Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Предложения с придаточной изъяснительной частью. Придаточное изъяснительное предложение в составе сложноподчиненного

Предложения с придаточной изъяснительной частью. Придаточное изъяснительное предложение в составе сложноподчиненного

1.

Придаточные обстоятельственные - придаточные, которые отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства.

В центре обстоятельственных сложноподчиненных предложений находятся предложения, значение которых так или иначе связано с отношениями причины и следствия. Это предложения с придаточными причины, следствия, уступки, условия, цели . В силу известной близости значений их легко перепутать друг с другом. Однако каждая из этих разновидностей характеризуется своими союзами (придаточное следствия - союзом так что ,цели - союзом чтобы и т.д.).

Каждая из этих разновидностей сложноподчиненного предложения имеет и свои отличия в значении.

Так, сложноподчиненное предложение с придаточным причины выражает отношение двух событий, одно из которых (с точки зрения говорящего) закономерно порождает другое.

Например: Машина засветила фары, потому что в лесу уже стемнело (Г. Николаева).

Сложноподчиненные предложения следствия передают те же отношения, но причина в них выражена в главной, а не в придаточной части: В лесу уже стемнело, так что машина засветила фары . То, что было главным предложением в первом случае, здесь стало придаточным.

Уступительные сложноподчиненные предложения также по смыслу связаны с причинными. Но следствие здесь прямо противоположно по смыслу тому, что закономерно вытекает из содержания придаточного.

Например: Хотя в лесу уже стемнело , машина не засветила фары. Говорящий ждет закономерного следствия придаточного (машина засветила фары ), но оно не осуществляется.

Обстоятельственные придаточные цели также близки к причинным, но в качестве причины здесь выступает желание деятеля в главном предложении, чтобы осуществилось действие придаточного.

Например: Он приехал в Ростов, чтобы поступать в институт .

Сравните: Он приехал в Ростов, так как хотел поступить в институт .

Обстоятельственные придаточные условия тоже передают причину, но такую, в осуществлении которой не уверен говорящий.

Например: Если брат поступил в институт

Сравните: Так как брат поступил в институт , он скоро нам об этом напишет.

Кроме того, к обстоятельственным относятся придаточные времени, сравнения, образа действия.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Теоретические сведения

Придаточные обстоятельственные очень разнообразны и поэтому имеют собственную классификацию.

Различают следующие виды придаточных обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

Придаточные образа действия и степени обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в главном предложении; отвечают на вопросы: как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так ; полное прилагательное + такой ; полное прилагательное + существительное + такой ; присоединяются союзамичто, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др.

В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.

Например: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).

Придаточные места обозначают место действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: где? куда? откуда? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются союзными словами: где, куда, откуда . В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др.

Например: Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща , белели березы.

Придаточные времени обозначают время действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. В главном предложении часто присутствуют указательные слова:тогда, теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Например: Пока он пел , кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи , почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев).

Придаточные условия обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: при каком условии? в каком случае? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются условными союзами:если, раз, коли, коль, когда (в значении "если "), как (в значении "если ") и др.

Например: Если жизнь тебя обманет , не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет , на лад их дело не пойдет (И. Крылов).

Придаточные причины обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому; присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.

Например: Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов).

Придаточные цели обозначают цель действия названного в главном предложении; отвечают на вопросы: зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются целевыми союзами: чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.

Например: Чтобы музыкантом стать , так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).

Придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения; отвечают на вопрос: подобно чему? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются сравнительными союзами: как, будто, как будто, точно, чем (тем) и др.

Например: Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев).

Придаточные уступки обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? ; относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями:что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.

Например: Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно , да не голодно (Пословица). Куда ни кинь , всюду клин (Пословица).

Придаточные следствия обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания главного предложения; отвечают на вопросы: что из этого следует? ; относятся ко всему главному предложению; присоединяются союзами: следствия так что, поэтому .

Например: Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени.

Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное следствия); Дорогу размыло дождем так, что по горам образовались широкие рытвины (придаточное образа действия и степени).

2.Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Теоретические сведения

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными .

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например: [Я пришёл к тебе с приветом, рассказать ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения.

Например: [Я отвечал ], (что природа хороша ) и (что особенно хороши в наших местах закаты ). (В. Солоухин.)

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением .

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

При неоднородном подчинении придаточные могут относиться к одним и тем же словам главного предложения, но не являются однородными, так как отвечают на разные вопросы.

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением .

II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Такая связь называется последовательным подчинением .

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

№3. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Для выражения своего мнения, своего отношения к факту, явлению мы часто используем сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными .

Придаточные изъяснительные относятся к членам предложения, имеющим значение речи, мысли, чувства, сообщения и пр. Глаголы, при которых употребляется придаточная изъяснительная часть, обычно обозначают: речь (сказал, крикнул ), восприятие (увидел, услышал, почувствовал ), мыслительную деятельность (думал, решил, определил ), внутреннее состояние человека (боялся, удивился ).

Например, И.С.Тургенев в своем письме к П.Виардо писал о своих чувствах: Я без волнения не могу видеть , как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчётливо вырисовывается на голубом небе.

В предложении: Софья, характеризуя Чацкого, говорит , что «он в друзьях особенно счастлив» , - используется глагол говорения.

Очень часто мы пользуемся придаточными изъяснительными, когда высказываем свое мнение:

Я убежден, … Я считаю, … Я согласен с тем, … Могу с уверенностью сказать,… Мне кажется, …. Меня привлекает (интересна) мысль, (высказывание) о том… .

Кроме того, сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь : Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности. (М. Лермонтов) Верочка сказала, что не хочет чаю , и ушла в свою комнату. (Н. Чернышевский)

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Теоретические сведения

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.).

Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) - средство связи - союзчтоб .

Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли , который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также , стоит не в начале части.

Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы .

Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) - средство связи - союзное слово какой , входящее в состав сказуемого.

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... (М. Ю. Лермонтов) - средство связи - союз когда .

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия.

Например: Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришел. Хорошо, что он пришел.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому , что он пришел. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.

Однако в некоторых сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения.

Например: Все началось с того , что вернулся отец.

Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

Например: Что он не придет , мне было ясно сразу.

4.Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Теоретические сведения

Определительные придаточные поясняют (характеризуют) тот член главной части предложения, который выражен именем существительным или местоимением, и отвечают на вопросы определения:какой? чей?

Например: (1) Метели (какие?), (2) что ломятся в дверцы, (1) с дороги меня не собьют.

К главной части придаточные определительные присоединяются только с помощью союзных словкоторый, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:

Например: И Таня видит дом пустой (какой?), где жил недавно наш герой. (А. Пушкин) [– = сущ. ], (где = –).

Придаточные определительные имеют строго определённое место в составе сложноподчинённого предложения: они стоят всегда после определяемого слова.

Например: Детство - это путешествие (какое?), которое никому не удалось совершить дважды . (В. Санин) [ сущ. – сущ. ], (которое =).

Союзные слова который, какой, чей с определяемым словом только согласуются в роде, числе , а падежная форма их зависит от того, каким членом предложения являются эти союзные слова в придаточной части:

Например: Мне нравятся люди, которым небезразлична жизнь страны. (Слово которым употреблено в дательном падеже.)

Сравните: Мне нравятся люди, с которыми легко общаться. (Слово которыми употреблено в творительном падеже.) - Мне нравятся люди, о которых слагают легенды. (Слово которых употреблено в предложном падеже.)

Слово который может стоять не только в начале, но и внутри придаточной части.

Например: 1) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях. (М. Лермонтов) 2) Точно закованная в цепи, примолкла, приутихла северная река, шум которой слушали деды и прадеды поморов рыбаков. (И. Соколов-Микитов)

Близки по значению к определительным придаточные местоименно-определительные , которые относятся к местоимениям тот, каждый, такой, весь, всякий и др., находящимся в главной части.

Например: (1) Уйдет далёко в прошлое всё то , (2) чем я живу . (Н. Глазков).[ = то ], (чем – =).

№5. Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Придаточное предложение – это синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.

Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно (Короленко).

Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.

В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.

1. Придаточные делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние подразделяются на подгруппы.

2. Придаточные делятся на подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения вида придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).

Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в первом случае, Мы будем придерживаться именно её.

Напомним, что знания о видах придаточных в сложноподчинённом предложении также проверяются в тестах ЕГЭ в части В (задание В6 ) в 11 классе.

Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Теоретические сведения

По значению и строению придаточные части сложноподчинённых предложений делятся на три основные группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями, обстоятельствами.

Определительные придаточные поясняют (характеризуют) тот член главной части предложения, который выражен именем существительным или местоимением, и отвечают на вопросы определения: какой? чей?

Например: (1) Метели (какие?), (2) что ломятся в дверцы , (1) с дороги меня не собьют. (А. Фатьянов) [ – , (что =), =].

Изъяснительные придаточные поясняют член предложения (чаще всего сказуемое) главной части и, как и дополнения, отвечают на вопросы косвенных падежей.

Например: (1) Мы оживлённо беседовали о том (о чём?), (2) как разрешить создавшуюся ситуацию . [ – = ], (как =).

Обстоятельственные придаточные обозначают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чём сообщается в главной части сложноподчинённого предложения. Они отвечают на вопросы обстоятельства.

Например: (1) Чтобы полюбить музыку , (2) надо прежде всего её слушать (с какой целью?). (Д. Шостакович) (Чтобы =), [=].

6.Сложноподчинённое предложение

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не - ли, ли - или, то ли - то ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.): Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В.

Маяковский) - средство связи - союз чтоб. Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли, который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также, стоит не в начале части. Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы. Я спросил, идёт ли он со мной, или мне идти одному - средство связи - двойной союз ли - или. Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) - средство связи - союзное слово какой, входящее в состав сказуемого. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... (М. Ю. Лермонтов) - средство связи - союз когда. Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия: Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришёл. Хорошо, что он пришёл. В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому, что он пришёл. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад. Однако в некоторых СПП с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения; напр.: Всё началосьс того, что вернулся отец. Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным. Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью: Что он не придёт, мне было ясно сразу. Придаточное изъяснительное занимает позицию, соответствующую дополнению или подлежащему; в комплексе 2 ему соответствуют придаточные дополнительное и подлежащное.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

    Обучающие:

1)знакомство с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными;

2)наблюдение над использованием союзов и союзных слов в предложениях подобного вида данных предложениях;

3) формирование правильной, грамотной устной речи

    Развивающие:

1)развитие устной речи учащихся, навыков монологического высказывания на лингвистическую тему;

2) развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений аргументированно доказывать свою точку зрения;

3) развитие навыков групповой работы, умения принять чужую точку зрения, давать объективную оценку ответам одноклассников.

    Воспитательные:

1) воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;

2) воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;

3) воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

Задачи урока:

1) изучить теоретический блок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»;

2) уметь применить полученные знания на практике:

    находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;

    определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;

    правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

    составлять схемы предложений с указанными придаточными;

различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.

Необходимое оборудование: компьютер / ноутбук, проектор, экран / интерактивная доска, учебник, тетрадь

План урока.

I. Организационный момент. Мотивация.

II . Повторение изученного материала.

    Работа по карточкам.

    Лингвистическая разминка.

    Фронтальный опрос.

III . Изучение нового материала.

1. Работа с лингвистическим текстом и составление опорной схемы (групповая работа)

2. Презентация опорной схемы

IV . Закрепление пройденного материала.

    Исследование СПП с придаточными изъяснительными (групповая работа)

    Цифровой диктант (Работа над различением придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи).

    Работа с текстом (комплексный анализ).

    Работа по синтаксической синонимии. (замена предложений с прямой речью СПП с придаточными изъяснительными).

    Редактирование предложений (развитие письменной речи учащихся)

V . Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI . Домашнее задание.

ХОД УРОКА

    Организационный момент. Мотивация.

    Повторение изученного материала.

(Трое по карточкам на местах, остальные участвуют в лингвистической разминке и во фронтальном опросе).

1. Индивидуальные задания (карточки):

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

В сложной би_графии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелес_ные ска_ки. 4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:

1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;

2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)

Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучении нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал.

2. Задания для лингвистической разминки ( Слайды 2, 3):

1) А4.Укажите ошибочное суждение.

1. В слове СПОСОБ все согласные глухие

2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.

3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.

4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

(Для верного выполнения задания запишем, как произносятся выделенные слова, то есть сделаем транскрипцию слов.

1.СПОСОБ - [СПОСАП ] – в абсолютном конце слова происходит оглушение. [С], [П] – глухие согласные. Первый вариант нам не подходит.

2. БОЮСЬ - [БАЙ , УС , ] – 5 букв, 5 звуков. Количество букв и звуков совпадает, следовательно, ОТВЕТ – 2.)

Слайд 3

2) B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)

3. Фронтальный опрос (слайд 4)

1. На какие группы делятся СПП по их значению?

(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

3. Как различить союз и союзное слово?

(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?

(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.

Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)

5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными .

(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый)).

    Изучение нового материала.

    1. Определение целей и задач урока (слайд 5). На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными,

- проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях,

- продолжим работать над составлением схем СПП,

Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.

2. Работа с лингвистическим текстом (слайд 6). Изучив параграф 23, составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы (слайд 6):

Презентация опорной схемы (слайд 7)

IV . Первичное закрепление

    Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному. (слайды 8, 9)

Образец :
[Арсеньева поразило (что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). ,(насколько).

4. Известно () что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны всякий знает ().

6. Сколько он так просидел трудно сказать ().

7. Боюсь предугадать () какова будет его реакция и волнуюсь

8. Он поинтересовался () крепка ли наша дружба.

V . Закрепление изученного материала.

1. Распределительный цифровой диктант (слайды 10-11).

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными. (В слабом классе предложения лучше показать на слайдах 10 - 11)

    На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)

    Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)

    Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

    Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

    По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)

    В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)

    Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

    Следователь догадался, где может скрываться преступник.

    Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

    Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).

Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.

Ключ

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.

2. Запишите текст (слайд 12). Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Задания к тексту:

А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.

(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).

Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.

(А.М. Опекушин – ваятель – мастер)

В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3) (слайд 13).

Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения (слайд 14).

Решено было, что он будет стоят ь в Пятигорске.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:

    Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;

    Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).

3. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными. (слайд 15).

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)

(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

4. Развитие речи учащихся . (слайд 16)

Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.

Задание: исправьте ошибки в построении предложений.

(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей )

(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)

VI . Рефлексия деятельности на уроке (слайд 17).

Учебная и дополнительная литература, использованная при подготовке к уроку:

    Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

    Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя.- М.: просвещение, 1999,

    Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 9 класса. В 3-х ч. Ч. II . – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2008.

    Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2012.

    Нормы русского литературного языка: практ. Материал к урокам / О.В. Загоровская, О.В. григоренко, Г.А. Заварзина и др.; под ред. О.В. Загоровской. – М. : Просвещение, 2006.

Просмотр содержимого презентации
«СПП с придаточными изъяснительными»


1.Психологический настрой

«Подари улыбку» Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. И с этой улыбкой начнем урок.



Мой университет - www.moi-mummi.ru

1. Предложение, в котором только одна грамматическая основа 2. Связь в сложных предложениях 3. Виды сложных предложений 4. Угадайте по вопросам, союзам и союзным словам типы придаточных 5. За сколькими зайцами нельзя угнаться? 6. Золотое колесо в синем небе? 7. Сколько букв в русском алфавите? 8. Назовите три последние буквы алфавита. 9. Какой сегодня день? (Пятница, 19 декабря./


Правильные ответы

  • 1. Простое.
  • 2. Союзная и бессоюзная.
  • 3.СПП и ССП.
  • 5. За двумя.
  • 6. Солнце.)
  • 7. 33
  • 8.Э,ю,я

3. Записываем в тетради:

Классная работа.

А прежде чем написать тему проведем небольшое наблюдение.


4.Наблюдение и вывод 1) Ребята видели… 2) Они думали…. 3) Им казалось…. 4) Они рады…. 5) Приятно…. Беседа:


Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Тема урока:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными


Опрос по пройденным темам.

1. На какие группы делятся СПП по их значению?

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

3. Как различить союз и союзное слово?

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они выражаются?


Изучение теоретического материала учебника СПП с придаточным изъяснительным Метод ДЖИГСО

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?
  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?


Защита проекта.

Есть ли в казахском языке придаточные изъяснительные?

Какую роль играет указательное слово в главном предложении?

Что мы узнали о придаточных изъяснительных?




Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным

[ ] , ( ).

КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ

К. СЛ.

(УК.СЛ.)

С.СЛ ОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО …

СОЮЗЫ : ЧТО, КАК, КУДА …

ЧАСТИЦА ЛИ


Образец : [ Арсеньева поразило (что?) ] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности) . ,(насколько) .

С.СЛ. - НАР

- . - . - . - . - . -

Подл.-мест.

- . - . - . - . - . -

1.Эти люди знали (), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть (), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен (), что он справится с заданием.


Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.


Словарно-орфографическая работа

  • В А ЯТЕЛЬ, -я; м. Высок. Скульптор. Античные ваятели

Синтаксический разбор

Реше..но было что он будет стоять

в Пятигорске.


Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные предложения в СПП с придаточными изъяснительными

  • Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
  • Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
  • Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

Определите, какая норма литературного языка нарушена. Исправьте ошибку.

  • Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
  • В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Подведем итоги

  • Придаточные изъяснительные относятся к …………………………………………… в главной части СПП.
  • Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы …

  • К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи …

словам со значением речи, мысли, действия

косвенных падежей

подчинительных союзов и союзных слов


Оценивание уч-ся

Домашняя работа: Упр стр


Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Цель урока:

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания

Ход урока

I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают предложения, составленные по данным схемам

Повторение изученного материала

Осложненное списывание. Выпишите ССП с придаточными объяснительными. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.

1. В лучах росистых в лучах зеленых теч..т реч..нка что мне мила (Ф. Фатьянов.) 2. Одни только старич..к священник был несомненно убежден что он делает очень полезное важное дело. (Л. Толстой.)

3. Вмиг по речи те опознали что царевну принимали усадили в уголок подносили пирожок (А. Пушкин.)

Какие предложения выписали? Почему?

Вывод: Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части ССП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду - чего? вижу - что и т. п.

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.

Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:

Я считаю... Мы с другом условились... По внешнему виду можно предположить...

Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при по мощи:

1.Союзов: что, как, будто, чтобы, ли.

2. Союзных слов: что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему.

Многие ССП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе

указательные слова, которые чаще всего выражены указательными

место имениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять:

Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нель зя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь. (С. Маршак)

I I.Проверка знаний. Отработка умений и навыков Комментированное письмо

Определите, где что присоединяет придаточное определительное, а где

изъяснительное. В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным словом? Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который. Расставьте знаки препинания.

1. Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало. 2. Сведения что были

получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что

Пугачев занял несколько крепостей оказались верными. 3. Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4. Мысль что завтра я навсегда поки ну родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5. Объявление что завтра будет субботник вывесили зара нее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.

Запомни! Использование в одном и том же предложении союза

И частицы ли недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.

Редактирование

Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях.

  1. Он спросил, что долго ли художник работал над картиной

и о чем в них хотел рассказать.

2.Алеша спросил , что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.

б) Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостает.

1. Николай сказал, что должен был сказать для примирения рас сорившихся друзей. 2. Командир разъяснил, что бойцы должны были сделать. 3. Я знал, что брат придет завтра. 4. Я никак не мог решить ся сказать матери то, что задумал уехать. 5. Она поняла то, что за че ловек он был. 6. Лектор говорил, что всем было известно. 7. Читая первые главы «Евгения Онегина» мы уже узнаем то, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».

Графический диктант

1. Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще. 2. Любке сказали, чтобы она подумала, не

лучше ли ей сознаться, и отпустили в камеру. (А. Фадеев.) 3. На снегу было много старых следов, только неизвестно было, ушел ли тигр на охоту сам или это мы спугнули его. (В. Арсеньев.) 4. Пограничник должен был узнать, много ли нарушителей перешло границу и как глубоко в тыл они успели зайти. 5. Скажи, что ты читаешь, и я ска жу, кто ты. (А. Чехов.) 6. Здесь смеялись мало, и не всегда было яс но, над чем смеются. (М. Горький) 7. Няню Пушкина стали спраши вать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги. (В. Вересаев.)

III. Итоги урока

В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?

При помощи чего придаточное изъяснительное присоединяется к главному предложению?

Домашнее задание

Закончите предложение придаточными изъяснительными.

Я давно знал, где...

Я давно знал, куда...

Я давно знал, откуда...

Я давно знал, что...

Я давно знал, когда...

Я давно знал, сколько...

Я давно знал, какой...


Предложения в русском языке бывают сложными и простыми. В последних - только одна основа, то есть либо подлежащее и сказуемое, либо вообще один из этих членов (тогда предложение ещё и неполное). В сложных предложениях основ две или более. Стоит обратить внимание на то, что основа - это два члена, и несколько однородных не делают предложение сложным.

Виды сложных предложений

Сложные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. В случае сложносочиненного предложения (ССП) обе его части равноправны, могут быть разделены и не потеряют своего смысла. ССП состоит из двух или более простых предложений и соединяется союзом или союзным словом. ССП бывают соединительными, разделительными и противительными, в зависимости от того, каким союзом они соединены.

Сложноподчинённые предложения

Стандартное сложноподчинённое предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного зависимого (придаточное изъяснительное, определительное или обстоятельственное). Может быть, конечно, и несколько главных, и несколько зависимых предложений.

Придаточное изъяснительное

СПП с придаточным изъяснительным - это предложение, распространяющее своим содержанием слово, имеющее значение чувства, мысли, речи, состояния (чаще всего глагол). Придаточное изъяснительное предложение начинается с союзов будто, как будто, словно, что, чтобы и др.

Примеры придаточных изъяснительных:

1. "И Бродяжник умолк, чтобы не вызывать лишних слухов."

2. "А Сэм в детстве мечтал, что когда-нибудь, хотя бы в прекрасном сне, увидит прекраснейшую из эльфиек - Лучиэнь Тинувиэль."

Правила пунктуации, связанные с придаточными изъяснительным

Придаточные всегда отделяются от главного предложения запятой, то есть знак препинания ставится непосредственно перед разделяющим союзом или союзным словом. Например:

1. "Мэрриадок подумал, что пора пойти прогуляться". Придаточное изъяснительное здесь "что пора пойти прогуляться" зависит от глагола-сказуемого "подумал".

2. "Лавр Наркисс понял, что, чтобы не причинить вреда путешественникам, надо помалкивать о последних происшествиях". Этот случай сложнее: здесь одно из придаточных изъяснительных "спряталось" в другом. И они всё равно отделяются с помощью запятых перед союзами или союзными словами (в примере - перед "что" и "чтобы").

В ситуации, когда предложение длинное, многими способами распространённое и усложнённое, некоторые запятые можно заменить на точки с запятой для облегчения восприятия. Тире в качестве разделительного знака может ставиться лишь при сильном значении противопоставления для интонационного различения придаточного и главного.

Другие виды придаточных

Кроме изъяснительного, есть ещё обстоятельственные и определительные придаточные. Они тоже отделяются с помощью запятых от главных предложений и присоединяются союзами или союзными словами. Для более подробного изучения русской пунктуации и синтаксиса мы рекомендуем обращаться к учебнику под редакцией Бабайцевой.