Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Что означает педантичный человек. Педантичный человек: определение типа личности в психологии, особенности

Что означает педантичный человек. Педантичный человек: определение типа личности в психологии, особенности

В жизни каждого человека были случаи взаимодействия с людьми, которые иногда могли удивить вас своей, к примеру, преданности большое количество раз проверять выполненную работу или же многократно проверять каждую деталь в бытовых приборах при выходе из дома. Такие люди обладают педантичным характером, но у каждого он выражается в разной степени.

Рассмотрим понятия, что значит педантичность, каковы причины ее возникновения и каким характером обладают педантичные личности.

Так, педантичность - это склонность личности подробно и, порою, дотошно следовать соответствующим законам, правилам, которые были принятым самостоятельно этим человеком для самого себя. Для педанта главным является оставаться довольным самими собой, своими поступками, деятельностью, быть в гармонии со своим внутренним «я», независимо от того, что окружающие могут оценивать его поведение немного странным.

Педантичность с умеренной степенью проявления обычно считается положительным свойством, в то время как чрезмерное ее проявление является первопричиной различных проблем, возникновений конфликтных ситуаций и недоразумений в окружении педанта.

Иногда такие люди пытаются навязать свои привычки другим, считая при этом свою точку зрения единственно правильной. Наличие педантичности в характере человека говорит об отсутствии гармонии данной личности, об отсутствии у нее психологической гибкости. Педантичность являет собой определение главной черты анкастического характера. В основном люди с таким характером встречаются в странах Северной Европы, Германии, в государствах постсоветского общества их довольно немного.

Внешний вид педантичных людей отличается аккуратностью и даже в домашней обстановке педант старается выглядеть, как с иголочки. Часто ананкасты, личности с ярко выраженной педантичностью, увлекаются каким-либо коллекционированием. Такие люди не торопятся принимать поспешных суждений. Они взвешивают все «за» и «против». Они незаменимы в областях, где необходимо точное выполнение обязанностей, что означает, что педантичность не является отрицательной чертой характера.

Его положительные проявления – это добросовестность, аккуратное выполнение любой работы, тщательность, не требующая контроля других над работой педантичного человека. Им не знакомо поспешное выполнение своей работы и расхлябанность. Им не свойственно по многу раз менять свое место работы, они им дорожат, уважая коллектив.

Диагностика педантичности

Если вы сомневаетесь присуще ли вам это свойство, предлагаем вашему вниманию небольшой тест на педантичность:

Вам необходимо утвердительно или отрицательно ответить на следующие вопросы. Не размышляйте долго над ответами.

Итак, за утвердительные ответы на вопросы 1, 3-7, 9-11, 13, 14 начислите себе 1 балл.

За отрицательные на вопрос 2, 8 и 12 также поставьте один балл. Сложите эти два числа. Сумма баллов отражает уровень вашей педантичности.

Уровень 0-4 – низкий. 5-9 – средний. 10-14 – высокая степень педантичности.

Итак, педантичность не всегда является отрицательной чертой характера. Просто необходимо не перегибать палку в выполнении какого-либо задания или отношения к окружающим.

Педантичный тип личности

Педантичная личность распознается не сразу. Чтоб ее понять, нужно принять вместе с ней участие в каком-либо деле, вместе работать или жить. Тогда педантичная личность начинает постепенно раскрываться. Основными чертами такого человека являются дотошность, скрупулезность, пунктуальность. При крайней и явной выраженности черт такой личности появляются патологические свойства ананкастической психопатии.

Такая патология характеризуется «невозможностью», «неумением» принимать решения. Это «неумение» заключается в том, что педантичные личности не могут предпринять последний шаг и от обдумывания перейти к действиям. Они тянут с решением, многократно проверяя и перепроверяя его даже тогда, когда для здравого человека проверять уже как бы нечего.

Нескончаемая «умственная жвачка» и нерешительность характеризуют личность ананкастического типа. Такая личность раз за разом прокручивает все решения, убеждая себя в невозможности найти еще лучшее решение, и никак не решится сделать последний шаг к действию.

Постоянные многократные проверки выполненной работы, многократная проверка бытовых приборов при уходе из Дома - выключен ли газ, утюг, кран, закрыты ли двери - сопровождается троганием и подергиванием ручек, многократным хождением по квартире. И это при том, что у них ни разу не бывало, чтобы был оставлен включенным утюг или Газ, оставлена открытой квартира.

Любая домашняя работа у ананкаста занимает больше времени, чем у других. Это связано с тем, что он многие вещи делает по несколько раз: посуда моется 3-4 раза, при приготовлении пищи овощи тщательно и несколько раз моются, очищаются, дотошно осматриваются, крупы перебираются по крупинке. Но во многих случаях до такой крайности дело не доходит.

Существует несколько акцентуаций педантичности характера. Когда поведение такого человека остается в рамках допустимого для общества, он может даже иметь преимущества во многих видах деятельности. Таких людей отличают основательность и серьезность.

Это люди долга. Если они сказали - значит, они свою работу сделают основательно и хорошо. Поэтому таких людей в производственных коллективах ценят и уважают. К работе они относится добросовестно. Им чужды поспешность, расхлябанность, любая мелочь не уйдет от их внимания.

Это люди одного места. Они не любят менять место работы, обычно дорожат им и любят свой коллектив.

В работе иногда они могут «доставать» своим занудством, крючкотворством, формализмом, но именно на такой работе, где эти качества востребованы, они лучше и успешней справляются.

Иногда при определенных обстоятельствах они склонны к психостении, ипохондрии. Имея много положительных черт, такие люди становятся руководителями (часто не по своей воле поднимаются до «уровня своей некомпетентности»), ввиду того, что хорошо выполняли предыдущие обязанности. Будучи руководителями, они боятся принимать ответственные решения, связанные с риском.

Возможно, они боятся брать на себя ответственность за поступки других. Это прекрасные экономисты, бухгалтеры, финансис¬ты, банкиры, а также специалисты многих других профессий, где ценятся формализм и буквоедство в хорошем смысле слова.

Это незаконченная статья. Педантичный человек — это тот, кто постоянно перепроверяет домашнюю работу. Давайте обобщим, что значит педантичный человек. Позвольте предположить: скорее всего, вы не являетесь педантичным человеком. Педантичный человек – это буквоед, формалист и невыносимый зануда, но есть такие профессии, где эти качества незаменимы и востребованы. ПЕДАНТИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Строгий в выполнении всех требований, чрезвычайно точный и аккуратный.

Попробуем описать ананкастических людей. Главной чертой этого типа личности является педантизм. Сразу или при поверхностном общении с ними эту черту характера выявить практически невозможно. Такой человек просто незаменим при выполнении каких-либо точных и пунктуальных обязанностей. В этом случае человек уже не может самостоятельно принять решение в какой-либо ситуации. Он постоянно и многократно все обдумывает и сомневается тогда, когда обычный человек уже давно бы начал действовать.

К примеру, если авиаконструктор, проверяющий исправность самолета перед вылетом, окажется человеком педантичным, многократно все проверит и пересмотрит, то это принесет только пользу. Выключен ли свет, утюг или газ, человек-педант лучше перепроверит несколько раз перед отъездом из дома. Притом что ни разу не бывало такого, чтобы хоть что-то из этого списка он забыл сделать.

У такого человека не пройдет в работе девиз: «Сделай как-нибудь!». Педантичный тип характера зачастую приносит своему хозяину только плюсы, естественно, если его поведение не переходит рамки разумного. Любая порученная ими работа будет сделана хорошо и вовремя, так как педанты — люди долга и добросовестно относятся к своим обязанностям.

Педанты тяжело переносят смену работы, они сильно привыкают к своему коллективу и очень им дорожат. Часто люди, обладающие качествами педанта, становятся хорошими руководителями и поднимаются очень высоко. Такое происходит даже не по их воле. Просто ответственный человек, хорошо выполняющий свои обязанности, зачастую продвигается выше по служебной лестнице.

Педантичный человек – это аккуратист и чистюля даже в своем внешнем виде. Такие люди отличаются безупречной чистотой в своих вещах, аккуратной прической или стрижкой, начищенной обувью. Но иногда патологические проявления могут лишить его покоя или даже сна. Постепенно уходит вся радость жизни, превращая человека в психопата, обволакивая его со всех сторон навязчивыми мыслями.

Как образованный человек учительница понимала, что эта каторжная суточная работа никому не нужна, ведь она мешала сконцентрироваться на проведении урока и реальных знаниях учеников. П. Б. Ганнушкин в свое время заметил, что навязчивость — это своеобразная форма педантичности, которая перешла грань дозволенного.

Если же рассматривать слова Ганнушкина более глубоко, то становится понятно, что навязчивость — это психическая патология, которая напрямую связана именно с педантичностью. Неуправляемая навязчивость — это и есть чистой воды искаженный педантизм. Основными чертами такого человека являются дотошность, скрупулезность, пунктуальность.

Педантичный человек: как выжить рядом с педантом?

Это «неумение» заключается в том, что педантичные личности не могут предпринять последний шаг и от обдумывания перейти к действиям. Они тянут с решением, многократно проверяя и перепроверяя его даже тогда, когда для здравого человека проверять уже как бы нечего.

Когда поведение такого человека остается в рамках допустимого для общества, он может даже иметь преимущества во многих видах деятельности. Таких людей отличают основательность и серьезность.

Педантичный характер человека, коррекция акцентуации педанта

Поэтому таких людей в производственных коллективах ценят и уважают. В работе иногда они могут «доставать» своим занудством, крючкотворством, формализмом, но именно на такой работе, где эти качества востребованы, они лучше и успешней справляются. Имея много положительных черт, такие люди становятся руководителями (часто не по своей воле поднимаются до «уровня своей некомпетентности»), ввиду того, что хорошо выполняли предыдущие обязанности.

Я не знаю, насколько часто вам приходилось встречать архи аккуратных людей, но для меня эта проблема актуальна чуть более чем полностью. Педант и сам не осознает то, насколько он капает своей аккуратностью и стремлением к порядку на мозги другим людям. Я думаю, если такой хомячок завёлся в вашем окружении, выходит один - бежать.

Прикольно написал) Поймал себя на том, что в себе тоже содержу часть свойств Педанда, хотя больше всё равно от разъёбая и это выручает. У каждого есть своя сильная сторона, а потому врожденные педанты такие какие они есть.. Кстати Германия одна из самых богатых стран мира, так что не стоит здесь возвышать СПОНТАННЫХ людей в Богов..

Продолжаем цикл постов о программе психокоррекции характера, сегодня рассмотрим педантичный характер. Тест Характер Люди с педантичным характером редко вступают в конфликты, выступая скорее пассивной, чем активной стороной.

На службе, педантичный человек, ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Педантичный характер делает человека робким, нерешительным, сомневающимся в выборе удачных вариантов решения задачи. Негатив педанта в том, что он, зачастую, слишком озабочен собственным здоровьем, а это может привести к ипохондрии.

У одних людей педантизм носит весьма болезненный, навязчивый характер, часто связанный с объективными психическими расстройствами, в том числе, психозами. Такой педантизм можно назвать частью жизненной стратегии человека.

что такое педантичность илил педантичный человек?

Ананкаста от делового педанта отличает, в основном, характер переживаний. Педантичное отношение к своим обязанностям. Педантично (нареч.) выполнять все поручения. ПЕДАНТ - ПЕДАНТ, а, муж. Человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни). 1. Человек, излишне строгий в соблюдении определенного порядка.

Это люди одного места. Они не любят менять место работы, обычно дорожат им и любят свой коллектив. Позитив педантичного характера в том, что педант осознает поступки, а это плюс для производства. Педантичный тип акцентуации в характере человека означает, что он вполне доволен своими привычками и считает, что иначе жить невозможно.

Педантичность – это характеристика личности, которая проявляется в чрезмерно точном соблюдении правил, аккуратности в выполнении дел и в бытовой жизни, скрупулезности и следовании мелочам. Это стремление к поддержанию заведенного хода вещей, принятых формальных норм. Педантичность может иметь легкую степень проявления, что помогает личности благоприятно социализироваться в обществе, следуя его правилам, а может носить сверхнормальный характер, выступающий симптомом психоневрологических нарушений (ананкаст) и сводиться к навязчивым идеям.

Педантичность в работе чаще всего обусловлена сознательными решениями, которые мотивируются расчетом рациональности и желанием получать максимальное количество выгоды из рабочей обстановки (проявляется в высоком качестве работы и соблюдении сроков). Отличием высокого уровня педантизма в трудовой деятельности от болезненного высокого уровня является сознательность стремлений и наличие сильных переживаний (в рабочей педантичности длительных и болезненных переживаний нет, тогда как в болезненной форме они носят навязчивый характер).

Педантичность, что это такое?

Значение слова педантичность раскрывается в неукоснительном следовании законам, при этом приоритетность законов обусловлена внутренними выборами человека, а не установленными обществом. Человек, которому присуща педантичность, приходит вовремя и уходит по звонку, точен и принципиален в мелочах (если в обеденное он ежедневно наводит порядок на рабочем столе, а потом пьет чай, то ваше предложение изменить порядок и провести этот час в кафе может быть встречено негодованием, а иногда даже ).

Педантичность это в психологии одна из сторон , так как все прилагаемые усилия делаются для личного самодовольства, даже если это выглядит странным и неуместным для окружающих.

Педантичность, что это такое? Внешние проявления педантичности могут носить социально-полезный характер (аккуратность, наведение строгого порядка). В целом, это стремление приблизить состояние окружающего мира к некоему идеальному, по мнению педанта, состоянию. Примерами житейского проявления педантичности может быть: расположение книг на полке в определенном порядке (по цвету или по размеру); нахождение всех вещей в доме на своих определенных местах; ритуалы, связанные с уходом с работы или из дома (доделать весь список дел, проверить воду и электричество); строгое следование плану работ, а также выполнение исключительно своих обязанностей, оговоренных заранее, вне зависимости от изменения ситуации; поддержание чистоты и гигиены (зубы чистить строго десять минут, руки мыть после каждого прикосновения к кому-либо, уборка квартиры раз в неделю и прочее).

Характерна педантам и забота о своем здоровье, среди них практически не встречаются случаи алкоголизации или наркомании. Обусловлено это не наличием моральных принципов, а ужасом, который испытывает человек от состояния отсутствия контроля, что сопровождает все виды опьянения.

Людям с педантичностью тяжело расслабиться полностью, ведь их жизнь подчинена определенным правилам, несоблюдение которых ведет за собой повышение уровня тревоги, а соблюдение занимает практически все их жизненное время.

Педантичность в работе практически полностью строится на расчете и сознательном исполнении, является частью жизненного стиля, который помогает добиться хороших результатов. Так как существует множество вещей, которые могут выполняться на автомате или по заведенной привычке, и не требуют высоких энергозатрат, но вместе с тем могут приносить весьма значительную пользу (например, поддержание порядка на рабочем столе экономит много времени, которое в иных условиях будет потрачено на поиск необходимых вещей или документов). Действия в случае делового педантизма полностью подчинены человеку, не затрагивают глубоко его эмоциональную сферу и в любой момент могут быть прекращены самим человеком, без каких-либо негативных переживаний.

Педантичность имеет частое сочетание с личностной критичностью, благодаря которой человек анализирует поступающую информацию. В случае педантов, шансы воспринять какую-либо информацию на веру маловероятны. Прежде чем менять свою устоявшуюся жизнь, они, как следует, проанализируют до мельчайших подробностей альтернативные знания и только потом включат их в модель собственного мира.

Педантичность это в психологии качество личности, которое при своем чрезмерном проявлении является пусковым механизмом для развития излишней тревожности, которая по сути своей не имеет места и никак не относится к реальности происходящего. Так у человека может случиться нервный срыв из-за невозможности продезинфицировать ладони в определенное время, или сорваться важная деловая встреча, потому что по его представлениям нельзя наступать на линии на полу.

Педантичность это хорошо или плохо?

Значение слова педантичность может приобретать позитивную и негативную окраску, в зависимости от проявления, а также того, кто оценивает. К положительным проявлениям можно отнести распланированность дня, поддержание чистоты и всегда выполненные в срок дела. Для самого человека эти проявления, безусловно, позитивны, хотя некоторых окружающих может раздражать отсутствие спонтанности и некая дотошность.

Педантичность, как и любое проявление человеческих особенностей, может быть достоинством и может быть недостатком, что зависит от уровня развитости педантичных проявлений. При умеренном проявлении, педантизм способствует проявлению дисциплинированности, исполнительности. Именно эта характеристика помогает вовремя начинать деятельность и доводить начатое до конца, способствует добросовестному исполнению дел. При ответственных проектах, где стоят четкие сроки, наиболее ценятся именно сотрудники с умеренно развитой педантичностью. В этом случае педантичность — это хорошо.

В своем крайнем проявлении педант считает свои убеждения исключительно истинными и навязывает их окружающим, что провоцирует и неприязненное отношение к педанту и диктатору. Излишняя педантичность, как свойство личности тесно коррелирует с замедленностью протекания нервно-психических процессов, добротой и чувством долга на грани идиотизма, что влечет задержку принятия решений и завершении дел (ведь всегда найдется мельчайшая деталь, которая не совсем соответствует и ее необходимо исправить). В этом случае педантичность — это плохо.

Педанты страдают от отсутствия психологической гибкости и узкого круга общения (рядом остаются люди, которые могут толерантно относиться ко всем особенностям педанта). В негативном своем ракурсе, педантичность (ананкастность) свидетельствует о наличии глубокого страха жизни и неуемном стремлении хоть немного его ослабить, путем внесения контроля во все сферы. Чем больше контроля установит человек, тем более безопасными и предсказуемыми становятся события, тем менее пугающей кажется жизнь, однако реальной гарантии это не дает, поскольку мир бесконтролен и его невозможно предугадать.

В случае чрезмерного педантизма, который уже обретает черты заболевания, человек не в состоянии избавиться от эмоций связанных с производимыми действиями, даже если сами действия он еще может контролировать. В таких случаях даже шторы, висящие не под «правильным» углом, могут надолго оставить след в душевном состоянии педанта. В некоторых случаях болезненный педантизм развивается в обсессивно-компульсивное расстройство (с характерными навязчивыми действиями, например постоянное мытье рук) и психоз.

Как можно приучить себя к педантичности? Помимо проявления излишнего педантизма, у отдельных людей отмечается его недостаток. Педантичности не хватает людям, которые часто опаздывают, не заботятся о соблюдении норм и правил, их мало беспокоит собственная внешность и наличие порядка. Это может быть проявлением творческого начала в личности, которое не терпит предсказуемости и стабильности, дает возможность ориентироваться в меняющейся ситуации и способность быстрого переключения. Но если недостаток дисциплинированности негативно сказывается на жизни человека, то следует заняться развитием у себя такой способности.

Развитие недостающей педантичности можно начать путем обозначения собственных задач, и следованию исключительно им. Хороши в практическом применении методики и фильтрация сторонних, мешающих дел. Стоит самостоятельно спланировать собственный день, упорядочить пространство.

Как и в большинстве понятий, невозможно однозначно определить педантизм это хорошо или плохо. Все зависит от человека, ситуации, степени проявления и влияния на качество жизни.

Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер

1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера

Ввиду того что ананкастические люди часто встречаются в Германии, Северной Европе, а в России редко, то и описание характера будет относительно кратким.

Главной чертой данного характера является педантизм ,то есть мелочное, придирчивое соблюдение формальных требований. Педантизм имеет такие положительные проявления, как аккуратность, добросовестность, редкая тщательность при выполнении работы без всякого контроля со стороны. Педантичный человек остерегается поспешных суждений, взвешивая, словно на аптекарских весах, свои слова и поступки, нередко отличается толковостью, так как досконален в своей практичности. Такие люди незаменимы там, где требуется точное, пунктуальное выполнение обязанностей.

Прекрасно, если авиатехник, проверяющий перед вылетом самолет, окажется человеком с подобными свойствами. Однако если педантизм выражен чрезмерно, то тогда такой авиатехник, многократно проверяя закрученность винтов, может настолько переусердствовать, что свернет винт. У педантичной домохозяйки на кухне царит музейный порядок, каждую ночь она встает, чтобы проверить электроприборы и газ, хотя ни разу в жизни не забывала их выключить. В бухгалтерских книгах ананкаста видна четкость, законченность. В работе таким людям совершенно не свойственна установка — «и так сойдет».

Внешний облик педанта обычно отличается особой аккуратностью: ботинки начищены до блеска, одежда всегда чистая и выглаженная, нередко изысканная, волосы хорошо подстрижены и уложены. Даже в домашней обстановке такой человек не выглядит неряшливо.

Очень часто ананкасты увлекаются коллекционированием и содержат свои коллекции в образцовом порядке. Если эпилептоиду важна денежная ценность коллекции или сознание того, что у других такой коллекции нет, то для ананкаста важна ее полнота. Для ряда ананкастов не столь важны предметы коллекционирования, сколько сам процесс.

Ананкастический акцентуант доволен своей педантичностью, считает, что именно так и надо жить. Психопата же педантичность может лишить покоя, радости жизни, отдалить от людей, эмоционально иссушить. Патологическая педантичность несет в себе оттенок бессмысленности, навязчивости. Скрупулезно придираясь к деталям, ананкастический психопат «закапывается» в них и не способен закончить начатое дело. Буква законов, правил, приказов становится важнее духа самого дела настолько, что оно теряет смысл. Гибкость и терпимость порабощаются мелочной придирчивостью, от которой страдают отношения с окружающими. Даже добродетель, справедливость такого человека, пропитываясь бессмысленным педантизмом, становится тяжелой, давящей. Особенно тяжело, если нет пауз на юмор, веселье, хоть небольшое легкомыслие. О таком человеке психологически тонко пишет Чехов в рассказе «Необыкновенный». Главный герой Кирьяков «...честен, справедлив, рассудителен, разумно экономен, но все это в таких необыкновенных размерах, что простым смертным делается душно».

Порой сам ананкаст чувствует, что доходит до абсурда в своей педантичности, но тем не менее продолжает следовать ей. Вспоминаю свою пациентку, учительницу начальных классов, которая так тщательно проверяла тетради учеников, что заканчивала этот процесс уже ночью. Через какое-то время она совершенно выбилась из сил, плакала, приходила в отчаяние, но не могла ничего поделать со своей педантичностью. Она уже сама ясно понимала, что это не нужно ни ей, ни ребятам. Более того, реальная учеба учеников интересовала ее все меньше, так как в ближайшее время она должна была эмигрировать из страны. В конце концов она поняла, что ее добросовестность выродилась в навязчивость.

Здесь уместно вспомнить замечание П. Б. Ганнушкина о том, что навязчивость (ананказм) есть «проявление своеобразного педантизма, только перешедшего уже известную грань» (Ганнушкин, 1998: 96). П. Б. Ганнушкин имел в виду, что частое повторение какого-то действия переходит в навязчивую привычку. Однако высказывание Ганнушкина можно рассмотреть и в более глубоком смысле: навязчивость является родной «дочерью» педантизма, произрастая из него, а затем эмансипируя в самостоятельный феномен. И навязчивость, и патологический педантизм имеют общее в дошедшем до бессмысленности формализме, отрыве от живой, содержательной связи с жизнью. Навязчивость ананкаста — это чрезмерный педантизм, вышедший из-под контроля человека. Навязчивость — это маленький карикатурный портрет педантизма. Разберемся в навязчивостях подробнее.

Навязчивости — это, по классическому определению германского психиатра Карла Вестфаля (1877 г.), разнообразные тягостные мысли, переживания, действия, желания, страхи, навязывающиеся человеку против его воли. Он, понимая их ненужность и безосновательность, борется с ними. Иначе говоря, человек к ним критичен. В пылу эмоциональной захлестнутости критичность может временно теряться, но стоит человеку успокоиться, как она полностью восстанавливается, и он говорит о навязчивостях как о нелепости, от которой не может отвязаться. В этом отличие навязчивостей от бреда и от сверхценных идей, убежденность в правильности которых человек отстаивает. При навязчивости мы тоже имеем дело с убежденностью, но только в прямо противоположном — в ее абсурдности. При сомнении речь идет о неуверенности, в которой человеку надо логически разобраться. Если сомнения вытекают из образа мыслей человека, его мироощущения, то навязчивости чужеродны ему.

Наиболее распространено деление навязчивостей на фобии и обсессии (ананказмы). Фобии (страх, боязнь — в пер. с греч. ) — это навязчивые страхи конкретного содержания, охватывающие человека лишь в определенной обстановке и обычно сопровождающиеся бурными вегетативными проявлениями (обильный пот, сердцебиение, затруднение дыхания и т. д.). Фобии — это непроизвольные реакции на вполне конкретные жизненные ситуации, вне которых они не возникают: избегая подобных ситуаций, можно избегать и фобий. Наиболее распространены клаустрофобия и агорафобия. На ананкастической почве они встречаются редко и будут объяснены в другой главе.

Ананказмы (от греч. принуждение) или обсессии (от лат. блокада, осада) — спонтанные, идущие изнутри навязчивые переживания и действия, которые в отличие от фобий, не требуют для своего возникновения какой-то конкретной обстановки. Навязчивое повторение определенных слов или прикосновение к кончику носа может осуществляться в самых разных ситуациях. В этом смысле от них ко убежишь, как невозможно убежать от себя.

Термин ананказм устойчиво ввел в употребление Курт Шнайдер, и этот термин закрепился в психиатрии немецкого языка. В англоязычной психиатрии навязчивости именуются обсессиями или часто говорят об обсессивно-компульсивных расстройствах, суть которых заключается в том, что навязчивое переживание (обсессия) сопровождается идущим изнутри человека принудительным желанием (компульсия) выполнить какое-либо действие. Компульсия, в переводе с латинского языка, означает принуждение. Компульсивному желанию противостоять весьма трудно, но, в отличие от импульсивного, возможно.

Обсессии и ананказмы встречаются у людей разных характеров, но везде обнаруживается общность почвы: педантизм, склонность к формализму, известная рассудочность, душевная инертность, тревожность, достаточно яркая чувственность.

У ананкастического психопата обычно масса навязчивостей, одни из которых представляются ему менее нелепыми, другие более. Например, опасение не справиться с каким-то заданием (оснований такому опасению нет) и потерять работу не кажется ему уж столь нелепым. Навязчивая мысль, что с кем-то может случиться что-то плохое, сопровождающаяся защитными «оберегами», не вызывает у него чувства глубокой патологичности. Однако навязчивая потребность узнавать породу каждой встреченной собаки (хотя к собакам он не испытывает никакого интереса), по причине которой он реже выходит на улицу и накупил кучу кинологической литературы, им самим воспринимается как «стопроцентный маразм».

Почему же ананкаст, осознавая безосновательность навязчивостей, тем не менее продолжает их выполнять? Дело в том, что навязчивости возникают непроизвольно, и чем больше человек старается не думать о них, тем больше думает. Если ананкаст сопротивляется выполнению навязчивого действия, то в его душе все сильнее нарастает тревожный дискомфорт, и чтобы избавиться от него, человек вынужден уступить и совершить навязчивое действие. После этого на какое-то время он успокаивается. Суть в том, что с помощью выполнения навязчивостей, ананкаст облегчает свою душу от свойственной ему изначальной тревоги. Приведем аналогию: как воду из лодки, в которой появилась течь, можно вычерпывать ковшами, уменьшая вес лодки, так и подспудную тревожную напряженность можно уменьшить, совершая определенные навязчивости.

Навязчивости ананкаста имеют целебную «хитрость»: ананкаст мучается теми навязчивостями, которые возможно, пусть при некотором усилии, выполнить и таким образом ослабить внутреннюю напряженность. Ананкасту не приходит навязчиво-неотступное желание потрогать камни на Луне или пообщаться с олимпийскими богами. Закрепляются навязчивости за счет инертности, неотделимой от педантизма, то есть по механизму привычки, который отмечал П. Б. Ганнушкин (Ганнушкин, 1998: 96).

Итак, важная особенность ананкастического характера заключается в том, что изначальная, базальная тревога, преломляясь скрупулезной педантичностью, превращается в разнообразные навязчивости, которые можно выполнить и тем самым облегчить душу от тревожной напряженности. У психопата ананказмы возникают в обычной повседневной жизни, у акцентуанта — в сложных, конфликтных ситуациях. Схематично эту особенность можно выразить так:

1. Изначальная (базальная) тревога.

2. Педантичность.

3. Навязчивости (ананказмы).

Большинство исследователей выделяют вышеобозначенный нераздельный узел из тревожности, педантичности и навязчивостей. Данный характер выразительно описан К. Леонгардом под названием педантическая личность (Леонгард, 1997: 100-118). Важным представляется указание К. Леонгарда на то, что у педантических личностей слабый механизм вытеснения неприятностей и опасностей. Из его описаний следует, что ананкасты страдают как от навязчивостей, так и от сомнений.

Весьма ценными являются исследования Н. Петриловича (Petrilowisch, 1966) о природе ананкастической совести. Он указывает на то, что совесть ананкаста незрелая, «застывшая», «хондродистрофическая». Согласно Петриловичу, ананкасту присущи категории традиционной морали (резкое «или — или»), совесть может угнетать его.

В этой связи хочется заметить, что ананкаст может остро переживать по поводу того, что переступил недозволенную черту, что его поступок расходится с его ригидной моралью, и при этом не мучается по существу: переживания людей, пострадавших от его безнравственности, могут совершенно его не трогать. Страх наказания за совершенный поступок порой превышает раскаяние и чувство вины перед пострадавшим. То есть совесть ананкаста нередко также бывает навязчивой, оторванной от его реальных мыслей и чувств. Совестливость же психастеника не несет навязчивого оттенка. Даже если психастеник обидел неблизкого для себя человека, ему тем не менее стыдно перед ним, он ощущает раскаяние, желание искупить вину, а не просто навязчиво мучается совестью. Совесть психастеника достаточно подвижна, склонна к компромиссам, к преувеличению вины за совершенный проступок. Ананкаст же может смотреть сквозь пальцы на какой-то свой реальный дурной поступок и изводить себя надуманным грехом.

Г. И. Каплан и Б. Дж. Сэдок (Каплан, Сэдок, 1994: 662-664), описывая личности обсессивно-компульсивного типа, также отмечают у них скрупулезность и отсутствие гибкости в области ценностей и этики, не объясняющиеся культурными или религиозными убеждениями. Авторы отмечают, что лица с этими расстройствами поглощены правилами, законами, порядками, опрятностью, подробностями и достижением совершенства. Они указывают, что у таких людей бывает прочный брак и устойчивое положение на работе, но мало друзей. Допускают, что обсессивно-компульсивные расстройства личности связаны с жесткой дисциплиной воспитания. В отношении лечения авторами замечено, что «перетренированные, чрезмерно социальные обсессивно-компульсивные личности ценят метод свободных ассоциаций и недирективную терапию. Однако лечение этих больных часто требует длительного времени и бывает сложным, поскольку часто натыкается на противоперенос».

Обсессивно-компульсивное расстройство личности, обозначенное как ананкастное расстройство, вошло в десятую международную классификацию болезней (МКБ-10). Психастенический характер, к сожалению, на Западе не выделяется, а его особенности только частично совпадают с ананкастным расстройством. Весьма подробно ананкасты клинически описаны в психиатрии немецкого языка: Шнайдером (Schneider, 1940), Вайтбрехтом (Weitbrecht, 1968), Каном (Kahn, 1928), Шульте и Телле (Schulte, Tolle, 1973), Лемке и Реннертом (Lemke, Rennert, 1960), Бергманном (Bergmann, 1961). В частности, К. Шнайдер писал, что ананкастам свойственны истинные навязчивости и что эти люди отличаются «избыточной заботливостью, педантичностью, корректностью, точностью, неуверенностью, компенсация которой часто вымученна и неестественна». Тщательные клинические исследования ананкастических состояний проведены датским психиатром Т. Видебеком (Videbech, 1975).

Важным представляется клиническое общение ядра ананкастического характера ,сделанное М. Е. Бурно: «К навязчивостям (в том числе ананказмам) предрасположены люди с разными характерами, болезнями, но у педантов (ананкастов) как бы сам характер есть ананказм » (Бурно, 1998: 37). Автор поясняет это следующими примерами: «Не будучи по натуре своей ревнивым человеком, он часто мучит жену навязчивыми вопросами типа: «ты правда мне не изменяешь?». Совершенно не дорожа каким-нибудь письмом, он остро беспокоится, что оно не дойдет до адресата. Он боится, что пойдет дождь, хотя ему, в сущности, все равно, пойдет дождь или нет, ведь ему никуда сегодня не нужно идти. К вечеру, когда вроде бы все ясно, что ничего страшного не произошло, страхи стихают, но, к сожалению, и день прошел в бездействии» (66, с. 56).

Термин ананказм ведет свое происхождение от имени древнегреческой богини неизбежности и судьбы Ананке, что неслучайно, если обратить внимание на символически ритуальную грань некоторых ананказмов. Ананкаст, проживая свою судьбу, оберегает ее от неприятностей, совершая массу навязчивых ритуалов, как если бы приносил жертву богине Ананке. Его жизнь проходит в добросовестной двойной работе: первая заключается в труде по исполнению навязчивостей, а вторая в его конкретной профессии, которую он часто умудряется, при всей ритуальной загруженности, делать не хуже других людей.

Слово «ритуал» имеет, по крайней мере, два смысла: определенный церемониал и судьбоносное деяние. Под первое определение ритуала навязчивости ананкаста подпадают тогда, когда образуют из себя длинные, строго определенные, требующие пунктуального выполнения цепи разнообразных действий. Под второе определение навязчивости подпадают тогда, когда имеют магически действенный смысл. К. Ясперс замечает, что «ситуация выглядит так, словно, действуя или мысля определенным образом, больной способен магически предотвратить ход событий или повлиять на него» (Ясперс, 1997: 348). Например, если ананкаст при чтении или письме избежит букву «х» (знак зачеркивания), то ему станет легче, словно он предотвратил неудачу. Он может попросить близкого человека заштриховать в книге все буквы «х» и только после этого начнет ее читать. Или же ананкаст никогда не наденет ничего черного, так как черное напоминает о трауре. Если же вдруг недосмотрит, и в ботинках окажутся черные подметки, то, чтобы «уберечь» себя от злой судьбы, ему придется, перекрестив пальцы, сказать сто раз про себя слово «здоровье».

Польский психиатр А. Кемпинский отмечает соблазнительную черту магии — «непропорциональное взаимоотношение причины и следствия; малое усилие — движение руки, произнесение проклятия — дает непредвиденный (порой очень большой.— П. В. ) эффект» (Кемпинский, 1998: 156). Тогда происходит защитная подмена: вместо того чтобы бояться непредсказуемых жизненных неприятностей, ананкаст боится малейшего нарушения ритуала, контроль над которым находится в его руках. Ирония ситуации заключается в том, что трудно понять, ананкаст ли контролирует ритуал или ритуал ананкаста. Другая защитная грань ритуалов состоит в том, что ананкаст, боясь спонтанности жизни, создает из ритуального церемониала видимость нерушимого порядка. К тому же навязчивость помогает как бы изолировать, замкнуть свои страхи. А. Кемпинский приводит пример: «Когда молодую мать преследует мысль, что она может сделать что-то плохое своему ребенку и она прячет острые предметы, чтобы ненароком не осуществить свою мысль, то в этом, казалось бы, бессмысленном действии она замыкает, как в магическом круге, все свои страхи и тревоги, амбивалентные чувства, неуверенность в себе, связанные с материнством» (Там же: 51).

Нередко ананкаст попадает в ловушку своего защитного магического механизма. Придумав защиту от одной напасти, он думает о другой, защищается от нее, тогда в голову приходит третья и т. д. К тому же чем больше защит он выстраивает, тем актуальнее становится чувство, что есть от чего защищаться. Он понимает абсурдность всей своей магической защиты, но отставить ее и жить в мире, полном многочисленных неприятностей, он малоспособен. Если бы он не боялся этих возможных неприятностей или мог бы иронически смеяться над своими страхами, то и защитные ритуалы не понадобились бы. Ему же не до смеха, страх гонит его от ритуала к ритуалу. Он выполняет их тысячами, и все ради одной заветной цели — чтобы возникло ощущение безопасности.

К. Ясперс сочувственно пишет об ананкасте: «Даже такое страшное расстройство, как шизофрения, со всеми ее бредовыми идеями, может показаться спасением по сравнению с бесконечной травлей бодрствующей души, которая все осознает, но совершенно ничего не может поделать с преследующей ее навязчивой идеей» (Ясперс, 1997: 350). Ананкаст способен совершать рискованные для жизни действия, чтобы реальными страхами заглушить болезненно-навязчивые. Со страшной скоростью он может гнать на мотоцикле или, не умея плавать, переходить через реку по узкой доске.

К. Леонгард отмечает, что ананкастическая педантичность может проявляться даже в детстве, хотя возрастное отсутствие собранности мешает цельности педантизма. Ананкастические дети отличаются добросовестностью, дисциплинированностью, стремлением к чистоте, любовью к порядку. Родителям не нужно следить за их учебой, выполнением обязанностей: дети сами себя контролируют. На них можно положиться, они исполнительны. К. Леонгард поднимает вопрос, не давая на него ответа, о том, что детский педантизм может формироваться под влиянием болезненного педантично-навязчивого состояния родителей.

Леонгард отмечает интересный парадокс, что у сверхаккуратных педантов может быть настоящий беспорядок в каких-то областях жизни, потому что они, концентрируясь на определенной теме, уже мало способны выйти за ее пределы. Так, домохозяйка, которая часами моет руки, невольно запускает свое хозяйство.

2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника

Несколько слов о сходстве. Оба могут быть самолюбивы, обидчивы (ананкаст даже острее), добросовестны, привязаны к близким, инертны, рассудочны, занудливы, чрезвычайно тревожны. И тот и другой могут стремиться к порядку и аккуратности, быть склонны к сомнениям. Правда, ананкаст больше мучается от навязчивостей, а психастеник от сомнений. Теперь о принципиальных отличиях.

У ананкаста нет психастенической «второсигнальности» с «жухлой» подкоркой — наоборот, у него острая чувственность, с нередко сильными влечениями. В ананкасте нет двигательной неловкости, он быстр в реакциях, четок. Многие ананкасты весьма практичны, решительны и высокомерны, чего не скажешь о психастениках. Психастеник занудлив ради того, чтобы быть уверенным, что его правильно поняли, или чтобы удостовериться, что он правильно понял. Он не очень способен к аккуратности, стремится же к ней для борьбы со своей рассеянностью, суетливостью, даже неряшливостью в случае усталости. Многие психастеники, принципиальные в существенных вопросах, весьма уступчивы в мелочах, часто безразличны к ним. Ананкаст же занудлив ради занудливости, аккуратен ради аккуратности, порой мелочно бескомпромиссен — все это грани его педантизма.

Психастеник всегда боится смерти, ананкаст обычно ее не боится, но боится мелких жизненных неприятностей. В психастенических ипохондриях острее всего звучат смертельные болезни, а к мелким болезням у него наплевательское отношение. Ананкаст может не бояться рака, который у него подозревают врачи, но навязчиво беспокоится по поводу аллергии. Психастеник в отличие от ананкаста не борется со своей тревожностью с помощью опасных для жизни действий.

И психастеник, и ананкаст склонны к многократным проверкам. Однако еще до первой проверки ананкаст убежден, что дверь надежно закрыта, а психастеник через минуту после третьей проверки снова сомневается — а точно ли, что хорошо закрыл дверь.

Психастенические опасения практически всегда реалистичны, а в навязчивых, оторванных от реальности опасениях ананкаста может быть явная нелепость, ясная как нелепость и ему самому. Проезжая в машине с закрытыми окнами в километре от туберкулезного диспансера, он может опасаться туберкулеза, даже пойти к врачу и сразу, без всяких анализов, успокоится, когда врач просто уверенно скажет, что никакого туберкулеза нет. Или наоборот, при самом добросовестном разубеждении не успокаивается. Психастеник в подобной ситуации не испугается. При ипохондрии внушение на него обычно не действует, разубеждение же помогает радикально.

Ананкасты чаще психастеников оказываются приземленными, без духовного полета. Большинству из них свойственно реалистическое мироощущение. Некоторые из них атеисты «до мозга костей». Однако в отличие от психастеников некоторым ананкастам свойственно аутистическое мироощущение. Телосложение у ананкастов чаще крепкое, атлетоидно-диспластическое.

3. Некоторые направления психотерапевтической помощи

Психотерапия помогает разобраться: с ананкастом или психастеником мы имеем дело. Прием парадоксальной интенции В. Франкла бывает успешен при навязчивостях ананкаста и только обострит тревожные сомнения психастеника. Суть приема состоит в том, чтобы человек искренне захотел и стал совершенно серьезно осуществлять то, чего он опасается. При этом парадоксальное предложение часто формулируется в гротескной форме. Например, ананкаст с навязчивым желанием прикасаться к Библии должен настроиться на то, что будет прикасаться к ней так часто, как только возможно. Если ананкаст настолько проникнется этим желанием, сольется с ним душой, что начнет ощущать его как свое собственное, а не нелепо-навязчивое, то навязчивость ослабнет или исчезнет. Собственным же желанием он сумеет управлять, в том числе и не исполнять его.

Эффективность этого приема выявляет скрытую закономерность навязчивостей. Навязчивость строится на том, что не соответствует мироощущению человека, инородна образу его мыслей. Этой инородностью она и болезненна. Если эту инородность «убрать», то навязчивость исчезает, так как просто перестает уже ею быть.

При навязчивостях весьма эффективен метод экспозиции и бесполезен или вреден при тревожных сомнениях. Согласно А. М. Бурно, содержание метода «состоит в том, что больному, страдающему навязчивыми действиями, предлагается специально ставить себя в ситуацию, в которой возникают его навязчивости. Удерживаясь от исполнения навязчивых действий, он пассивно терпит возникающий дискомфорт. Дело в том, что этот дискомфорт, как показывает практика, уходит и сам по себе, даже если пациент не совершает компульсии. Длительность его в начале лечения обычно не превышает двух часов, а интенсивность, немного возрастая в самом начале такой тренировки, планомерно снижается. Если пациент изо дня в день тренируется подобным образом, длительность и интенсивность дискомфорта постепенно уменьшатся, в результате навязчивость сходит на нет или существенно слабеет» (Бурно А., 1996: 10, 11).

Кроме внешних навязчивых защитных действий могут быть и внутренние, например беззвучные проговоры-заклинания — их также нужно избегать. Важно, чтобы ананкаст никоим образом не защищался от навязчивого страха, — тогда экспозиция сработает. Он, как это делается в восточных медитациях, должен позволить всем чувствам, включая страх, пройти сквозь себя и умолкнуть. В жизни пациенты редко догадываются, что таким простым способом можно избавиться от ананказма, так как, когда они пытаются удерживаться от навязчивых действий, дискомфорт начинает увеличиваться, и им кажется, что это будет бесконечно, хотя это не так. Также пациенты самостоятельно редко полностью дают проявляться страху, никак от него не уклоняясь.

А. М. Бурно объясняет эффективность экспозиции тем, что ананказм перестает быть отграниченным от психики человека. Он насильственно внедряется благодаря тренировкам в единую систему ассоциативных связей психики и теряет свою отграниченность, стало быть, перестает быть навязчивостью, утрачивает свою болезненность и исчезает.

Психотерапевтический путь коррекции бесчисленных навязчивых проверок указывает К. Леонгард. Он пишет, что «как бы ни были велики сомнения и нерешительность, ни при каких обстоятельствах недопустимо на них задерживаться, а, напротив, нужно без промедления переходить к следующему действию или к мысли, связанной с ним. Именно таков путь возвращения ананкаста к нормальной жизни и трудовой деятельности...» (Леонгард, 1997: 109).

Помогает и прямое уверенное внушение, которое как бы выталкивает ананказм из души. Полезными бывают сеансы гипноза, на которых внушается, что навязчивости проходят сквозь душу, глубоко ее не задевая, как проходят по небу облака.

Если жизнь ананкастического психопата наполняется светлыми переживаниями, то тревожной ананкастической напряженности становится меньше и соответственно меньше становится навязчивостей. Когда ананкаст использует свою педантичность там, где она осмысленна и полезна, ему живется гораздо легче. Это может быть работа провизора, авиатехника, контролера, методиста и т. п. Если клинические испытания нового лекарственного средства проводит ананкаст, то можно быть уверенным, что эксперимент пройдет строго по протоколу, со всеми цифрами, формулами, графиками. Весьма полезно коллекционирование, а если у ананкаста есть художественный талант, то он может тратить педантично-навязчивые усилия на подбор необычно изысканных метафор в таком духе, как то делали В. Маяковский и Ю. Олеша. Не беда, если будут десятки черновиков, это не так тягостно, так как ананкаст понимает, что все это не бессмысленно, а служит цели улучшения текста. На некоторых ананкастов хорошо действует психотерапевтическое погружение в прошлое. В детстве меньше педантичности, формализма. Душа свободнее, живее. Полезно возвратиться во двор своего детства, оживить воспоминания и унести их с собою в сегодняшнюю жизнь, чтобы они помогали быть естественней, спонтанней.

Ананкасты бывают разные: нравственные и страшные в своей безнравственности. Интересно, что этическая сторона навязчивостей может не совпадать с душевной сутью ананкаста. Например, ананкастическая женщина должна навязчиво позвонить матери пять раз, чтобы справиться про ее дела, самочувствие, и при этом давно к ней безразлична, холодна. И наоборот, ананкаст может навязчиво высчитывать каждую копейку дома, замучивать навязчивым формализмом подчиненных и в то же время относиться благожелательно ко всем окружающим, приходя им серьезно на помощь, когда таковая требуется. Ананкасты бывают примитивными или сложными, некоторые из них, несмотря на педантизм, даже отличаются тонким чувством юмора. У одних педантизм ярче проявляется на работе, у других — дома, у третьих — практически везде.

Часто людям сложно психологически понять характер ананкаста. Им трудно представить, как можно бояться того, во что не веришь. Наверное, стоит вспомнить многочисленные «нормальные» навязчивости (постучать по дереву, обойти черную кошку, помахать на прощание из окна и т. д.), чтобы, оттолкнувшись от этого, лучше понять ананкаста.

Не следует думать, что у ананкастического психопата все переживания только навязчивые и нет настоящих, подлинных. Такое представляется невозможным: ведь нечто ощущается навязчивым только по контрасту с подлинным — в этом суть ананказма. У ананкаста могут быть настоящая застенчивость, муки совести, горе. Другое дело, что они дополняются навязчивыми переживаниями или порой сами навязчиво преломляются. У акцентуантов все может ограничиваться педантичностью, которая не несет для них навязчивого оттенка, их полностью устраивает, и которую они хотят видеть в других людях.

4. Учебный материал

1. Главный герой американского фильма «Лучше не бывает», возможно, сложнее, чем психопат ананкастического типа. В исполнении Д. Николсона он выглядит чудаком и совсем не стесняется своих навязчивостей (сцена в кафе), что нетипично для ананкастов.

Однако в Мелвине Юделе так много ананкастического, что его можно рассматривать под данным углом зрения. Он отгородился от людей в своей квартире-крепости, где царит музейный порядок. Мелвин пишет романы о любви, никого при этом не любя. Из-за страха загрязнения он выходит во внешний мир лишь по необходимости. У него много навязчивостей, связанных с дверными замками, выключателями, мытьем рук, трещинами на тротуаре, принятием пищи. Он навязчиво боится чужих прикосновений. Мелвин готов за свои деньги лечить сына официантки, так как ему необходимо, чтобы именно она обслуживала его в кафе, потому что она не разрушает его ритуалов.

Он эмоционально затвердел, сузился до эгоистических интересов. С людьми он ведет себя, как мизантроп, высокомерно и язвительно, усиливая язвительность контрастом сияющей улыбки и агрессивного тона голоса, однако сразу же теряется при настоящем отпоре. Он весь в «латах» зажатого тела и скрывает от других и себя свою ранимость.

Однако Мелвин оказывается в состоянии преодолеть свои комплексы и выйти в мир, вступив в сложные отношения с женщиной, которую полюбил. А началось все с искреннего тепла к маленькому песику. Психотерапевтическая ценность фильма в том, что он показывает, как из маленькой искорки жизни может разгореться полноценное желание жить.

2. Прошу обратить ваше внимание на интересное сопоставление ананкастических ритуалов, магии, лени и современной техники, сделанное А. Кемпинским. «Обладание магическими способностями всегда манило человека. В стремлении к магической власти можно усмотреть проявление лени, желание достичь цели малыми усилиями. Но, с другой стороны, это стремление служило стимулом к научным поискам, и результатом этого явилась современная техника» (Кемпинский, 1998: 156).

Нажатие маленькой ядерной кнопки, и в результате гибель или спасение целой страны — таким возможностям техники позавидовала бы любая магия. Гомономность навязчивых ритуалов, магических процедур и технических операций — вопрос, возможно, менее абсурдный, чем кажется на первый взгляд.

3. Как показывает мой опыт, для более прочувствованного понимания ананкастического и психастенического характеров полезно психодраматическое «проживание» следующих метафор. Ведущий просит группу участников пройти по обычному ковру, как если бы они шли по заминированной болотистой местности. Прежде чем двигаться, нужно осторожно прощупать ногой место предполагаемого шага, продумать вероятность заминированности данного места и лишь затем осторожно сделать шаг. Таким образом необходимо пройти весь ковер. Затем ведущий спрашивает участников о том, какие ощущения остались у них от подобного способа передвижения. Далее делается ремарка о том, что психастенический психопат именно таким образом идет по «полю жизни».

Потом участников просят идти по ковру так, чтобы каждый следующий шаг копировал предыдущий. На предложение двигаться более непринужденным образом участников просят отвечать: «Не мешайте, пожалуйста, жить»,— и продолжать идти в прежней манере. Заканчивается упражнение ремаркой, что таким образом живет ананкастический акцентуант и соответственно защищает свой педантизм (психопат может страдать от своего педантизма). Эти упражнения, с одной стороны, вызывают веселое оживление, а с другой — более глубокое и прочувствованное понимание данных характеров.