Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Триада юпитер марс квирин и ее трактовки. Юпитер, марс, квирин и капитолийская триада

Триада юпитер марс квирин и ее трактовки. Юпитер, марс, квирин и капитолийская триада

§ 166. Юпитер, Марс, Квирин и капитолийская триада

В отличие от древних греков, рано сформировавших и четко определивших свой пантеон, римляне в ранний период своей истории имели несложную иерархию, куда входила архаическая триада - Юпитер-Марс-Квирин, а также Янус и Веста. Янус как бог-покровитель всяческих «начал» стоял первым в списке, а Веста, покровительница Древнего Рима, его замыкала. Однако древние авторы упоминали целый ряд божеств - аборигенных или заимствованных у греков и этрусков, не сообщая нам ничего определенного ни об их иерархии, ни о функциях. Древние авторы иногда делали различие между di indigetes и divi novensiles, первые считались народными (patrii) божествами, вторые - пришедшими позже (Варрон. "О латинском языке", V, 74; Вергилий. «Георгики», I, 498). Наиболее ценное свидетельство мы находим у Тита Ливия в его описании devotio: рядом с именами четырех высших богов (Янус, Юпитер, Марс, Квирин) упоминаются Беллона и Лары (божества войны и земли), divi novensiles и di indigetes, и наконец боги маны и Теллус (§ 164).

Никак нельзя усомниться в древнем происхождении триады Юпитер-Марс-Квирин: иерархические обязанности трех старших флаинов нов наглядно отражали высоту положения тех богов, культ которых они утверждали. Юпитер - царь богов, небесный громовержец, священное начало и гарант правого суда, всеобщего плодородия и космического порядка; он, однако, не вмешивается в войны: это прерогатива Марса (Маворса, Мамерса) - бога-воителя всех италийских народов. В некоторых местах Марса почитали и как бога мирных занятий; это довольно распространенная в истории религий тенденция к божественному тоталитаризму: «имперская» нацеленность некоторых богов на расширение границ своей сферы действия. Более всех других богов этим отличался Квирин. Как мы уже видели (§ 165), фламин Квирина участвовал только в трех церемониях, тех, что посвящались земледелию. Этимология имени этого бога ведет к тому же корню, что у слова viri, и, следовательно, covirites - курия, собрание римских граждан. Этот бог взял себе третью функцию божественной индоевропейской триады; однако в Риме, как и везде, третья божественная функция - служение общине - претерпела отчетливое дробление, естественное в условиях растущего многообразия и динамизма общественной жизни.

Что касается богов Януса и Весты, их воссоединение с древней триадой, вероятно, продолжает индоевропейскую традицию. По свидетельству Варрона, Янусу принадлежат prima, начала, а Юпитеру - summa, высоты. Таким образом, Юпитер - rex, поскольку prima стоят ниже, чем summa: первые имеют приоритет во времени, вторые - в dignitas [достоинство]. Место Януса в пространстве - входные двери и ворота. Он правит "началом года" - это его роль во временном цикле. И в историческом времени его место - в начале событий: он был первым царем Лациума и правителем во времена золотого века: тогда люди и боги жили вместе (Овидий. «Фаcты», I, 247-48). Его считают двуликим, bifrons: "любой вход - это два места, два состояния, то, откуда вышли, и то, куда вошли" (Dumezil, р. 337). Его древнее происхождение несомненно: и индо-иранцы и скандинавы также знали "первых богов".

Имя богини Весты восходит к индоевропейскому корню, обозначающему «горение», и священным очагом Рима был постоянный огонь ignis Vestae. Как показал Дюмезиль, тот факт, что все римские храмы были в основании четырехугольными, кроме святилища Весты - круглого - объясняется индийским учением о символизме Земли и Неба: при закладке храм должен ориентироваться по четырем сторонам света, но обитель Весты - это не храм, templum, а aedes sacra , вся сила богини - на земле. У Весты не было никаких обличий, кроме единственного - огня ("Фасты", VI, 299) - еще одно доказательство ее древнего происхождения и связи с традицией: первоначально ни одно римское божество не имело конкретного воплощения.

В период господства этрусков прежняя триада Юпитер-Марс-Квирин сменилась другой, утвердившейся во времена Тарквиниев триадой Юпитер-Юнона-Минерва. Под латино-этрусским, а впрочем, и греческим влияниям у богов появилась внешность. Юпитер Оптимус Максимус - так будут впредь именовать Юпитера - предстает перед римлянами в образе греческого Зевса с некоторыми этрусскими черта ми. Новые герои - новые ритуалы. Например, обычай чествования сенатом полководца-победителя - триумф - разворачивается под знаком Юпитера; на время торжеств триумфатор как бы персонифицируется в верховное божество: увенчанный лавровым венком, в облачении богов, он медленно едет на колеснице. Несмотря на присутствие в его храме статуй других богов - Юноны и Минервы, верховный бог - он, Юпитер, и к нему обращены обеты или посвящения.

Ж. Дюмезиль обращает наше внимание на то, что "Юнона - самая главная римская богиня, она же - и самая загадочная" (стр. 299). Ее имя, Juno, производится от корня со значением "жизненная сила". У нее многочисленные функции; под ее эгидой проводятся некоторые праздники, связанные с женской плодовитостью (как и Луцину, ее призывают для родовспоможения), праздники начала лунного месяца, "рождения луны" и т. д. В Капитолии Юнону называли Региной: этот эпитет отражал устойчивую традицию, родившуюся во времена Республики. Короче говоря, Юнона ассоциировалась стрехсоставной ин доевропейской идеологией: священная власть, военная сила, плодородие. Ж. Дюмезиль усматривает сходство этой множественности с концепцией, общей для ведийской Индии и Ирана, - концепцией богини, совмещающей в себе и примиряющей все три функции, т. е. с общественным идеалом женщины.

Имя Минервы - покровительницы искусства и ремесел, вероятно, имеет италийское происхождение от индоевропейского корня men, первоначально обозначавшего все виды духовной деятельности. К римлянам имя Менрва (Минерва) пришло из Этрурии, где эта богиня была разновидностью греческой Афины-Паллады.

Капитолийская триада не продолжает ни одну римскую традицию. Только Юпитера можно считать индоевропейским наследием. Ассоциация Юноны с Минервой произошла у этрусков; в иерархии их пантеона тоже имелась божественная триада, которая, например - и кроме этого нам больше ничего о ней не известно, - освящала закладку храмов (ср.: Servius. Ad Aen., 1, 422).

Контрольные вопросы

1. Понятие мифа. Мифологический хронотоп. Структура мифологического пространства.

2. Шаманский миф как источник мифа, эпоса и сказки.

3. Обряд инициации по этнографическим данным.

4. Отражение обряда инициации в шаманском мифе и волшебной сказке.

5. Герой шаманского мифа и его противник: эволюция образов.

6. Отличительные черты образа первопредка. Культурный герой и трикстер.

7. Смена типов мифологического мышления.

8. Четыре поколения эпических героев.

9. Мифологическая структура современного мышления.

10. Следы тотемических верований в египетской мифологии. Небесная корова.

11. Гелиопольская космогония и ее отражение в ритуале интронизации.

12. Ра и Гор. Змееборчество солнечных богов.

13. Образ Ока. Мифы об удалении Ока.

14. Эволюция образа Осириса.

15. Архаические мотивы в "Суде Гора с Сетом".

16. Загробные представления египтян. Роль и формы погребений.

17. Черты обряда инициации в ритуале хеб-сед и мифах о посмертном странст-вии души.

18. Религиозная реформа Эхнатона.

19. Следы культа Богини-Матери в греческой мифологии.

20. Мифологическая структура Олимпийской Семьи.

21. Бог преисподней в греческой мифологии.

22. Критский Зевс, его атрибуты и ипостаси.

23. Дионис-Загрей.

24. Аполлон как бог жизни и смерти. Дельфийский оракул.

25. Происхождение мифов о Геракле.

26. Архаические и раннегосударственные мотивы в сказаниях о Троянской войне и "Илиаде".

27. "Одиссея" и шаманский миф.

28. Земледельческие и малые божества римлян.

29. Триада Юпитер-Марс-Квирин и ее трактовки.

30. Верования римлян при республике. Цицерон о религии.

31. Культ Августа и его источники. Императорский культ в последующие века.

32. Верования римлян при Империи. Римские мистерии.

33. Ромул и Нума как ипостаси культурного героя.

34. Мифологические мотивы "Энеиды". "Энеида" как произведение эпохи Августа.

35. Скандинавский Один, его функции. Один и герой шаманского мифа.

36. Локи, структура его образа. "Перебранка Локи", ее место в "Эдде".

37. Миф о Бальдре и его значение.

38. Тор, его деяния. "Поездка Тора в Утгард" в сопоставлении с волшебной сказкой.

39. Особенности скандинавской эсхатологии.

40. Скандинавское понятие героизма на фоне эпоса других народов.

41. Сигурд и архаический герой.

42. Образ Гудрун, его место в мировой эпике.

43. Культ животных и зооморфные черты славянских языческих богов.

44. Славянские богини.

45. Дискуссия о сущности Рода. Солнечные боги.

46. Боги преисподней Ящер и Велес.

47. Боги воители Перун и Ярило. Владимиров пантеон.

48. Вопрос об архаичности русских былин. Святогор, Микула и его дочери.

49. Эволюция образа Ильи Муромца.

50. Раннегосударственное мышление и былины о Добрыне.

51. Место былины о Дюке в русской эпике.

52. Мифология Хараппы.

53. Веды, их состав. Ведический ритуал. Место Агни и Сомы в пантеоне.

54. Ведические боги: общая характеристика пантеона. Эволюция пантеона.

55. Ведический Индра.

56. Митра-Варуна, их место в пантеоне. Варуна в сопоставлении с Индрой.

57. Поздние гимны Ригведы.

58. Эволюция образа Вишну.

59. Аватары Вишну. Культ Кришны. Концепция "бхакти".

60. От ведического Рудры к индуистскому Шиве. Особенности культа Шивы.

61. Шактизм, его связь с культом Богини-Матери. Тантра.

63. "Махабхарата": от героического эпоса к философско-дидактическому.

В отличие от древних греков, рано сформировавших и четко определивших свой пантеон, римляне в ранний период своей истории имели несложную иерархию, куда входила архаическая триада - Юпитер-Марс-Квирин, а также Янус и Веста. Янус как бог-покровитель всяческих «начал» стоял первым в списке, а Веста, покровительница Древнего Рима, его замыкала. Однако древние авторы упоминали целый ряд божеств - аборигенных или заимствованных у греков и этрусков, не сообщая нам ничего определенного ни об их иерархии, ни о функциях. Древние авторы иногда делали различие между di indigetes и divi novensiles, первые считались народными (patrii) божествами, вторые - пришедшими позже (Варрон. "О латинском языке", V, 74; Вергилий. «Георгики», I, 498). Наиболее ценное свидетельство мы находим у Тита Ливия в его описании devotio: рядом с именами четырех высших богов (Янус, Юпитер, Марс, Квирин) упоминаются Беллона и Лары (божества войны и земли), divi novensiles и di indigetes, и наконец боги маны и Теллус (§ 164).

Никак нельзя усомниться в древнем происхождении триады Юпитер-Марс-Квирин: иерархические обязанности трех старших флаинов нов наглядно отражали высоту положения тех богов, культ которых они утверждали. Юпитер - царь богов, небесный громовержец, священное начало и гарант правого суда, всеобщего плодородия и космического порядка; он, однако, не вмешивается в войны: это прерогатива Марса (Маворса, Мамерса) - бога-воителя всех италийских народов. В некоторых местах Марса почитали и как бога мирных занятий; это довольно распространенная в истории религий тенденция к божественному тоталитаризму: «имперская» нацеленность некоторых богов на расширение границ своей сферы действия. Более всех других богов этим отличался Квирин. Как мы уже видели (§ 165), фламин Квирина участвовал только в трех церемониях, тех, что посвящались земледелию. Этимология имени этого бога ведет к тому же корню, что у слова viri, и, следовательно, covirites - курия, собрание римских граждан. Этот бог взял себе третью функцию божественной индоевропейской триады; однако в Риме, как и везде, третья божественная функция - служение общине - претерпела отчетливое дробление, естественное в условиях растущего многообразия и динамизма общественной жизни.

Что касается богов Януса и Весты, их воссоединение с древней триадой, вероятно, продолжает индоевропейскую традицию. По свидетельству Варрона, Янусу принадлежат prima, начала, а Юпитеру - summa, высоты. Таким образом, Юпитер - rex, поскольку prima стоят ниже, чем summa: первые имеют приоритет во времени, вторые - в dignitas [достоинство]. Место Януса в пространстве - входные двери и ворота. Он правит "началом года" - это его роль во временном цикле. И в историческом времени его место - в начале событий: он был первым царем Лациума и правителем во времена золотого века: тогда люди и боги жили вместе (Овидий. «Фаcты», I, 247-48). Его считают двуликим, bifrons: "любой вход - это два места, два состояния, то, откуда вышли, и то, куда вошли" (Dumezil, р. 337). Его древнее происхождение несомненно: и индо-иранцы и скандинавы также знали "первых богов".

Имя богини Весты восходит к индоевропейскому корню, обозначающему «горение», и священным очагом Рима был постоянный огонь ignis Vestae. Как показал Дюмезиль, тот факт, что все римские храмы были в основании четырехугольными, кроме святилища Весты - круглого - объясняется индийским учением о символизме Земли и Неба: при закладке храм должен ориентироваться по четырем сторонам света, но обитель Весты - это не храм, templum, а aedes sacra , вся сила богини - на земле. У Весты не было никаких обличий, кроме единственного - огня ("Фасты", VI, 299) - еще одно доказательство ее древнего происхождения и связи с традицией: первоначально ни одно римское божество не имело конкретного воплощения.

В период господства этрусков прежняя триада Юпитер-Марс-Квирин сменилась другой, утвердившейся во времена Тарквиниев триадой Юпитер-Юнона-Минерва. Под латино-этрусским, а впрочем, и греческим влияниям у богов появилась внешность. Юпитер Оптимус Максимус - так будут впредь именовать Юпитера - предстает перед римлянами в образе греческого Зевса с некоторыми этрусскими черта ми. Новые герои - новые ритуалы. Например, обычай чествования сенатом полководца-победителя - триумф - разворачивается под знаком Юпитера; на время торжеств триумфатор как бы персонифицируется в верховное божество: увенчанный лавровым венком, в облачении богов, он медленно едет на колеснице. Несмотря на присутствие в его храме статуй других богов - Юноны и Минервы, верховный бог - он, Юпитер, и к нему обращены обеты или посвящения.

Ж. Дюмезиль обращает наше внимание на то, что "Юнона - самая главная римская богиня, она же - и самая загадочная" (стр. 299). Ее имя, Juno, производится от корня со значением "жизненная сила". У нее многочисленные функции; под ее эгидой проводятся некоторые праздники, связанные с женской плодовитостью (как и Луцину, ее призывают для родовспоможения), праздники начала лунного месяца, "рождения луны" и т. д. В Капитолии Юнону называли Региной: этот эпитет отражал устойчивую традицию, родившуюся во времена Республики. Короче говоря, Юнона ассоциировалась стрехсоставной ин доевропейской идеологией: священная власть, военная сила, плодородие. Ж. Дюмезиль усматривает сходство этой множественности с концепцией, общей для ведийской Индии и Ирана, - концепцией богини, совмещающей в себе и примиряющей все три функции, т. е. с общественным идеалом женщины.

Имя Минервы - покровительницы искусства и ремесел, вероятно, имеет италийское происхождение от индоевропейского корня men, первоначально обозначавшего все виды духовной деятельности. К римлянам имя Менрва (Минерва) пришло из Этрурии, где эта богиня была разновидностью греческой Афины-Паллады.

Капитолийская триада не продолжает ни одну римскую традицию. Только Юпитера можно считать индоевропейским наследием. Ассоциация Юноны с Минервой произошла у этрусков; в иерархии их пантеона тоже имелась божественная триада, которая, например - и кроме этого нам больше ничего о ней не известно, - освящала закладку храмов (ср.: Servius. Ad Aen., 1, 422).

§ 167. Этруски: загадки и гипотезы

Отношения римлян и этрусков складывались с незапамятных времен, хотя трудно делать окончательные выводы о взаимоотношении культур этих двух народов. Нам неизвестен язык этрусков, но археологические свидетельств (захоронения, фрески, статуи, предметы обихода) убеждают нас в том, что это была высокоразвитая цивилизация. С другой стороны, историки античности не оставили нам таких подробных описаний их религии, культуры и истории, как в случае с фракийцами, кельтами или германцами. Более или менее серьезные данные о некоторых аспектах этрусской религии мы находим у латинских авторов лишь начиная с 1 в. до н. э., когда исконное наследие этрусков было существенно затемнено эллинистическими влияниями. Наконец, пока неясен вопрос даже о происхождении этрусков, что сказывается на корректности сравнительных выводов.

По сведениям Геродота (I, 94), этруски происходили от лидийцев, и действительно, азиатские корни этрусков подтверждают надписи, найденные на Лемносе. Однако дошедшие до нас формы культуры этрусков не отражают реалий, общепринятых в Азии. Несомненно лишь то, что действительно происходило слияние культур заморских завоевателей и более развитой цивилизации коренных жителей долин рек По и Тибра - этрусков, жителей государства Этрурии, - и что они стояли на более высокой, чем римляне, ступени развития. У них были мощный флот и обширные торговые связи, они знали способы выплавки железа и строили хорошо укрепленные города. В политическом отношении это была федерация городов-государств, в метрополии их было двенадцать. Население метрополии, кроме этрусков, включало умбрийцев, венетов, лигуров и другие италийские народы.

Один из немногих самых древних богов Рима - Марс. Со временем он превратился из миролюбивого бога плодородия в воинственного бога Войны.

В мифологии считается, что Марс сопровождал воинов на войну, принимая от них дары в виде жертв. Во время битв он появлялся на поле в сопровождении богини Беллоны После выигранной войны, ему преподносили дар в виде жертвоприношения коня. Этот бог обладал некоторыми особенностями по сравнению с другими - например, он обладал 3 жизнями. Его почитали намного сильнее, чем других.

Стоит добавить ко всему сказанному то, что его наносили в виде символики на монеты, изделия, щиты и прочее, что имело место в быте. Между прочим, этот бог считается родоначальником Рима - нынешней столицы Италии. Были у него и сыновья - Ромул и Рем. Близнецов родила ему весталка Рея Сильвия.

Марс - в римской мифологии бог войны, древнейшее божество Италии и Рима, которое входило в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон - Юпитер, Марс и Квирин. В древности он считался богом плодородия и растительности, но постепенно приобрел воинственный характер.

Марс сопровождал идущих на войну воинов, принимал жертвенные дары пред битвой и появлялся на поле брани в сопровождении богини войны Беллоны. Символом Марса было копье, хранившееся в царском дворце - регин; там же хранились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а остальные были сто искусными копиями, призванными сбить с толку похитителей.

Полководец, отправляясь на войну, взывал к Марсу, приводя в движение развешанные во дворце щиты и копье. По окончании военных действий богу войны приносили в жертву коня из победившей на бегах квадриги.

Большой популярностью пользовался Марс в период Республики: его изображения чеканились на монетах, бога награждали эпитетами победитель, сражающийся, расширяющий империю, умиротворитель. В западных римских провинциях с образом Марса связывали главных богов территориальных и племенных общин. Именно поэтому некоторые исследователи предполагали, что ранние римские представления о Марсе как о верховном божестве продолжали жить в народных преданиях.

Богу войны Марсу в древнегреческой мифологии соответствует бог Арес. Но отличие от греческого Ареса, Марс почитался в Риме выше других богов, возможно потому, что, по легендам, его сыновья Рем и Ромул основали этот город.

Марс — древнеримский бог, считался одним из коренных италийских божеств, которому поклонялись на всем протяжении Италийского п-ова, а позже - и в провинциях, где культ аналогичных туземных божеств слился с культом национального италийского бога. Раньше всего Марс был богом весны, на что указывают праздники его, падавшие на весну и особенно на месяц март, названный его именем. Были в честь Марса праздники и в другие теплые времена года, т. е. летом и осенью. Почитание Марса продолжалось, таким образом, целых 8 месяцев, которые, по своей важности сравнительно с коротким и бесполезным для поселянина зимним временем года, составляли в сущности год. Как представитель растительной силы природы Марс считался богом года, годового благоденствия. Отсюда понятна связь его с богиней Анной, которая дала голодным плебеям хлеба.

12 щитов Марса - символическое изображение 12 месяц года. Как божество, рождающееся для борьбы с холодом и мертвыми силами природы, Марс получает атрибуты бога войны. Он должен бороться с демонами зимы и с самого же рождения своего вооружается на борьбу. В связи с этим стоят щиты и военный характер религиозных движений салиев. Как раз во время 8 теплых месяцев, посвященных Марсу происходили военные действия, заканчивавшиеся в день последнего празднества.

Яростный и неукротимый бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основателя города Рима — Ромула. Благодаря покровительству могучего бога войны римляне одерживали победы над соседними племенами, а затем и над другими народами. У Марса было два прозвища — Марс Шествующий в бой и Марс Копьеносный. После смерти Ромула и его обожествления появился бог Квирин, в которого обратился Ромул, став таким образом двойником Марса.

Когда-то Марса боялись. Яркая красноватая звезда получила имя древнеримского бога войны, и считалось, что она приносит бедствия и страдания. В наше время всем известно, что Марс не ЗВЕЗДА, а одна из интереснейших планет СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. В 1877 г. у астрономов возникло предположение, что на Марсе есть или была разумная жизнь.

Условия для этого казались благоприятными. Правда, Марс меньше Земли и в 1,5 раза дальше от Солнца. Но его сутки всего на 37 минут длиннее. На Марсе, как и на Земле, сменяются времена года и летом на полюсах тают полярные льды. Есть и атмосфера, хотя более разреженная, чем на Земле, с меньшим количеством кислорода и водяных паров. Света и тепла Марс получает меньше, чем Земля, но всё же достаточно, чтобы могла развиваться жизнь. Но какая? Сейчас учёные полагают, что ничего, кроме мхов и лишайников, на Марсе существовать не может: слишком всё-таки там мало воды и тепла. И уж, конечно, никаких марсиан в наше время там нет. Но есть на Марсе много загадочного.

Например, «каналы» — пересекающие планету непонятные тёмные линии, некоторые шириной до 100 км. Вероятнее всего, это просто впадины и разломы в почве. Но может быть, это искусственные сооружения? К тому же они меняют свой цвет в разное время года,— значит, на Марсе есть растительность.

Ещё более удивительны спутники Марса — Фобос и Деймос. Они очень малы: их диаметры — 8 и 15 км. Они довольно близко расположены от планеты: Фобос — на расстоянии 9380 км. Оказалось, что они движутся вокруг Марса так, как двигались бы искусственные спутники. Вот почему некоторые учёные высказали предположение, что в далёкие времена на Марсе были условия для существования разумных существ, которые и создали эти спутники. А сейчас планета остывает, и жизнь на ней угасает. Куда же делись марсиане? Об этом можно только гадать, но не исключено, что они переселились на другие миры с помощью искусственных спутников Фобоса и Деймоса.

Всё это, конечно, лишь ГИПОТЕЗЫ. Опровергнуть их пока так же трудно, как и доказать. На Марс направлены мощные телескопы. Особенно удобно его изучать, когда наступает «великое противостояние». Это случается один раз в 15—17 лет. Последнее противостояние Марса было в 1956 г. следующее будет в 1971 г. Как знать, может быть, тогда учёные сумеют открыть что-то такое, что поможет решить марсианские загадки.

Источники: smexota.net, aforizmu.com, www.wikiznanie.ru, www.mifologija.ru, www.what-who.com

История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства Элиаде Мирча

§ 166. Юпитер, Марс, Квирин и капитолийская триада

В отличие от древних греков, рано сформировавших и четко определивших свой пантеон, римляне в ранний период своей истории имели несложную иерархию, куда входила архаическая триада - Юпитер-Марс-Квирин, а также Янус и Веста. Янус как бог-покровитель всяческих «начал» стоял первым в списке, а Веста, покровительница Древнего Рима, его замыкала. Однако древние авторы упоминали целый ряд божеств - аборигенных или заимствованных у греков и этрусков, не сообщая нам ничего определенного ни об их иерархии, ни о функциях. Древние авторы иногда делали различие между di indigetes и divi novensiles, первые считались народными (patrii) божествами, вторые - пришедшими позже (Варрон. "О латинском языке", V, 74; Вергилий. «Георгики», I, 498). Наиболее ценное свидетельство мы находим у Тита Ливия в его описании devotio: рядом с именами четырех высших богов (Янус, Юпитер, Марс, Квирин) упоминаются Беллона и Лары (божества войны и земли), divi novensiles и di indigetes, и наконец боги маны и Теллус (§ 164).

Никак нельзя усомниться в древнем происхождении триады Юпитер-Марс-Квирин: иерархические обязанности трех старших флаинов нов наглядно отражали высоту положения тех богов, культ которых они утверждали. Юпитер - царь богов, небесный громовержец, священное начало и гарант правого суда, всеобщего плодородия и космического порядка; он, однако, не вмешивается в войны: это прерогатива Марса (Маворса, Мамерса) - бога-воителя всех италийских народов. В некоторых местах Марса почитали и как бога мирных занятий; это довольно распространенная в истории религий тенденция к божественному тоталитаризму: «имперская» нацеленность некоторых богов на расширение границ своей сферы действия. Более всех других богов этим отличался Квирин. Как мы уже видели (§ 165), фламин Квирина участвовал только в трех церемониях, тех, что посвящались земледелию. Этимология имени этого бога ведет к тому же корню, что у слова viri, и, следовательно, covirites - курия, собрание римских граждан. Этот бог взял себе третью функцию божественной индоевропейской триады; однако в Риме, как и везде, третья божественная функция - служение общине - претерпела отчетливое дробление, естественное в условиях растущего многообразия и динамизма общественной жизни.

Что касается богов Януса и Весты, их воссоединение с древней триадой, вероятно, продолжает индоевропейскую традицию. По свидетельству Варрона, Янусу принадлежат prima, начала, а Юпитеру - summa, высоты. Таким образом, Юпитер - rex, поскольку prima стоят ниже, чем summa: первые имеют приоритет во времени, вторые - в dignitas [достоинство]. Место Януса в пространстве - входные двери и ворота. Он правит "началом года" - это его роль во временном цикле. И в историческом времени его место - в начале событий: он был первым царем Лациума и правителем во времена золотого века: тогда люди и боги жили вместе (Овидий. «Фаcты», I, 247-48). Его считают двуликим, bifrons: "любой вход - это два места, два состояния, то, откуда вышли, и то, куда вошли" (Dumezil, р. 337). Его древнее происхождение несомненно: и индо-иранцы и скандинавы также знали "первых богов".

Имя богини Весты восходит к индоевропейскому корню, обозначающему «горение», и священным очагом Рима был постоянный огонь ignis Vestae. Как показал Дюмезиль, тот факт, что все римские храмы были в основании четырехугольными, кроме святилища Весты - круглого - объясняется индийским учением о символизме Земли и Неба: при закладке храм должен ориентироваться по четырем сторонам света, но обитель Весты - это не храм, templum, а aedes sacra , вся сила богини - на земле. У Весты не было никаких обличий, кроме единственного - огня ("Фасты", VI, 299) - еще одно доказательство ее древнего происхождения и связи с традицией: первоначально ни одно римское божество не имело конкретного воплощения.

В период господства этрусков прежняя триада Юпитер-Марс-Квирин сменилась другой, утвердившейся во времена Тарквиниев триадой Юпитер-Юнона-Минерва. Под латино-этрусским, а впрочем, и греческим влияниям у богов появилась внешность. Юпитер Оптимус Максимус - так будут впредь именовать Юпитера - предстает перед римлянами в образе греческого Зевса с некоторыми этрусскими черта ми. Новые герои - новые ритуалы. Например, обычай чествования сенатом полководца-победителя - триумф - разворачивается под знаком Юпитера; на время торжеств триумфатор как бы персонифицируется в верховное божество: увенчанный лавровым венком, в облачении богов, он медленно едет на колеснице. Несмотря на присутствие в его храме статуй других богов - Юноны и Минервы, верховный бог - он, Юпитер, и к нему обращены обеты или посвящения.

Ж. Дюмезиль обращает наше внимание на то, что "Юнона - самая главная римская богиня, она же - и самая загадочная" (стр. 299). Ее имя, Juno, производится от корня со значением "жизненная сила". У нее многочисленные функции; под ее эгидой проводятся некоторые праздники, связанные с женской плодовитостью (как и Луцину, ее призывают для родовспоможения), праздники начала лунного месяца, "рождения луны" и т. д. В Капитолии Юнону называли Региной: этот эпитет отражал устойчивую традицию, родившуюся во времена Республики. Короче говоря, Юнона ассоциировалась стрехсоставной ин доевропейской идеологией: священная власть, военная сила, плодородие. Ж. Дюмезиль усматривает сходство этой множественности с концепцией, общей для ведийской Индии и Ирана, - концепцией богини, совмещающей в себе и примиряющей все три функции, т. е. с общественным идеалом женщины.

Имя Минервы - покровительницы искусства и ремесел, вероятно, имеет италийское происхождение от индоевропейского корня men, первоначально обозначавшего все виды духовной деятельности. К римлянам имя Менрва (Минерва) пришло из Этрурии, где эта богиня была разновидностью греческой Афины-Паллады.

Капитолийская триада не продолжает ни одну римскую традицию. Только Юпитера можно считать индоевропейским наследием. Ассоциация Юноны с Минервой произошла у этрусков; в иерархии их пантеона тоже имелась божественная триада, которая, например - и кроме этого нам больше ничего о ней не известно, - освящала закладку храмов (ср.: Servius. Ad Aen., 1, 422).

Из книги Мифы кельтских народов автора Широкова Надежда Сергеевна

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Псалмы 122–124. Вторая триада. Когда ресурсы исчерпаны Человеческое презрение (Пс. 122) и враждебность (Пс. 123) побуждают народ Божий полностью вручить себя могуществу Господа, и те, кто уповает на Него (Пс. 124), становятся стойкими, как Сион. В Пс. 119 звучит мольба о расправе с

Из книги Личность и Эрос автора Яннарас Христос

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

1. СУЩНОСТНАЯ МОНАДА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРИАДА Способ, каким мы познаём обращенный к человеку божественный призыв к личному общению и отношению, являет троичную энергию в той мере, в какой сам он проявляется как возможность участия в полноте личного способа бытия,

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Глава 2 Юпитер Власть Юпитера Юпитер, Иов или Зевс, царь богов, высший правитель Вселенной, особое божество человечества, олицетворение неба и всех воздушных явлений, блюститель политического порядка и мира, был самым главным из олимпийских богов – все остальные должны

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

Глава 9 Марс Характер Марса Марс (Арес), сын Юпитера и Юноны, был богом войны, олицетворяющим также грозовое небо. В Греции его почитали мало, зато в Риме он был одним из главных божеств. Говорят, что он увидел свет во Фракии, стране, знаменитой своими жестокими буранами и

Из книги Ты свободен! [Прямо сейчас. Как найти себя] автора Штюбен Клаус

Юпитер и Фетида Юпитер, отец богов, однажды без памяти влюбился в прекрасную морскую нимфу по имени Фетида, которая была дочерью Нерея и Дориды. Среброногая Фетида, Дочь седого бога морей. Гомер Он очень хотел сделать ее своей женой, но перед тем, как совершить такой

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Из книги автора

Из книги автора

25. ЮПИТЕР, ОДИН, ТАРАНИС И ДРУГИЕ В Италии Юпитеру, как в Греции Зевсу, поклонялись на вершинах гор. С горами вообще связана самая различная символика (§ 31): они «высокие», они близко от неба, на них встречаются облака и с них нисходит гром. Конечно же в Греции наибольшие

Из книги автора

Из единого возникает два, а затем триада Дао рождает единое.Единое рождает два.Два рождает триаду.А триада рождает множество.Лао-цзыТеперь, когда ты непосредственно испытал, кем ты являешься, мы можем опираться на этот опыт. Я не знаю, как именно ты называешь это

Из книги автора

Квирин (квириналии, квириналис, квириты…) В древнеримской мифологии Квирин (Quirinus) – собственно сабинское прозвание бога Марса, как мечущего копья бога войны (от сабинского слова curis, копье), которого сабиняне считали отцом основателя древней столицы своей, Кур, подобно

Из книги автора

Марс В древнеримской мифологии Марс (Mars, Mamers, Mavors, Marmar, Maurs) – считался одним из коренных италийских божеств, которому поклонялись на всем протяжении Италийского п-ова, а позже – и в провинциях, где культ аналогичных туземных божеств слился с культом национального