коварства. Дай Бог, чтобы победа Креста над грехом воссияла в наших сердцах! Аминь.

27 сентября 2004 г. храм Всемилостивого Спаса

http://www.pravmir.ru/article_660.html

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь торжественно воспоминает обретение Честного Креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по Воскресении Господа и совершилось усердием святой царицы Елены, матери равноапостольного царя Константина. Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, и еще несравненно долее продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Господь принес Себя в жертву за наши грехи.

Спаситель мира уже был на Небе, а орудие спасения содержалось в недрах земли; уже славою Распятого огласились все концы вселенной, а о Древе Креста никто не знал и в тех местах, которые были смежны с самою Голгофой. Но вот мир начал убеждаться, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых - сила Божия (1 Кор. 1, 18), и Древу Креста нужно было явиться миру для его радости, для торжества и украшения Церкви. Константин Великий, сам неоднократно испытавший силу Креста, вознамерился найти самое то Древо, на котором был распят наш Спаситель.

Священный труд этот приняла на себя достохвальная мать его, императрица Елена. Дух Святый внушил этой равноапостольной царице, чтобы она употребила усилие и усердие на взыскание Креста. Но как найти это сокровище? По совету Патриарха Иерусалимского Макария созваны были старейшие по годам иудеи, и на вопрос, где утаили предки их Крест Христов, они указали на некоего Иуду, который, приведши царицу и архиепископа к северо-восточной стороне Голгофы, сказал им: "На сем месте, где стоит капище Венеры, вы найдете Крест вашего Христа". Капище срыли и после долгих трудов - так как Крест был завален мусором и землей - Крест Спасителя - а вместе с ним и кресты распятых с Господом разбойников - был найден. Еще до обретения их ощущалось исходившее из земли благоухание. Но поскольку найдено было три креста, чтобы определить, какой из них есть Крест Господень, Патриарх Макарий повелел приложить к крестам лежавшую на смертном одре болящую благочестивую женщину. Когда была приложена она к первым двум крестам, то они не произвели никакого действия и перемены в состоянии страждущей, но прикосновение к третьему не только восставило ее с одра болезни, но и даровало ей большие силы, нежели какими она обладала прежде. После этого, воздавая славу Богу, все единодушно признали чудотворный крест Крестом Господним.


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Но этого было еще мало. Промыслу Божию было угодно еще более прославить силу Креста, чтобы уверовали в него и враги его. Мимо того дома, где лежала больная, проносили на погребение мертвеца. И вот Патриарх снова возлагает на мертвого три креста, один после другого. Когда был возложен Крест Спасителя, то произошло чудо: мертвый воскрес, так что уверовали даже сами враги Христовой Церкви из числа иудеев. Каждый из присутствовавших желал повергнуться перед Крестом и облобызать его, но теснота места при многочисленном стечении народа не позволяла этого. Тогда народ стал просить, чтобы ему хотя бы было показано Древо Креста.

Святой Макарий, встав на возвышенном месте, воздвиг Честное Древо, а народ, объятый благоговейной радостью восклицал: "Господи, помилуй!". Поэтому воспоминание о сем славном событии и получило в нашей Церкви наименование Воздвижения Честного Креста Господня. Иуда, который подсказал, где найти Крест, уверовал в распятого Господа, принял Крещение с именем Кириака, впоследствии был Патриархом Иерусалимским и скончался мученической смертью.

Сила Животворящего Креста Господня подает величайшую помощь тем, кто ограждает себя знамением его. "Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки", - так говорит о Кресте святой Иоанн Златоуст. Это знамение и в прежние, и в нынешние времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недейственным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо если оно отверзло врата адовы, отворило дверь небесную, вновь открыло вход в рай, сокрушило крепость диавола, то что удивительного, если побеждает оно силу ядовитых веществ, зверей и всего, тому подобного?

Действительно, великую силу имеет знамение Креста. Так некогда в городе Бостре, в Аравии, был епископ Иулиан, из иноков. Некоторые жители этого города, враги Христовы, хотели отравить его ядом. Подкупили юношу-слугу, чтобы тот, когда будет подавать Иулиану питье, подмешал в чашу яд. Как научили его, так он и сделал. Он подал чашу с ядом святому Иулиану. Иулиан узнал коварство и, приняв чашу, поставил ее перед собой, ничего не сказав юноше. Потом созвал всех граждан города, в числе которых были и злоумышленники, и, не желая обличать их, говорит всем: если вы думаете отравить смиренного Иулиана ядом, то вот перед вами пью его. Осенив стакан троекратным знамением Креста со словами: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа пью этот стакан" - и выпив его пред всеми, остался невредим. Увидели это злоумышленники, пали на землю и просили прощения.

При виде многочисленных чудес, в которых проявляется сила Креста Христова, святой Димитрий Ростовский говорит в своем слове на Воздвижение: "Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов наших; поэтому достойно всякого почитания это Древо благословенное. Если в большом почете хранилось в храме Соломоновом то оружие, которым Давид обезглавил Голиафа, то тем б!ольшего почитания и поклонения достойно оружие крестное, которым Христос не человека, но диавола, этого адского Голиафа, со всем его воинством победил. До Христова пришествия бес имел силу, потому что у людей не было оружия противиться ему, а теперь есть Крест Христов; только положи на себя крестное знамение - и он тотчас убежит от тебя. Он связан крестною силою, а если связан, то как может тебе повредить? Если же вредит, ты сам свяжи его, то есть положи на себе знамение Креста Господня - и он будет связан. Влагает ли тебе в ум диавол худые мысли? Положи крестное знамение на челе твоем - и он убежит от тебя. Принуждает ли тебя обращать очи туда и сюда? Положи крестное знамение на челе твоем - и он удалится от тебя. Понуждает твой язык разглагольствовать? Крестом прогони. Доносит ли до ушей твоих суетные слова других? Огради свой слух Крестом Христовым". Это советует нам и святой Иоанн Дамаскин, который говорит: "Крест дан нам в знамение на челе, так же как Израилю было дано обрезание. Крестом отличаемся мы, верные, от неверных, крестом знаменуемся, крест есть щит, оружие и одоление на диавола; это печать, чтобы не мог прикоснуться к нам погубитель".

Дорогие братия и сестры, совершая поклонение Кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если будет служить выражением нашей искренней и благоговейной веры в распятого Господа. Распятый на Кресте Иисус Христос - наш Спаситель и Бог, Крест - это знамя нашей победы и христианской веры. Со смирением преклоняем мы колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому. Мы должны всегда исповедовать свою веру в распятого за нас Господа, помня слова Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32).

Дорогие братия и сестры, зная силу Животворящего Креста и то, что Господь пострадал за наши грехи, чтобы мы жили для правды, постараемся жить благочестиво, в правде Божией, иначе мы подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за попрание Крови Сына Божия. Да не будет этого с нами. Напротив, преисполнимся чувством благодарности к Господу и с истинной сыновней преданностью и любовью припадем к этому Кресту, лобызая изображенного на нем Спасителя и взывая: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим !


27 Сентября 2018

27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме священномученика Климента, папы Римского. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель, отец Леонид! Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы всех нас сердечно поздравить с двунадесятым праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и с освящением храма священномученика Климента, папы Римского, в Москве.

Этот храм относится к числу наиболее известных и во всех отношениях наиболее прекрасных храмов столицы. Выражаю сердечную благодарность и отцу настоятелю, и всем, кто потрудился, восстанавливая этот храм.

Освящение совпало с праздником Воздвижения. Всем известно, что этот праздник установлен в связи с тем, что после обретения Креста Господня Животворящего у Голгофы по повелению императрицы Елены, матери Константина Великого, этот Крест был воздвигнут Патриархом Иерусалимским, по всей вероятности, над большой человеческой толпой, как свидетельство о том, что Крест обретен и возвращен людям, но не как орудие пытки и казни, а как символ их спасения. И поэтому богослужение в праздник Воздвижения в первую очередь посвящается самому Кресту, осмыслению того, что есть Крест для жизни людей, для проповеди о Христе, для дела спасения.

Именно поэтому в сей день читается отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам, в котором содержатся удивительно мудрые, проникнутые Божественной правдой слова о Кресте: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти мир (см. Кор. 1:21).

Это по-настоящему потрясающие слова. В них вся история человечества, история мучительных поисков Бога, Божественной правды, когда лучшие умы пытались понять, что же такое эта сверхъестественная сила, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек, когда люди пытались найти Бога, порой впадая в страшные заблуждения, приписывая Божественную силу проявлениям природы или даже произведениям искусства.

Но ведь были на этом пути богоискательства и удивительные умственные прозрения, когда философы-язычники умом начинали постигать наличие чего-то, что превышает их и всякий другой человеческий разум. Про таких уже святые отцы говорили, что в них было семя Божественного слова. Они не были еще этим Словом оплодотворены, но семена Божественной истины присутствовали в их мыслях, в их поисках Божественного. И тем не менее ни примитивный страх человека перед окружающим миром и грозными явлениями природы, ни обожествление этих грозных проявлений природы, ни обожествление самого себя, что также происходило на пути богоискательства, ни даже те философские прозрения, о которых великие христианские умы говорили, что в них, как в семени, содержалось Божественное слово, не привели людей к истинному Богу.

Вот об этом и говорит апостол Павел одной фразой. Но эта фраза покрывает собой тысячелетие напряженных и мучительных поисков Бога. И когда человечество на этом пути, напрягая все свои силы, не нашло Бога, в том числе и в высочайшей мудрости, в высочайшей по тому времени науке, то Богу было угодно юродством проповеди спасти мир.

А что такое юродство? Это вид безумия. В христианской традиции ему приписываются особые благородные великие черты, и мы знаем, что среди святых были юродивые. Но апостол Павел говорил о другом юродстве. Он говорил о глупости, о невероятной интеллектуальной слабости, о том, что для одних было соблазном, а для других — безумием. Как можно было основывать попытку человека познать Бога на человеческой слабости, почти на безумии? Что такое была проповедь о Христе? Иудеи не могли понять ее; это, действительно, был некий соблазн: как это так ― человек казнен как преступник самой позорной казнью, что от него может быть доброго? Какая сила может исходить? От крестов шарахались в сторону. Это был самый страшный образ уничижения, слабости, поражения и наказания.

Можно провести какие-то параллели с современной жизнью. Это как если бы кто-то вдруг стал говорить о том, что камера пожизненного заключенного несет в себе спасение, да не для одного человека, что возможно, но для всего мира. Как бы мы отнеслись к такой проповеди? Соблазн для одних и безумие для других. Вот чем была проповедь о Кресте!

И возникает самый глубокий, может быть, и принципиальный вопрос: почему Господь избрал уничижение, которое безумием представляется каждому здравомыслящему человеку? Почему Он избрал такой способ спасения? Только с одной целью ― чтобы всем стало ясно, что Бог спасает человека, и никакая человеческая мудрость к этому не имеет никакого отношения, как никакого отношения к этому не имеет и человеческая сила.

Из этого следует очень важный вывод: с опорой на силу невозможно штурмовать небеса. Сила это не тот инструмент, не то средство, которым можно обрести спасение. А ведь очень многие в языческой древности так и думали, что только герои становятся небожителями: надо быть вначале героем, чтобы потом взойти на языческий Олимп.

Проповедь о Кресте свидетельствует о полном отказе Бога от всякой человеческой силы в деле спасения людей. И Господь избирает Крест ― символ уничижения, символ слабости, символ поражения, соблазн для одних и безумие для других, чтобы с этого Креста явить всему миру спасение.

Наверное, сегодняшние слова апостола Павла ― это самый сильный удар по критикам Евангелия, которые ищут какие-то культурные, философские источники Евангелия, какие-то заимствования в древних культах, и говорят о естественном происхождении христианства. Не могло появиться в мире естественным образом ничего, что противоречит здравому смыслу. А спасение через Крест не просто противоречит человеческому здравому смыслу, это был вызов человеческой разумности.

Кто бы, измышляя религию, рискнул бы так подставить себя под удар? Если бы это исходило от человека, то такого рода проповедь разлетелась бы на мелкие части под ударом логики философов того времени и, что еще важнее, в результате полного неприятия и отказа от такой идеи всеми, кто к ней прикоснулся бы. Но весть о Христе живет две тысячи лет. Именно эта весть преобразовала мир, потому она не человеческая, а Божественная. За ней Сам Бог, Который через Крест, обращаясь к нам говорит: не силой ума и силой знаний, ни человеческим положением, ни деньгами, ни властью, ни всем тем, с чем люди связывают свое спасение в этой жизни, вы не обретете вечного спасения, а значит и полноты жизни, а значит и своего собственного счастья; вы Мне должны поверить, Я вас спасаю через Крест, через это безумие для многих.

И мы знаем, что спасает Господь, что Крест ― «хранитель всея вселенныя», Крест ― торжество Церкви. Опора для народов и государств ― Крест славы Божией. И в этом уже опытном восприятии силы Креста ― вся наша вера в правоту Божественного откровения о том, что не силой человеческой, но силой Божией мы спасены. А если так, если спасение от Бога, а не от человека, то что же самое главное в жизни? Самое главное ― служить Богу, Спасителю нашему, Тому, Кто это спасение принес для всех народов, для всех эпох и для всех континентов, Кто открыл объятия роду человеческому. И нам немногое осталось ― ответить на это Божественное действие, ответить на действие спасающей благодати Божией своим послушанием, своим доверием к словам Господа, к Его Божественным заповедям. И если мы все усвоим великую истину о том, что нас спасает не наша сила, а Бог, то очень многое изменится в нашей жизни. Мы сумеем правильно расставить жизненные приоритеты, мы сможем пройти путями своей жизни мирно, спокойно и спасительно. И пусть Крест Христов освящает этот наш жизненный путь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. В день Воздвижения Животворящего Креста Господня, мы слышим слова Апостола Павла из его 1-го послания к Коринфянам, эти слова помогают нам понять саму суть христианства. Апостол Павел говорит: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова. Ибо слово о Кресте для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие, а дня нас, спасаемых, — Сила Божия» . В этих словах апостол свидетельствует о том, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну Крестной жертвы Спасителя.

Если попытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь, Его страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов, ценностей, то все это, действительно, кажется безумием. Вот почему эллины, которые основывались на философии, на мудрости, на человеческой мудрости считали проповедь о Кресте безумием.

Иудеи также, но они основывались не на философии или науке. У иудеев была вера в Бога, но они свое спасение связывали в первую очередь с освобождением от римлян, от языческого ига римлян. Иудеи долго страдали под этим языческим игом и считали, что спасение возможно только, когда придет Мессия и изгонит римлян. И потому для иудеев проповедь о Христе, о Крестной смерти, о поругании Мессии, была великим соблазном, она никак не сочеталась с их чаяниями, с их надеждами, их идеалами устроения земной жизни, т. к. задачу Мессии видели в устроении земной царствия, а не Царства Небесного.

И в самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на миссию Христа Спасителя: на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания и Его смерть, как все это кажется далеко и от современных идеалов бытия.

Нам только кажется, что мы понимаем смысл, совершенного Христом, ибо мы уже знаем историю и знаем, что произошло после Крестной смерти Спасителя, но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, кто жил во время проповеди Спасителя, разве бы мы поняли, какое избавление может быть от слабого человека, у которого нет денег, нет власти, который не обладает светской языческой мудростью, философией. Какое избавление может быть от человека, который ходил в окружении своих бедных учеников — рыбаков с Галилейского озера, — а не в окружении легионов воинов. Наверное и мы с вами отнеслись бы к проповеди Спасителя так же, как отнеслись древние. Потому что не соответствует эта Божественная проповедь образу жизни людей. Вот, почему она, одновременно, безумие и соблазн для нас.

Апостол Павел, осознавая это колоссальное отличие человеческих ценностей и жизненных идеалов, целей от проповеди Христа, говорит о том, что Он был послан проповедовать не в премудрости слово, потому что всякая человеческая премудрость, исходящая от ценностей мира, не способна в полноте оценить то, что совершил Христос.

Спасение через пришествие в мир Сына Божия, через Его восшествие на Крест, претерпение поношения и скорби действительно выходит за рамки человеческой логики. И что же может открыть людям смысл совершенного Спасителем? Почему Его образ, образ Спасителя и образ Креста, образ Крестных страданий так притягателен? Потому что, несмотря на то, что Его система ценностей столь высока, несмотря на то, что принесенные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми, тем не менее уже две тысячи лет образ Спасителя является притягательным для всех людей. И эта притягательность в том, что дела Спасителя, слова Спасителя — это дела и свершения Бога, Бога, создавшего всю сущность.

Мы не можем понять глубины силы Божественной мысли и Божественного действия, человеческий разум ограничен и Божественное мы не можем охватить. Мы можем только открыть свое сердце на встречу вот этим Божественным мыслям и Божественным действиям, которые мы увидели в земной жизни Спасителя. И, открывая сердце, вдруг начинаем понимать и начинаем понимать не на уровне мудрования, мудрствования, не на уровне каких-то отточенных богословских формулировок, ибо никакие формулировки не смогут открыть Божественный замысел. И только лишь сердцем мы сможем понять, что есть Христос для каждого из нас! Именно от этого восприятия человеком Божественного слова и Его Божественного действия пробуждается и сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Христа и к объяснению таких страданий — это любовь! Ни долг, ибо Бог никому ничего не должен, ни какая-то волшебная сила, ибо Бог никого не может спасти автоматичести, без желания человека, а только лишь любовь!

Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий. Мы понимаем вот эту причину Креста и Крестных страданий еще и потому, что в своей жизни находим очень близкие и понятные аналогии: когда человек способен пожертвовать ради другого? Только лишь, когда он любит этого человека. В каком случае человек способен пожертвовать своей жизнью ради Родины, только лишь, если он любит свою Родину. Никаким долгом, ни какой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого, лишь только тогда это осуществляется людьми, когда есть и в сердце, и в уме любовь, лишь тогда человек может добровольно пожертвовать собой и даже жизнь свою отдать. Вот почему и говорит Господь, что: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя » .

Значит и тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрования человеческие, как у эллинов, не через политические ожидания, политические чаяния, как у иудеев, и как и сейчас у многих из нас, но вот только лишь изнутри человеческой природы — из человеческого сердца.

Почему так? Да потому, что Бог создал нас по образу Своему и по подобию. Он вложил в нас Свой Божественный нравственный закон, и когда Он говорит с нами, то человек чистым сердцем понимает Бога, слышит Его, так как человек создан по образу и подобию. И когда человек перестает понимать Бога и человечество в целом, когда перестает понимать Бога, вот тогда, по-видимому, и наступает конец.

Легко или тяжело быть верующим человеком, христианином, учеником Христа Спасителя? С одной стороны это легко и очень легко, потому что это соответствует природе человека, природе человека как образа и подобия Божия. Идти против Бога, значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божия, который вложен в каждого из нас, и в этом смысле жизнь в соответствии с законом Божиим, эта жизнь легкая, полноценная и радостная.

Но одновременно и трудно быть христианином, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия, перед ними совершенно иные цели, и они исповедуют другие ценности. И опасность современного, переживаемого нами времени, в котором мы сейчас находимся (по промыслу Божию мы помещены именно в это время), состоит в том, что именно эти происходящие не от Божьего замысла ценности становятся господствующими и эти ценности, не исходящие из Божественного закона, из Божественных заповедей, предлагаются всему роду человеческому в качестве некоего нового идеала устройства человеческой жизни.

Эти ценности кажутся духовными, ясными, комфортными, понятными, когда ценность счастливой внешне жизни, комфортной, жизни в удовольствии, в потреблении, жизни долгой, жизни, наполненной радостями плоти и чувств. Происходит это потому, что грех помрачил природу человека, омрачает разум и искажает жизненные ориентиры и Божественные законы, и Божественные заповеди затмеваются, и появляются эти новые цели, эти новые заповеди человеческого существования.

Слова апостола Павла показывают нам (вот эти слова, с которых я начал: слова из первого послания Коринфянам) всю конфликтность, всё противоречие: для одних слово о Кресте — это безумие, для других — соблазн, а дня нас, спасаемых, — это Сила Божия.

И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор будут спасаться люди, хотя бы часть их. Несмотря на все слабости, на все падения, на свою греховную природу, у христианина природа такая же греховная, как и у любого другого человека, несмотря на это, вот эти люди, которые будут слышать весть о Кресте и будут понимать, что в этом спасение, до тех пор люди будут идти ко Христу будут преклоняться перед Его жертвой, перед Его Крестом, который явил всему миру символ спасения. Аминь.

Иеромонах Симеон (Кулагин)

27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в кафедральном соборном . После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молящимся с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В день Воздвижения Креста Господня мы слышим слова апостола Павла из его первого послания к Коринфянам, которые помогают понять саму суть христианства. Апостол говорит: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова; ибо слово о Кресте для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (см. 1 Кор. 1:17-18, 23). Апостол свидетельствует о том, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну крестной Жертвы Спасителя.

Если пытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь и страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов и ценностей, то все действительно кажется безумием. Вот почему эллины, основывавшие свою жизнь на философии, науке, человеческой мудрости, и считали проповедь о Христе безумием. Иудеи опирались не на философию или науку — у них была вера в Единого Бога; но свое спасение они связывали в первую очередь с освобождением от римлян. Иудеи долго страдали под гнетом языческой цивилизации и считали, что спасение невозможно до тех пор, пока не придет Мессия и не изгонит римлян. А потому для иудеев проповедь о Кресте была великим соблазном — она никак не сочеталась с их чаяниями, их надеждами, их идеалами устроения земной жизни.

В самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на всю миссию Христа Спасителя — на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания, Его смерть, — как все это далеко от современных идеалов бытия! Нам только кажется, что мы понимаем смысл совершенного Христом, — ибо мы уже знаем историю и знаем, что происходило после Крестной смерти Спасителя. Но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, — разве бы мы поняли? Какое избавление может быть от слабого Человека, Который не имеет ни денег, ни власти, Который не владеет светской, языческой мудростью и философией? Какое избавление от Того, Кто ходил вокруг в окружении Своих учеников — малограмотных рыбаков с Геннисаретского озера? Наверное, и мы с вами отнеслись бы к проповеди Спасителя так же, как древние, потому что не соответствует эта Божественная проповедь образу жизни людей — вот почему она безумие и соблазн одновременно. И апостол Павел, сознавая колоссальное отличие человеческих ценностей и жизненных идеалов от проповеди Христа, говорит о том, что был послан благовествовать не в премудрости слова — потому что всякая человеческая премудрость, исходящая из ценностей мира, неспособна оценить во всей полноте то, что совершил Христос.

Спасение через пришествие в мир Сына Божиего, восшедшего на Крест, претерпевшего поношения и скорби ради рода человеческого, действительно выходит за рамки человеческой логики. Что же может открыть людям смысл совершенного Спасителем? Почему Его образ так притягателен? Почему, несмотря на то, что Его система ценностей, принесенные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми, уже две тысячи лет именно на Него взирают люди, когда начинают задумываться о своем спасении? Да потому, что все то, что совершил Спаситель, совершил для нас Сам Бог. «Мысли Мои — не ваши мысли, и дела Мои — не ваши дела, говорит Господь» (см. Ис. 55:8).

Мы не можем понять глубины и силы Божественной мысли и Божественного действа. Мы можем только открыть свое сердце навстречу этим мыслям и этим делам, и, открывая сердце, вдруг начинаем понимать — не на уровне отточенных формулировок, ибо никакими формулировками не покроешь Божественного замысла, а сердцем — чтО есть Христос для каждого из нас. Именно от этого восприятия человеком Божественного слова и пробуждается сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Креста и страданий всемогущего Бога — это любовь. Не долг, ибо Бог никому ничего не должен; не волшебная сила, ибо Бог никого не спасает автоматически, а только любовь. Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий.

Мы понимаем эту причину Креста еще и потому, что и в своей жизни находим аналогии. Когда человек способен пожертвовать ради другого? Только тогда, когда он его любит. Когда люди готовы пожертвовать собой ради Родины? Только тогда, когда они ее любят. Никаким долгом и никакой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого — лишь тогда, когда в сердце и в уме есть любовь, человек готов добровольно пожертвовать собой. Вот почему и говорит Господь: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13).

Значит, тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрствования человеческие, не через политические ожидания, как то было у иудеев, римлян и эллинов, а только изнутри человеческой природы, из человеческого сердца. А почему так? Да потому, что Бог создал нас по Своему образу. Он вложил в нас Божественный нравственный закон, и когда Он говорит с нами, мы Его понимаем, потому что созданы по Его образу. Когда человечество перестанет понимать Бога и жить по закону, который Бог вложил в сердце человека, тогда и наступит конец. А пока продолжается борьба — борьба между теми, кто никогда не поймет Спасителя и не поймет Божиего замысла о мире и о человеке, с теми, кто несет в своем сердце веру в то, что Бог, как сказал апостол Павел, юродством проповеди спасает мир.

Легко или тяжело быть верующим человеком? Легко, потому что это соответствует природе человека. Идти против Бога — значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божиего, вложенного в каждого человека. И в этом смысле жизнь в соответствии с законом Божиим — это жизнь в соответствии с естеством человеческим. Но одновременно и трудно, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия, перед ними совершенно другие цели, они исповедуют другие ценности. И опасность переживаемого нами времени состоит в том, что именно эти не происходящие от Божиего замысла цели и ценности предлагаются сегодня всему роду человеческому в качестве некоего идеала устройства человеческой жизни. Происходит это потому, что грех помрачает нравственную природу человека — помрачает разум и искажает жизненные ориентиры. Слова апостола Павла доказывают нам всю эту конфликтность, все это противоречие: для одних слово о Кресте — соблазн, для других — безумие, а для нас, спасаемых — сила Божия. И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор и будут спасаться люди. Несмотря на свои слабости, падения, греховность, они будут идти ко Христу, будут преклоняться пред Его жертвой, пред Его крестом, который явил всему миру символ спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси