^ Диагностическая цель. Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.
^ Процедура тестирования. В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например, «Овца- стадо» - часть и целое, «Малина- ягода»- определение, «Море- океан» - различаются в количественном отношении и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава - роман» аналогично «Овца - стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава - роман» - 1).
Инструкция. «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 цифр, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им цифры приведены в таблице «Образец». Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Образец». И после этого в цифровом ряду обвести кружком ту из цифр, которая соответствует найденному в таблице «Образец» аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты».
Образец:
Овца - стадо - 1 Малина - ягода - 2 Море - океан - 3 Свет - темнота -4 Отравление - смерть -5 Враг - неприятель -6
Стимульный материал:
1. Испуг - бегство | 11. Десять - число |
2. Физика - наука | 12. Праздность - безделье |
3. Правильно - верно | 13. Глава - роман |
4. Грядка - огород | 14. Покой - движение |
5. Похвала - брань | 15. Бережливость - скупость |
6. Пара - два | 16. Прохлада - мороз |
7. Слово - фраза | 17. Обман - недоверие |
8. Бодрость - вялость | 18. Пение - искусство |
9. Свобода - независимость | 19. Капля - дождь |
10. Месть - поджог | 20. Радость - печаль |
Анализ результатов производится с помощью табл. 25.
Таблица 24
^
Ключ к методике «Сложные аналогии»
Предъявленные пары слов | Правильный ответ |
Испуг - бегство | 5 |
Физика - наука | 2 |
Правильно - верно | 6 |
Грядка - огород | 1 |
Похвала - брань | 4 |
Пара - два | 6 |
Слово - фраза | 1 |
Бодрость - вялость | 4 |
Свобода - независимость | 6 |
Месть - поджог | 5 |
Десять - число | 2 |
Праздность - безделье | 6 |
Глава - роман | 1 |
Покой - движение | 4 |
Бережливость - скупость | 3 |
Прохлада - мороз | 3 |
Обман - недоверие | 5 |
Пение - искусство | 2 |
Капля - дождь | 1 |
Радость - печаль | 4 |
Таблица 25
^
Уровень развития понятийного мышления по методике «Сложные аналогии»
Количество ошибок | Баллы | Уровень развития понятийного мышления |
0 | 5 | Очень высокий уровень логически-понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях |
1 | 4 | Хороший уровень, выше, чем у большинства людей, умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях |
2 | 3+ | Хорошая норма большинства людей, редко бывают неточности в использовании понятий |
3-4 | 3 | Средняя норма, подчас допускаются ошибки, неточности в использовании понятий |
5-6 | 3- | Низкая норма, часто «путано», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения |
7 и более | 2 | Ниже среднего уровня понятийного мышления, либо русский язык не является «родным», человек не различает разницы понятий |
Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления
Диагностическая цель. Исследование логического аспекта математического мышления.
^ Инструкция (взрослый вариант). «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы - 5 минут».
^ Стимульный материал. Лист бумаги с напечатанными на нем примерами. Числовые ряды
1) | 24 | 21 | 19 | 18 | 15 | 13 | - | - | 7 | |
2) | 1 | 4 | 9 | 16 | - | - | 49 | 64 | 81 | 100 |
3) | 16 | 17 | 15 | 18 | 14 | 19 | - | - | ||
4) | 1 | 3 | 6 | 8 | 16 | 18 | - | - | 76 | 78 |
5) | 7 | 16 | 9; | 5 | 21 | 16 | 9 | - | 4 | |
6) | 2 | 4 | 8 | 10 | 20 | 22 | - | - | 92 | 94 |
7) | 24 | 22 | 19 | 15 | - | - |
1) | 12 | 9 | 5) | 13 | |
2) | 25 | 36 | 6) | 44 | 46 |
3) | 13 | 20 | 7) | 10 | 4 |
4) | 36 | 38 |
^ Интерпретация результатов. Если испытуемый затрудняется ответить при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими пользоваться, следовательно, его логическое мышление в математике развито слабо.
Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)
Диагностическая цель. Исследование индивидуальных особенностей мышления.
Инструкция. «Этот тест предназначен для того, чтобы помочь определить предпочитаемый вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации вы получите в том случае, если будете как можно точнее сообщать об особенностях вашего реального мышления, а не о том, как по-вашему следовало бы мыслить.
Каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возможных окончаний. Ваша задача - указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к вам. На опроснике в квадратах справа от каждого окончания проставьте номера - 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит).
Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер.
Пример:
Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание главным образом на:
^ Стимульный материал.
Текст опросника
Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:
1) устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто;
Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня:
Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:
Если бы мне предложили провести какое-то исследование, я, вероятно, начал бы с...
Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:
^ Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это «что-то»:
Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего:
Когда я читаю отчет о работе, я обращаю внимание на...
Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать - это:
Обычно я узнаю максимум о том, как следует делать что-то новое, благодаря тому что:
Если бы мне пришлось проходить испытания или сдавать экзамен, я предпочел бы:
Люди, особые качества которых я уважаю больше всего, это, вероятно, „.
Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она...
Когда я читаю книгу (статью), выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, я делаю это главным образом из-за...
Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, то предпочитаю, чтобы в ней:
Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме, я, скорее всего, буду:
Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:
^ Обработка результатов . А теперь, пожалуйста, перенесите ваши ответы в соответствующие квадратики на бланке дешифратора и суммируйте баллы сначала по строкам, а затем - по столбцам, следуя указаниям на этом бланке.
Перепишите ваши оценки в пять пустых квадратов, расположенных ниже.
Итак, самая трудная работа позади. Теперь необходимо оценить полученные результаты и дать им содержательную интерпретацию.
Но прежде - проверьте качество своей работы. Пять ваших оценок, записанных в обозначенных буквами квадратах (С, И, П, А, Р) нижней части бланка-дешифратора (рис. 1), в сумме должны составить 270 баллов.
В ином случае вам придется проверить свою «бухгалтерию»: сначала - по вертикали, а затем, в случае необходимости, и по горизонтали. Если и это не поможет найти ошибку, остается одно - проверить правильность ваших ответов (в смысле соблюдения инструкции) на каждый пункт опросника. Так или иначе, нужно добиться выполнения условия «С + И + П + А + Р = 270».
^ Интерпретация результатов.
Как вы уже, наверное, догадались, буквы есть не что иное, как начальные буквы названий стилей мышления. С - синтетический стиль; И - идеалистический стиль; П - прагматический стиль; А - аналитический стиль; Р - реалистический стиль.
^ Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты.
Девиз синтезатора- «Что если...». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят формулировать теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен.
^ Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов - повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам; они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко, без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» - классический вопрос идеалистов.
^ Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим...» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.
^ Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями. Аналитик склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они воспринимают мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.
Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным и хотят это нечто исправить.
Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека.
Если вы набрали от 60 до 65 баллов в качестве оценки любого стиля мышления, это означает, что вы отдаете умеренное предпочтение этому стилю (или стилям). Иначе говоря, при прочих равных условиях вы будете предрасположены использовать этот стиль (или стили) больше (или чаще) других.
Если вы набрали от 66 до 71 баллов, значит, вы оказываете сильное предпочтение такому стилю (или стилям) мышления. Вероятно, вы пользуетесь данным стилем систематически, последовательно и в большинстве ситуаций.
Если же ваша оценка по какому-то стилю составила 72 балла и больше, тогда у вас очень сильное предпочтение этого стиля мышления. Фактически вы ему преданы.
Теперь, если вы получите одну или несколько высоких оценок по каким-то стилям мышления, у вас непременно окажется одна или даже несколько низких оценок по другим стилям. Тогда, если ваша оценка по какому-либо стилю находится в пределах от 43 до 48 баллов, для вас характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления. То есть при прочих равных условиях, вы, по возможности, будете избегать его при решении значимых для вас проблем.
Если вы набрали от 37 до 42 баллов, у вас, скорее всего, стойкое игнорирование такого стиля мышления. Наконец, если ваша оценка равна 36 баллам или меньше, этот стиль вам абсолютно чужд, вы, вероятно, не пользуетесь им практически нигде и никогда, даже если он является лучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах.
Методика «Интеллектуальная лабильность»
Диагностическая цель: прогноз успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности.
Процедура. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны за несколько секунд выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе.
^ Инструкция испытуемому: Будьте внимательны, работайте быстро. Не переспрашивайте, два раза повторять не буду. Приступайте к выполнению задания только тогда, когда я скажу: «Начинайте!», а при слове «Стоп» - заканчивайте.
^ Вопросы теста
0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибок - средняя лабильность; 10 и более ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении. 15 и более ошибок - малый успех в любой деятельности.
Бланк ответов
Ф. И. О.
Дата
Доп. данные
Итоговый балл
4.3. Диагностика личностных качеств, интересов и склонностей
Методика «Личностный дифференциал»
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о
структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
^ Процедура отбора шкал ЛД. ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
^ Интерпретация факторов ЛД. При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) - его отвержению.
Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор С выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
^ Использование метода ЛД. ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности могут быть получены и с помощью ЛД. Уровни самоуважения, доминантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии является достаточно важными показателями в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.
В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.
Опросник для оценки своей настойчивости
Инструкция. Вам предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак « + », если не согласны - знак «-».
Текст опросника
Чем больше сумма набранных по всем позициям баллов, тем больше у обследованного выражена самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности доводить начатое дело до конца.
Методика «Исследование ригидности»
Диагностическая цель. Методика предназначена для диагностики ригидности. Ригидность является чертой личности, единодушно относимой психологами к числу наиболее важных. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Или, иначе говоря, ригидность - тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения
Методика представляет собой перечень утверждений, с которыми испытуемый может согласиться или нет.
Текст опросника
№ | ^ Содержание утверждений | Да | Нет |
1 | Полезно читать книги, в которых содержится мысли, противоположенные моим собственным | ||
2 | Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета) | ||
3 | Праздники нужно отмечать с родственниками | ||
4 | Я могу быть в дружеских отношениях с людьми, чьи поступки не одобряю | ||
5 | В игре я предпочитаю выигрывать | ||
6 | Когда я опаздываю куда-нибудь, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме как скорее доехать | ||
7 | Мне труднее сосредоточиться, чем другим | ||
8 | Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах | ||
9 | Я очень напряженно работаю | ||
10 | Неприличные шутки не редко вызывают у меня смех | ||
11 | Уверен, что за моей спиной про меня говорят | ||
12 | Меня легко переспорить | ||
13 | Я предпочитаю ходить известными маршрутами | ||
14 | Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга | ||
15 | Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я успеваю их высказать | ||
16 | Бывает, что чья-то нелепая оплошность вызывает у меня смех | ||
17 | Бывает, что мне в голову приходят плохие слова, часто даже ругательства, я не могу от них никак избавиться | ||
18 | Я уверен, что в моем отсутствии обо мне говорят | ||
19 | Я спокойно выхожу из дома, не беспокоясь о том, заперта ли дверь, выключен ли свет, газ и т.п. | ||
20 | Самое трудное для меня в любом деле это начало | ||
21 | Я, практически всегда, сдерживаю свои обещания | ||
22 | Нельзя строго осуждать человека, нарушающего формальные правила | ||
23 | Мне часто приходилось, выполнив распоряжения людей, гораздо меньше знающих, чем я | ||
24 | Я не всегда говорю правду | ||
25 | Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе | ||
26 | Кое-кто настроен против меня | ||
27 | Я люблю доводить начатое до конца | ||
28 | Я всегда стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня | ||
29 | Когда я иду или еду по улице, я часто подмечаю изменения в окружающей обстановке - подстриженные кусты, новые рекламные щиты и т. д. | ||
30 | Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение | ||
31 | Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью | ||
32 | Если я не прав, я не сержусь | ||
33 | Обычно меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидал | ||
34 | Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго | ||
35 | Когда я вижу, что меня не понимают, я легко отказываюсь от намерения доказать что-либо | ||
36 | В трудные моменты я умею позаботиться о других | ||
37 | У меня тяга к перемене мест, я счастлив, когда брожу где-нибудь или путешествую | ||
38 | Мне нелегко переключиться на новое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других | ||
39 | Мне нравился деятельно изучать то, чем я занимаюсь | ||
40 | Мать или отец заставляли подчиняться меня даже тогда, когда я считал это неразумным | ||
41 | Я умею быть спокойным и даже немного равнодушным при виде чужого несчастья | ||
42 | Я легко переключаюсь с одного дела на другое | ||
43 | Из всех мнений по спорному вопросу только одно является действительно верным | ||
44 | Я люблю доводить свои умения и навыки до автоматизма | ||
45 | Меня легко увлечь новыми затеями | ||
46 | Я пытаюсь добиться своего наперекор обстоятельствам | ||
47 | Во время монотонной работы я невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой ухудшает ее результат | ||
48 | Люди порой завидуют моему терпению и дотошности | ||
49 | На улице, в транспорт я часто разглядываю окружающих людей | ||
50 | Если бы люди не были настроены против меня, я бы достиг в жизни гораздо большего |
«Нет»: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50.
«Да»: 2, 3, 5, 7, 10, 12, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 28, 29, 32, 35, 36, 37, 41, 42, 45, 47, 49.
^ 0-13 баллов - свидетельствуют о мобильности испытуемого;
14-27 баллов - испытуемый проявляет черты ригидности;
28-40 баллов - позволяют говорить о ригидности.
Методика «Измерение рациональности»
^ Диагностическая цель. Методика направлена на изучение особенностей личности, определяющих в какой-то степени способ принятия решения и способ выбора цели.
Методика состоит из двух частей - «а» и «б».
Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы. Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».
Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой - психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.
Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».
Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:
При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.
Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.
Для проведения тестирования потребуется:
На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию - 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).
Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.
Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.
1. | Испуг - бегство | А | Б | В | Г | Д | Е |
2. | Физика - наука | А | Б | В | Г | Д | Е |
3. | Правильно - верно | А | Б | В | Г | Д | Е |
4. | Грядка - огород | А | Б | В | Г | Д | Е |
5. | Пара- два | А | Б | В | Г | Д | Е |
6. | Слово - фраза | А | Б | В | Г | Д | Е |
7. | Бодрый - вялый | А | Б | В | Г | Д | Е |
8. | Свобода - воля | А | Б | В | Г | Д | Е |
9. | Страна - город | А | Б | В | Г | Д | Е |
10. | Похвала - брань | А | Б | В | Г | Д | Е |
11. | Месть - поджог | А | Б | В | Г | Д | Е |
12. | Десять - число | А | Б | В | Г | Д | Е |
13. | Плакать - реветь | А | Б | В | Г | Д | Е |
14. | Глава-роман | А | Б | В | Г | Д | Е |
15. | Покой - движение | А | Б | В | Г | Д | Е |
16. | Смелость - геройство | А | Б | В | Г | Д | Е |
17. | Прохлада - мороз | А | Б | В | Г | Д | Е |
18. | Обман - недоверие | А | Б | В | Г | Д | Е |
19. | Пение - искусство | А | Б | В | Г | Д | Е |
20. | Тумбочка - шкаф | А | Б | В | Г | Д | Е |
Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.
По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.
Пара понятий | Ответ испытуемого | Комментарий |
Испуг - бегство | ||
Физика - наука | ||
Правильно - верно | ||
Грядка - огород | ||
Пара- два | ||
Слово - фраза | ||
Бодрый - вялый | ||
Свобода - воля | ||
Страна - город | ||
Похвала - брань | ||
Месть - поджог | ||
Десять - число | ||
Плакать - реветь | ||
Глава-роман | ||
Покой - движение | ||
Смелость - геройство | ||
Прохлада - мороз | ||
Обман - недоверие | ||
Пение - искусство | ||
Тумбочка - шкаф |
Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.
Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;
Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна - даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.
Шкалы: уровень развития мышления
Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.
Описание теста
Методика состоит из 20 пар слов-логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.
Инструкция к тесту
«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».
Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания- 3 минуты».
Шифр
A. Овца - стадо
Б. Малина - ягода
B. Море - океан
Г. Свет - темнота
Д. Отравление - смерть
Е. Враг - неприятель
Пары слов
1. Испуг - бегство
2. Физика - наука
3. Правильно - верно
4. Грядка - огород
5. Пара - два
6. Слово - фраза
7. Бодрый - вялый
8. Свобода - воля
9. Город - страна
10. Похвала - брань
11. Месть - поджог
12. Десять - число
13. Плакать - реветь
14. Глава - роман
15. Покой - движение
16. Смелость - геройство
17. Прохлада - мороз
18. Обман - недоверие
19. Пение - искусство
20. Тумбочка - шкаф
Ключ к тесту
Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ Д Б Е А Е А Г Е В Г
Вопрос 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ Д Б Е А Г Е В Д Б В
Обработка и интерпретация результатов теста
Оценка результатов осуществляется по таблице:
Оценка в баллах Количество правильных ответов
9 19
8 18
7 17
6 15
5 12-14
4 10-11
3 8-9
2 7
1 6
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость - скупость», «прохлада - мороз».
Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. ,
Описание: методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время выполнения задания ограничено тремя минутами.
Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.
Инструкция: "На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр".
Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты.
Материал:
А. Овца - стадо. Б. Малина - ягода. В. Море - океан.
Г. Свет - темнота. Д. Отравление - смерть. Е. Враг – неприятель.
1. Испуг – бегство А, Б, В, Г, Д, Е
2. Физика - наука А, Б, В, Г, Д, Е
3. Правильно - верно А, Б, В, Г, Д, Е
4. Грядка - огород А, Б, В, Г, Д, Е
5. Пара- два А, Б, В, Г, Д, Е
6. Слово - фраза А, Б, В, Г, Д, Е
7. Бодрый – вялый А, Б, В, Г, Д, Е
8. Свобода - воля А, Б, В, Г, Д, Е
9. Страна - город А, Б, В, Г, Д, Е
10. Похвала - брань А, Б, В, Г, Д, Е
11. Месть - поджог А, Б, В, Г, Д, Е
12. Десять - число А, Б, В, Г, Д, Е
13. Плакать - реветь А, Б, В, Г, Д, Е
14. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е
15. Покой - движение А, Б, В, Г, Д, Е
16. Смелость - геройство А, Б, В, Г, Д, Е
17. Прохлада - мороз А, Б, В, Г, Д, Е
18. Обман - недоверие А, Б, В, Г, Д, Е
19. Пение - искусство А, Б, В, Г, Д, Е
20. Тумбочка - шкаф А, Б, В, Г, Д, Е
Ключ:
Анализ результатов.
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".
3 ноября 2016В практике психодиагностики изучению мышления отводится одна из основных ролей. Диагностика этого психического процесса применима в самых разных случаях - в работе школьного психолога, при профессиональном отборе, в медицинской, судебной практике и многих других. Методики исследования делятся по своей направленности (какую характеристику мышления изучают) и по возрасту испытуемых, для которых они подходят. Методика "Сложные аналогии" - одна из самых используемых в арсенале практических психологов, поскольку информативными являются не только результаты тестирования, но и сам процесс исследования.
Методика "Сложные аналогии" предназначена для диагностики мышления, его словесно-логической составляющей. Она выявляет, насколько человек обладает умением понимать сложные логические отношения, выделять абстрактные связи. Этот вербальный тест предназначен для работы с подростками, юношами и взрослыми людьми, т.е. лицами старше 14 лет.
Методика "Сложные аналогии" способна выявлять такие нарушения мышления, как диффузность, соскальзывание умозаключений, нелогичность, растекаемость. Также эффективна для работы не только со здоровыми людьми, но и страдающим резонерством - нарушением мышления, что проявляется в склонности к пустым, поверхностным рассуждениям, многословии, отсутствии целостной мысли в высказывании.
Методика "Сложные аналогии" имеет в своем арсенале стимульный материал, состоящий из двадцати пар слов, объединенных определенной логической связью. Испытуемому предстоит определить ее и решить задачи. Всего типов шесть, они представлены в шифре-таблице с образцами логических связей. Работа человека заключается в определении зашифрованной связи в образцах и соотнесении с ними предложенных 20 пар слов. Например, в паре "Бодрый-вялый" присутствует противопоставление, эти слова - антонимы. В таблице шифра нужно найти такую же пару с противопоставлением понятий и отметить в бланке ответов соответствующую букву шифра. В данном случае паре соответствует шифр "Свет-темнота".
"Сложные аналогии", методика: бланк ее представляет собой две колонки: в левой представлены все 20 пар слов, в правой - буквы А, Б, В, Г, Д, Е, соответствующие одному из шифров. Чтобы показать связь между словами в первой колонке, нужно обвести букву шифра.
Методика "Сложные аналогии" предполагает инструктаж испытуемого перед началом тестирования: "Перед Вами таблица с 20 парами слов, которые связаны между собой логически. Они находятся в левой колонке. В правой - 6 букв, которые соответствуют типу логической связи. Вам необходимо определить, какая связь установлена между парой, и в таблице "Шифр" найти наиболее подходящую ей. После этого следует обвести букву из правой колонки, что соответствует выбранному вами типу связи из таблицы "Шифр". На всю работу у Вас 3 минуты.
В процессе тестирования важно обращать внимание на то, как испытуемый реагирует на задание, какие рассуждения он произносит вслух. По необходимости можно подсказать выполнение 1 задачи, чтобы проследить, правильно ли была понята инструкция, и в каком направлении мыслит человек. Далее он выполняет все самостоятельно.
После того, как испытуемый закончил тестирование, нужно сперва подсчитать количество правильных ответов и выставить оценку. Если было дано менее 6 верных ответов - 0, 5 правильных ответов - 12-14, 9 попаданий - 19-20 баллов.
Если человек дал большинство правильных ответов, можно заключить, что ему доступно понимание логических связей, он может оперировать абстрактными понятиями.
Если испытуемый испытывает трудности на этапе инструкции, с трудом рассуждает вслух о том, как связаны между собой пары слов, выполняет большинство заданий только с помощью специалиста, можно делать выводы о низком уровне развития логического мышления, о трудности в понимании аналогий между абстрактными понятиями, о нелогичности рассуждений.
Стоит отметить, что даже взрослым бывает трудно справиться с некоторыми парами слов. Методика "Сложные аналогии" не совсем проста. Поэтому стоит особенно тщательно подойти к объяснению инструкции, убедиться, что человек правильно понял задание, и только потом приступать к его выполнению.