Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Конспект дерево вежливых слов. Игра с элементами решения проектных задач «Вежливые слова и поступки» для младших школьников Рисунок дерева с вежливыми словами

Конспект дерево вежливых слов. Игра с элементами решения проектных задач «Вежливые слова и поступки» для младших школьников Рисунок дерева с вежливыми словами

    Дерево третье «Добрые сказки»

    Вы знаете много сказок. В каждой сказке есть добрые герои и злодеи. Давайте все вместе определим, кто добрый, а кто злой.

    Иван - Царевич и Баба-яга

    Семеро козлят и серый волк

    Синяя борода и мальчик-с-пальчик

    Золушка и мачеха

    Буратино и кот Базилио

    Карабас Барабас и Мальвина.

    (Прикрепляем героев к дереву.)

    Все правильно, сказки вы знаете хорошо. Давайте посадим следующее дерево.

    Дерево четвертое «Вежливые и добрые слова»

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет. Все плохие слова мы заменим на хорошие и добрые. (Каждому дается карточка со словом)

Грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость, уродство.

Какие вы еще знаете добрые слова? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры”) и т. д.

(Прикрепляем добрые слова к дереву.)

Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости,

Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании

Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём
саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Я дарю вам вот эти маленькие сердечки - символы двух прекрасных качеств - доброта и вежливость.

Всего доброго, спасибо!

Самоанализ открытого занятия «Доброта и вежливость»

Тема данного занятия была определена для учащихся начальных классов как одна из формирующих этическое поведение младших школьников, направлена на нравственное воспитание учащихся.

Целью занятия было познакомить детей с важными качествами человека - добротой и вежливостью;

Поставленными задачами было:

- сформировать в сознании детей понятие «доброта», «вежливость»;

Расширить знания детей о доброте и её роли в жизни каждого человека;

Воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту, употреблять в своей речи вежливые слова;

Скорректировать самооценку;

Развивать коммуникативные умения.

Использовалась наглядность, фрагменты чтения отрывков о вежливых словах, музыка, песня «Улыбка», «песня кота Леопольда». Для раскрытия темы использовала методы: наглядно-иллюстрированный, частично-поисковый; форма работы: беседа, игровые, проигрывались ролевые ситуации на темы вежливого поведения.

При обобщении ребятам предлагались символические «сердечки», в котором бы «уместилась» доброта и направляла бы поведение маленьких детей. Считаю, что задачи выполнены, учащиеся с интересом работали над темой, связывали изучаемое с примерами из жизни.

Таким образом, формировалась культурно-познавательная компетентность у учащихся, дети получили знания о правильном поведении в обществе. Цель была достигнута. Занятие носило личностно-ориентированный характер.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по стране вежливости »

Тема « Путешествие в страну вежливости».

Цель:

Обучение детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Задачи:

    Расширить знания воспитанников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях,

    Развивать у детей способности анализировать свои действия, умение вести диалог, употреблять различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону, правила поведения в общественном транспорте).

    Обогащать и корректировать словарный запас.

    Развивать логическое мышление и речь, познавательный интерес к языку.

    Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

    Воспитывать культуру общения.

Оборудование: словарь, реквизиты для практической части: телефоны, корзинка;

раздаточный материал для самостоятельной работы – карточки по подбору синонимов к слову “Добрый”, разрезные пословицы о доброте.

Ход мероприятия:

Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки. Но сегодня я сказала волшебнику: "Мне не надо сказок. Мы сегодня с ребятами отправимся в необычное путешествие « В школу вежливости». Тогда волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нем чудесным образом написаны все их имена. Ребята, а вы верите в чудеса? Я тоже верю.

Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.

(На листе ватмана парафином написаны имена детей). Вызываем помощника и вместе с ним смоченной в акварели кистью закрашиваем лист. Когда проступают имена, читаем их.

- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?

- Кто, по-вашему, добрый человек?

- Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?

- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.

И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с волшебными предметами, чтобы помочь нам попасть в «Школу вежливости».

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

Вежливость для взрослых и для детей важна, вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться, вежливость, ребята, волшебства частица.

Если будем вежливы каждый день и час –
Станет мир счастливее в миллионы раз!

У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. А вот какие правила вежливости нам приготовила ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ, чтобы мы их знали и легко попали в школу вежливости.

(На экране появляются правила вежливости, дети читают их по очереди.)

    Не спеши первым сесть за стол.

    Не разговаривай во время еды.

    Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.

    Не чавкай.

    Не рвись первым выскакивать в двери.

    Не перебивай говорящего.

    Не размахивай руками.

    Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

    Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»

    Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.

    Не делай вид в автобусе, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

    Не держи руки в карманах.

Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?

Правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.

– Скажите, ребята, а с каких слов обычно люди начинают общение?

– Люди начинают свое общение со знакомства.

Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

– А что значит простое, обыкновенное слово "здравствуй"?

– Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово.

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

И сегодня нам помогает сама ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ, она дала мне сердце, которое знает волшебные слова. Давайте послушаем, какие простые, но дорогие слова знаете вы. А для этого, мы будем передавать этот огонек из рук в руки, и называть волшебные слова. (Дети передают из рук в руки маленькое сердечко).

Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

Ребята мы с вами учили стихи о волшебных словах, давайте расскажем их.

(Дети читают стихи о доброте).

1. Добрый день! – тебе сказали. Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.

2. Нам желают: “Доброго пути!” Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь тоже к доброму чему-нибудь.

3. Здравствуйте! – ты скажешь человеку. Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку, и здоровым будет много лет

4. За что мы говорим “спасибо”? За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы, кому сказали, сколько раз.

5. Отменить, что ли, слово “пожалуйста”? Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста” Нам становится неуютно.

Ребята, а вам нравится, когда к вам вежливо обращаются? Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова? Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.

Посмотрите, ребята, добрый волшебник прислал нам приглашение в школу вежливости. Как вы думаете, почему директором этой школы является Солнышко? (Директором школы является Солнышко, потому что оно теплое, доброе, всех согревает).

Вы готовы отправиться туда? Ну что же, тогда открываем двери.

Ребята, прочитайте девиз этой школы – “Добрый человек как солнышко”. Как вы понимаете эту пословицу? Как вы думаете, что обозначает слово “добрый”?

Добрый. - Делающий добро другим, отзывчивый.

- Такой, который несет благо, благополучие.

Посмотрите ребята, какие необычные уроки проходят в школе вежливости.

Урок доброты.
Музыкальная переменка.
Урок общения.
Урок настроения.

Итак, первый урок доброты . Как вы думаете, ребята, почему в школе вежливости проходят уроки доброты? (В школе вежливости проходит урок доброты, потому что солнышко – светлое, доброе, лучистое, теплое).

А какие пословицы и поговорки вы знаете о доброте?

А вот волшебник нам приготовил еще две пословицы, но слова в них он перепутал, а мы должны их собрать. Кто будет моим помощником?

Дети собирают пословицы.

“При солнышке тепло, при матушке добро”.

“Худо тому, кто добра не делает никому”.

– И так давайте проверим, какие слова “дружат” со словом “ добрый”. (Карточки со словами.)

– Какого человека мы можем назвать добрым? Ребята, какие слова вы не соединили со словом “добрый”, почему?

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. (Учитель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.)

Музыкальная переменка .

А теперь давайте немного потанцуем.

Урок общения .

– Мы с вами, ребята, вспомнили вежливые слова, которые помогают людям общаться.

– Посмотрите на экран. Вы видите разные жизненные ситуации, с которыми нам приходится ежедневно сталкиваться.

– На какой картинке герои ведут себя правильно? Почему?

– Сегодня на уроке общения мы будем учиться общаться так, чтобы было всем приятно.

Ко мне позвонил медведь.
Да как начал, как начал реветь.
– Погодите медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только “му” да “му”
А к чему, почему –
Не пойму!
Повесьте, пожалуйста, трубку.

– Как вы думаете, почему у нас не состоялся разговор? Как нужно правильно начинать разговор по телефону?

Приветствие
Представление себя
Объяснение цели своего звонка
Благодарность и прощание.

А теперь давайте попробуем показать правильный телефонный разговор.

(Приглашение желающих).

Ситуация:

1. Ты звонишь к другу, чтобы узнать домашнее задание. Какой разговор состоится, чем он закончится? Это ты должен нам сейчас показать.

(Разыгрывается ситуация). Дети комментируют правильность ведения телефонного разговора.

2) Ты звонишь учителю узнать расписание уроков. (Разыгрывается ситуация). Дети комментируют правильность ведения телефонного разговора.

Звенит звонок, опять звенит звонок.
Вновь зовет нас на урок.

Урок настроения.

Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

Посмотрите, пожалуйста, на лица этих гномиков? Что они выражают?

(Радость, огорчение, страх, гнев, удивление…)

– С каким гномиком Вам было бы приятнее общаться?

– Нам приятнее общаться с веселым гномиком.

– Какими чаще всего бываете вы?

Правила для всех людей, которые нас окружают:

НЕЛЬЗЯ:

Хлопать по плечу, когда обращаешься к человеку

Размахивать руками.

Теребить одежду.

Чесать голову, теребить себя за ухо.

Барабанить пальцами по столу.

Чихать, кашлять, зевать не закрываясь.

– Итак, мы сегодня с вами побывали в школе вежливости. А сейчас я хочу проверить, чему вас научило солнышко, какие правила вы запомнили?

Игра «Вежливо – невежливо»

Условия игры просты:

Если – вы со мной согласны, и поступок хороший,

Не сидите, не молчите, хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок и не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно потопайте ногами.

1.Если мест в трамвае нет, не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя, лучше денег сэкономить.

2. Если стали вам грубить, нужно вслед им нагрубить.

3. Если вам подарят книгу, вы ответите: «Спасибо».

4. Если вы зашли в кино, а оно идет давно

Нужно громко прокричать: «Кто посмел без нас начать»!

5. Если к вам пришла подруга, вы представьте её другу.

6. Если кто–то вдруг случайно вам на ногу наступил

Как бы он ни извинялся, мы поступок не простим.

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

– Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, какое у вас настроение? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете.

Я рада, что у вас отличное настроение.

Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами. Спасибо вам всем.

ЗАДАЧИ:

1. Закрепление гласных звуков, порядкового счета в пределах 10.

2. Закрепить знания детей грамматических форм связной речи, знания детей диких животных и их детенышей.

3. Закрепление знаний детей «вежливых» слов, умение их правильно употреблять в речи.

МАТЕРИАЛЫ: буквы, цифры, картинки с изображением диких животных, письмо,

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Старичка-Лесовичка.

Он просит помочь лесным жителям, они не могут попасть в лесную школу, потому что злой волшебник заколдовал все вокруг, и только тогда всё оживет, кто на всё сможет найти ответ. Но, чтобы помочь лесным жителям попасть в школу, нам придется преодолеть немало препятствий. Вы готовы?

Ответ детей: Да.

Воспитатель : Ну, вот первое наше препятствие - речка.

Речка, речка глубока, не видать нигде моста,

(Вход в лес завален камнями, изображение камней с числами от 1 до 10).

Воспитатель : Чтобы войти в лес, камни надо разобрать.

Возьмите камень с числом, который идет после числа 5.

Возьмите камень, стоящий перед числом 4.

Возьмите камень с числом стоящим между 7 и т.д.

Воспитатель : Вошли в лес, идем тихо, чтобы не услышал злой волшебник. Как в лесу тихо, как будто все умерли.

Воспитатель : Ребята, а здесь записка, прочитаем?

Ответьте на один опрос - Где живет медведь?

Ответ детей: В берлоге.

Воспитатель : Как зовут детенышей медведицы?

Ответ детей: Медвежата.

Воспитатель : Ответ верный, вот и наши мишки вышли из берлоги.

Воспитатель : Где живет лиса?

Ответ детей: В норе.

Воспитатель: Как зовут детенышей лисы?

Ответ детей: Лисята.

Ответ верный, вот и наша лиса с лисятами

Воспитатель: Где живет заяц?

Ответ детей: Под кустом.

Воспитатель: Где живет белка?

Ответ детей: В дупле.

Воспитатель : Как зовут детенышей белки?

Ответ детей : Бельчата.

Ответ верный, вот и наша белка с бельчатами.

Но, чтобы отправится в лесную школу, мы должны решить следующие задачи:

1) Наступила зима, заяц построил себе домик из снега. Посадил возле домика цветы. Сколько цветов посадил заяц возле домика?

Ответ детей: Зимой цветов не сажают.

Воспитатель : А вот нас встречает Старичок-Лесовичок

Старичок-Лесовичок: Ребята, какие вы молодцы много, преград преодолели.

Воспитатель: А почему ты такой грустный, Старичок-Лесовичок?

Старичок-Лесовичок: Да, злая Фея заколдовала мой лес, и мое самое любимое дерево «вежливых слов». Мой лес оживет и зазеленеет, когда добрые люди к нему придут, и много хороших, добрых слов скажут.

Воспитатель : Ребята, давайте поможем Старичку-Лесовичку оживить лес, и его любимое дерево «вежливых слов».

Воспитатель: Дети, какие вежливые слова вы знаете?

Ответ детей:

Воспитатель: А знаете ли вы, когда их надо говорить и всегда ли вы это делаете?

Ответ детей:

Воспитатель: Сейчас мы пройдем урок вежливости.

Здравствуйте! Слово, ты откуда? Здравствуйте, что это значит? - значит будьте здоровы - так люди встречаясь, желали друг другу здоровья.

Выходят троя детей и читают стихи, пропуская нужное слово, а остальные дети хором его вставляют.

Дети:

Я надел очки и ласты

И в подводный мир нырнул.

Карасю сказал я: «Здравствуй!»,

Но уплыл молчун глазастый,

Лишь в ответ хвостом вильнул.

Мы по улице шагаем,

Отбиваем четко шаг.

Генерала повстречаем,

Гаркнем: «Здравия желаем!»

Так, что звон стоит в ушах.

Правила хорошего поведения все говорят хором.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче: «Здравствуй!»

Воспитатель: А есть слово, которым можно поздороваться и попрощаться. Это слово -Привет!

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу: «Привет!

Не виделись столько лет.

Передавай жене привет.

А теперь прощай. Привет!

И Крота уж нет, как нет».

Воспитатель: Вот еще одно вежливое слово - «Пожалуйста». В этом слове и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность и почтение.

Правило для воспитанных детей все говорят хором .

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать:

«Пожалуйста!»

Воспитатель: «Будьте здоровы!» Эти слова в старину означали не только доброту, но и силу. Недаром в сказках побеждали «добры молодцы», а одного из русских богатырей звали Добрыня.

Будьте добры ко всем, кто слабей.

Пусть не боится вас воробей.

Согрейте котенка, погладьте щенка

И мотылька не сгоняйте с цветка.

Не обижайте и мошкары.

Не забывайте, будьте добры!

Правило повторяем хором.

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

«Будьте любезны! Будьте добры!»

Воспитатель: «Добро пожаловать!» вас с этими словами встретят с добром.

Медведь медведя в гости звал-

Медком побаловать.

В берлогу дверь открыл, сказал: — «добро пожаловать!»

Воспитатель: В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» и эти слова «спаси есть: «Своего спасибо не жалей».

Все хором повторяем правило.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить: Спасибо!

Воспитатель: «Извините, простите!» надо говорить тогда, когда вы кого-то нечаянно обидели, или причинили неприятность.

Порвал Воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно: «Ну, извините!»,

Паук рассердился: «Ну, извините!»

Испортили сети - муху несите!»

Если вы кого-то обидели случайно

Иль наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «Извините».

Воспитатель: «До свидания!» Этим, словом дети прощаются со Старичком-Лесовичком с другом. Еще можно попрощаться: До скорого свидания! До встречи! Пожелать доброго пути!

Дерево «Вежливых слов» зазеленело, лес ожил.

Итог: Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?

Ответ детей:

Воспитатель: Что мы делали?

Ответ детей:

Кизыма Галина Васильевна

Игра-викторина

«Будь вежлив».

Подготовила:

Педагог дополнительного образованияНегашева Е. А.

г. Новошахтинск

2013 год.

Цель: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружаю­щим людям.

Раунд 1. Доскажи словечко .

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняясь, не лукавствуй,

А скажи погромче… (здравствуй ).

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Ну…(извините) .

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу… (привет ).

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите…(До свидания ).

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать… (пожалуйста ).

Когда я что-то подарю,

Мне говорят: …(Благодарю) .

Тебе подарят что-нибудь -

Благодарить не позабудь !

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте…(любезны ),

Будьте…(добры ).

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо )!

Раунд 2. Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет;

То куда – то вдруг уйдет,

То внезапно возвратиться

Пусть тоска ее боится!

(Улыбка )

Раунд 3. Вопрос-ответ. Командам задается по одному вопросу, за правильный ответ, вручается жетон.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?

(Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны на­зывать? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)

Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инва­лидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа.)

Вопрос: Какие слова мы говорим при встрече?

Ответ: («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)

Вопрос: Какие слова мы говорим при расставании?

Ответ: («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)

Вопрос: Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?

Ответ: («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)

Вопрос: Какие слова мы говорим перед сном?

Ответ: («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)

Вопрос: Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?

Ответ: (Извинится и помочь встать.

Вопрос: Вы собрались нарисовать рисунок, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?

Ответ: (Попросить вежливо:»Дай пожалуйста»)

Раунд 4. Ситуация.

Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.

Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться? (извините, пожалуйста или простите пожалуйста.)

Раунд 5. «Будь внимательным».

Преподаватель: Снова проведём игру. Я попрошу вас что-то сделать,если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете. Игра всем понятна

-встаньте, пожалуйста;

-попляшите;

-похлопайте в ладоши, пожалуйста;

-покружитесь, пожалуйста;

-потопайте ногами;

-поменяйтесь местами с соседом;

-одолжите соседу ручку, пожалуйста;

-обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста;

-отойдите к двери;

-заберите назад ручку, одолженную вами соседу;

-сядьте, пожалуйста.

Раунд 6. Кто больше назовет вежливых слов? Командам раздают листочки и каждая команда за отведенное время пишет свои варианты, по оканчании времени педагог проверяет ответы и подсчитываетих количество.

(Например: пожалуйста, спасибо, доброе утро, день, вечер, ночь, простите, извините, до свидания).

После окончания раунда подведение итогов всей викторины. Подсчитываются все жетоны у обеих команд, награждение победившей и проигравшей команды поощрительными призами.

Конспект непосредственной образовательной деятельности,

в интеграции с образовательными областями «Познание»,

«Коммуникация» по разделу

«Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи»

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

развивающая ситуация «Дерево вежливых слов»

МБДОУ № 4 «Снегурочка» г. Салехард

Воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР:

Кизыма Галина Васильевна

Дерево вежливых слов

ЗАДАЧИ:

1. Закрепление гласных звуков, порядкового счета в пределах 10.

2. Закрепить знания детей грамматических форм связной речи, знания детей диких животных и их детенышей.

3. Закрепление знаний детей «вежливых» слов, умение их правильно употреблять в речи.

МАТЕРИАЛЫ: буквы, цифры, картинки с изображением диких животных, письмо,

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Старичка-Лесовичка.

Он просит помочь лесным жителям, они не могут попасть в лесную школу, потому что злой волшебник заколдовал все вокруг, и только тогда всё оживет, кто на всё сможет найти ответ. Но, чтобы помочь лесным жителям попасть в школу, нам придется преодолеть немало препятствий. Вы готовы?

Ответ детей: Да.

Воспитатель : Ну, вот первое наше препятствие – речка.

Речка, речка глубока, не видать нигде моста,

(Вход в лес завален камнями, изображение камней с числами от 1 до 10).

Воспитатель : Чтобы войти в лес, камни надо разобрать.

Возьмите камень с числом, который идет после числа 5.

Возьмите камень, стоящий перед числом 4.

Возьмите камень с числом стоящим между 7 и т.д.

Воспитатель : Вошли в лес, идем тихо, чтобы не услышал злой волшебник. Как в лесу тихо, как будто все умерли.

Воспитатель : Ребята, а здесь записка, прочитаем?

Ответьте на один опрос – Где живет медведь?

Ответ детей: В берлоге.

Воспитатель : Как зовут детенышей медведицы?

Ответ детей: Медвежата.

Воспитатель : Ответ верный, вот и наши мишки вышли из берлоги.

Воспитатель : Где живет лиса?

Ответ детей: В норе.

Воспитатель: Как зовут детенышей лисы?

Ответ детей: Лисята.

Ответ верный, вот и наша лиса с лисятами

Воспитатель: Где живет заяц?

Ответ детей: Под кустом.

Воспитатель: Где живет белка?

Ответ детей: В дупле.

Воспитатель : Как зовут детенышей белки?

Ответ детей : Бельчата.

Ответ верный, вот и наша белка с бельчатами.

Но, чтобы отправится в лесную школу, мы должны решить следующие задачи:

1) Наступила зима, заяц построил себе домик из снега. Посадил возле домика цветы. Сколько цветов посадил заяц возле домика?

Ответ детей: Зимой цветов не сажают.

Воспитатель : А вот нас встречает Старичок-Лесовичок

Старичок-Лесовичок: Ребята, какие вы молодцы много, преград преодолели.

Воспитатель: А почему ты такой грустный, Старичок-Лесовичок?

Старичок-Лесовичок: Да, злая Фея заколдовала мой лес, и мое самое любимое дерево «вежливых слов». Мой лес оживет и зазеленеет, когда добрые люди к нему придут, и много хороших, добрых слов скажут.

Воспитатель : Ребята, давайте поможем Старичку-Лесовичку оживить лес, и его любимое дерево «вежливых слов».

Воспитатель: Дети, какие вежливые слова вы знаете?

Ответ детей:

Воспитатель: А знаете ли вы, когда их надо говорить и всегда ли вы это делаете?

Ответ детей:

Воспитатель: Сейчас мы пройдем урок вежливости.

– Здравствуйте! Слово, ты откуда? Здравствуйте, что это значит? – значит будьте здоровы – так люди встречаясь, желали друг другу здоровья.

Выходят троя детей и читают стихи, пропуская нужное слово, а остальные дети хором его вставляют.

Дети:

Я надел очки и ласты

И в подводный мир нырнул.

Карасю сказал я: «Здравствуй!»,

Но уплыл молчун глазастый,

Лишь в ответ хвостом вильнул.

Мы по улице шагаем,

Отбиваем четко шаг.

Генерала повстречаем,

Гаркнем: «Здравия желаем!»

Так, что звон стоит в ушах.

Правила хорошего поведения все говорят хором.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче: «Здравствуй!»

Воспитатель: А есть слово, которым можно поздороваться и попрощаться. Это слово – Привет!

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу: «Привет!

Не виделись столько лет.

Передавай жене привет.

А теперь прощай. Привет!

И Крота уж нет, как нет».

Воспитатель: Вот еще одно вежливое слово – «Пожалуйста». В этом слове и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность и почтение.

Правило для воспитанных детей все говорят хором .

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать:

«Пожалуйста!»

Воспитатель: «Будьте здоровы!» Эти слова в старину означали не только доброту, но и силу. Недаром в сказках побеждали «добры молодцы», а одного из русских богатырей звали Добрыня.

Будьте добры ко всем, кто слабей.

Пусть не боится вас воробей.

Согрейте котенка, погладьте щенка

И мотылька не сгоняйте с цветка.

Не обижайте и мошкары.

Не забывайте, будьте добры!

Правило повторяем хором.

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

«Будьте любезны! Будьте добры!»

Воспитатель: «Добро пожаловать!» вас с этими словами встретят с добром.

Медведь медведя в гости звал-

Медком побаловать.

В берлогу дверь открыл, сказал: – «добро пожаловать!»

Воспитатель: В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» и эти слова «спаси есть: «Своего спасибо не жалей».

Все хором повторяем правило.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить: Спасибо!

Воспитатель: «Извините, простите!» надо говорить тогда, когда вы кого-то нечаянно обидели, или причинили неприятность.

Порвал Воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно: «Ну, извините!»,

Паук рассердился: «Ну, извините!»

Испортили сети – муху несите!»

Конспект

внеклассного мероприятия

«Вырасти волшебное дерево»

2 класс

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Хизриева Лариса Мустафаевна

«Вырасти волшебное дерево»

Цель:

    выявление количества словарного запаса вежливых слов, используемых ребятами;

Задачи:

    сформировать понимание нравственного значения вежливых слов, которые ребята используют при общении;

    расширить и закрепить словарь наиболее общеупотребительных вежливых слов.

Оборудование:

    Дерево вежливости

    Листочки со словами

    клей

Форма: игра, творческое занятие, беседа.

Методы: диалог, коллективная творческая деятельность.

Ход занятия

1.Организационный момент

Приветствие. Рассаживание по местам. Вступительное слово о теме занятия.

2.Беседа о вежливости

Каждый человек свое доброе отношение к миру может выразить при помощи определенных слов – «добрых», «волшебных». Они живут рядом с нами, мы пользуемся ими постоянно! Это слова приветствия, благодарности, просьбы, прощения, уважения и извинения. Какие же это слова? Когда нужно говорить «волшебные» слова? Почему они «волшебные»? (Ответы ребят.)

Ребята, все из вас знают слово «Здравствуйте». А кто знает из вас, что означает это слово? Правильно, это слово приветствия, так, еще очень давно, при встрече люди желали друг другу здоровья, как самое важное в жизни.

Сегодня мы с вами вспомним и закрепим знания о вежливых словах. А что же такое вежливость?

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Ученик:

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

3. Игра. А теперь мы с вами поиграем в игру: «Вежливо невежливо» Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости.

Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо – сидите тихо

    Поздороваться при встрече;

    Толкнуть и не извиниться;

    Помочь подняться;

    Поднять упавшие вещи;

    Не встать, обращаясь к учителю;

    Не уступить место в транспорте;

    Не заметить недовольство мамы;

    Обращаться на «Ты» к старшим;

    Благодарить за помощь;

    Помочь донести тяжелые сумки.

А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами?

4. «Дерево вежливости»

Ребята посмотрите, что у нас есть (демонстрируется «Дерево вежливости»). Наше дерево совсем без листочков! Надо ему помочь одеться! Но наше дерево волшебное, а значит и листочки у него должны быть волшебными! Вот у нас лежат листочки со словами, но не все они «волшебные», ваша задача найти листик с «волшебным», т.е. вежливым словом и приклеить его к нашему дереву.

Ну вот, посмотрите, какое красивое, волшебное дерево у нас получилось! Теперь это дерево будет стоять у нас в классе и напоминать вам о том, что нужно быть вежливыми.

5. Подведение итогов:

Ну вот, ребята, мы с вами вспомнили вежливые слова и вырастили «Волшебное дерево» По-моему, у нас здорово получилось! Молодцы, ребята!

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумано кем-то красиво -

За помощь поблагодарить,

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свиданья»

Друг другу всегда говорим,

«Пожалуйста» - если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это – основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым – обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколь тебе уже лет.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.