Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Создать кластер по теме познание. Составление кластера

Создать кластер по теме познание. Составление кластера

«Познавательная деятельность на обществознании» - Деятельностные формы учебно-познавательных компетенций. Парадокс познания. Процесс познания. Виды учебно-познавательной деятельности. Критерий истины. Ощущение. Учебно-познавательная компетенция. Проблемное обучение. Компетентностно-ориентированные задания. В конце урока. Кластер. Реальный выход из создавшейся ситуации.

«Подготовка к олимпиаде по обществознанию» - Теоретические положения. Тема турнира. Правильный ответ. Разновидности олимпиадных заданий. Подготовка к заочному этапу XV турнира им. М.В. Ломоносова. Содержательные разделы. Система оценивания. Заполните таблицу. Типы заданий. Основные социальные объекты. Поиск социальной информации. Число заданий.

«ФГОС по обществознание» - Структура ФГОС. Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела. Изменение в требованиях к результатам.

«Подготовка к ГИА по обществознанию» - Государственный бюджет. Стимулирование труда. Инфляция. Суждения о покупательной способности денег. Суждения о формах заработной платы. Суждения о косвенных налогах. Заработная плата. Деньги. Акцизный сбор. Бюджет. Суждения о государственном долге. Виды налогов. Статьи дохода. Какую функцию выполняют деньги.

«Примерная программа по обществознанию» - Структура примерной программы по обществознанию. Последовательность, предложенная в примерной программе. Понимание специфики познания мира средствами искусства. Цели обществоведческого образования в основной школе. Общая структура каждой программы традиционна. Моральные и правовые нормы. Расширяется круг источников социальной информации.

«Олимпиада по обществознанию» - Задания множественного выбора. Задания с открытым ответом. Карикатура. Задания на установление правильной последовательности. День, проведенный на занятиях. Задания альтернативных ответов. Пропущенные слова. Диаграммы. Приоритетный национальный проект «Образование». Стимулирование интереса учащихся.

Всего в теме 21 презентация

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы . Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Познание мира 3 класс

Тема: Профессиональные праздники.

Цель: ввести в активный словарный запас понятие «профессиональные праздники».

Задачи : развитие умения работать в паре, группе; формировать креативные навыки при выполнении практических работ.

Ход урока

    Мотивационно- целевой этап.

    Приветствие.

    Эмоциональная рефлексия «Смайлик»

    Запрос темы и цели урока.

Отгадайте загадки и определите тему урока.

Мы землю глубоко копаем

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли. (Шахтер)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

Волкам и беркутам на страх

Всегда пасёт овец в горах. (Чабан.)

По каким признакам вы догадались? Где могут работать люди этих профессий?

А какой сегодня праздник? Люди каких профессий его отмечают?

II . C одержательно - познавательный этап.

    Мозговой штурм (работа в группе).

Выполните кластер по теме «Профессии моего города».

Демонстрация выполненных работ.

7) Работа со схемой «Фишбоун»

Какие праздники отмечают в нашем городе?

Классифицируй в рыбной кости.

8) «Путаница»

Профессии и их обязанности перепутались – распутай.

Водитель учит детей.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

    Дебаты «+ и – Нужны ли профессиональные праздники?»

Ребята делятся на две группы: + и -.

Вспомнить правила проведения дебатов.

III. Оценочно- рефлексивный этап.

9) Оценивание.

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

10) Рефлексия.

Какие праздники называют профессиональными?

Когда празднуется День учителя? Шахтера?

11) Домашнее задание.

Составить синквейн о профессии.

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

Кластер «Профессии моего города»

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Рыбная кость «Какие праздники отмечают в нашем городе?»

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

Внес более 2 доводов, активно выступал

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

Кластер «Профессии моего города»

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Рыбная кость «Какие праздники отмечают в нашем городе?»

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

Внес более 2 доводов, активно выступал

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Математика 3 класс Дата_________

Тема: Письменное деление с остатком.

Цель: способствовать формированию умения выполнять деление с остатком «уголком».

Задачи: познакомить учащихся с алгоритмом письменного деления с остатком; формировать практические навыки в самопроверке.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

-

1

2

4

2

5

3

2

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Ключевое слово ДЕЛЕНИЕ

    Мозговой штурм.

Какой пример лишний и почему?

67:7 45:2 38:2 55:4

    Изучение нового материала.

    Физминутка.

    Закрепление материала.

Самостоятельная работа.

Учебник с.121 № 2 (1столбик), с. 122 № 7, 9.

    Оценка по критериям.

Более 5 ошибок -2

3-5 ошибок - 3

1-2 вычислительные ошибки -4

Без ошибок – 5

    Рефлексия «Светофор».

    Домашнее задание

    С.122 №6,8

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Выполни решение с остатком «уголком».

495:4 759:4 924:5 1848:9 2495:2

Представь алгоритм решения примеров в постере.

составление кластера

  • Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приёмы: составление кластера , в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями.

  • Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников.

  • На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.


  • Даёт возможность познакомиться с новой информацией , идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

  • Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом).


V – это я уже знал;

  • V – это я уже знал;

  • + - узнал новое;

  • ? - не понял.

  • По окончании чтения учащиеся обсуждают в группе только один значок: ? - не понял.


  • Позволяет учащимся осмыслить всё, то что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.

  • Используются приёмы: групповая дискуссия , написание мини-сочинения эссе , составление схем или подготовка своего законодательного предложения .


  • Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)


  • ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. (Возникает некий хаос различных данных).

  • Деятельность «импрессиониста»


  • Предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация.

  • Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт…

  • Деятельность аналитика










Методический день содержит в себе формы, как семинара, так и практикума.

Цель: (слайд 2)

  • познакомиться с целями, основными понятиями, дидактическими особенностями, структурой занятий, методами, приемами технологий, ориентированных на действие;
  • посетить открытые уроки с использованием данных технологий;
  • оценить эффективность их применения.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • Приложение 1 Презентация к семинару.

План проведения методического дня. (Слайд 3)

I этап: диагностический.

1) диагностика педагогической компетентности учителей в области современных педагогических технологий;

2) анализ диагностики;

3) выявление проблемы.

II этап: теоретический.

1) теоретический семинар по технологиям, ориентированным на действие:

  • представление итогов диагностики;
  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний по теме семинара;
  • организация групповой работы по изучению теоретического материала;
  • взаимообучение;
  • подведение итогов семинара.

III этап: практический.

1) посещение открытых уроков с использованием технологий:
а) изучения частного случая;
б) дидактических задач;
в) направляющего текста.
2) самоанализ и анализ уроков в группах уроков с позиции темы методического дня;
3) обмен мнениями

IV заключительный.

1) анализ проведения методического дня;
2) рефлексия;
3) выработка решений и рекомендаций.

Подготовка методического дня

1. Организация творческой группы по подготовке и проведению методического дня:

  • разработка анкет для диагностики;
  • анализ диагностики;
  • разработка содержания, структуры теоретического семинара;
  • подготовка раздаточного материала;
  • разработка карт наблюдения уроков, карт анализа уроков.

2. Подготовка методической выставки.

3. Организация методической помощи учителям в подготовке открытых уроков.

4. Организация учителей в группы для посещения открытых уроков.

5. Корректировка расписания уроков.

Участник 2. Прочитайте текст и определите основные этапы технологии дидактических задач (Приложение 5 ) .

Участник 3. Прочитайте текст и выделите возможные варианты использования технологии направляющего текста (Приложение 6 ) .

Участник 4. Познакомьтесь основными понятиями обучения, ориентированного на действие, и выделите возможные варианты его использования (Приложение 7 ).

Шаг 2. Педагоги объединяются в экспертные группы (педагоги, которым дано для выполнения одинаковое задание). Партнеры – эксперты читают и изучают материал сообща, обсуждают ответы на поставленное задание, планируют эффективные способы его преподавания и проверки качества усвоения в первоначальных группах.

Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они по очереди знакомят друг друга с изученным материалом, с ответами на поставленные задания. Задача команды: чтобы каждый член группы овладел всем материалом целиком.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.

2. Заполнение сводной таблицы в группах (1, 2, 3 группы).

3.Обсуждение и подготовка презентации групповой работы (кластера).

3. Этап рефлексии. (Cлайд 12)

Цель: уметь презентовать результаты своей деятельности, аргументировать свою точку зрения, контролировать и оценивать результат своих действий.

Результаты своей работы группы презентуют в формате кластеров.

1. Прием “Возвращение к кластерам”. Презентация групповой работы.

После чтения информации, обсуждения группы учащихся возвращаются к составленному кластеру и вновь организуют информацию соответственно выстроенному ассоциативному ряду, но уже с учетом полученной информации, соответственно действительному соотношению понятий и идей. После составления собственного кластера представителям групп предлагается изложить и аргументировать свой вариант кластера.

Например, могут получиться следующие кластеры:

2. Подведение итогов семинара (слайд 13)

1. Согласны ли вы, что технологии обучения, предполагающие активную деятельность учащихся, могут быть отнесены к компетентностно ориентированным технологиям?

(Ответ. Использование деятельностных технологий обучения направлено на формирование способностей работать самостоятельно, брать на себя ответственность, замечать проблемы и находить пути их решения, анализировать новые ситуации, применяя уже имеющиеся знания, принимать решения, осваивать новые знания, т.е. формировать ключевые компетентности).

2. Почему технологии, ориентированные на действие приобретают особую актуальность?

(Ответ. Эти технологии направлены на решение жизненных задач, частных случаев. Проблемы вытекают из жизненных ситуаций. Знания приобретаются за счет решения этих проблем, информации, полученной из различных источников).

3. Что означает ориентированность на действие?

(Ответ. Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной производственной ситуации, действительной или мнимой, с обязательным выполнением всех фаз полного действия).

III. Открытые уроки

1. Проведение уроков (слайд 14)

Урок с использованием технологии изучения частного случая См. Приложение 8 .

Урок с использованием технологии дидактических задач. См. Приложение 9 .

Урок с использованием технологии направляющего текста. См. Приложение 10 .

2. Обсуждение открытых уроков (слайд 15)

Самоанализ, анализ в группах, обмен мнениями. См. Приложение 11.1-11.4

В переводе с французского слово “синквэйн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Этот прием требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать событие или рефлектировать по данному поводу. Составление синквэйна позволяет резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но с соблюдением правил.

IV. Заключительный этап (слайд 16)

1. Анализ проведения методического дня

Прием”Обобщенная позиция”.

Участники семинара делятся организаторами семинара на три группы: “Апологет”, “Оппозиция”, “Ассоциация”. Каждая группа получает свое задание.

Группа “Апологет”. Задание: выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные, перспективные моменты методического дня.

Группа “Оппозиция”. Задание: выявить и сформулировать недостатки проведения методического дня.

Группа “Ассоциация”. Задание: сделать рисунок, в котором отражены ассоциации (образы), сопутствующие участию в методическом дне.

Группа “Администрация”. Задание: выявить трудности подготовки и проведения методического дня, отметить, что сам семинар был проведен с использованием технологии критического мышления.

После выступления участников групп по заданиям, подводится общий итог методического дня.